Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование и учебные пособия

26.02.2004
Наталья Иванова-Гладищикова

Игорь Федоров: "Судьбу Единого экзамена решили олимпиады"
Компромисс. 113 столичных вузов согласны учитывать результаты ЕГЭ

Что обсуждалось на Совете ректоров Москвы? Что ждет московские вузы в связи с "добровольным" принятием ЕГЭ? Как был достигнут компромисс с Минобразования? Об этом рассказывает председатель Совета ректоров Москвы, ректор МГТУ имени Баумана Игорь Федоров.

- Ректоров больше всего волновал вопрос сохранения связи между высшей и средней школой в процессе проведения Единого экзамена (ЕГЭ). Лучшие вузы России за многие годы создали широкую систему взаимодействия со школами; систему конкурсов, олимпиад (в МГТУ имени Баумана это "Шаг в будущее"). Мы очень дорожим этой системой, потому что она действительно помогает отбирать талантливых ребят. Но если ЕГЭ вводить механически, эта система разрушится.

В результате острых дискуссий удалось отстоять положение о льготах при поступлении для победителей олимпиад, конкурсов, программ. С этим согласились даже те, кто рьяно выступает за проведение ЕГЭ. Для нас это был вопрос номер один. Мы сами не заинтересованы принимать людей, которых придется выгонять через семестр. Это положение будет прописано законодательно.

- Сколько человек вы будете принимать по результатам ЕГЭ, а сколько - по обычным экзаменам?

- А нам это не известно. Например, к нам приходит человек с результатами ЕГЭ (аттестат мы никогда не смотрим). Мы видим его оценки и предлагаем: если хотите, эти баллы будут зачтены по стобалльной системе. Не хотите - сдавайте вступительный экзамен (но тогда про ЕГЭ забудьте: или-или). Я говорю про наш вуз. У нас нет никакого квотирования по ЕГЭ и вступительным экзаменам. Все проводится на конкурсной основе.

- Владимир Филиппов сказал, что вступительный экзамен в вузе тоже будет оцениваться по стобалльной шкале...

- В МГТУ - своя система (есть три с половиной, четыре с половиной балла). Но мы уже просчитали переводные коэффициенты, продумали, как эти баллы переводить.

- Получается, что на Совете ректоров ничего радикального не произошло...

- Все прошло цивилизованно. Мы просто решили, что не нужно устраивать бесплодную дискуссию. Нам надо было отреагировать на ту ситуацию, что в Москве школьники тоже стали принимать участие в ЕГЭ. На добровольных началах. И нельзя ущемлять их интересы.

- А не получается, что на самом деле это сделано в интересах лишь иногородних ребят (во многих регионах сдают только ЕГЭ).

- Если даже и так, то москвичам-то они не конкуренты. Иногородние идут по другой схеме: по схеме общежития. Хотя теоретически места распределяются только по баллам, но если нет мест в общежитии, мы говорим: мы тебя зачислим, а ты сам ищи жилье. Но этого почти никто не делает.

- А сколько студентов-немосквичей учится в Бауманском?

- Мы принимаем 550 человек в год.

- У Бауманского университета есть "подшефные" школы?

- Да. Их две. Лицей № 1580 в Чертанове и школа № 401, где наряду с обычными есть несколько старших лицейских классов. Плюс у нас существуют договоры о сотрудничестве со 192 школами.

- На Совете не возвращались к проблеме совмещенных экзаменов в "подшефных" школах (когда выпускные экзамены засчитываются как вступительные в курирующий вуз)? Известно, что эта система действует последний год...

- Совмещенные экзамены отменены. Некоторые почему-то очень болезненно это воспринимают. Говорят, что они нужны. Но я не чувствую этого. Наши две школы уже "встроены" в систему вуза.

- Решения, принятые сегодня, - окончательные?

- Надеюсь. Просто больше некому вмешиваться.

- Ректоры устали от всего этого?

- Устали...

- А чего больше всего хочется? Чтобы отменили ЕГЭ?

- Ну это совсем было бы хорошо (Смеется). Но для нас главное, что остаются наши олимпиады и конкурсы. Ведь лучшие ребята к нам поступают именно таким путем.

- Но ведь вопрос об олимпиадах - давно решенный?

- Да. Это было наше первое условие, без которого мы вообще бы отказались обсуждать вопрос о ЕГЭ. Если бы этого не было, наша позиция была бы крайне жесткой.

- Сказали бы: нет - и все?

- Да. Сказали бы.

На Шпицбергене трудности с Единым экзаменом

На состоявшемся Совете ректоров Москвы было решено не считать Единый экзамен единственным способом поступления в вуз.

Как обещал министр образования Владимир Филиппов, уже на весенней думской сессии должен быть принят закон о новых правилах приема в высшие учебные заведения. А пока, как уже было объявлено, 50% специальностей во всех вузах столицы (кроме МГУ) отдаются под Единый госэкзамен. Заставить участвовать в ЕГЭ московских школьников никто не сможет: просто взамен выпускных экзаменов в школе желающие смогут добровольно сдавать ЕГЭ. Причем пункты сдачи будут расположены не в школах, а в выделенных для этого 30 вузах. Или же в июле (как и в дореформенные годы) школьники будут сдавать вступительные экзамены на общих основаниях.

По словам Владимира Филиппова, сейчас существенно дополнен уже разработанный проект закона о новых правилах приема в вузы: примерно в сто раз будет увеличен прием вообще без каких-либо экзаменов. Теперь победители не только всероссийских олимпиад, но и призеры региональных олимпиад будут приниматься во все вузы данного субъекта федерации вообще без экзаменов (а в вузы других субъектов федерации - по их усмотрению). Более того, в проекте закона есть положение о том, что отныне будут проводиться и всероссийские конкурсы по профессиям (для будущих врачей, инженеров). И победители этих конкурсов получат возможность поступать в вузы данного субъекта федерации не без экзаменов, а вне конкурса. Вузы других субъектов федерации будут сами решать, принимать ли их на таких условиях. Еще министр сказал, что "возможно, в будущем 10% приема в вузы надо оставить на усмотрение ученых советов учебных заведений".

- Мне очень жалко, что Москва не будет иметь права голоса по итогам эксперимента по ЕГЭ, - пожаловался (или пригрозил?) Владимир Филиппов. - Есть правило: если вы хотите принять решение, касающееся всех субъектов федерации, вы должны получить 50% положительных ответов от этого субъекта федерации. Как запрашивать тех, кто вне эксперимента? Столица, к сожалению, не будет иметь права отвечать "да" или "нет", потому что Москва в эксперименте не участвует.

Нам, впрочем, кажется, что Москва участвует именно в эксперименте, а не в насильственном ("добровольно и с песнями") насаждении православия (пардон, ЕГЭ) во всех субъектах федерации.

Потом министр стал говорить о недостатках ЕГЭ (как же без самокритики!): "У нас еще очень много вопросов относительно контрольно-измерительных материалов... Нас не удовлетворяют тесты по русскому и литературе". Или: как быть с ЕГЭ по математике для гуманитарного профильного класса? Пока экзамен по математике для всех одинаковый. И еще очень "важное": "Как быть с ЕГЭ на Шпицбергене? Или в школах при посольствах..."

Из странного: по словам министра, льготы для медалистов должны остаться еще года два-три, пока полностью не будет введен ЕГЭ. "Я считаю, что медаль должна остаться все равно. Как поощрение школы за особые успехи в обучении". Не очень понятно, правда, кому, кроме самой школы, нужна будет медаль, с которой можно было сдавать лишь однин экзамен в вуз. Раз теперь не так, то ради чего ребенку мучиться?

Министр, как всегда, говорил о необходимости расширения доступности образования. А для этого нужен не только ЕГЭ, но и предоставление социальных стипендий, общежитий... Поступившим в московские вузы иногородним придется не только учиться, но и где-то жить, что-то есть... (Как говорилось в старом анекдоте: "съисть-то он съисть, да кто ж ему дасьть").

И вообще, по словам Филиппова, все субъекты федерации (в прошлом году - 47, в этом - 64) в первый год эксперимента по ЕГЭ использовали принцип добровольного участия школьников. Поэтому в решении Москвы нет ничего экстраординарного. "А на второй год эксперимента? - спросила министра обозреватель "Известий". "А на второй год уже принималось решение субъекта федерации". Сами догадайтесь, какое. Какое же решение примет Москва?

справка

19 февраля должен был стать последним днем, когда у выпускников московских школ принимали заявления на сдачу ЕГЭ. Однако в столичном департаменте образования уверены: срок скорее всего продлят. В федеральном Министерстве образования, наоборот, считают, что все заявки уже подсчитаны. Дело в том, что желающих сдать Единый экзамен оказалось в три раза больше, чем ожидали чиновники из министерства. По данным сотрудников отдела организации Единого экзамена, из 78 тысяч будущих выпускников вместо ожидаемых 10-12 тысяч на пункты проведения пробного ЕГЭ 18 апреля собираются прийти более 25 тысяч.

Теперь министерству придется выбирать один из двух путей - увеличивать количество мест или сокращать число сдающих. Скорее всего выберут по финансовым соображениям второе.

Как неофициально сообщили "Известиям" в Минобразовании, такое огромное число выпускников, желающих сдать ЕГЭ, оказалось для них сюрпризом. "Несмотря на мощную пиар-кампанию против Единого экзамена, которой подверглись школьники и родители (из примерно полутора тысяч московских школ пятьсот вообще не прислали заявки), дети сами осознали выгоды ЕГЭ".

Источник: Известия Науки

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение