Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование и учебные пособия

20.02.2004
Сергей Лесков

Владимир Филиппов: "80 процентов студенческих мест распределено еще до экзамена"
ЕГЭ - механизм оценки качества образования

- Президент подчеркивал, что все реформы в образовании подчинены важнейшей цели - сделать его равнодоступным для всех слоев, независимо от материальной состоятельности и места проживания. И это возвращает к вечной дискуссии вокруг Единого государственного экзамена.

- В декабре 2003 года, выступая в прямом эфире, президент назвал цели ЕГЭ благородными: расширение доступности образования, борьба с коррупцией, введение единых стандартов при поступлении в вуз. И, конечно, президент знает о противоречиях части ректорского корпуса и Министерства образования. Но большинство ректоров склоняются к признанию ЕГЭ. Недавно на Совете ректоров Москвы ректор МГУ Виктор Садовничий говорил о том, что ЕГЭ дает объективную оценку качества школьного образования и расширяет доступность высшего образования. Спорить с этим, по словам В. Садовничего, не только бессмысленно, но и преступно. Кстати, при некоторых кафедрах МГУ уже созданы курсы по подготовке абитуриентов к ЕГЭ. Это честный метод, в отличие от уроков по 50 долларов в час у вузовского доцента, который конспиративно "ведет" молодого человека через экзамены. Вместе с тем при приеме в вузы помимо ЕГЭ необходимо использовать и другие способы поиска талантливой молодежи, о чем неоднократно говорил президент. Министерством подготовлен законопроект о повышении более чем в 100 раз вузовского приема абитуриентов по итогам Всероссийских и региональных олимпиад.

- ЕГЭ шагает по стране уже 4 года, в 2004 году в него войдут уже 64 региона. Столь длительных и масштабных экспериментов в России нет. О достоинствах ЕГЭ уже стократно говорили все государственные руководители, но создается впечатление о неприятии эксперимента в определенных кругах.

- По оценкам специалистов, занимающихся мониторингом экономики образования, за вузовскими репетиторами, платными курсами, "договорными" школами стоят 300 тысяч абитуриентов. Ежегодный бесплатный прием в 600 государственных вузов - 360 тысяч человек. То есть больше 80% студенческих мест так или иначе распределено еще до всяких экзаменов. Деньги крутятся гигантские - от 600 млн до 1 млрд долл. ежегодно. Но у многих одаренных ребят сегодня нет денег, чтобы добраться из дальних регионов до крупного города. ЕГЭ, как просчитано в Высшей школе экономики, сэкономит российским семьям в год до 20 млрд рублей личных средств. Количество первокурсников из сельских и отдаленных местностей уже выросло на 5-7%. Когда Россия окажется интегрированной в европейскую систему образования, вырастет и количество студентов по международному обмену. Иногда звучат опасения: московские вузы будут заполонены натасканными на ЕГЭ провинциалами. Но в московские вузы приходят выпускники с высоким уровнем знаний. И потом, будучи честными перед всей страной, мы должны отдавать себе отчет, что МГУ, МГИМО, Бауманка создавались не для одной Москвы, надо создать систему равенства поступления в эти вузы. А уж куда поедут учиться талантливые ребята, - их выбор. В других регионах, кстати, тоже есть такие же хорошие университеты.

ЕГЭ не выгоден некоторым директорам школ - их уровень сразу станет ясен. ЕГЭ опасен и для слабых учителей: у учеников появится возможность выбирать сильного педагога. Есть немало примеров, когда старшеклассники из областных центров ездят на уроки в близкие села к прежде никому не известным учителям. ЕГЭ невыгоден и вузовским репетиторам, которые сидят на коррупционных потоках. Некоторые ректоры любят повторять: как костюм надо самому примерить, так и в глаза будущему студенту надо посмотреть. На это в народе говорят: чаще не в глаза смотрят, а в кошелек заглядывают.

Система образования - крупнейшая социальная отрасль. Организованно против ЕГЭ выступают те, кто делает деньги на поступлении детей в вузы. Но мы обслуживаем население и проводим модернизацию образования в его интересах. Единый экзамен выгоден ученикам и родителям, и мы должны идти на введение ЕГЭ, отработав в эксперименте все детали.

- Вы говорите о деньгах. Но ведь и сам эксперимент стоит немалых средств. Кто-нибудь их контролирует?

- Эксперимент по введению единого экзамена - часть комплексной госпрограммы по модернизации образования, он проводится по постановлению правительства, финансируется за счет бюджетов всех уровней. В 2004 году бюджет выделил на ФПРО 3 млрд руб., из которых на ЕГЭ поступает всего 14,7%. Каждый год нас проверяют финансовые органы, в том числе неоднократно Счетная палата.

- Рассматривались ли другие варианты? Оппоненты говорят, что Россия бездумно устремилась по западному пути, хотя ее образование было лучшим в мире.

- Задача не в реформировании экзаменационной системы - необходимо повысить качество образования. А это качество, здесь мнение едино, снижается, каким бы высоким оно ни было прежде. Пока школа сама учит и сама ставит себе оценку, ни о каких объективных критериях качества образования говорить не приходится. ЕГЭ - лишь механизм оценки качества образования. И ни в одной западной стране такой системы нет. А вот в Китае похожая система действует уже 40 лет. Но мы не идем ни по западному, ни по восточному пути. ЕГЭ не копирует чужих схем, это чисто российская система, в основе которой лежат сотни исследований по сравнительной образовательной политике, где крупнейшим специалистом является президент Российской академии образования Николай Никандров.

Переводились монографии, проводились международные конференции. В Институте общего и среднего образования проанализированы модели проведения государственных экзаменов в 51 стране мира. Еще в 2000 году создан Совет по организации подготовки и проведения эксперимента по внедрению ЕГЭ, который по-прежнему открыт для предложений. К сожалению, у нас нет данных по Москве, которая и в этом году не вошла в эксперимент, предоставив ученикам право добровольно принимать решение, сдавать ЕГЭ или традиционные экзамены. Думаю, большинство ребят запишутся на ЕГЭ. В 2004 году в эксперименте по всей России будет участвовать около 900 тысяч выпускников школ (2003 год - 630 тысяч) из 1 млн 330 тысяч. В 2005 году эксперимент распространится на оставшиеся регионы. В 2006 году ожидается 100-процентный переход на ЕГЭ.

Источник: Известия Науки
Статья приведена в сокращенном варианте

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение