20.02.2004 Сергей Лесков
Владимир Филиппов: "80 процентов студенческих мест распределено еще до экзамена" ЕГЭ - механизм оценки качества образования
- Президент подчеркивал, что все реформы в
образовании подчинены важнейшей цели -
сделать его равнодоступным для всех слоев,
независимо от материальной
состоятельности и места проживания. И это
возвращает к вечной дискуссии вокруг
Единого государственного экзамена.
- В декабре 2003 года, выступая в прямом эфире,
президент назвал цели ЕГЭ благородными:
расширение доступности образования, борьба
с коррупцией, введение единых стандартов
при поступлении в вуз. И, конечно, президент
знает о противоречиях части ректорского
корпуса и Министерства образования. Но
большинство ректоров склоняются к
признанию ЕГЭ. Недавно на Совете ректоров
Москвы ректор МГУ Виктор Садовничий
говорил о том, что ЕГЭ дает объективную
оценку качества школьного образования и
расширяет доступность высшего образования.
Спорить с этим, по словам В. Садовничего, не
только бессмысленно, но и преступно. Кстати,
при некоторых кафедрах МГУ уже созданы
курсы по подготовке абитуриентов к ЕГЭ. Это
честный метод, в отличие от уроков по 50
долларов в час у вузовского доцента,
который конспиративно "ведет"
молодого человека через экзамены. Вместе с
тем при приеме в вузы помимо ЕГЭ необходимо
использовать и другие способы поиска
талантливой молодежи, о чем неоднократно
говорил президент. Министерством
подготовлен законопроект о повышении более
чем в 100 раз вузовского приема абитуриентов
по итогам Всероссийских и региональных
олимпиад.
- ЕГЭ шагает по стране уже 4 года, в 2004 году
в него войдут уже 64 региона. Столь
длительных и масштабных экспериментов в
России нет. О достоинствах ЕГЭ уже
стократно говорили все государственные
руководители, но создается впечатление о
неприятии эксперимента в определенных
кругах.
- По оценкам специалистов, занимающихся
мониторингом экономики образования, за
вузовскими репетиторами, платными курсами,
"договорными" школами стоят 300 тысяч
абитуриентов. Ежегодный бесплатный прием в
600 государственных вузов - 360 тысяч человек.
То есть больше 80% студенческих мест так или
иначе распределено еще до всяких экзаменов.
Деньги крутятся гигантские - от 600 млн до 1
млрд долл. ежегодно. Но у многих одаренных
ребят сегодня нет денег, чтобы добраться из
дальних регионов до крупного города. ЕГЭ,
как просчитано в Высшей школе экономики,
сэкономит российским семьям в год до 20 млрд
рублей личных средств. Количество
первокурсников из сельских и отдаленных
местностей уже выросло на 5-7%. Когда Россия
окажется интегрированной в европейскую
систему образования, вырастет и количество
студентов по международному обмену. Иногда
звучат опасения: московские вузы будут
заполонены натасканными на ЕГЭ
провинциалами. Но в московские вузы
приходят выпускники с высоким уровнем
знаний. И потом, будучи честными перед всей
страной, мы должны отдавать себе отчет, что
МГУ, МГИМО, Бауманка создавались не для
одной Москвы, надо создать систему
равенства поступления в эти вузы. А уж куда
поедут учиться талантливые ребята, - их
выбор. В других регионах, кстати, тоже есть
такие же хорошие университеты.
ЕГЭ не выгоден некоторым директорам школ -
их уровень сразу станет ясен. ЕГЭ опасен и
для слабых учителей: у учеников появится
возможность выбирать сильного педагога.
Есть немало примеров, когда
старшеклассники из областных центров ездят
на уроки в близкие села к прежде никому не
известным учителям. ЕГЭ невыгоден и
вузовским репетиторам, которые сидят на
коррупционных потоках. Некоторые ректоры
любят повторять: как костюм надо самому
примерить, так и в глаза будущему студенту
надо посмотреть. На это в народе говорят:
чаще не в глаза смотрят, а в кошелек
заглядывают.
Система образования - крупнейшая
социальная отрасль. Организованно против
ЕГЭ выступают те, кто делает деньги на
поступлении детей в вузы. Но мы обслуживаем
население и проводим модернизацию
образования в его интересах. Единый экзамен
выгоден ученикам и родителям, и мы должны
идти на введение ЕГЭ, отработав в
эксперименте все детали.
- Вы говорите о деньгах. Но ведь и сам
эксперимент стоит немалых средств. Кто-нибудь
их контролирует?
- Эксперимент по введению единого экзамена -
часть комплексной госпрограммы по
модернизации образования, он проводится по
постановлению правительства,
финансируется за счет бюджетов всех
уровней. В 2004 году бюджет выделил на ФПРО 3
млрд руб., из которых на ЕГЭ поступает всего
14,7%. Каждый год нас проверяют финансовые
органы, в том числе неоднократно Счетная
палата.
- Рассматривались ли другие варианты?
Оппоненты говорят, что Россия бездумно
устремилась по западному пути, хотя ее
образование было лучшим в мире.
- Задача не в реформировании
экзаменационной системы - необходимо
повысить качество образования. А это
качество, здесь мнение едино, снижается,
каким бы высоким оно ни было прежде. Пока
школа сама учит и сама ставит себе оценку,
ни о каких объективных критериях качества
образования говорить не приходится. ЕГЭ -
лишь механизм оценки качества образования.
И ни в одной западной стране такой системы
нет. А вот в Китае похожая система действует
уже 40 лет. Но мы не идем ни по западному, ни
по восточному пути. ЕГЭ не копирует чужих
схем, это чисто российская система, в основе
которой лежат сотни исследований по
сравнительной образовательной политике,
где крупнейшим специалистом является
президент Российской академии образования
Николай Никандров.
Переводились монографии, проводились
международные конференции. В Институте
общего и среднего образования
проанализированы модели проведения
государственных экзаменов в 51 стране мира.
Еще в 2000 году создан Совет по организации
подготовки и проведения эксперимента по
внедрению ЕГЭ, который по-прежнему открыт
для предложений. К сожалению, у нас нет
данных по Москве, которая и в этом году не
вошла в эксперимент, предоставив ученикам
право добровольно принимать решение,
сдавать ЕГЭ или традиционные экзамены.
Думаю, большинство ребят запишутся на ЕГЭ. В
2004 году в эксперименте по всей России будет
участвовать около 900 тысяч выпускников школ
(2003 год - 630 тысяч) из 1 млн 330 тысяч. В 2005 году
эксперимент распространится на оставшиеся
регионы. В 2006 году ожидается 100-процентный
переход на ЕГЭ.
Источник: Известия
Науки Статья приведена в сокращенном варианте
|