2003 Светлана Пилюгина
Ректор ВШЭ о Едином экзамене
Более 700 тысяч выпускников школ из 47
регионов страны сдавали в нынешнем году
Единый государственный экзамен (ЕГЭ).
Однако число вузов, засчитывающих его в
качестве вступительного, пока еще
ограничено. Одни выжидают, присматриваются,
другие настаивают на особых условиях для
себя. А вот Государственный Университет "Высшая
школа экономики", одним из первых
столичных вузов, три года назад начал
признавать сертификаты ЕГЭ. И,
соответственно, накопил уже определенный
опыт. Об особенностях работы с "егэшниками"
рассказывает проректор "Высшей школы
экономики" Григорий Канторович.
- В этом году резко возрос приток
абитуриентов с сертификатами ЕГЭ. Судите
сами. Если год назад таких было чуть более 200
человек, то нынче 1380, то есть почти каждый
третий. Сертификаты присылали из самых
разных регионов страны: Чувашии, Удмуртии,
Якутии, Красноярского края. Думаю, в 2004 году
ЕГЭ-абитуриентов будет еще больше. Ведь пол-Москвы
примет участие в эксперименте, да еще
добавятся другие регионы.
Конечно же, нынешним летом немало было и
тех, кто сдавал вступительные экзамены
традиционным способом. Итог таков: 406 "егэшников"
зачислены на первый курс, 82 процента из
них - на бюджетные места.
- То есть результаты эксперимента уже
ощутимы?
Конечно. Ради справедливости надо
заметить: далеко не везде ЕГЭ идет
полномасштабно: в разных регионах - свой
формат. Так, к примеру, многие школьники в
рамках ЕГЭ не имели возможности сдать
иностранный язык, обществознание.
Чтобы поддержать эксперимент, мы
направляли в отдельные регионы
специальные комиссии с тем, чтобы ребята,
не выезжая в Москву, смогли сдать
недостающие предметы. Кое-кому все же
пришлось приехать к нам. Со временем,
когда все отрегулируется и ЕГЭ станет
общенациональным экзаменом,
единообразным по форме, такая
необходимость отпадет.
В целом же, среди нынешних студентов-первокурсников
почти половина (49 процентов) - иногородние.
Это, конечно, позитивный факт. Что греха
таить, в девяностых годах многие
московские вузы заполнялись в основном
жителями столицы и Подмосковья. Тем более
"Вышка", о которой мало кто знал, так
как она появилась всего 10 лет назад.
Сейчас пирамида разворачивается, о чем
свидетельствует и наш опыт. Образование в
столичном вузе становится реальностью
для многих, независимо от места их
жительства.
- Григорий Гельмутович, а не получается
ли, что неохваченные экспериментом
школьники, оказываются в более жестких
условиях при приеме в вузы? Например, на
этот счет очень волнуются москвичи: ведь
только полвина столичных выпускников
будет сдавать ЕГЭ...
Принимая решение о признании
результатов ЕГЭ, мы, естественно, в первую
очередь думали о помощи школьникам из
регионов России, где эксперимент уже идет.
Но это вовсе не значит, что "Вышка"
отказалась от традиционных испытаний.
Участники ЕГЭ при приеме не имели никаких
льгот и привилегий. Они участвовали в
общем конкурсе, а их баллы мы переводили в
свою шкалу оценок. Преимущество ЕГЭ-абитуриентов
лишь в том, что они могли разослать свои
сертификаты во множество вузов, таким
образом увеличив свой шанс стать
студентом.
Ни форма, ни место проведения экзаменов
не имели никакого значения. Все решал
проходной балл. А он, к слову сказать, был
высоким. Например, чтобы пройти на
экономический факультет, ЕГЭ-абитуриентам
необходимо было иметь 95-100 баллов по
математике.
- Ну и ну! Насколько мне известно, по
всей стране только 56 человек сдали
математику на 100 баллов.
Совершенно верно. И 15 из них направили
свои сертификаты в "Вышку". Вообще
ребят с высокими баллами было немало,
также как и золотых и серебряных
медалистов. Все это, безусловно,
психологически давило на абитуру, на
родителей.
Между тем, на происходящее надо
научиться смотреть с иной стороны,
поменять психологию. Совсем не факт, что
все ЕГЭ-абитуриенты, одолевшие конкурс,
займут места именно в данном вузе. Скорее
всего, они разошлют свои документы в
десятки других учебных заведений, где их,
возможно, тоже примут. Кстати, из 15 "стобалльников"
свой выбор на "Вышке" остановили 9,
остальные предпочли другие вузы. А всего
не пришли за студенческими билетами 60
человек.
Конечно, это осложняет работу
экзаменационной комиссии, вносит
неразбериху в цифры конкурса... Подобного
нет ни в одной стране, где проводится
единый общенациональный экзамен. В США, к
примеру, свои документы можно направить в
5 вузов, в остальные - за отдельную плату. У
нас, слышал, один мальчик с Севера
умудрился в 87 вузов направить копии
сертификата.
Думаю, сама жизнь заставит
отрегулировать этот вопрос. Пока же к
подобной ситуации надо быть готовым как к
неизбежному риску, сопутствующему ЕГЭ.
- Поделитесь опытом, как поступали в
таких случаях?
Мы формировали резерв из абитуриентов,
недобравших 1-2 балла. И специальная
комиссия (куда входили декан, опытные
преподаватели, профессора, иногда ректор)
по неформальным признакам решала, кто из
них достоин быть студентом. При
собеседовании учитывались и
профсориентированность, общее развитие,
наличие медали...
- Значит, вы допускаете в отдельных
случаях дополнительное испытание. А как
вы относитесь к мнению тех ректоров,
которые ратуют за сохранение одного
очного экзамена, дабы не пропускать
таланты?
Что касается выявления одаренных ребят,
то тут надо шире использовать
возможности олимпиад - региональных,
российских, международных. Право же на
дополнительный экзамен, возможно, стоит
сохранить, но только для ведущих вузов, да
и то на некоторые специальности. Похожая
система отбора студентов существует в
ряде стран. К примеру, во Франции почти
все вузы принимают выпускников без
вступительных испытаний. Но чтобы стать
студентом супер-вуза типа Гранд Эколь
нужно два года заниматься на
подготовительных курсах и выдержать
сложный экзамен. Заметьте, список ведущих
вузов здесь определяется законодательно.
- Как вы полагаете, проходящий
эксперимент требует каких-либо корректив,
уточнений?
Считаю, что следует отменить льготы
медалистам. Во-первых, не всегда "золото"
и "серебро" гарантируют высокое
качество знаний. Во-вторых, - и это главное,
- преимущества, которые имеют медалисты,
противоречат идее ЕГЭ, перед которым все
равны. А что получается сейчас? Школьная
медаль в сочетании с высокими
результатами по ЕГЭ дает право на
льготное поступление. Если на одну
специальность поступает много
медалистов, то все бюджетные места могут
быть заняты безо всякого конкурса. Такая
ситуация сложилась у нас на факультете
социологии, где для немедалистов
осталось всего лишь 8 мест. Мы были
вынуждены расширить прием за свой счет.
- Как известно, в будущем году в
эксперименте примут участие почти 900
тысяч выпускников. Расширится и круг
вузов, засчитывающих их сертификаты. В
частности, за это уже высказался Союз
ректоров Москвы и Подмосковья. Но готовы
ли вузы к потоку ЕГЭ-абитуриентов?
Знаете, когда я слышу споры об
эксперименте с ЕГЭ, невольно думаю: не
того Вы, коллеги, опасаетесь, чего надо.
Таланты, о которых пекутся иные ректоры,
не потеряются. Они, как и раньше, придут в
вузы через олимпиады. Проблемы, которые
предстоит решать тем, кто войдет в
эксперимент, куда прозаичнее. Но от этого
не менее сложны. Они упираются в
организационную и техническую
готовность вузов работать по-новому, в их
умение и желание сделать абсолютно
прозрачной кухню приемной компании,
полностью раскрыть перед всеми механизм
отбора студентов. Увы! Для многих это
будет делом непривычным.
Но технология работы с ЕГЭ-абитуриентами
именно такова: открытость и еще раз
открытость. Те же цифры конкурса надо
будет давать в "разрезе": сколько
человек прошло с олимпиад, с ректорского
списка, сколько предпочли другие вузы, и т.д.
и т.п. Результаты испытаний оперативно и
полно придется обнародовать не только в
стенах вуза, но и через Интернет - для тех,
кто издалека отслеживает свое
продвижение. Вот был у нас такой случай.
Мальчик из Якутска сообщил, что он не
нашел себя в списках в Интернете. Мы по
электронной связи оперативно
разобрались, в чем дело. Оказалось, из
Якутии не прислали его результаты. Не
отслеживай парень приемный процесс по
Интернету, не прояви мы оперативность, он
только бы в конце узнал, что "выпал из
гнезда". И тогда вряд ли бы мы смогли
помочь ему.
Обязательно должна быть налажена связь
с Центральной базой данных, чтобы на
запросы, уточнения уходил минимум
времени. Без этого приемные комиссии
захлебнутся в неувязках, нестыковках, а
абитуриенты не будут вовремя иметь
необходимой информации, чтобы
сориентироваться. Причем, о компьютерном
обеспечении, отлаживании связи,
организационной стороне дела надо
позаботиться загодя.
- Григорий Гельмутович, Вы и Ваши
коллеги уже третий год имеете дело с "егэшниками".
Интересно, как они учатся?
Большое число абитуриентов с высокими
баллами в сертификатах в этом году
предопределило жесткий отбор студентов.
И это, безусловно, сыграло роль в том, что
набор первокурсников был очень
качественный.
Что же касается прошлых лет, то наш
анализ показал: средний балл по всем
предметам и на всех факультетах у "егэшников"
не ниже, чем у студентов, поступивших
традиционным путем. То есть учатся они не
хуже, но и не лучше других. Отчислен всего
один человек, что тоже укладывается в
обычные нормы.
Так что хочу сказать сомневающимся: не
теряйте время, включайтесь в эксперимент.
Чем скорее учебные заведения сделают это,
тем быстрее высшее образование станет
доступным для многих, независимо от места
жительства. Недаром же сказано: дорогу
осилит идущий.
|