Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзамены, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок и др.Гостевая книгаОбратная связь

Рекомендуем:
тренинги в ростове на дону по оптимальной стоимости

 

Полезные ссылки > Знакомимся

Сегодня мы беседуем с Юрием Владимировичем Ээльмаа
- кандидатом педагогических наук, методистом НМЦ Красносельского района г. Санкт-Петербурга. Ю.В. Ээльмаа - автор и разработчик проекта -
Методико-литературный Интернет-сервер “Урок литературы” (МЛИС)

Юрий Владимирович, что Вы вкладываете в понятие "методический сайт"? Ведь по Вашим словам "в настоящее время в российском образовательном Интернете при достаточно широко представленной номенклатуре образовательных ресурсов отсутствуют методические сайты"…

Вообще, коротко рассказать о МЛИС - для меня задача непростая. Когда работаешь над чем-то каждодневно в течение трех лет – кажется, что можешь говорить о своем детище часами. Но в двух словах идея такова. Методико-литературный Интернет-сервер “Урок литературы” (сокращенно МЛИС) – первый методический сайт в русском Интернете, главным потенциальным пользователем которого является учитель литературы. Его профессиональные проблемы, повышение его научной и методической компетенции – это основные направления сайта. Материалы, представленные на МЛИС – это работы по теории и истории литературы, комментарии к произведениям школьной программы, работы по анализу текста художественного произведения, теория и практика по изучению литературного произведения в школе, методические рекомендации.… Все перечислить трудно, структура сайта достаточно разветвленная. Разработка сайта велась в течение трех лет (2001-2003), это был предмет моей диссертации. В начале 2004 года проект открылся в Сети.

Учитель в Интернете может найти очень много, но как воспользоваться найденным – это уже другой вопрос. Сегодня в гуманитарном Интернете существует огромное количество ресурсов, на которых размещено поражающее воображение количество информации. На первый взгляд кажется, что предложить что-то еще очень и очень непросто. Между тем, когда учитель сегодня начинает искать что-либо конкретное – он оказывается под валом информации, абсолютно ему ненужной, нерелевантной. Он не знает, что он получит: диссертацию, реферат семиклассника или предложение купить книгу в Интернет-магазине. Отсюда получается (такое мнение я несколько раз слышал в учительской среде), что удачный поиск – невероятное везение, а не естественная норма. Согласитесь, несколько странно. Поэтому мне хотелось создать такой сайт, где учитель литературы чувствовал бы себя “как дома”, где вся информация была бы адресована именно ему.

Да, я действительно в разделе “О проекте” написал, что сегодня сайтов, похожих на МЛИС, не существует. Постараюсь объяснить. МЛИС – первый методический сайт. Что имеется в виду? Дело в том, что для меня, как создателя системы, первичен был вопрос об адресате, том потенциальном пользователе, для которого строился МЛИС. Им был учитель литературы. Конечно, можно говорить, что среди пользователей могут быть и ученики, и родители, интересующие литературным развитием своих детей, и ученые-филологи, в перспективе – даже образовательные управленцы. Но так или иначе главным пользователем остается учитель литературы, и МЛИС изначально проектировался в расчете именно на него.

На этапе разработки передо мной стояла действительно сложная задача: структурировать сайт так, чтобы, с одной стороны, он включал в себя весь комплекс проблем литературной науки и методики преподавания, с другой, он должен был бы понятен пользователю, т.е. соответствовать его профессиональной понятийной модели. Кроме того, он должен отражать структуру той проблемной области, которой посвящен. Трудность здесь заключается в том, что литература, как одна из гуманитарных дисциплин, с трудом поддается жесткой формализации, ужимается в блоки, структуры, схемы – литература существует по другим законам - по логике искусства. И попытаться осуществить этот перевод, представить все в идее логичной структуры, но при этом не “разрушить” саму литературу – в какой-то момент казалось, что эта задача принципиально невыполнима. Не могу сказать, что на сегодня задача выполнена. Сегодня для того, чтобы учителю литературы понять, как построен МЛИС, разобраться в непростой, на первый взгляд, структуре сайта, требуется 20-30 минут. При этом уровень его компьютерных умений может оставаться на уровне владения программой для просмотра Интернет-страниц и умении работать компьютерной мышкой. Покажем это пользователю “не-литератору” - он вряд ли поймет и найдет ее слишком сложной. Такая узкая специализация мне представляется достоинством системы.

Как обстоит дело с преподаванием литературы в школе на сегодняшний день? Каковы основные проблемы?

Сегодня именно с преподаванием литературы в школе очень непростое положение. Помимо расхожего “дети не читают” и общего положения в образовании, которое в одном из своих интервью директор московской школы В. Фертман прямо назвал “коллапсом”, у школьной литературы множество проблем. Эксперименты с ЕГЭ, комплекты тем сочинений, анонсируемые за некоторое время до экзаменов и тем самым превращающие учителя в банального репетитора-“натаскивателя”, другие министерские инициативы (например, планы сократить количество часов на литературу до 2 часов в неделю) - все это разрушает предмет. Сегодняшняя образовательная реальность ориентирована на воспитание человека прагматического, востребованного рынком (свидетельство тому — высокая популярность таких предметов, как экономика, право, информатика, иностранные языки в ущерб историко-филологическим дисциплинам). Литература в эту реальность вписывается с трудом. Кроме того, очень мало хороших методик, доступных учителю. Практически исчезла (по сравнению с советскими временами) такая серия, как “Книга для учителя”. О ценовой политике книжных интеллектуальных издательств говорить не будем – при современной зарплате учитель покупать книги практически не может. Что получается: дело постепенно идет к информационному вакууму, человек замыкается в себе и в узком кругу коллег, профессиональное развитие существенно замедляется или останавливается. В свете этих проблем постдипломное педагогическое образование со своими задачами не очень справляется. Институты усовершенствования учителей, районные научно-методические центры испытывают те же трудности, что и школа. Часто учитель оказывается в одиночестве. Грустно… В такой ситуации очень большую роль может играть методический сайт как форма повышения профессиональной компетенции.

Какие основные задачи стоят перед МЛИС?

Основная задача и сама суть его деятельности – это создание такого места в Сети, где учитель литературы чувствовал бы себя “как дома”, место, которое было бы устроено по понятным для него принципам, куда ему бы хотелось приходить и возвращаться. В перспективе хотелось бы создать среду, где учитель в соответствии со своими профессиональными запросами мог бы повышать уровень своей компетенции. Сайт пока молодой, наполнение сайта – дело многих месяцев и лет. Сегодня на МЛИС представлен ряд филологических работ по истории литературы (Ю. М. Лотман, Э. Э. Найдич, Б. М. Гаспаров и др.), комментарий “Капитанской дочки” и “Преступления и наказания” (последний – в работе), работы методологического характера (например, В.Г. Маранцмана), теоретические материалы по изучению литературного произведения в школе; полностью размещен библиографический свод по методике преподавания литературы в школе 1980-2000 гг., раздел “Современный урок литературы” постепенно наполняется методическими рекомендациями. Дело в том, что долгое время я поддерживал МЛИС в одиночку, но с осени этого года сайт получил некоторую поддержку от РОО Красносельского района, и теперь обновления идут более динамично. В перспективе надеюсь, что темпы еще увеличатся.

Отдельно бы хотелось еще раз сказать о форуме сайта, где происходит живое общение учителей: каждый участник может задать членам форума интересующий его вопрос, выставить на коллективное обсуждение свою методическую разработку, получить совет или поддержку. В идеале, я надеюсь, сложится постоянное профессиональное сообщество. Я, как администратор форума, слежу за тем, чтобы общение протекало в корректной и конструктивной форме, так что опасаться возможного “беспредела” будущим посетителям не стоит – этого не будет. Со временем люди понимают, что это действительно интересная и содержательная форма профессионального существования. То есть учителю литературы предоставляется возможность не только взять готовые материалы, но и поразмыслить, обсудить с коллегами насущные проблемы.

Проект МЛИС существует уже год. Какие результаты? Какова активность педагогической интернет-аудитории. Вот все говорят об оснащении школ компьютерами…

Если быть точным, то годовщину будем праздновать 22 января 2005 года. В начале 2004 года проект открылся в Сети и сейчас ежедневная посещаемость сайта – порядка 600-800 человек в день. Но радоваться пока, видимо, рано. Анализируя запросы, видишь, что подавляющее большинство поисковых запросов, приводящих на МЛИС, это запросы учеников, ищущих сочинения или рефераты. Самый замечательный запрос последнего времени – это “саченения по ривезору” . И вот таких “ривезоров” очень и очень много. Есть, конечно, и студенты педагогических вузов, ищущие материалы по методике преподавания литературы. Как ни удивительно, их на самом деле не так уж и мало. Учителей литературы значительно меньше по понятным причинам – это самая “далекая” от сферы информационных технологий учительская каста. Но руки опускать я не вижу смысла – если удастся создать прецедент методического сайта на такой, прошу прощения, “неблагодатной почве”, это даст возможность утверждать, что по другим школьным дисциплинам создавать такие системы будет легче.

Сегодня я могу констатировать, что в результате форумного общения на МЛИС складывается пусть небольшое и медленно расширяющееся, но при этом постоянное сообщество единомышленников. Лично для меня это факт отрадный. Будем работать дальше.

Спасибо, Юрий Владимирович. МЛИС - достаточно интересный проект, надеюсь, что он будет развиваться и дальше. Пожалуйста, расскажите немного о себе, как об авторе этого проекта.

Если коротко, как анкетные данные… Мне 29 лет, в течение 7 лет преподавал литературу в школе, параллельно написал и защитил диссертацию, итогом которой стал МЛИС (теперь продолжаю проект уже не для диплома, а ради интереса и ради идеи). Впервые увидел компьютер в далеком 1988 – тогда это было настоящее чудо под названием “РК-86”. Пользоваться Интернетом стал в 1996-м, с 2000-го сам создаю сайты. Периодически задаю себе вопрос, что мне ближе: литература или веб-строительство, и ответа найти не могу. Просто очень трудно было жить, когда параллельно существует работа и хобби, и я придумал МЛИС, чтобы их объединить. Сейчас ушел из школы, возможно, впоследствии вернусь, пока не решил. В настоящий момент занимаюсь разработкой образовательных Интернет-проектов, которые могли бы в перспективе влиять на нормализацию того положения, в котором находится наше образование. Во всяком случае, хочется верить, что это реально. Из личных увлечений: байдарка, гитара, книги и опять же Интернет. Наверное, так. Анкета закончилась.

Желаем всяческих успехов и процветания сайту МЛИС и его авторам. Мы не прощаемся с Юрием Владимировичем, ведь впереди нас ждут совместные проекты и интересные идеи.

Методико-литературный Интернет-сервер “Урок литературы” (МЛИС)
www.mlis.ru


E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение