Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование и учебные пособия

все анонсы

Журнал "Директор школы "

СОДЕРЖАНИЕ № 1 / 2005

Образовательная политика

Щербо И.
Уроки самим себе, или Почему у нас проваливаются реформы

Искусство управления

Мазниченко М. Тюнников Ю.
Страхи и фобии педагогов
В последнее время много говорится о детских страхах, связанных с обучением в школе. Психологи часто употребляют термин «школьная фобия», подразумевая под ним постоянное ожидание школьниками неуспеха, плохого отношения со стороны педагогов и одноклассников, вообще боязнь школы, нежелание посещать ее. Но вот о фобиях и страхах учителей в психолого-педагогической литературе говорится мало. Упоминаются интернет-компьютерная фобия, боязнь встречи с родителями учеников, а ведь перечень педагогических страхов, опасений и боязней гораздо длиннее.

Ершова А.
Запасной выход из лабиринтов педагогических обольщений
Начнем с того, что обаяние педагогики сотрудничества столь велико, что учителю, решившему ей следовать, может казаться, что отныне все дальнейшее будет зависеть только от его теперешнего выбора. Довольно частое заблуждение. Поэтому рассказ учительницы из Бурятии о том, как она, отходя от прежних представлений о профессии, восемь лет неутомимо работала в русле идей педагогики сотрудничества, но в результате пожинает горькие плоды, весьма ценен для всех тех, кто думает, что педагогика сотрудничества — дело легкое и быстрое. Они обольщаются. Ведь на самом деле речь идет об изменении ума.

Дудников В.
Концепция и стратегия: нужны ли они школе?
Если мы говорим об успешной школе, об эффективном управлении школой, то, конечно же, нужны и концепция, и стратегия. Если имеются в виду амбиции директора и коллектива конкретной школы, то тем более необходимо и то и другое. Но вопрос, как это часто бывает, заключается не в том, ЧТО нужно, а в том, КАКИМ должно быть это нужное. Так что этот разговор и посвящается тому, «какая концепция» и «какая стратегия» нужны сегодня школе?

Как найти свою нишу в школе, которую создавала?
Надеемся, что разговор, который мы затеваем сегодня, найдет отклик у многих читателей. Речь пойдет о педагогике сотрудничества. Это столь популярное сегодня словосочетание обычно произносят в контексте разговоров о сотрудничестве учителя с учениками. Но есть и другая сторона — взаимодействие между учителями-коллегами, между администратором и педагогическим коллективом.

Жук Н.
Система внутришкольного административного контроля
Тема сегодняшней беседы — внутришкольный контроль. Жизнь школы разнообразна, и директору в одиночку совершенно невозможно самому все организовать, за всем уследить и проконтролировать. Вам необходимо четко распределить обязанности и объекты контроля между членами своей администрации. Для опытного директора приведенная ниже таблица никаких секретов не откроет, а вот начинающим коллегам поможет. В ней предусмотрено распределение ответственности между директором и завучами по учебной и воспитательной работе, поскольку в каждой, даже самой маленькой школе имеются минимум два заместителя директора — кураторы учебного и воспитательного направлений.

Курганский С.
Административные инициативы и их влияние на эффективность школы
Самый трудный, но самый надежный способ повысить эффективность деятельности школы — развивать желание и умение каждого учителя работать творчески, с максимальной отдачей. И здесь, безусловно, многое зависит от руководителя, от его умения управлять коллективом. Управленческие функции, влияющие на уровень эффективности, многообразны. Это и внутришкольный контроль, позволяющий вовремя обнаружить и закрепить успехи, достигнутые учителем, либо предупредить недочеты. Это и личные взаимоотношения с сотрудниками, помогающие директору ставить задачи и мотивировать педагогов на их решение, сплачивать коллектив, создавая в нем атмосферу творчества, взаимопонимания и сотрудничества.

Организация учебного процесса

Воронина Г.
Качественная оценка образовательного процесса: критерии и способы ее применения
В школе постоянно возникает необходимость всесторонней оценки качества образовательного процесса, поскольку использование лишь количественных показателей не в состоянии объективно оценить работу педагога и учащихся. Автор предлагает читателям ряд качественных характеристик и способов, разработанных и апробированных в процессе многолетней педагогической работы. Такими значимыми характеристиками образовательного процесса являются глубина усвоения знаний, умений и навыков, мотивация школьников, удовлетворенность учащихся и педагогов образовательным процессом.

Турчанинова Ю.
Будни Техасской школы
Очерки «Год в Техасе, или Опыт познания американской жизни и школы российским педагогом». Их автор, московский ученый и педагог Юлия Иосифовна Турчанинова.

Немова Н.
Новый учебный план профильного обучения старшеклассников
Традиционный план (его называют предметным) имеет жесткие нормы содержания образования и режима занятий в течение учебного года и недели и не оставляет простора для творчества и осуществления индивидуального подхода к учащимся. Понятно, что для профильной школы такое планирование не подходит. Нужны иные подходы, но какие именно? Разработчики нового учебного плана профильного обучения (в их число входила и автор статьи) исходили из необходимости соблюдения трех основных условий. Во-первых, обучаясь в профильной школе, учащиеся должны получать полноценное общее образование. Во-вторых, обучение не должно вести к перегрузкам. И, в-третьих, учебный план призван обеспечивать вариативность и личностно ориентированный характер образования.

Штурбина Н.
Явные и скрытые проблемы профилизации
Привносит ли профилизация какие-то принципиальные эффекты в развитие образования или ее действие отсрочено во времени и скажется позднее? Да и как скажется — положительно либо отрицательно? Какие неявные реальности существуют или могут возникнуть в ходе ее реализации? И вообще, что это — «спущенное сверху» действие ради действия (надо же периодически «реформировать» образование) или созревшая необходимость? Попытаемся поискать ответы на эти вопросы.

Василенко Н.
Реферат из Интернета: это хорошо или плохо?

Воспитание и дополнительное образование

Ковалев Е.
Уроки толерантности в многонациональной школе
Школа № 653 — уникальное даже для такого мегаполиса как Москва учебное заведение. Здесь учатся дети из бывших Союзных республик, из Африки и Азии, даже из Америки. Многие еще плохо владеют русским языком, и для них организовано специальное обучение. Понятно, что в таком многоликом и разноязыком коллективе воспитание в духе толерантности, взаимопонимания и терпимости приобретает особое значение.

Долгунов В.
Аттестация компетентностей сельских школьников

Школа и родители

Сафина Г.
Школа на окраине города: особенности работы с родителями

Брюхова В.
Первый шаг к партнерству
Как построить партнерские отношения между школой и родителями? Вопрос злободневный, но, разумеется, непростой. Автор делиться опытом своего лицея и советет начать с проведения собрания на тему «Родители как педагогические партнеры образования». Его цель: создать условия для формирования среды единомышленников, готовых из объектов стать субъектами учебно-воспитательного процесса инновационного типа.

Экономика и право

Науменко Ю.
Об аттестации воспитательной деятельности образовательного учреждения
Довольно долгое время главным показателем при аттестации образовательных учреждений считались успехи в обучении, а вопросы воспитания не брались в расчет. Сейчас положение изменилось: начиная с 2004 г. оценивается и воспитательная деятельность.

Малойкина Н. Шмелев В.
Готовясь к визиту инспектора
Напомним, что инспектор муниципального органа управления образования является полномочным представителем вашего учредителя, то есть той организации, что осуществляет финансирование. Но это лишь одна сторона инспекторского контроля. Есть и другая, особенно важная для руководителя школы: он получает возможность не только «показать товар лицом», то есть отчитаться о своей работе, но и высказать свои пожелания или даже требования к вышестоящим инстанциям и, конечно, защитить и самого себя, и свой коллектив от необоснованных претензий.

Уроки здоровья

Степанова М.
Семь советов врача о том, что надо и чего не надо делать в каникулы

Лечение и обучение с помощью искусства
Арт-терапия — это лечение различных заболеваний с помощью искусства. Занятия музыкой, живописью, танцами помогают снимать эмоциональное напряжение, уменьшают тревожность и агрессию. Наиболее распространенным видом арт-терапии является рисование.

Ушакова Е.
Контроль, который не вызывает стрессов
Обычно школьный администратор, посещая с целью контроля уроки, обращает внимание прежде всего на его содержание, на методы и приемы, используемые учителем, на поведение учащихся. К сожалению, при этом вне поля его зрения остается то, как все это влияет на здоровье школьников и на самочувствие самого учителя.

Письма читателей

Карпеева О.
Гимназия, открытая для всех желающих
В 2001 г. руководители общеобразовательных школ Нефтеюганского района учредили Центр творческого развития и гуманитарного образования «Открытая гимназия». Цель ее создания — удовлетворение потребностей детей в познании и общении. «Открытая» — значит, доступная всем желающим, без отбора и конкурса при поступлении, бесплатная. Обучение детей осуществляется на основе образовательных программ, разработанных самими педагогами. Они провели социологический опрос детей общеобразовательных школ, и наиболее востребованные направления стали основой содержания образования нашего учреждения.

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение