Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:
Картон бумажный фильтр для покрасочной камере Компания ТЕКС.

Учебное оборудование и учебные пособия

все анонсы

Журнал "Директор школы "

СОДЕРЖАНИЕ № 2 / 2005

Образовательная политика

Стоит ли вкладывать ресурсы в образование?
Негрей Е. Фишман Л.
Авторы прекрасно сознают провокационность вопроса, вынесенного в заголовок статьи. Но мы исходим из того, что журнал «Директор школы», для которого статья написана, читают именно работники образования. Да и сами авторы трудятся в той же отрасли и прекрасно знают ее преимущественно бедственное состояние. Тем не менее считаем постановку этого вопроса в профессиональном сообществе в такой «жесткой» форме правомерной и постараемся показать это читателям. Для всех остальных граждан, которые не «внутри» системы образования, а лишь пользуются ее услугами, вопрос, между прочим, вполне правомерен. Образование — огромный потребитель бюджетных средств, и налогоплательщики, из средств которых этот бюджет создается, хотят знать, насколько эффективно государственные и местные органы власти, руководители бюджетных образовательных учреждений тратят их средства.

Искусство управления

Праздники для учителей: как их организовывать?
Фролова Т.
Наверное, праздники придуманы не зря. Уходит повседневность, окружающий мир раскрашивается в яркие цвета, происходит что-то новое, необычное. Но праздник только тогда хорош, когда ты его создал, сотворил или, по крайней мере, принял участие в его подготовке. Иначе все происходящее может показаться скучным и ненужным. Конечно, самые большие любители праздников — дети. И в школе мы больше думаем о том, как ярче и занимательнее организовать их досуг. Наиболее интересные торжества получаются тогда, когда работает коллективная мысль, рождаются совместные идеи — детей и взрослых. Ну а самим взрослым — педагогам, работникам школы, нужны ли им праздники? И какими они должны быть?

Базовые представления педагогического сообщества: данные одного исследования
Ушаков К. Фишбейн Д.
С начала 2003 г. кафедрой Управления человеческими ресурсами Академии ПК и ПРО проводится эксперимент, предполагающий исследование особенностей ценностных ориентаций различных субъектов педагогического сообщества России - педагогов, руководителей школ, методистов, руководителей органов управления образованием. В основу исследования положена методика диагностики организационной культуры школы, основанная на теоретических и прикладных посылках голландского исследователя Г. Хофстеде (о параметрах этой теории нередко шла речь в нашем журнале) . В связи с тем, что по вышеупомянутой методике оценки организационной культуры российские учреждения образования никогда не оценивались, и появилась идея изучения специфики организационной культуры российских школ. Вам представляется статья, в которой излагаются первые результаты этого исследования.

Тайны профессионализма
Щербо И.
Эти заметки — плод наблюдений и раздумий директора школы с многолетним стажем — адресованы моим коллегам, особенно молодым, начинающим. Автор приглашает всех к совместному размышлению о тайнах и особенностях нашей непростой профессии. Анкетирование, проведенное в группе директоров школ, слушателей курсов повышения квалификации, предполагало выявить их суждения о том, являются ли они лидерами своих образовательных учреждений. Контрольный замер проводился в группе заместителей директоров и педагогов. Авторы пытались выявить общую тенденцию, но результаты оказались настолько противоположными, что захотелось разобраться.

Реальность против деклараций
Алексеева Т.
В прошлом номере мы начали разговор о педагогике сотрудничества в несколько непривычном, на первый взгляд, ракурсе — о том, как же все-таки коллегам понимать друг друга, как налаживать эту самую педагогику вокруг себя.

Школьное делопроизводство
Жук Н.
Завершаем цикл статей «Советы руководителю сельской школы». Их автор — директор школы с двадцатилетним стажем из Алтайского края — поделился с читателями приемами организации, способами осуществления основных направлений деятельности школьного администратора. Эти материалы публиковались в восьмом–десятом номерах за прошлый год и в первом номере этого года.

Организация учебного процесса

Преемственность в обучении школьников и студентов: что можно и нужно сделать еще в школе
Крайник В.
Известно, что одним из главных критериев, определяющих неофициальный рейтинг среднего учебного заведения, является количество выпускников, поступивших в вузы, и результативность их учебной деятельности в новых условиях. Следовательно, ведущей задачей педагогического коллектива школы выступает такая организация учебного процесса, которая позволяет вчерашним школьникам наименее болезненно адаптироваться в высшей школе. При этом речь идет не только о вооружении учащихся предметными знаниями, но и о формировании у них высокоразвитого умения учиться — культуры учебной деятельности.

Профилизация школы: определяем миссию и выбираем концепцию
Немова Н.
Введение профильного обучения ставит школьных администраторов перед необходимостью выбрать направление школы. Во-первых, надо определить ее миссию, то есть функциональное назначение, направленность на реализацию тех или иных целей образования и контингент учащихся (например, обучение одаренных детей или детей с проблемами в состоянии здоровья и т.п.). Во-вторых, предстоит разработать концепцию, то есть обобщенный образ будущей школы, включающий в себя общие цели профильного обучения и содержание учебного плана, программ, методов преподавания и организационной модели реализации всего этого.

Режиссура школьного урока
Новгородова А.
Я веду в школе уроки театра и хотела бы поделиться в этой статье способами борьбы с учительским стрессом, которые предлагает театральная педагогика.

Социокультурный портрет будущей интеллектуальной элиты
Балабанов С. Шмелев В.
Талантливым детям важно чувствовать интерес к себе, к своим способностям. Их не удовлетворяет простое первенство в знаниях по какому-либо предмету среди одноклассников, им важно знать уровень своих способностей и подготовленности по сравнению со сверстниками в школе, районе, городе, области и стране, и эту потребность в полной мере удовлетворяют интеллектуальные состязания сверстников. Результатом участия в олимпиаде для ребенка являются чувство уверенности в своих знаниях, удовлетворенное самолюбие, настойчивость, трезвая оценка своих сил.

Воспитание и дополнительное образование

Соуправление в школе: варианты организации, достоинства и недостатки
Руднев Е.
Вряд ли можно эффективно управлять школой, не обращая внимания на интересы всех участников образовательного процесса — педагогов, учащихся, родителей, технического персонала.

Как выбирали президента детской республики
Березенцева А. Викулова О. Загвязинская Э.
В предыдущем материале дана лишь схема организации соуправления в школе. Но как все это выглядит на практике, непосредственно в школьной жизни? Как помочь детям выработать в себе самосознание, активность и ответственность, необходимые гражданину?

«Школа» и «внешкола»: кто для кого?
Иванцова И. Митрофвнова Л.
Сегодня в очень многих публикациях мы встречаем бравурные речи о необходимости взаимодействия систем общего и дополнительного образования. Но, как показывает практика, до сих пор школы воспринимают учреждения дополнительного образования как то место, где их дети могут найти себе занятия после уроков, чтобы «не мотаться по улицам». Менталитет нашего педагогического сообщества таков, что Дворцы творчества, Центры детского развития и «иже с ними» остаются на вторых ролях.

Школа и родители

Второй шаг к партнерству
Брюхова В.
В первом номере журнала был начат разговор о том, как построить партнерские отношения между школой и родителями. В качестве первого шага был предложен сценарий родительского собрания «Родители как партнеры образования». Сегодня расскажем о втором шаге на этом пути — собрании на тему «Особенности психофизического развития подростков и их учет в семейном воспитании». Цель такого собрания: расширить представление родителей о психофизических особенностях подросткового возраста и их влиянии на поведение ребенка, выработать педагогическую позицию в воспитании и организации взаимоотношений с подростками.

Советы школьного администратора родителям первоклассника
Крылов А. Лопатина Д.

Экономика и право

О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации Правительство РФ поручило Минобрнауки России совместно с заинтересованными органами исполнительной власти рассмотреть поднятый на заседании вопрос об уточнении сроков передачи в ведение Рособразования образовательных учреждений, находящихся в ведении соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Необходимые предложения должны быть внесены в Правительство Российской Федерации 21 марта 2005 г. Ниже публикуются в изложении материалы, представленные Минобрнауки России для обсуждения на заседании Правительства Российской Федерации*.

Уроки здоровья

Правила и способы закаливания
Ушакова Е.

Не провоцируйте домашних животных Ушакова Е.

Письма читателей

Глазами вдумчивого читателя
Фищенко А.
Наше знакомство и сотрудничество с директором школы из города Льгова Курской области Анатолием Николаевичем Фищенко длится уже много лет.

Я и мама, и воспитатель, и учитель!
Автор - Лариса Дмитриевна Козлова - делится своими соображениями о школах полного дня. Она проработала в группе продленного дня в школе 17 лет и при этом имеет пятерых собственных детей. Эта работа кажется интересной, но мало исследованной областью школьной педагогики. Автор хочет поделиться своим опытом, потому что результаты получились хорошие.

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение