Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:
Подробная информация тетраборат натрия купить тут.

Учебное оборудование и учебные пособия

все анонсы

Журнал "Директор школы "

СОДЕРЖАНИЕ № 3 / 2005

Образовательная политика

Единый государственный и реалии российской школы
Загвязинская Э.
В начале этого учебного года по учебным заведениям г. Тюмени разослано информационное письмо, в котором отдел оценки результатов деятельности ОУ, созданный при Центре мониторинга качества образования (ЦМКО) запланировал «определить уровень развития способностей школьников (как одного из компонентов обучаемости) и сопоставить их с реальными достижениями (обученностью) и результатами ЕГЭ». Данные этого мониторинга, включающего, как видно из содержания письма, информацию об интеллектуальном потенциале, особенностях социальной адаптации и личностного развития (хотя неизвестно по каким критериям это будет определяться, особенно личностное развитие, наверняка, по обученности) «будут использоваться в качестве критерия оценки успешности деятельности образовательного учреждения и отражены в положении «О премировании по итогам ЕГЭ». Хочется отметить два момента. Первый — какова связь между личностным развитием и результатами ЕГЭ? Второе — очевидно неэффективно, бесполезно и непродуктивно пытаться проводить параллель между имеющимся у учеников IQ (коэффициент интеллекта) и учебной успешностью, а тем более результатами ЕГЭ.

Искусство управления

Качество образования: критерии и показатели конкретной школы
Осмоловская И.

Можно ли научиться эффективному управлению школой?
Никитина Т. Фишман Л.

Школа имени Мирабо Бонапарта Ламара и ее директор
Турчанинова Ю.
"...Вряд ли кто-нибудь мечтает стать директором. Просто обстоятельства складываются так, что однажды ты вдруг обнаруживаешь себя на этом месте. Спрашиваешь себя: что? Я? Директор? Мне и раньше доводилось бывать в кабинете директора, но уж никак я не думал, что сам им стану. Наверное, и у других тоже так. Но путь от окончания средней школы до директорского кабинета был довольно длинным, и я помню тот момент, когда понял, что могу делать эту работу, способен и пригоден к ней. Сначала понимаешь, что тебе нравится работать с детьми. Работаешь, преподаешь, и вроде все идет хорошо, но вдруг останавливаешься и понимаешь, что многое можно делать по-другому и нужно делать по-другому — именно такие соображения приводят человека к решению стать администратором. Я сказал себе, что, может быть, не смогу изменить мир, но расширить свое влияние на учеников я могу."

Штатно-окладная система: оплата за время и качество работы
Далматова С. Кудрявцев В. Медникова Г.
В этом году наша школа «Познание», являющаяся негосударственным образовательным учреждением, отмечает свое десятилетие. Поначалу в основе ее работы лежала почасовая оплата труда учителя. Но со временем мы начали понимать, и все яснее, что традиционная система вознаграждения тормозит выполнение образовательного заказа родителей. Проблема стала совершенно очевидной, когда школа перешла в режим полного дня. Расписание школьной жизни заметно усложнилось. Надо было в первой половине дня провести уроки, а во второй организовать и скоординировать оздоровительные мероприятия, выполнение домашних заданий, отдых и занятия по интересам, предоставить детям дополнительные возможности для двигательной активности и для интеллектуальной деятельности. Все это и заставило нас обратиться к штатно-окладному принципу оплаты труда. Вот уже пять лет мы работаем по новой системе, и ее эффективность ежегодно повышается, поскольку нам ничто не мешает вносить в нее необходимые коррективы.

Организация учебного процесса

Личностно-ориентированное обучение младших школьников
Зайцев С.
Понятие «личностно-ориентированное образование» появилось в начале девяностых годов прошлого века как реакция на кардинальные изменения, происходившие в общественной жизни России. Оно стало альтернативой сложившейся в прежние годы традиционной образовательной системе, подразумевающей, что «хороший» ученик — это аккуратный, знающий исполнитель, который точно и (очень хотелось бы!) осмысленно следует за инициативами учителя. Личностно-ориентированное образование нацелено, прежде всего, на раскрытие и развитие личности каждого ребенка, его самобытной индивидуальности (отсюда собственно и происходит само название). «Хороший» ученик в этом случае понимается как инициативный, творческий деятель, способный принимать самостоятельные и ответственные решения, делать выбор, на правах партнера сотрудничать с другими детьми и с учителем. Проблема индивидуализации обучения выступает в личностно-ориентированном образовании на первый план, поскольку невозможно себе представить подлинную творческую инициативу, самостоятельность, личностную самореализацию, проявляющуюся «по шаблону», по заранее заданному алгоритму, безо всякой индивидуальной выразительности. Личностно-ориентированная система образования опирается на известные современной науке объективные законы познания и развития ребенка. Мы можем выделить среди них несколько очевидных и непреложных фактов, касающихся логики развития познания ребенка.

Модели реализации профильного обучения: преимущества и недостатки
Немова Н.
Продолжаем публикацию цикла статей на одну из наиболее актуальных для школьных администраторов тему — о профилизации школы. Профильное обучение может быть введено школой разными способами. Во-первых, непосредственно в школе, на внутришкольном уровне за счет собственных кадровых, материальных и т.д. ресурсов. А во-вторых, на муниципальном уровне. Рассмотрим самые разные варианты, поговорим об их достоинствах и недостатках.

Цель и смысл предпрофильной подготовки
Григорьева Е.
Вот уже почти два года в десяти субъектах Российской Федерации идет эксперимент по организации предпрофильной подготовки учащихся. (Содержание эксперимента изложено в Письме Министерства образования РФ от 20 августа 2003 года.) Но, как показывает практика, переход на профильное и предпрофильное обучение порождает большое количество вопросов среди педагогического сообщества, многое не ясно и родителям. Одни принимают за профильное обучение факультативы, подготовительные курсы при вузах, кружки по интересам, даже спортивные секции. Другие считают, что профильное образование — это просто возрождение профориентации в том виде, какой она была, скажем, в семидесятые–восьмидесятые годы прошлого века. Получить ответ на многие из этих вопросов нам поможет один из авторов упомянутого выше эксперимента, доктор педагогических наук, проректор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Ирина Дмитриевна Чечель.

Школа, где сумели соединить основное и дополнительное образование
Осипова Т.
Сказать, что я буквально застыла у расписания этой школы — мало. Глаза так и бегали по его строчкам и графам, и я не успевала осознать, что читаю вперемешку: математика, бальные танцы, история, сольфеджио... Элитное учебное заведение? Если элитность воспринимать в традиционном смысле — для избранных — ни в коем случае! А если как умение бережно относиться к целостности своего образования, не делимого на «основное» и «дополнительное» — то да, элитное! И такая школа для Всех Детей, которым действительно в ней хорошо и удобно, существует на окраине Тюмени. Я с удовольствием предоставляю слово ее директору. Е. Александрова, кандидат педагогических наук

Воспитание и дополнительное образование

Одаренный ребенок. Что с ним делать?
Введенский В.
Какого ребенка можно считать одаренным? На этот вопрос существуют различные ответы. Одни исследователи выделяют как признак одаренности высокие интеллектуальные способности, другие — раннее проявление познавательной активности и любознательности, третьи — выраженную критичность мышления, нонконформизм. Однако их объединяет одно — одаренный ребенок не такой, как все. Отклонение от нормы — главный признак одаренности. Здесь необходимо сделать одно замечание. Отклонения от нормы могут быть как со знаком «плюс», так и со знаком «минус». В первом случае мы говорим об одаренных детях, во втором — об учениках вспомогательных и коррекционных классов. И в каждом случае есть своя специфика педагогической деятельности.

Дети как дети (из дневника директора центра "Азъ")
Плахотников С.

Как организовать летний отдых "детей асфальта"
Черняева Т.
Что такое июнь для школы? Конечно, это в первую очередь выпускные экзамены, последний звонок, суета окончания учебного года. Но июнь это и головная боль, связанная с организацией детской оздоровительной площадки. И как показывает практика, большинство идут по проторенному пути, когда начало июня в школе ознаменуется появлением в ней необычного инвентаря — раскладушек. Все остальное почти не претерпевает изменений. К чему эта преамбула? К тому, что очень часто администрация школ за грузом текущих забот просто не обращает внимание на этот важный момент организации отдыха «детей асфальта». Именно так можно сегодня назвать большинство детей, остающихся на три летних месяца в черте города. Как же сделать отдых наших детей в счастливое время долгожданных каникул действительно запоминающимся, интересным и, по возможности, малозатратным? Сразу оговоримся, что наши идеи касаются только тех городов, где есть средние или высшие педагогические учебные заведения. Резервы, на наш взгляд, здесь кроются в организации сотрудничества между школами и училищами, колледжами, вузами педагогического профиля.

Школа и родители

Семейный путеводитель по "можно" и "нельзя"
Кольцов В.

Третий шаг к партнерству
Брюхова В.
В первом и втором номерах мы начали разговор о том, как построить партнерские отношения между школой и родителями. В качестве первых шагов мы предложили сценарии родительских собраний «Родители как партнеры образования» и «Особенности психофизического развития подростков и их учет в семейном воспитании». Сегодня поговорим еще об одном, третьем шаге к партнерству — собрании на тему «Нравственные отношения в семье».

Экономика и право

Правовое регулирование предоставления отпусков работникам школы
Рожков А.

Уроки здоровья

Речевое взаимодействие на уроке
Новгородова А.
Не секрет, что школьные учителя испытывают огромную нервную нагрузку. Отсюда и постоянные стрессы. Как бороться с ними? Во 2-ом номере мы начали разговор о средствах, которые предлагает театральная педагогика, рассказали о некоторых приемах режиссуры обычного школьного урока. Сегодня, продолжая тему, поговорим о таком аспекте в работе учителя, как речевое взаимодействие с учеником. Профессия учителя имеет много общего с профессией актера. Каждый урок учитель стоит перед классом, как на сцене, и на него смотрят и его слушают ежедневно десятки зрителей. Нередко заслужить внимание зрителей (учащихся) бывает довольно трудно, особенно начинающим педагогам. Поэтому овладение некоторыми актерскими приемами может оказать не только существенную помощь в педагогической деятельности, но и позволит педагогу избегать нервных срывов.

Если в вашем классе учатся близнецы
Ушакова Е.

Письма читателей

Школьный музей - центр экологического воспитания
Филоненко Л.
В муниципальной общеобразовательной средней школе № 5 г. Мурома Владимирской области открыт и паспортизирован эколого-краеведческий музей «Историческая и современная роль реки Оки в жизни города Мурома и Муромского края». В нем находится более 900 экспонатов, многие из которых представляют не только познавательный и эстетический, но и научный интерес.

Мы, школьники, за профилизацию!
Профилизацию школы мы обычно рассматриваем с точки зрения руководителей системы образования, родителей, учителей, методистов. А вот мнение главного участника эксперимента — выпускника школы — спросить забываем. Хотя такой «взгляд изнутри» не просто интересен, без него нельзя объективно оценить результат работы. Вот что поведала в своем письме в редакцию ученица 11-го класса школы № 8 города Видное Московской области Екатерина Чечнева.

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение