Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:
Купить диплом Кемерово читать далее.

Учебное оборудование и учебные пособия

все анонсы

Журнал "Вопросы психологии"

СОДЕРЖАНИЕ № 5 / 2005

Теоретические исследования

Культурная психология и методология гуманитарных наук   
Гусельцева Марина Сергеевна   

В статье дается определение культурной психологии в широком смысле как науки, развивающейся на стыке психологии и гуманитарного знания. Автор реконструирует становление отечественной культурной психологии в контексте герменевтической (культурно-аналитической) парадигмы. Показано, что некоторые «современные» темы, обсуждаемые в постмодернизме, истории повседневности, культурологии, разрабатывались отечественными гуманитариями в конце XIX — начале XX в. Работы К.Д. Кавелина, А.А. Потебни, Г.Г. Шпета, петербургской школы медиевистов, Л.П. Карсавина, Н.И. Кареева, Н.В. Теплова, Г.И. Маркелова и других исследуются в качестве источников герменевтической парадигмы в психологии. Высказывается гипотеза, что современная культурная психология, строящаяся на фундаменте постнеклассической рациональности, имеет исторический шанс преодолеть разрыв между прошлым и будущим и соединить разорванные связи отдельных культурно-психологических подходов.

Возрастная и педагогическая психология

Психология переживания в контексте культурно-исторической типологии   
Хухлаев Олег Евгеньевич   

Рассматривается переживание как деятельность по перестройке психологического мира, направленная на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием. Переживание имеет формальные (структурные) и содержательные аспекты. При культурно-историческом анализе его формальных особенностей можно выделить две исторически различные формы переживания: дискурсивную, связанную с абстрактным мышлением и ставящую своей целью выявление каузальных взаимосвязей, и мифологическую, связанную с «первобытной» системой семантизации. При использовании мифологической формы переживаний, при котором отсутствует установление причинно-следственных связей и осознание линейности, историчности времени, ребенок преображает объективную ситуацию в контексте собственной мифологической картины мира.

Сравнительный анализ моральных суждений младших школьников (1930 и 2000 гг.)   
Кравцова Марина Михайловна   

В современных условиях воспроизведено исследование моральных суждений детей методом рассказов, проведенное в 1930 г . В.С. Мерлиным и М.Ф. Хряковой. Сопоставлены полученные ими результаты с современными результатами. Было выбрано три рассказа о сверстниках, позволяющих отследить, какие личностные качества предпочитаются современными детьми и чем они объясняют совершение героем тех или иных поступков. Рассказы были адаптированы к современному образу жизни и предложены учащимся I и II классов московской школы (возраст от 6 до 9 лет). Результаты показывают, что основными мотивами совершения того или иного поступка, по мнению детей, как и 70 лет назад, является страх наказания и сочувствие. Страх наказания для современных детей является в меньшей степени значимым, чем сочувствие.

Тематические сообщения

Насилие и терпимость: антропологическая ретроспектива   
Назаретян Акоп Погосович   

В соответствии с гипотезой техно-гуманитарного баланса на протяжении всей истории человечества соблюдалась закономерная зависимость между тремя переменными: технологическим потенциалом, качеством культурно-психологической регуляции и внутренней устойчивостью общества. Одно из следствий гипотезы состоит в том, что с ростом убойной силы оружия и демографической плотности процент жертв насилия от численности населения в долгосрочной ретроспективе не возрастал, а снижался; это было обусловлено регулярным отсевом социумов с декомпенсированной агрессивностью. Показано, что наблюдения и расчеты в целом подтверждают это парадоксальное предположение.

Диалогическое моделирование психологических взаимодействий   
Мединцев Владислав Александрович   

Широкое использование в психологической литературе понятия «диалог» вызывает необходимость концептуальной систематизации его различных содержательных интерпретаций. В качестве одного из путей решения такой задачи предложено построение модели психологических исследований, ориентированной на философскую парадигму диалога. Приведены и обоснованы принципы диалогической модели исследования психологических взаимодействий.

Представления об отношениях полов у женщин разного социального статуса   
Минюрова Светлана Алигарьевна   

Приводится поуровневый содержательный анализ представлений женщин разного социального статуса об отношениях мужчины и женщины. Выявлена взаимосвязь между характеристиками психологического пола и особенностями этих представлений. Рассматриваются вербализуемая чувственно переживаемая социально-деловая поддержка у женщин-руководителей, невербализуемые чувственно переживаемые семейно-бытовые отношения у женщин-подчиненных (андрогиния) и чувственно переживаемые вербализуемые отношения внешней привлекательности у женщин-подчиненных (феминность).

Чтение художественной литературы как процесс пониманиясмысла   
Мосунова Людмила Александровна   

Рассматриваются итоги экспериментального исследования процесса обучения смысловому чтению. Анализируются факторы, затрудняющие доступ к пониманию смыслов художественного произведения. Предлагается идея иконического реконструирования художественного текста как способа взаимодействия читателя с произведением, повышающего уровень понимания смысла. Раскрываются действия и операции иконического реконструирования.

Дискуссии и обсуждения

Практическая психология образования в России: без парадоксов   
Пахальян Виктор Эдуардович   

В продолжение начатой ранее дискуссии (Вопр. психол. 2002. № 1, 6; 2004. № 4) по проблемам психологической службы автор обсуждает состояние современной практической психологии образования. Проводится мысль о том, что противоречие между теоретической и практической психологией отражает общую закономерность взаимоотношений между наукой и практикой. Показано, как эти отношения реализуются в целях и задачах, отражаются в направленности и содержании видов работ практического психолога образования.

Памятные даты

К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ А.В. ЗАПОРОЖЦА Последействие теории действия А.В. Запорожца   
Зинченко Владимир Петрович   Назаров Анатолий Иосифович   

Статья представляет собой краткий очерк творческого пути А.В. Запорожца и основных вех его психологических исследований.

К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ А.В. ЗАПОРОЖЦА Психологические основы развивающей педагогики оздоровления в свете идей А.В. Запорожца   
Кудрявцев Владимир Товиевич   

Излагается опыт реализации идей А.В. Запорожца при разработке полидисциплинарного научно-практического проекта — развивающая педагогика оздоровления (РПО), адресатом которого является система дошкольного образования. Раскрываются общая идея и принципы РПО: развитие воображения; формирование осмысленной моторики; создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности; формирование способности к содействию и сопереживанию.

К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ А.В. ЗАПОРОЖЦА Развитие идей А.В. Запорожца в исследовании творческой активности детей   
Поддьяков Николай Николаевич   

Статья посвящена развитию идей А.В. Запорожца. Обобщаются результаты многолетних исследований автора и его сотрудников в различных областях развития детей дошкольного возраста. Предлагаются принципы построения программ воспитания и обучения, направленных на развитие творческой личности ребенка.

К 110-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ А.А. СМИРНОВА А.А. Смирнов: вехи творчества   
Марцинковская Татьяна Давидовна   

Раскрывается роль А.А. Смирнова как одного из выдающихся отечественных ученых и организаторов психологической науки. Дается анализ его исследований в области психологии памяти и истории отечественной психологии, вклада в эти области знания с современной точки зрения, показывается его огромная роль в сохранении научных традиций Психологического института.

К 90-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ М.Г. ЯРОШЕВСКОГО Интерпретативные традиции и параметры развития психологической науки   
Юревич Андрей Владиславович   

Обсуждается вопрос о критериях прогресса психологической науки. Автор видит их (а) в эволюции изучаемых психологической наукой проблем, (б) в развитии существующих в ней интерпретативных традиций, (в) в изменении соотношения между ними, (г) в эволюции методологического самоопределения психологии. Используя эти критерии, автор демонстрирует существование прогресса психологической науки, в результате которого она на каждом последующем этапе своего развития ближе к истине, чем на предыдущем.

Экспериментальная методика и аппаратура

Универсальная методика для изучения уровня и структуры интеллекта   
Батурин Николай Алексеевич   Курганский Никита Анатольевич   

Представлена разработанная отечественными психологами тестовая методика диагностики интеллекта — УИТ СПЧ-М. Описана процедура ее конструирования, испытания и модификации. Психометрические качества методики подтверждены рассчитанными критериями валидности, надежности и дискриминативности. Осуществлена стандартизация (шкалирование) для ряда возрастов. Изложены основные подходы к интерпретации результатов тестирования. Даны рекомендации по практическому применению методики.

Из опыта работы

От игровой эмпатической методики «Живые картины»к восприятию изобразительного искусства   
Оглоблина Ольга Геннадиевна   

Анализируется опыт автора по использованию игровой эмпатической методики «Живые картины» при обучении детей (клуб юных знатоков изобразительного искусства) и студентов старших курсов художественно-графического факультета МПГУ, соответственно, основам восприятия и преподавания изобразительного искусства.

Критика и библиография

О психологии бизнеса — доступно и интересно   
Щедрина Екатерина Владимировна   

Научная жизнь

Юбилейная конференция, посвященная научному наследию Н.А.Менчинской   

Международная конференция по семейной психотерапии   

Календарь конференций   

Из редакционной почты

О «затухающих» парадигмах, телеологии, «каузализме»и особенностях отечественной науки   

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение