Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:
На http://axiosest.ru/utvar-dlya-khramov/kadila заказать церковное кадило для православного храма.

Учебное оборудование и учебные пособия

все анонсы

Журнал "Юридический журнал директора школы"

СОДЕРЖАНИЕ № 2 / 2005

О чем думают в думе

Рекомендации парламентских слушаний на тему "Модернизация науки и образования как фактор инновационного развития экономики: проблемы законодательного регулирования"
9 декабря 2004 г. на заседании Правительства Российской Федерации по докладу министра образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко одобрены в основном приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации. В тот же день в Государственной Думе Комитет по образованию и науке провел парламентские слушания на тему «Модернизация науки и образования как фактор инновационного развития экономики: проблемы законодательного регулирования». ЮЖДШ знакомит читателей с рекомендациями парламентских слушаний.

Модернизация образования: проблемы и решения

Об утверждении Методики формирования фонда оплаты труда общеобразовательных учреждений в Тюменской области
18 декабря 2004 года министр образования и науки РФ А.А. Фурсенко совместно с полпредом Президента России в Уральском федеральном округе П.М. Латышевым провел в Екатеринбурге совещание по вопросам модернизации российской системы образования. Внимание собравшихся привлекло выступление губернатора Тюменской области С.С. Собянина, рассказавшего о технологии модернизации образования в своем регионе, в частности, о реформировании системы оплаты труда в общеобразовательных учреждениях области. Министр выразил признательность губернатору за проделанную работу. «Вы решили многие вопросы, над которыми наше министерство трудилось давно, но безуспешно, — сказал А.А. Фурсенко. — Опыт реформы образования Тюменской области теперь мы будет представлять как передовой и предлагать другим регионам для воплощения». По просьбе читателей редакция ЮЖДШ публикует постановление администрации Тюменской области «Об утверждении Методики формирования фонда оплаты труда общеобразовательных учреждений в Тюменской области». Указанная Методика может рассматриваться в качестве модели региональной системы оплаты и стимулирования труда работников общеобразовательных учреждений, отличительными особенностями которой является формирование тарифной и надтарифной части фонда оплаты труда педагогического персонала исходя из стоимости педагогической услуги на одного обучающегося с учетом повышающих коэффициентов за сложность преподаваемых предметов, распределенных по четырем группам сложности. Тюменская региональная отраслевая система оплаты труда основана на нормативном финансировании образовательных учреждений, направлена на повышение учительской зарплаты. С 1 марта 2005 г. на новую систему оплаты труда переходят 54 общеобразовательных учреждения юга области (из них четыре – тюменские). Все остальные общеобразовательные учреждения Тюменской области должны перейти на новую систему к 1 сентября 2005 г.

Приложение к постановлению администрации Тюменской области от 6 декабря 2004 г. № 164-пк

Финансирование и управление

Методика расчета нормативов бюджетного финансирования на реализацию государственного стандарта общего образования в общеобразовательной школе, лицее, гимназии и общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов
ЮЖДШ продолжает знакомить читателей с региональными методиками расчета нормативов бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений. Постановлением от 20 декабря 2004 г. № 85 Правительство Самарской области утвердило Методику расчета нормативов бюджетного финансирования на реализацию государственного стандарта общего образования в общеобразовательной школе, лицее, гимназии и общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов (публикуется ниже), Методику расчета нормативов бюджетного финансирования на реализацию государственного стандарта общего образования в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях, Методику расчета нормативов бюджетного финансирования на реализацию государственного стандарта общего образования на одного учащегося, находящегося на индивидуальном обучении по медицинским и социально-педагогическим показаниям, Методику расчета нормативов бюджетного финансирования на реализацию государственного стандарта общего образования в общеобразовательной школе-интернате и общеобразовательной школе-интернате для детей-сирот и Методику расчета нормативов бюджетного финансирования на реализацию государственного стандарта общего образования в коррекционной школе-интернате и коррекционной школе-интернате для детей-сирот (приводятся на компакт-диске, приложенном к журналу).

Порядок приема детей в государственные образовательные учреждения, подведомственные Комитету по образованию
На основании Закона РФ «Об образовании» (пункт 1 ст. 16) учредитель устанавливает в части, не урегулированной Законом, порядок приема в государственные или муниципальные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, обеспечивающий прием всех граждан, которые проживают на данной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня. Затем этот порядок закрепляется в уставе образовательного учреждения. От того, насколько тщательно разработан порядок приема в школу, зависит реализация конституционных принципов общедоступности и бесплатности общего образования, защита интересов ребенка, обеспечение права семьи на свободу выбора образовательного учреждения. В связи с этим ЮЖДШ знакомит читателей с новым порядком приема в школы Санкт-Петербурга.

Правовое обеспечение трудовых отношений

Единые рекомендации по системам оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджетов на федеральном, региональном и местном уровнях, на 2005 год
В соответствии с частью второй ст. 135 Трудового кодекса РФ (введена Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ) Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно, до внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год, разрабатывает единые рекомендации по системе оплаты труда, включая ставки (оклады), доплаты и надбавки, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работников организаций, финансируемых из бюджетов, на федеральном, региональном и местном уровнях, которые учитываются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении размеров финансирования учреждений здравоохранения, образования, науки, культуры и других учреждений бюджетной сферы. Единые рекомендации на 2005 год утверждены Российской трехсторонней комиссией 29 декабря 2004 г., т.е. не только после внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2005 год, но и после принятия соответствующего федерального закона. Этот факт нельзя рассматривать как нарушение ст. 135 Трудового кодекса РФ, поскольку изменения в указанную статью Кодекса, внесенные Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, вступили в силу с 1 января 2005 г. Видимо, учитывая непростую ситуацию, сложившуюся в правовом регулировании оплаты труда работников бюджетной сферы, Российская трехсторонняя комиссия решила немного забежать вперед, хотя такое «забегание» и снижает юридическую значимость принятых рекомендаций.

Как применять нормы Трудового кодекса в школе, или Непростые вопросы директора
Вавилов А.
В редакцию поступило письмо директора общеобразовательной школы крупного города. В письме описаны возникшие в школе ситуации, связанные с регламентацией рабочего времени учителей и правами сторон трудового договора. Вопросы автора письма актуальны и характерны для муниципальных общеобразовательных учреждений России. Редакция «Юридического журнала директора школы» сочла необходимым опубликовать выдержки из письма с комментариями специалиста.

Мастер-класс: локальные акты школы

Модель Устава муниципальной средней общеобразовательной школы

Защита и охрана прав несовершеннолетних

Уголовно-правовая и административно-правовая ответственность за преступления и правонарушения, связанные с оборотом наркотических средств
Фёклин С.

Директорский портфель

Жилищный кодекс: что нового?
Яхин Ю.
Итак, что же в результате принес нам новый Жилищный кодекс? Довольно четкую и понятную систему жилищного законодательства, структурирование отношений в области оплаты жилья и коммунальных услуг, массу норм прямого действия, которые могут начать действовать прямо с 1 марта 2005 года, не дожидаясь принятия подзаконных актов. Что Кодекс отобрал? Право бесплатной приватизации жилья после 1 января 2007 года. Произошло уменьшение категорий граждан, которые могут наделяться бесплатным жильем, увеличена рыночная составляющая всех сфер жилищных отношений, увеличена нагрузка на собственников жилья.

Акт без комментария

О проведении в 2005 году единого государственного экзамена
Постановление Правительства Российской Федерации от 2 марта 2005 г. № 108

Об итогах инспекционных проверок по соблюдению законодательства Российской Федерации в области образования в 2004 году
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 24 ноября 2004 г. № 01-233/07-01

Дела судебные

Определение Президиума Ярославского областного суда от 14 июля 2004 г. № 44-г-114
[Работодатель вправе отказать работнику-совместителю в изменении условий ранее заключенного с ним трудового договора со ссылкой на деловые качества работника, в том числе и на состояние его здоровья, а также уволить совместителя в связи с приемом на работу работника, для которого эта работа будет являться основной.]

Наши консультации

Разъясните, пожалуйста, какие льготы и надбавки для педагогических работников сельских образовательных учреждений продолжают действовать в связи с последними изменениями в федеральном законодательстве
Льготы, существовавшие для работников образования на селе, можно разделить на меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и право на оплату труда по повышенным ставкам. Право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) закреплено в абзаце третьем пункта 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании». Однако с 1 января 2005 г. (дата вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ) размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации. Это означает, что педагогические работники в сельской местности получат адресное возмещение – специальную денежную компенсацию уже оплаченных жилищных и коммунальных расходов, причем размер этой компенсации в разных регионах может отличаться. Собственно переход к региональному регулированию этих вопросов наметился давно. Еще Федеральным законом от 6 мая 2003 г. № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» отменены частично действовавшие нормативные акты советского времени: постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 14 мая 1928 г. «Об оплате жилых помещений в городах и рабочих поселках» и от 10 июня 1930 г. «О льготах квалифицированным работникам в сельской местности и рабочих поселках» (ст. 5). Этим же Федеральным законом было предусмотрено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях (ст. 2). Согласно ст. 6 Федерального закона от 6 мая 2003 г. № 52-ФЗ положения абзаца третьего пункта 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» об установлении размера, условий и порядка возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг должны применяться до принятия соответствующих законодательных актов субъектами Российской Федерации, но не позднее чем до 1 января 2005 года. Таким образом, в этой части Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ подверг ст. 55 Закона РФ «Об образовании» лишь заранее запланированным изменениям. Что касается учета данных мер социальной поддержки в межбюджетных отношениях, то это означает их финансирование (софинансирование) через систему субсидий и субвенций из федерального бюджета. В 2004 году такая помощь оказывалась регионам на основании ст. 47 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. № 186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год». Но в федеральном бюджете на 2005 год аналогичной статьи нет. Таким образом, право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) сохранено, но ответственность за реализацию этого права возложена на региональные власти. При этом, согласно пункту 2 ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ размеры данных мер социальной поддержки не могут быть уменьшены, а условия их предоставления ухудшены. Такое правовое регулирование мер социальной поддержки работников образования на селе сохранено и Жилищным кодексом РФ, вступившим в силу с 1 марта 2005 г., который устанавливает право отдельных категорий граждан в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, на компенсацию расходов по оплате жилищных помещений и коммунальных услуг (ст. 160). Что касается права работников сферы образования на повышенные на 25% тарифные ставки и тарифные оклады, предусмотренные ст. 22 Закона РФ «О социальном развитии села», то здесь складывается следующая ситуация. Закон РФ «О социальном развитии села» утратил силу с 1 января 2005 г. в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ. Этим же Федеральным законом установлено, что тарифная система оплаты труда работников муниципальных учреждений и порядок ее применения устанавливаются органами местного самоуправления (изменения в ст. 143 Трудового кодекса РФ). К тому же согласно пункту 61 ст. 29 Закона РФ «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ и Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 199-ФЗ) к ведению субъектов Российской Федерации относится «обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений,… в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации». Иными словами, муниципалитет может установить собственную тарифную систему оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений, однако нормативы финансирования оплаты труда посредством субвенций из бюджета субъекта федерации устанавливаются региональными властями. Исходя из норм ст. 153 Федерального закона № 122-ФЗ, размер и условия оплаты труда при издании субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления правовых актов не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда, существовавших на 31 декабря 2004 г. Таким образом, повышение тарифных ставок (должностных окладов) на 25 процентов сохраняется и должно быть учтено при установлении органами местного самоуправления тарифной системы оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений, а также при установлении нормативов финансирования оплаты труда в муниципальных образовательных учреждениях посредством субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации. На компакт-диске, приложенном к журналу, в качестве примера регионального решения затронутых в консультации вопросов приводится Закон Ярославской области от 21 декабря 2004 г. № 62-з «О мерах социальной поддержки работников бюджетных учреждений, расположенных в сельской местности, рабочих поселках и малых городах».

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение