Грибы. Урок в 6 классе с использованием технологии развития критического мышления (программа В.В.Пасечник)
Перевалова Светлана Викторовна учитель биологии МАОУ "СОШ № 124" г. Пермь, Приволжский регион
Цель: создать условия для формирования понятия – грибы как самостоятельные представители отдельного царства организмов.
Задачи:
- - формирование нового биологического понятия;
- - совершенствование умения работы с микроскопом и микропрепаратами;
- - воспитание бережного отношения к представителям царства.
Оборудование: микроскопы, микропрепараты, проектор, компьютер, учебник.
Технология: ТРКМ, урок изучение нового знания.
Ход урока:
n/n |
учитель |
учащиеся |
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11. |
Предлагает видеоряд с изображением представителей грибов.
Задает вопрос что это?
Предлагает загадки и пословицы по теме.
Фиксируют тему урока.
СТАДИЯ ВЫЗОВА:
Предлагает поделиться на группы и ответить на вопрос грибы это….
(корзина идей) Фиксирует идеи на доске.
После предлагает заполнить таблицу верю, не верю.(приложение 1)
СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ:
Работают с текстом и делают пометки. (приложение 2) (инсерт)
Спрашивает что нового узнали из текста…
Формирует понятие грибы, показывает фрагмент о внутреннем строении шляпочного гриба и предлагает поработать с микроскопом и рассмотреть микроскопические грибы дрожжи.
Предлагает сформулировать вывод по уроку.
СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ:
Предлагает вернуться к таблице верю не верю и сопоставить ответы уже с полученными знаниями.
Возвращает к началу и первому вопросу грибы это…? И предлагает сделать окончательный вывод.
Задает домашнее задание на выбор.
|
Смотрят
Высказывают свои предположения. Формулируют тему урока.
Обсуждают в группе и предлагают свои идеи
Заполняют таблицу.
Работа с текстом.
Отвечают на вопросы.
Фиксируют в тетради и работают с микроскопами.
Формулируют вывод
Проводят рефлексию по таблице.
Отвечают на вопрос.
Выбирают домашнее задание. |
Приложение 1
Верите ли вы?
Грибы – это растения…
Размножаются грибы спорами…
Грибы могут светиться…
Есть микроскопические грибы
Из грибов получают витамины….
У грибов есть признаки как растений так и животных….
У гриба есть тело и оно называется грибница….
Грибы могут жить совместно с другими организмами…
Среди грибов есть хищники…
Есть паразитические грибы…
Приложение 2
Грибы — это довольно многочисленная группа живых организмов, насчитывающая около 100 тысяч видов. Традиционно грибы относили к растениям. Но в настоящее время они выделены в отдельное — третье — царство живых организмов.
Грибы сочетают в себе признаки как растений, так и животных. Основное отличие грибов от растений состоит в том, что они не способны к фотосинтезу. Это гетеротрофные организмы. Грибы произрастают всюду — в поле и в лесу, в пустынях и в горах, в почве и в воде. Споры грибов есть в воздухе, они встречаются даже на расстоянии 10 км от поверхности Земли.
Телом гриба является грибница, или мицелий, состоящий из грибных нитей — гифов.
У низших грибов мицелий лишен перегородок и представляет собой одну гигантскую разветвленную клетку. Некоторые микроскопические грибы состоят из одной клетки и мицелия не имеют. Например, дрожжи.
У высших грибов мицелий многоклеточный, а плотно сплетенные гифы образуют плодовое тело, в котором созревают споры. Грибы размножаются спорами. Споры разнообразны по форме и размеру. Шляпочные грибы являются представителями высших грибов. Их грибница растет с весны до осени и вырастает за это время на 10 — 30 см . Грибница залегает в почве на глубине 6- 12 см . За сезон грибница дает несколько плодовых тел. Плодовые тела шляпочных грибов — ценные питательные продукты.
По форме и окраске плодовые тела шляпочных грибов очень разнообразны и весьма причудливы. Особенно много таких грибов в тропических лесах.
Некоторые грибы приспособились к совместному проживанию с другими организмами (симбиозу) растениями или животными. Микориза — широко распространенный в природе симбиоз гриба и растения. Кроме сожительства с растениями известны и формы сожительства грибов с насекомыми. Примером могут служить бразильские муравьи и термиты, которые разводят грибы, подобно тому как человек разводит шампиньоны. В других случаях грибы постоянно присутствуют в теле насекомого, не причиняя вреда.
Грибы являются возбудителями многих болезней у растений и животных. К ним в первую очередь относят головневый гриб, поражающий зерна злаков, паршу яблони, груши, картофеля и многих других паразитов.
Некоторые грибы вызывают заболевания животных и человека.
Особую группу среди грибов представляют хищные грибы. Некоторые виды хищных грибов могут поражать простейших животных.
Некоторые грибы светятся, например опенок.
Помимо пенициллина из грибов были выделены многие антибиотики. С помощью грибов получают некоторые витамины.
Самым ядовитым грибом является бледная поганка.
Самоанализ урока:
данный урок является первым в теме.
Цель урока: создать условия для формирования понятия грибы как самостоятельные представители отдельного царства.
Урок изучения нового знания – тип урока.
Урок построен по технологии развития критического мышления.
Для формулирования темы урока учащимся был предложен видео ряд, просмотрев который нужно было понять, что это? УЧАЩИЕСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО ФОРМУЛИРУЮТ ТЕМУ УРОКА – ГРИБЫ.
Для достижения цели урока использовала технологию ТРКМ. Считаю, что все этапы я выдержала.
На первом этапе вызова использовался прием корзина идей: учащиеся отвечая на вопрос предлагают свои идеи, которые фиксируются на доске.
Далее предлагается таблица верю-не верю.
На втором этапе осмысления при работе с текстом используется прием инсерт – учащиеся читают текст и делают пометки.
На третьем этапе – рефлексии возвращаются к таблице верю-не верю.
Домашнее задание предлагается на выбор.
В ходе урока предусмотрена смена деятельности учащихся, что положительно отражается на здоровье.(просмотр видеоряда, работа с текстом, практическая работа с микроскопами ).
Используется принцип доступности и научности.
Соблюдаются особенности подросткового возраста.
Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока и цель, проводят рефлексию в конце урока.
Совершенствуется умения работы с микроскопом.
В ходе урока использовано несколько информационных источников: видеоряд, статья из справочника по биологии, микропрепараты, цифровые ресурсы.
В качестве источника получения знаний мной использовались словесные, наглядные и практические методы.
СЛОВЕСНЫЕ – для актуализации знаний на этапе формулирования темы и работе с текстом;
ПРАКТИЧЕСКИЕ – на этапе осмысления при работе с микроскопом;
НАГЛЯДНЫЕ – на этапе формулирования темы урока – видео ряд и на этапе осмысления – видео ресурс;
ДЕДУКТИВНЫЙ – работа с текстом;
АНАЛИТИЧЕСКИЙ – работа с текстом;
Для активизации познавательной деятельности использовала исследовательский метод, когда учащиеся должны были работать с текстом и микроскопом и выбрать информацию. Учащиеся справились.
В ходе урока использовала различные формы:
На начало урока использовала фронтальную беседу; на этапе осмысления – групповая работа с микроскопами, так как она является оптимальной для данного содержания урока. В ходе урока мной была предусмотрена смена деятельности, что позволило мне не допустить перенапряжения учащихся.
Содержание урока отработано мной в соответствии с программой и задачами темы, с учетом возрастных особенностей детей данного класса и предполагаемыми мною возможностей.
Эффективности работы на уроке способствовало и соблюдение мною принципов обучения, воспитания и развития:
- - для определения содержания урока я руководствовалась принципом сознательности и активности, мне удалось связать ранее изученный материал с новым(все организмы состоят из клеток и тканей и имеют особенности в зависимости от среды обитания).
- - для организации успешной поисковой деятельности учащихся руководствовалась принципом наглядности; представляя мультимедиа ресурс на этапе вызова и осмысления;
- - принципом систематичности и последовательности повторяя ранее изученное перешла к новому материалу;
- - принципом прочности – сначала формировала интерес к вопросу через видео ряд, потом добавляла отношение и только тогда предлагала приступить к поиску решения;
- - принципом связи с практикой – для использования грибов в народном хозяйстве;
Средствами обучения на уроке были мультимедиа ресурсы и текст из справочника по биологии.
Оптимальный результат урока выразился в хорошем качестве знаний и умений(нашли клетки дрожжей) и определили особенности грибов.
Объем материала соответствовал программным требованиям.
Считаю, что при изложении материала присутствовала логика, последовательность, высказывания были эмоциональными.
На уроке я использовала компетентностно-ориентированный подход: личнопрактикоориентированное обучение я подразумевала при постановке цели, выборе содержания, форм и методов, которые я использовала на уроке. Считаю, что мне это удалось.
В ходе урока я формировала у учащихся:
- - коммуникативные компетентности (умение организовать работу в группе)
- - информационные(умение работать с текстом и выбрать нужную информацию)
- - учебно-познавательные(умение ставить цель, найти ответ на вопрос, провести рефлексию, дать оценку себе и товарищу)
- - общекультурные (при работе в группе слушали и принимали точки зрения всех).
Компетентностное обучение считаю, применила при постановке вопроса и готовности найти решение с использованием принципа научного мышления:
ДОКАЗАЛИ, ЧТО ГРИБЫ ЭТО ОРГАНИЗМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЦАРСТВА.
При использовании на уроке мультимедиа ресурсов соблюдала нормы САНПинов. Считаю, что мультимедиа ресурсы были использованы уместно и дали свои плодотворные результаты, т.к. внимание детей было сосредоточено на проникновении во внутрь организма, что невозможно представить другими средствами.
В ходе урока я управляла деятельностью детей, считаю что мне это удалось.
Новое знание открыто, содержание урока грамотно отработано мной под цель и способствовало развитию специальных биологических понятий и обще-культурных навыков учащихся.
Считаю, что я цели урока достигла.
По моему мнению, урок по результативности был проведен на высоком уровне.
|