Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование и учебные пособия

Дополнительное образование

«Сказки севера».
Открытый урок по художественной керамике 2-й год обучения

Хажилова Наталья Викторовна
МОУ ДОД «Детская художественная школа»
г. Мегион

План – конспект открытого урока.

Тема урока: «Сказки севера»

Тип урока: комбинированный

Цель: Углубить знания о коренных народах западной Сибири, через фольклор, сказки, обряды. Научить иллюстрировать одну из хантыйских сказок на керамической основе, применяя резиновую грушу и ангобы

Задачи урока:

Обучающие:

1. Проиллюстрировать сказки (одну на выбор учащегося) коренных народов западной Сибири, применяя ангобы

2. Научить наносить ангобы с помощью резиновой груши и кисти.

 

Развивающие:

•  Развить умения и навыки в работе с материалами и инструментами.

•  Закрепить знания и совершенствовать умения и навыки по декорированию керамических изделий.

•  Развитие эмоциональной сферы личности учащихся, его творческое воображение.

•  Заинтересовать учащихся и побудить желания создать красивые вещи.

Воспитывающие:

•  Формирование творческой активности, познавательных учебных интересов.

•  Воспитывать уважительное отношение к культуре обских угров.

•  Воспитывать самостоятельность, аккуратность, бережное отношение к школьному имуществу, терпение, волю.

 

Оборудование урока:

Для преподавателя: план – конспект урока; ангобы; кисти беличьи 1, 2, 3; резиновая груша; баночка с водой; основа – мини бубен из фаянсовой глины.

Для учащихся: материалы и инструменты для работы на уроке.

 

Наглядность:

•  Этнографические предметы с городского «Экоцентра»:

•  кисы 1970 – е г. (камус оленя, сукно, ручной пошив);

•  бубен с колотушкой 1988 г . (кожа, дерево, мех оленя, ручное производство);

•  сах детский (мех оленя, мех белки, сукно, ручное производство).

•  Этнографическая одежда школьного музея детского творчества «Северные звездочки» и школьного методического фонда:

•  женское платье;

•  женский халат.

•  Украшение из бисера:

•  Нагрудные украшения.

•  Макет чума, нарды, лобаз;

•  Хантыйские и мансийские куклы;

•  Мансийские и хантыйские орнаменты (альбом);

•  Берестяные коробки с орнаментом;

•  Кроссворд «Сказки» через орнамент обских угров;

9. Книги: М.Анисимова «Ёганское огнище» Москва «Советская Россия» 1988 г .,

10. Сказки народов ханты. Санкт-Петербург ТОО «Алфавит» 1995 г .,

11. Сказки народов севера Е.И.Самойлова 1995 г . «Алфавит», 1995 – 160 с.

 

Термины:

•  Ханты – остяки, угры

•  Манси – вогулы

•  Сах

•  Орнамент

•  Ангоба

 

Музыкальный ряд: мелодии коренных народов Западной Сибири

Оформление классной доски:

•  Тема урока

•  Строки из героического сказания

•  Кроссворд

•  Термины

 

План урока:

•  Орг. момент 1 мин.

•  Сообщение темы и целей урока (задач) 1 мин.

•  Основная часть 10-12 мин.

•  беседа об обских уграх ( одежда, обряды и т.д);

•  отгадывание кроссворда «Сказки» (по орнаментам);

•  беседа о сказках обских угров;

•  игра «Собери медведя»;

•  Практическая работа 23 мин.

•  пед.показ (поэтаптое выполнение иллюстрации к сказке с применением хантыйского орнамента)

•  самостоятельная работа учащихся

•  Подведение итогов 3 мин

•  оформление работ на священное дерево;

•  краткий рассказ об иллюстрированной сказке;

•  закрепление о техниках исполнения;

•  выставление оценок.

 

Ход урока

 

№ п/п

Действия учителя и учащихся

Примечание

1.

Организационная часть

Здравствуйте ребята, преподаватели, гости!

Рада вас видеть! Мы начинаем наш урок.

(После нескольких ударов в бубен преподаватель зачитывает отрывок из сказания)

 

 

 

« …Живущий там, на краю земли,

Какую сказкою ты был завлечен

В эту священную страну,

Куда не добежать доброму духу,

В эту чудесную страну,

Куда не по силам добраться

И злому духу?....»

Перед началом урока музыкальное сопровождение с диска

2.

Сообщение темы

 

С отрывка из героического сказания начнем наш урок, который как вы уже догадались, посвящен сказкам, легендам севера.

Ребята скажите, какие народы заселяют Западную Сибирь?

Ханты и манси….

Совершенно верно!

Вспомните с уроков этнографии как иначе называют народ ханты и манси?

Ханты – остяки, угры

Манси – вогулы

Есть общее название у этих народностей – фино – угорские народности обскими уграми, языки – обско – угорские (по имени р.Обь, около которой они живут).

Ханты и манси – два близко родственных народа. Культура и обряды, а также орнамент в одеждах схожи

Итак, давайте сравним….

В одеждах есть небольшие различия по покрою. Женщины ханты закрывали лицо платком, так что открытыми оставалась только нижняя часть лица, у манси лицо открыто, но платье закрывают ноги. При отделке одежды в орнаментах есть небольшие отличия, в обуви. Конечно это отдельная тема, для отдельного урока. Ну а сейчас ребята мы проверим свои знания с предыдущих уроков и попробуем отгадать кроссворд по орнаменту. Кроссворд называется «сказка».

 

 

 

Обращение учителя к детям.

 

Ответ учащихся.

 

 

 

 

 

 

Демонстрация

музейных экспонатов:

детской хантыйская верхняя одежда-сах;

мансийских кисов

Учащиеся называют орнамент с места, в это время 1 ученик вписывает фломастером названия.

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть

Наконец мы подошли к самому главному разделу – это сказки. Независимо от национальности, народности сказки любимы детьми и даже взрослыми.

Но рассказывать их детям у ханты и у манси не всегда можно. Существует запрет на сказки в определенное время года. Поселения обских угров размещались по берегам рек. Вниз по реке спускались манси ранней весной, во время половодья, при быстром течении реки. В это время люди меньше заняты, детям рассказывали детские сказки.

По поверьям манси, в летнее время рассказывать сказки взрослым нельзя, можно только зимой с середины ноября до середины марта.

В зимнее время по вечерам. Все собирались в моховой избушке, в печурке приятно потрескивал огонек, и тепло растекалось по всему дому.

Именитый сказитель вводит в мир сказок, преданий и сказаний. Сюжеты сказок впечатляющие, захватывающие. Вместе с героями сказок переживают страхи и радости победы все слушатели, как взрослые, так и дети.

 

Ребята, а как вы понимаете, что такое сказка?

Сказка – это талант, своеобразный обряд . Они бывают разные: детские и взрослые, веселые и грустные, иногда даже жестокие, но всегда справедливые. Часто они сопровождаются песнями и музыкой. У хантов и манси не было письменности до 30 – х годов ХХ столетия. История, его прошлое народов отразилось в фольклоре – преданиях, сказаниях, героическом эпосе о славных предках, в обрядах и обычаях.

Фольклор народа – это словесный документ. Фольклор отражает и духовность народа, его мудрый ум, национальный дух, его мировоззрение, нравы, обычаи. Фольклорное наследие народа – это огромный духовный мир, его могучее средство духовного воспитания народа.

Я думаю, что вы ребята не равнодушны к культуре обских угров, т.к. мы живем на их территории и, конечно же, должны уважать и изучать обычаи, традиции хантов и манси.

У вас ребята было домашнее задание прочитать сказки ханты и манси.

Попробуйте отгадать сказку строки, из которой я буду зачитывать.

•  Ёганское огнище

•  Золотая баба

Молодцы!

Во многих сказках коренных жителей Западной Сибири присутствует медведь.

Это священное животное. Про него говорят либо хозяин тайги, либо старик когтистый, но медведь вслух не произносят. Как вы думаете ребята почему?

 

Я предлагаю вам игру: «Собери медведя»

Разделимся на две команды.

Ваша задача собрать медведя соответственно быстро и правильно.

 

Ну а сейчас настал долгожданный момент, когда вы можете проявить себя настоящим иллюстратором детских сказок.

Надеюсь, из прочитанных сказок вы выбрали одну.

Ваша задача на заготовках округлой формы в виде уменьшенного бубна, разместите одного главного героя, только линейно одним цветом. Орнамент необходимо применить тоже.

 

Вопрос преподавателя.

Учащиеся отвечают

 

Рассказ преподавателя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель зачитывает строки из различных хантыйских сказок

 

Педагог задает вопрос учащимся

Ответ учащихся…..

Проводится игра между командами «Ханты» и «Манси»

 

4.

Практическая работа

Пед..показ

Самостоятельная работа учащихся

При подведении итогов учащиеся привязывают тесьмой свои мини – бубны. Называют, какие сказки они иллюстрировали, кратко рассказывают суть сюжета из сказки. Выставление оценок.

 

Педагог демонстрирует последовательность выполнения, применяя ангобы, используя инструменты: резиновую грушу, колонковую кисть.

 

•  История народа манси (вогулов) и его духовная культура Е.И.Ромбандеева (по данным фольклора и обрядов) г.Сургут 1993

•  Ханты – манси – кто мы? Издательство «Скрх» - 1993 г . В.Лахно., О.Фидорович.

•  Мансийские орнаменты П.Е.Шишкин., И.Д.Шабалина 1993 г .

•  М.Анисимова «Ёганское огнище» Москва «Советская Россия» 1988 г .

•  В.И.Сподина Методическое пособие по этнографии коренных народов Западной Сибири (ханты), г.Мегион 1995 г .

•  Сказки народов ханты. Санкт-Петербург ТОО «Алфавит» 1995 г .

•  Сказки народов севера Е.И.Самойлова 1995 г . «Алфавит», 1995 – 160 с.

 

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение