ВАШИ ВОПРОСЫ И
НАШИ ОТВЕТЫ
На вопросы отвечает кандидат психологических наук Е.Е. Соловцова
ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
УЧАЩЕГОСЯ
I. Общие сведения:
1. Фамилия. Имя. Отчество.
2. Дата рождения.
3. Домашний адрес.
4. Сведения о семье:
а) члены семьи: отец, мать и другие
члены, проживающие вместе с учеником. Год
рождения каждого, образование, профессия,
место работы, занимаемая должность;
б) социально-демографические
условия семьи: многодетная, неполная,
больные родители или инвалиды;
в) материальные или жилищно-бытовые
условия: низкооплачиваемые,
малообеспеченные, проживающие в плохих
жилищно-бытовых и санитарно-гигиенических
условиях; какие условия имеет ученик в
квартире: отдельная комната, угол,
отдельный стол, нет постоянного маете для
занятия; и т.д.
г) каков характер
взаимоотношений родителей и других членов
семьи с учащимся: слепое обожание,
заботливость, дружба, доверие, равноправие,
отчужденность, мелочная опека, полная
самостоятельность, независимость,
бесконтрольность и т.д.;
д) социально-психологические
условия: неблагоприятный психологический
климат семьи, педагогически
несостоятельные родители, эмоционально-конфликтные
отношения в семье;
е) криминогенные условия:
аморальный образ жизни родителей,
злоупотребление алкоголем, употребление
наркотиков, социальный паразитизм,
жестокое обращение с детьми.
Выводы: Выявление и учет
подростков, оказавшихся в неблагоприятных
семейных условиях, угрожающих здоровью и
развитию; оставшихся без попечения
родителей; нуждающихся в материальной
помощи; временно нуждающихся в проживании
отдельно от родителей; проживающие в семьях
группы социального риска.
II. Здоровье: состояние здоровья
учащегося (физическое развитие,
особенности физического развития особые
недостатки, заболевания).
III. Личность учащегося:
1. Вступает ли в конфликтные
отношения (если да, то редко или часто) с
родителями, с учащимися, с педагогами (с
кем именно).
2. Характер общительности (отсутствует,
избирательный, большой)
3. Какую роль выполняет:
а) в общественном труде;
б) во внеучебной деятельности со
сверстниками;
в) в учебе (инициатор, организатор,
исполнитель)
4. Проявляет ли положительные
качества и формы поведения (нет, если да, то -редко,
часто или всегда): а) уважение к старшим; б)
внимательность, чуткость доброту, в)
скромность; г) трудолюбие; д)
добросовестность; е) самоорганизованность;
ж) самостоятельность; д)
дисциплинированность; и) другие
положительные качества поведения.
5. Проявляет ли отрицательные
качества поведения (нет, если да, то - редко,
часто или всегда): а) грубость; б)
индивидуализм, эгоизм; в) зазнайство,
высокомерие; г) легкомыслие, беспечность; д)
лживость; е) упрямство; ж) жестокость; з)
вредные привычки (курит, сквернословит...); и)
другие отрицательные качества
6. Способен ли выбрать себе
самостоятельное занятие. Долго ли
проявляет интерес к выбранному занятию.
Выводы: Выявление и учет детей с
асоциальным поведением: уклонение от учебы;
дродяжничество, попрошайничество; деяния,
содержащие признаке преступления;
правонарушения; употребление спиртных
напитков, наркотиков или психотропных
веществ; азартные игры и иные
антиобщественные проявления.
IV. Личность
учащегося в коллективе
1. Социальный статуе в коллективе.
2. Линия
поведения (лидер, популярный, принятый,
непопулярный. отверженный).
Подпись классного руководителя (психолога,
социального педагога)
|