Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование и учебные пособия

Вниманию читателей портала "Учеба" предлагаются авторские и коллективные разработки специалистов сферы дошкольного воспитания в контуре социальных технологий оздоровления детей и возрождения традиций подробнее...

Громовик С.Г.,
учитель-логопед высшей категории
МДОУ ДС № 59,
ЗАТО Северск Томской обл.

“Логопедическое сопровождение детей ДОУ общеобразовательного типа в системе ранней диагностики и специальной помощи детям с 1 года до 7 лет”

Детский сад № 59 “Сказка” является единственным учреждением ЗАТО Северск Томской области, который уже около 10 лет занимается вопросами ранней комплексной диагностики и специальной помощи детям от 1 года до 7 лет.

Важность максимально раннего коррекционного воздействия обусловлена прежде всего анатомо-физиологическими особенностями ребёнка. Именно в раннем возрасте закладывается фундамент здоровья дошкольников, школьников и, в конечном счете, взрослых. Именно в раннем возрасте отмечается становление всех морфологических и функциональных систем организма, происходят первые социальные контакты. Как отмечает ряд исследователей, эффективность коррекционно-развивающего воздействия в раннем возрасте тем выше, чем раньше его начало [1].

Изучив опыт работы учителей-логопедов Г.В. Дедюхиной и Е.В. Кирилловой (г. Москва) и опыт работы логопедического детского сада № 7 г. Магнитогорска Челябинской области, мы разработали свою систему ранней логопедической помощи и включили её в систему общего развития детей. Система включала в себя:

  • комплексное изучение анамнеза и развития ребёнка до поступления в д/с;
  • логопедическую диагностику;
  • комплексную коррекционно-развивающую программу с учётом структуры речевого дефекта и психомоторных особенностей детей;
  • анализ результатов работы;
  • прогнозирование дальнейшего психомоторного, речевого психосоматического развития детей.

В итоге 4-летней экспериментальной работы были получены следующие результаты и сделаны выводы:

  • 92% детей имели уровень речевого развития в соответствии с возрастом, 6% – выше возрастной нормы и лишь 2% детей имели речевые нарушения, осложнённые клиническими диагнозами, но с хорошей динамикой развития.
  • Результаты профилактической и коррекционной работы свидетельствуют об адекватности применения выработанной системы комплексного коррекционно-развивающего воздействия на ребёнка при формировании и развитии речи.
  • Изучение анамнеза, наблюдения и речевые обследования позволили сделать вывод о том, что к группе риска относились дети, у которых имелась предрасположенность к появлению нарушений речевого развития (медико-биологические факторы: недоношенность, меленький вес при рождении, а также родовые травмы, беременность матери с осложнением и трудные роды, неблагоприятные социально-экономические факторы и др.).
  • Своевременное выявление таких детей, их аттестация и проведение соответствующих коррекционных мероприятий в значительной степени ускорили ход их речевого и умственного развития.
  • Одно из ведущих мест в объективной, своевременной диагностике и коррекции речевых патологий отводилось совместной работе учителя-логопеда и медицинских работников. Это сотрудничество позволило на ранних стадиях определить и спрогнозировать речевые нарушения у детей, осложнённые клиническими диагнозами, а значит, и устранить их или облегчить с помощью организованного медицинского лечения.
  • Все мероприятия по предупреждению отставания речевого развития носили комплексный характер и обязательно включались в общую стимуляцию психомоторного развития, а при необходимости – и специальное медицинское вмешательство.
  • Наряду с общей системой комплексного воздействия и предупреждения отклонений от нормального хода речевого развития детей необходимо разрабатывать индивидуальные коррекционно-развивающие программы с учётом анамнестических данных, индивидуальных возможностей ребёнка и структуры дефекта.
  • Необходимо разработать многоуровневую систему мониторинга психомоторного и речевого развития детей с учётом возрастных характеристик.

Итак, отработав в режиме эксперимента с 1997 по 2001 гг., педагоги и специалисты пришли к единому мнению о необходимости создания и в д/с № 59 “Сказка” системы ранней комплексной диагностики и специальной помощи детям от 1 до 7 лет.

Эта система направлена на взаимодействие всех педагогов и специалистов детского сада: воспитателей, учителя-логопеда, инструкторов по ФК и бассейна, музыкального руководителя, педагога-психолога, медицинских работников в диагностической, коррекционно-развивающей, абилитационной, реабилитационной работе с детьми раннего, младшего дошкольного и дошкольного возраста.

Основными направлениями системы взаимодействия педагогов и специалистов д/с определены следующие :

  • Объективная, развёрнутая, комплексная, многоуровневая диагностика детей (совместно с поликлиникой СМСЧ–81 г.Северска, северским Биофизическим центром).
  • Составление, корректировка и реализация комплексных индивидуальных коррекционно-развивающих программ (ИКРП), комплексных перспективных планов взаимодействия всех специалистов д/с.
  • Работа с родителями как с параспециалистами: признание специалистами д/с ценности родительской информации об их детях дало возможность разработать систему мониторинга, основанную на активном привлечении родителей к наблюдениям и оценке развития их детей на протяжении всего коррекционно-развивающего периода.
  • Работа с учителями и специалистами начальной школы в преемственности по коррекционно-развивающим параллелям.
  • Создание лекотеки не только как библиотеки коррекционно-развивающих игрушек, но и как центра методической работы с родителями, педагогами и специалистами.
  • Создание системы информационного обеспечения – информационно-педагогической службы (ИПС).

Логопедическая служба является одним из звеньев общей комплексной системы специальной помощи детям от 1 года до 7 лет.

Цель логопедической помощи в системе комплексного взаимодействия на ребёнка при формировании и развитии речи – изучение особенностей речевого развития. Раннее и своевременное выявление речевых нарушений у детей от 1 года до 7 лет. Определение уровня речевой готовности детей-дошкольников к обучению в школе.

В настоящее время разработана система логопедического обеспечения детей от 1 года до 7.

Этапы логопедического сопровождения детей


E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение