Громовик С.Г.,
учитель-логопед
высшей категории МДОУ ДС № 59, ЗАТО Северск
Томской обл.
“Логопедическое
сопровождение детей ДОУ
общеобразовательного типа в системе ранней
диагностики и специальной помощи детям
с 1 года до 7 лет”
В начало статьи
Этапы логопедического сопровождения детей
от 1 года до 7 лет в МДОУ ДС № 59 “Сказка”
I ЭТАП (досадовский,
с 1 года до 3 лет)
-
Школа молодых родителей (ШМР) – до
поступления ребёнка в детский сад:
- знакомство с семьёй, условиями жизни
ребёнка, поступающего в детский сад;
- беседы с родителями и членами семьи;
- выступление на собрании родителей.
-
Изучение медкарт, карт нервно-психического
развития ребёнка (КЗР поликлиники), сбор
анамнестических данных;
- Наблюдение за ребёнком, поступившим в
детский сад в среде сверстников (после
адаптационного периода);
- Собеседование с воспитателями групп,
подготовка к обследованию речевого и
психомоторного развития (совместно с
воспитателями, педагогом-психологом,
музыкальным руководителем);
-
Диагностика (январь). Уточнение уровня
речевого и психомоторного развития
ребёнка (совместно с воспитателями,
педагогом-психологом,
музыкальным руководителем);
- Составление индивидуальных
абилитационных планов и программ (ИАПиП).
- Анализ результатов диагностики на ПМП
консилиуме МДОУ
ДС (январь);
-
Ознакомление родителей с результатами
диагностики, абилитационными планами и
программами. Включение их в процесс
абилитации, обучение их приёмам
стимуляции речевого и психомотороного
развития;
- Организация стимулирующих речь и
моторику игр, упражнений;
- Корректировка ИАПиП в течение года;
- Итоговая диагностика речевого и
психомоторного развития (совместно с
воспитателями, педагогом-психологом,
музыкальным руководителем);
-
Анализ результатов диагностики на ПМП
консилиуме МДОУ
ДС (июнь); прогноз динамики развития детей;
- Ознакомление родителей с результатами
диагностики. Рекомендации родителям по
стимуляции речевого и психомоторного
развития в летний оздоровительный период.
II ЭТАП
(с 3 до
6 лет)
- Изучение и уточнение анамнестических
данных, состояние здоровья детей в начале
учебного года (сентябрь);
- Диагностика речевого развития детей (сентябрь);
-
Анализ результатов диагностики (совместно
с воспитателями и специалистами) на ПМП
консилиуме МДОУ
ДС;
- Определение списочного состава детей,
нуждающихся в логопедической помощи, его
утверждение;
- Направление родителей с детьми на
консультацию к узким специалистам для
уточнения клинических диагнозов (по
необходимости);
- Заполнение речевых карт;
- Разработка индивидуальных
коррекционных планов и программ (ИКПиП)
совместно с воспитателями;
- Ознакомление родителей с результатами
диагностики. Включение родителей в
коррекционный процесс в качестве
параспециалистов (обучение родителей
через практические семинары,
консультативно-практические
индивидуальные занятия, работа с
индивидуальными тетрадями детей);
- Организация и проведение коррекционных
занятий с детьми, нуждающимися в
логопедической помощи;
- Диагностика речевого развития детей-логопатов
(срез), (январь). Уточнение логопедического
заключения;
-
Анализ результатов диагностики (совместно
с воспитателями и специалистами ) на ПМП
консилиуме ДОУ;
- Уточнение и корректировка ИКПиП (совместно
с воспитателями); помещение данных о
динамике коррекционного процесса в ИКПиП
(ежемесячно);
- Ознакомление родителей с результатами
диагностики. Включение родителей в
коррекционный процесс в качестве
параспециалистов;
- Организация и проведение коррекционных
занятий с детьми, нуждающимися в
логопедической помощи;
- Организация и проведение комплексных
коррекционных занятий (совместно с
другими специалистами ДОУ);
- Диагностика (итоговая) (май);
-
Анализ результатов диагностики (совместно
с воспитателями и специалистами) на ПМП
консилиуме ДОУ;
-
Ознакомление родителей с результатами
диагностики;
- Рекомендации родителям на летний
оздоровительный период.
III ЭТАП (с
6 до 7-8 лет)
- Уточнение состояния здоровья детей на
начало учебного года (сентябрь);
- Диагностика речевого развития детей (сентябрь);
-
Анализ результатов диагностики (совместно
с воспитателями и специалистами) на ПМП
консилиуме МДОУ
ДС;
- Определение списочного состава детей,
нуждающихся в логопедической помощи, его
утверждение;
- Заполнение речевых карт;
- Направление родителей с детьми на
консультацию к узким специалистам для
уточнения клинических диагнозов (по
необходимости);
- Разработка индивидуальных
коррекционных планов и программ (ИКПиП)
совместно с воспитателями;
- Ознакомление родителей с результатами
диагностики. Включение родителей в
коррекционный процесс в качестве
параспециалистов (обучение родителей
через практические семинары,
консультативно-практические
индивидуальные занятия, работа с
индивидуальными тетрадями детей);
- Организация и проведение коррекционных
занятий с детьми, нуждающимися в
логопедической помощи;
- Диагностика речевого развития детей-логопатов
(срез), (январь). Уточнение логопедического
заключения;
-
Анализ результатов диагностики (совместно
с воспитателями и специалистами ) на ПМП
консилиуме ДОУ;
- Уточнение и корректировка ИКПиП (совместно
с воспитателями); помещение данных о
динамике коррекционного процесса в ИКПиП
(ежемесячно);
- Ознакомление родителей с результатами
диагностики. Включение родителей в
коррекционный процесс в качестве
параспециалистов;
- Организация и проведение коррекционных
занятий с детьми, нуждающимися в
логопедической помощи;
- Диагностика (итоговая) (май);
-
Анализ результатов диагностики (совместно
с воспитателями и специалистами ) на ПМП
консилиуме ДОУ;
-
Ознакомление родителей с результатами
диагностики;
- Заполнение школьных карт;
- Передача детей, нуждающихся в дальнейшем
логопедическом сопровождении,
и соответствующей документации учителям-логопедам
школы № 198;
-
Совместно с учителями-логопедами
школы № 198 разработка рекомендаций для
родителей и детей на летний
оздоровительный период;
-
Посещение уроков, собеседование с
учителями-логопедами
школы № 198 с целью анализа речевых
возможностей выпускников ДОУ (октябрь –
ноябрь);
-
Педсовет (совместно с администрацией,
учителями и учителями-логопедами
школы № 198) “Наши дети в школе” (Подведение
итогов логопедического сопровождения
выпускников МДОУ ДС № 59 “Сказка”)
(январь).
Примечание: Дети,
у которых речь в ходе коррекционного
процесса нормализуется, снимаются с
логопедического учёта на любом этапе
логопедического сопровождения, но остаются
на речевом контроле в группе. Воспитатель
информирует ПМП консилиум
о дальнейшем ходе речевого развития
ребёнка.
Итак,
в нашем детском саду ведётся раннее
комплексное углублённое обследование
психомоторного и коммуникативного
развития детей, позволяющее своевременно
выявить и скорректировать ранние признаки
речевого недоразвития (используются
диагностические методики, разработанные
ИКП РАО под руководством Е.А. Стребелевой).
Разрабатываются и реализуются
индивидуальные коррекционно-развивающие
планы, которые анализируются и
корректируются на ПМП консилиуме
детского сада. Здесь же прогнозируются
перспективы развития, разрабатываются
методические рекомендации по нормализации
и коррекции речи, а также других
психомоторных возможностей ребёнка,
определяется и анализируется уровень
готовности ребёнка к школе и дальнейшая
социализация. Вся эта работа позволяет на
ранних этапах развития преодолевать
имеющиеся отставания от возрастных
нормативов в речевом и коммуникативном
развитии через организацию комплексного
коррекционно-развивающего
воздействия. Главным достижением такой
работы является высокая результативность
– 90–96%
наших выпускников вообще не имеют речевых
нарушений, а у остальных наблюдается
выраженная положительная динамика не
только в речевом развитии, но и в развитии в
целом.
Литература
1. Кожевникова Е.В., Чистович Л.А.
Абилитация младенцев – первая в России
программа раннего вмешательства // Сб.
науч.
тр.
Санкт-Петербургского
ин-та раннего вмешательства. Т.1. – СПб., 1996.
|