Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование и учебные пособия

Громовик С.Г.,
учитель-логопед высшей категории
МДОУ ДС № 59,
ЗАТО Северск Томской обл.

“Логопедическое сопровождение детей ДОУ общеобразовательного типа в системе ранней диагностики и специальной помощи детям с 1 года до 7 лет”

В начало статьи

Этапы логопедического сопровождения детей
от 1 года до 7 лет в МДОУ ДС № 59 “Сказка”

I ЭТАП (досадовский, с 1 года до 3 лет)

  • Школа молодых родителей (ШМР) – до поступления ребёнка в детский сад:
    • знакомство с семьёй, условиями жизни ребёнка, поступающего в детский сад;
    • беседы с родителями и членами семьи;
    • выступление на собрании родителей.
  • Изучение медкарт, карт нервно-психического развития ребёнка (КЗР поликлиники), сбор анамнестических данных;
  • Наблюдение за ребёнком, поступившим в детский сад в среде сверстников (после адаптационного периода);
  • Собеседование с воспитателями групп, подготовка к обследованию речевого и психомоторного развития (совместно с воспитателями, педагогом-психологом, музыкальным руководителем);
  • Диагностика (январь). Уточнение уровня речевого и психомоторного развития ребёнка (совместно с воспитателями, педагогом-психологом, музыкальным руководителем);
  • Составление индивидуальных абилитационных планов и программ (ИАПиП).
  • Анализ результатов диагностики на ПМП консилиуме МДОУ ДС (январь);
  • Ознакомление родителей с результатами диагностики, абилитационными планами и программами. Включение их в процесс абилитации, обучение их приёмам стимуляции речевого и психомотороного развития;
  • Организация стимулирующих речь и моторику игр, упражнений;
  • Корректировка ИАПиП в течение года;
  • Итоговая диагностика речевого и психомоторного развития (совместно с воспитателями, педагогом-психологом, музыкальным руководителем);
  • Анализ результатов диагностики на ПМП консилиуме МДОУ ДС (июнь); прогноз динамики развития детей;
  • Ознакомление родителей с результатами диагностики. Рекомендации родителям по стимуляции речевого и психомоторного развития в летний оздоровительный период.

II ЭТАП (с 3 до 6 лет)

  • Изучение и уточнение анамнестических данных, состояние здоровья детей в начале учебного года (сентябрь);
  • Диагностика речевого развития детей (сентябрь);
  • Анализ результатов диагностики (совместно с воспитателями и специалистами) на ПМП консилиуме МДОУ ДС;
  • Определение списочного состава детей, нуждающихся в логопедической помощи, его утверждение;
  • Направление родителей с детьми на консультацию к узким специалистам для уточнения клинических диагнозов (по необходимости);
  • Заполнение речевых карт;
  • Разработка индивидуальных коррекционных планов и программ (ИКПиП) совместно с воспитателями;
  • Ознакомление родителей с результатами диагностики. Включение родителей в коррекционный процесс в качестве параспециалистов (обучение родителей через практические семинары, консультативно-практические индивидуальные занятия, работа с индивидуальными тетрадями детей);
  • Организация и проведение коррекционных занятий с детьми, нуждающимися в логопедической помощи;
  • Диагностика речевого развития детей-логопатов (срез), (январь). Уточнение логопедического заключения;
  • Анализ результатов диагностики (совместно с воспитателями и специалистами ) на ПМП консилиуме ДОУ;
  • Уточнение и корректировка ИКПиП (совместно с воспитателями); помещение данных о динамике коррекционного процесса в ИКПиП (ежемесячно);
  • Ознакомление родителей с результатами диагностики. Включение родителей в коррекционный процесс в качестве параспециалистов;
  • Организация и проведение коррекционных занятий с детьми, нуждающимися в логопедической помощи;
  • Организация и проведение комплексных коррекционных занятий (совместно с другими специалистами ДОУ);
  • Диагностика (итоговая) (май);
  • Анализ результатов диагностики (совместно с воспитателями и специалистами) на ПМП консилиуме ДОУ;
  • Ознакомление родителей с результатами диагностики;
  • Рекомендации родителям на летний оздоровительный период.

III ЭТАП (с 6 до 7-8 лет)

  • Уточнение состояния здоровья детей на начало учебного года (сентябрь);
  • Диагностика речевого развития детей (сентябрь);
  • Анализ результатов диагностики (совместно с воспитателями и специалистами) на ПМП консилиуме МДОУ ДС;
  • Определение списочного состава детей, нуждающихся в логопедической помощи, его утверждение;
  • Заполнение речевых карт;
  • Направление родителей с детьми на консультацию к узким специалистам для уточнения клинических диагнозов (по необходимости);
  • Разработка индивидуальных коррекционных планов и программ (ИКПиП) совместно с воспитателями;
  • Ознакомление родителей с результатами диагностики. Включение родителей в коррекционный процесс в качестве параспециалистов (обучение родителей через практические семинары, консультативно-практические индивидуальные занятия, работа с индивидуальными тетрадями детей);
  • Организация и проведение коррекционных занятий с детьми, нуждающимися в логопедической помощи;
  • Диагностика речевого развития детей-логопатов (срез), (январь). Уточнение логопедического заключения;
  • Анализ результатов диагностики (совместно с воспитателями и специалистами ) на ПМП консилиуме ДОУ;
  • Уточнение и корректировка ИКПиП (совместно с воспитателями); помещение данных о динамике коррекционного процесса в ИКПиП (ежемесячно);
  • Ознакомление родителей с результатами диагностики. Включение родителей в коррекционный процесс в качестве параспециалистов;
  • Организация и проведение коррекционных занятий с детьми, нуждающимися в логопедической помощи;
  • Диагностика (итоговая) (май);
  • Анализ результатов диагностики (совместно с воспитателями и специалистами ) на ПМП консилиуме ДОУ;
  • Ознакомление родителей с результатами диагностики;
  • Заполнение школьных карт;
  • Передача детей, нуждающихся в дальнейшем логопедическом сопровождении, и соответствующей документации учителям-логопедам школы № 198;
  • Совместно с учителями-логопедами школы № 198 разработка рекомендаций для родителей и детей на летний оздоровительный период;
  • Посещение уроков, собеседование с учителями-логопедами школы № 198 с целью анализа речевых возможностей выпускников ДОУ (октябрь – ноябрь);
  • Педсовет (совместно с администрацией, учителями и учителями-логопедами школы № 198) “Наши дети в школе” (Подведение итогов логопедического сопровождения выпускников МДОУ ДС № 59 “Сказка”) (январь).

Примечание: Дети, у которых речь в ходе коррекционного процесса нормализуется, снимаются с логопедического учёта на любом этапе логопедического сопровождения, но остаются на речевом контроле в группе. Воспитатель информирует ПМП консилиум о дальнейшем ходе речевого развития ребёнка.

Итак, в нашем детском саду ведётся раннее комплексное углублённое обследование психомоторного и коммуникативного развития детей, позволяющее своевременно выявить и скорректировать ранние признаки речевого недоразвития (используются диагностические методики, разработанные ИКП РАО под руководством Е.А. Стребелевой). Разрабатываются и реализуются индивидуальные коррекционно-развивающие планы, которые анализируются и корректируются на ПМП консилиуме детского сада. Здесь же прогнозируются перспективы развития, разрабатываются методические рекомендации по нормализации и коррекции речи, а также других психомоторных возможностей ребёнка, определяется и анализируется уровень готовности ребёнка к школе и дальнейшая социализация. Вся эта работа позволяет на ранних этапах развития преодолевать имеющиеся отставания от возрастных нормативов в речевом и коммуникативном развитии через организацию комплексного коррекционно-развивающего воздействия. Главным достижением такой работы является высокая результативность – 90–96% наших выпускников вообще не имеют речевых нарушений, а у остальных наблюдается выраженная положительная динамика не только в речевом развитии, но и в развитии в целом.

Литература

1. Кожевникова Е.В., Чистович Л.А. Абилитация младенцев – первая в России программа раннего вмешательства // Сб. науч. тр. Санкт-Петербургского ин-та раннего вмешательства. Т.1. – СПб., 1996.

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение