Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование и учебные пособия

 

Школа будущего первоклассника.

ПРОГРАММА дополнительного образования
социально-педагогической направленности

Трубникова Е.В.,
учитель начальных классов
МОУ «Осетровская ООШ»
Верхнемамонского муниципального района
Воронежской области

Пояснительная записка.

1.Общие положения.

Поступление ребенка в школу подводит итог его дошкольному детству, изменяет социальную ситуацию его развития. Чтобы начало школьного обучения стало стартовой точкой нового этапа развития, ребенок должен быть готов к новым формам сотрудничества.

Подготовительные  занятия  в «Школе будущего первоклассника» являются введением ребенка в школьную жизнь. Учитель  помогает детям организовать новый для них режим жизни и ближе познакомиться друг с другом.

2.Цели и задачи программы.

  Подготовительные занятия проводятся с целью обучения детей навыкам учебного сотрудничества, приемам самооценивания и взаимооценивания выполняемой работы для успешной адаптации в школьном обучении.

Задача учителя определить соответствует ли уровень развития ребенка тем нормам, которые характерны для его возраста, выявить индивидуальные особенности детей для того, чтобы спланировать работу по коррекции отклонений в развитии и подготовленности к школьному обучению.

2.2. Основные задачи образовательного процесса в школе развития:

  • •  развитие личности ребенка;
  • •  формирование у ребенка необходимых для начала обучения в школе знаний, умений и навыков;
  • •  выявление и развитие у детей творческих способностей;
  • •  пробуждение у ребенка любознательности, исследовательских интересов и формирование на этой основе умения учиться;
  • •  развитие у детей коммуникативных способностей и социальных навыков;
  • •  психологическая подготовка ребенка к последующему школьному обучению.

3. Порядок и условия приема в «ШБП»

 Объявление о приеме заявлений для поступления в «Школу будущего первоклассника» проводится не позднее, чем за один месяц до начала ее работы.

 В школу принимаются дети, которым исполняется 6,6 лет на

1 сентября текущего года.

Зачисление детей в «ШБА» осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей) и копии свидетельства о рождении ребенка.

4. Организация образовательного процесса

 Организация образовательного процесса  регламентируется расписанием занятий, утверждаемым заместителем директора по учебно-воспитательной работе, ответственным за ее работу.

Занятия проводятся летом перед поступлением в 1 класс. Программа предусматривает 3 недели занятий -  4 урока в день по 30 минут. Подготовку проводит учитель будущих первоклассников.

Занимательные и игровые задания по математике, развитию речи и навыкам письма строятся с использованием дидактических игр на конструирование, классификацию, рассуждение, на развитие внимания и памяти.

Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности, активизирующей творческий потенциал.

По окончании занятий проводится индивидуальное психолого-педагогическое обследование ребенка в присутствии его родителей. Занятия в «Школе будущего первоклассника» и обследование  позволяют зафиксировать уровень знаний и умений детей, поступающих в первый класс. Итоги оформляются в протоколе и используются в индивидуальной работе с учеником в 1 классе.

 Продолжительность учебного часа занятий в школе может составлять от 25 до 30 минут.

Детям, обучающимся в «ШБП», предлагаются следующие учебные занятия:

  • •  развитие речи;
  • •  обучение грамоте;
  • •  подготовка руки к письму;
  • •  математика;
  • •  уроки творчества;
  • •  ритмика и игры.

5.Результаты обучения по программе подготовительного курса

В результате обучения по программе подготовительного курса ребенок должен уметь:

1) отчетливо и ясно произносить слова;

  • — выделять из слов звуки;
  • — находить слова с определенным звуком;
  • — определять место звука в слове;
  • — составлять предложения на заданную тему по опорным словам;
  • — составлять рассказы, сказки по иллюстрации или серии картинок;
  • — пересказывать сказку, рассказ с опорой на иллюстрацию;
  • — ориентироваться на странице тетради;

2) называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10;

  • — соотносить цифру с числом предметов;
  • — пользоваться арифметическими знаками действий;
  • — составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
  • — ориентироваться на листе в тетради с разной разлиновкой.

Календарно-тематическое планирование занятий.

Развитие речи и мелкой моторики рук – 20 час

Тематика занятий
Количество часов
Дата
I . Устная и письменная речь — 8часов
1. Понятие об устной и письменной речи
2
 
2. Предложение и слово — Членение речи на предложения. — Членение предложения на слова. — Членение слова на слоги с использованием графических схем
2
 
3. Слог и ударение — Деление слов на слоги. — Определение количества слогов в слове
2
 
4. Звуки и буквы — Представление о звуках. — Различие на слух и при произношении гласных и согласных звуков.
2
 
II . Обучение письму— 5 часов
5. Подготовительные упражнения для развития глазомера
1
 
6. Обводка и штриховка контуров
2
 
7. Рисование и раскрашивание узоров
2
 
III . Развитие устной речи — 7 часов
8. Совершенствование общих речевых навыков
1
 
9. Обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию
1
 
10. Правильное употребление слов — названий предметов, признаков, действий; объяснение их значений
1
 
11. Пересказ знакомой сказки
1
 
12. Составление рассказа по картинке
1
 

Математика – 15 час

Тематика занятий
Количество часов
Дата
1. Различение предметов по размеру и форме
2
 
2. Пространственные представления, взаимное расположение предметов
2
 
3. Направления движения
2
 
4. Временные представления
2
 
5. Сравнение групп предметов
2
 
6. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10
1
 
7. Счет предметов
2
 
8. Сравнение чисел
2
 

 

Уроки творчества – 5 час

1.Разучивание песен.

2.Лепка из пластилина.

3.Рисование.

4.Аппликация.

5.Смотр талантов.

Ритмика и игры – 5 час

1.Танцевальные движения.

2.Подвижные игры.

3.Физкультминутки в стихах.

4.Веселые старты.

5.Гимнастика.

 

Индивидуальные консультации родителей будущих первоклассников

№№ п.п. Содержание Количество часов
1. Определение школьной зрелости по тесту Керна-Йерасека 1
2. Занятия по развитию внимания и интеллектуальной сферы 1

Развитие навыков общения и эмоциональной сферы

Основной целью занятий является развитие у детей способности управлять своими эмоциями, то есть развитие произвольности поведения; формирование эмоционально-положительного отношения к школе; развитие навыков общения.

Игры и упражнения используются на различных этапах работы «Школы будущего первоклассника». Последовательность и частота их проведения определяются особенностями группы и динамикой складывания отношений в ней.

Игра «Слева друг и справа друг»

Инструкция: «Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. Сейчас мы с вами будем знакомиться. Для этого каждый назовет нам свое имя, а мы все будем внимательны и постараемся запомнить имя своего товарища справа и слева».

Учитель начинает игру сам, называя свое имя, и предлагает ребятам продолжить представление по кругу. После того как все ребята назвали свои имена, ведущий дает следующую инструкцию:

«А теперь посмотрите на своих соседей, вспомните их имена, и мы продолжим игру. Сейчас я положу правую руку на плечо своего соседа (обнимает за плечи ребенка, стоящего справа) и скажу так: «Моего друга справа зовут... (называет имя), а моего друга слева (обнимает за плечи соседа слева) зовут...» Запомнили?

Игра продолжается по кругу. В конце игры группа детей стоит, обняв друг друга за плечи.

Анализ игры:

  • 1. Понравилась ли вам игра?
  • 2. Запомнили ли вы имена своих новых друзей?
  • 3. Как ты чувствуешь себя сейчас?
  • 4. Приятно ли тебе чувствовать рядом с собой плечо своего нового друга?

Игра «Паровозик»

Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру, которая поможет нам лучше запомнить имена наших новых товарищей. Один из нас возьмет на себя роль «паровозика»: он будет двигаться по кругу, произнося свое имя: Саша, Саша... Затем он выберет кого-то из круга, подойдет к нему, возьмет его сзади за пояс, и они уже будут двигаться по кругу вместе, произнося вместе имя нового «паровозика» (то есть второго ребенка): Миша, Миша... и т.д. Игра будет продолжаться до тех пор, пока мы все не побываем в роли «паровозика».

Игра «Паутинка»

Материал: клубок ниток.

Инструкция: «Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. Сейчас у каждого из вас есть возможность что-нибудь рассказать о себе, о том, что у него лучше всего получается, чем он любит заниматься в свободное время. У вас есть 1 минута, чтобы подумать, что вы хотите рассказать нам о себе. (Ведущий берет клубок в руки и начинает игру сам.) Меня зовут... я очень люблю петь. (Ведущий свободный конец нити держит в руке и кидает клубок ребенку, сидящему напротив.) А теперь ты расскажи что-нибудь о себе, а потом перебрось клубок следующему».

Таким образом, клубок передается дальше и дальше, пока все дети не станут частью одной «паутины». Затем ведущий говорит с детьми о групповой сплоченности.

После разговора группа распускает паутину. При этом каждый ребенок возвращает клубок предыдущему, называя его по имени и вспоминая его рассказ о себе.

Анализ игры:

  • 1. Все ли высказались в ходе игры?
  • 2. Чьи рассказы тебя заинтересовали больше всего?
  • 3. Кто в группе вызывает у тебя любопытство?

Игра «Чем мы похожи»

Инструкция: «Встаньте, пожалуйста, в один большой круг. Водящий должен остаться в центре круга. А теперь водящий внимательно посмотрит на всех ребят, найдет кого-то похожего на себя и попросит его выйти в круг. Например:

«Вася, выйди, пожалуйста, в круг потому, что у тебя такие же синие глаза, как у меня». После этого «старый» водящий встает в общий круг, а новый продолжает игру.

Анализ игры:

  • 1. Понравилась ли тебе игра?
  • 2. Нравится ли тебе быть похожим на других или ты предпочитаешь от всех отличаться?
  • 3. Какими должны быть твои друзья - похожими на тебя или совсем другими?

Игра «Передай маску!»

Эта игра заимствована из традиций театра импровизаций, помогает обратить внимание детей на невербальное общение, на возможность «прочтения» эмоций по лицу, подготовить их к работе над этюдами, выражающими эмоциональное состояние.

Инструкция: «Сядьте, пожалуйста, в круг. Посмотрите все на меня, чтобы видеть, что я делаю. Я попытаюсь придать своему лицу особое выражение, например, вот такое. На несколько секунд на лице фиксируется выражение радости, печали, страха и т.п. Все дети должны иметь возможность увидеть это выражение лица.

А дальше будет так. Я повернусь к своему соседу слева, чтобы он мог получше разглядеть выражение моего лица. Он должен в точности повторить это выражение на своем лице. Как только это у него получится, он должен назвать изображенное выражение (страшное, веселое, злое, грустное...). Потом нужно повернуть голову вправо, поменять при этом выражение своего лица на новое, которое он «передает» своему соседу. Так же делают все остальные».

Игра «Чувства и настроения»

Детям предлагается рисунок дома, где в каждой из квартир изображен человек.

Задание 1. Помоги человечкам подобрать цвет для обоев. Раскрась стены квартир в те цвета, которые больше всего подходят к настроению жильца.

Задание 2. Чтобы ты всегда точно знал, в какую квартиру стоит заходить в гости, а какую лучше обойти, подбери для них двери с табличками.

Далее детям предлагается рисунок, где изображены 2 здания.

Задание 3. Раскрась стены этих зданий в тот цвет, который соответствует твоему сегодняшнему настроению в то время, когда ты был в школе, дома.

Задание 4. Какую из дверей ты выбрал бы для своего дома, для школы?

Данная игра помогает психологу оценить эмоциональное отношение ребенка к школе, способствует развитию у ребенка внимания к собственному душевному состоянию и состоянию окружающих людей.

Игра «Покажи дневник маме»

Из числа участников выбираются «мама» и «ученик». «Ученик» пишет на листочке оценку и показывает ее так, чтобы видела только «мама». «Мама» должна без слов выразить свое чувство так, чтобы все остальные дети догадались, какую оценку получил «ученик».

Игра «Царевна Несмеяна»

Инструкция: «Давайте поиграем в Царевну Несмеяну. Кто хочет ею быть? Итак, каждый из вас по очереди будет подходить к Царевне Несмеяне, и стараться ее рассмешить - Царевна Несмеяна же изо всех сил старается не рассмеяться. Выигрывает тот, кто сумел все-таки вызвать улыбку у Царевны Несмеяны».

Анализ игры:

  • 1. Легко ли рассмешить другого человека?
  • 2. Кому это удалось лучше, чем другим?
  • 3. Что он для этого сделал?
  • Игра «Смелый мальчик»

Инструкция: «У меня в руках карточки, на каждой из которых написано: «смелый мальчик (девочка)», «веселый мальчик (девочка)», «грустный мальчик (девочка)» и т.д. Я раздам вам карточки так, чтобы никто не увидел, что там написано. А вы попробуйте изобразить доставшегося мальчика или девочку без слов. Для этого можно вставать со своего места, ходить по классу, подходить друг к другу, нельзя только произносить слова».

Анализ игры:

  • 1. Трудно ли тебе было изобразить чувства другого человека?
  • 2. Легко ли угадать чужие чувства?
  • З. Что приятнее изображать?

Игра «Две школы» (метод биодрамы А. Вольтмана)

Между детьми распределяются роли животных. Дети играют в «звериную школу», где разрешается любое фантазирование (ученики - испуганные зайчики, петухи-забияки и т.д., учителя - грозные и страшные птицы и звери). Побывав в «звериной школе» дети переходят в «людскую школу», где уроки имитируют школьные предметы. «Людская школа» представляется как нечто светлое и доброе. В «людской школе» создаются ситуации, моделирующие взаимоотношения ученика и учителя.

Игра «В школе»

Детям предлагается набор картинок, изображающих различные ситуации, возникающие в школе (у изображенных персонажей отсутствуют лица), и набор табличек, изображающих различные чувства.

Картинка 1. «Мама привела меня в школу и оставила в классе одного».

Картинка 2. «Перемена».

Картинка 3. «Учительница разговаривает со мной».

Картинка 4. «Я делаю уроки».

Задания: Для каждого рисунка предлагается выбрать табличку с изображением чувства, отражающую настроение каждого из нарисованных персонажей. После этого дети разыгрывают пантомимический этюд на тему рисунка, изображая обозначенные ими эмоции и объясняя причину их возникновения у каждого из персонажей. В случае необходимости после этого психолог (педагог) просит проиграть этюд, изображая «желаемое» состояние. 

 

Игра «Сочинение историй»

  (метод общего сочинения историй Р.М. Стирцингер)

Метод используется для того, чтобы помочь ребенку найти адекватные способы разрешения конфликтов, возникающих в школе.

Ребенок начинает рассказывать историю о жизни в школе, затем ее продолжает психолог, который вводит в повествование более «здоровые» способы адаптации и разрешения конфликтов, чем те, что излагаются ребенком. В конце каждой истории дети придумывают ей заглавие, помогающее выделить наиболее важный аспект истории.

Игра «В школе и дома»

Используется для формирования у детей понимания смысла и значения различных форм поведения людей в эмоционально значимых ситуациях. Детям предлагается типичная ситуация, например: «Тебе попалась трудная задача, и тебе никак не удается ее решить. Как ты поступишь, если рядом с тобою мама? А если ты в классе и рядом одноклассники и учительница, как надо поступить?» Ситуации проигрываются детьми и обсуждаются. В процессе обсуждения особое внимание уделяется чувствам и переживаниям героев.

Игра «Педсовет»

Инструкция: «Представим себе, что мы вдруг стали взрослыми, учителями, сидим на педсовете. Давайте попробуем почувствовать себя учителями, посидеть, как учителя, посмотреть вокруг, как учителя. На нашем «педсовете» идет обсуждение того, каким должен быть ученик. Учителя спорят, не соглашаются друг с другом. Давайте поиграем в такой педсовет. Один из нас будет говорить, что должен делать ученик, его сосед - опровергать сказанное и предлагать свой вариант того, что должен делать ученик. Это может быть, например, так.

  • - Ученик должен всегда слушаться учителя.
  • - Ученик не должен всегда слушаться учителя, потому что он отвыкнет думать своей головой. Ученик должен всегда хорошо вести себя в школе и т.д.».

Дети начинают играть по кругу. В начале игры ведущий может помочь детям, так как многим бывает трудно переводить «должен» в «не должен».

внимания и наблюдательности, умение видеть различия и сходства, на выражение основных эмоций.

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение