Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование и учебные пособия

Дошкольное воспитание > Вопросы теории > Чтобы школа не стала врагом

Чтобы школа не стала врагом...

Владимир Бутуханов

Более трети школьников сталкивают с трудностями в обучении

ПОСЛЕДНЕЕ "вольное" лето дошкольников приносит родителям много тревог, связанных с поступлением детей в первый класс. А неумолимая статистика показывает, что более трети детей имеют непреходящие трудности обучения.

Это значит, что более трети детей не верят в свои силы, не умеют как следует читать и писать, а следовательно, не имеют шансов успешно закончить школу и получить достойную профессию. Но главная беда - они остаются пока один на один со своими школьными трудностями, а родители не знают, как им помочь.

"У РЕБЕНКА слабо развита речь... У него плохая память... Он медленно считает... Систематически нарушает дисциплину... Он очень невнимательный..." Подобные жалобы сплошь и рядом можно услышать и от педагогов, и от родителей. Такие нарушения часто называют школьной дезадаптацией.

По последним исследованиям это явление оказалось чрезвычайно распространенным среди учащихся начальных классов. Дети просто не готовы к школе...

Давно известно: начало обучения в школе неизбежно влечет за собой резкое изменение всего образа жизни ребенка и предъявляет серьезные требования к его физическому и психическому здоровью. А успешность обучения будет во многом зависеть от того, учитываем ли мы закономерности физического и психического развития завтрашних и сегодняшних первоклассников.

Есть такой термин - школьная зрелость (или психологическая готовность к школе). Интеллектуальная зрелость для возраста 6-7 лет - это умение выделять фигуру из фона, способность концентрировать внимание, устанавливать связи между явлениями и событиями, возможность логического запоминания, а также развитие тонких движений руки и их координации.

Эмоциональная зрелость - это умение долго выполнять не очень привлекательную работу, то есть развитие произвольности поведения. Социальная зрелость подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, умение слушать и выполнять указания учителя.

Готовность к школе, школьная зрелость - это необходимый уровень развития ребенка, без которого он вообще не может успешно учиться.

Но путь развития ребенка индивидуален. Кто-то начинает раньше других ходить, но затем долго не говорит, кто-то, наоборот, не умеет улыбаться, но зато начинает говорить целыми фразами, да еще и запоминает буквы.

Каждый ребенок имеет свои сильные и слабые стороны. Поэтому к школьному возрасту дети приходят с разным багажом опыта - знаниями, умениями, навыками, привычками. Впоследствии каждый из них научится читать и считать и, может быть, даже станет грамотным, но к моменту поступления в школу важнее не конкретные сформированные навыки, а способность воспринимать и усваивать новый материал, т. е. способность ребенка к обучению.

Сегодня с помощью компьютерной диагностики можно: установить уровень созревания мозга, психоэмоциональное состояние ребенка; определить его внутренние резервы; предсказать, как поведет себя ребенок в стрессовой ситуации или в незнакомой ему обстановке, на что нужно обратить особое внимание при подготовке к школе и в период обучения. И есть ли необходимость проведения коррекции (улучшения) работы головного мозга. А может, в вашем ребенке "спит гений", и нужно только разбудить его.

Если вы все же опасаетесь за успехи своего ребенка, не стоит "дрессировать" его на сложение и вычитание, чтение по слогам. Куда полезнее общеразвивающие упражнения, полезные для укрепления восприятия, памяти, внимания, тонкой моторики рук.

Учите ребенка обращать внимание на то, как звучат слова - как русские, так и иностранные, знакомые и незнакомые ("электрификация", "магистратура" и т. д.). Разучивайте с ним стихи, скороговорки и сочиняйте сказки. Просите повторять наизусть услышанный текст и пересказывать его своими словами.

Очень полезно запоминать детали пейзажа и окружающей обстановки. Почаще просите своего малыша сравнить различные предметы и явления - что в них общего и чем они отличаются.

Предложите ребенку запомнить последовательность цифр (например, номера телефонов). Хорошо стимулируют развитие концентрации внимания игры-лабиринты, в которых нужно "проследить" дорожку персонажа, а также задание на сравнение двух почти одинаковых рисунков.

Не пренебрегайте занятиями, развивающими и укрепляющими мелкие движения рук: лепка, рисование, аппликации, игры с конструкторами типа LEGO - все это создает предпосылки для формирования хорошего почерка и способствует развитию мышления ребенка.

Используйте подручные средства - можно отделить горох от кукурузы или бобов, рассортировать пуговицы, разложить спички.

И, какими бы ни оказались успехи вашего ребенка, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором он бы стремился к знаниям, не боялся плохих отметок и был уверен в том, что, отличник или двоечник, он все равно для вас самый любимый!

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение