Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование и учебные пособия

Дошкольное воспитание > Вопросы теории

Кудрявцев Владимир Товиевич
доктор психологических наук, профессор,
зав. кафедрой теории и истории психологии
Института психологии им. Л.С.Выготского  РГГУ,
руководитель Центра стратегических исследований в дошкольном образовании
Института стратегических исследований РАО
www.tovievich.ru

«Предшкольное образование»: необходимость или…?
В начало статьи

Список литературы и примечания

1. Воротной И. Образование. Догоним и перегоним // Известия. Казахстан.  31.03.2005.

2. Давыдов В.В. Личности надо «выделаться»... // С чего начинается личность. М.: Политиздат, 1979. С. 109-139.

3. Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступени // Вопр. психол. 1997. № 1. С. 3-18.

4. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. М.: Междунар. Образоват. и Психол. Колледж, 1996.

5. Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формиро­вания детской личности // Принцип развития в психологии. М.: Наука, 1978. С. 243-267.

6. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х томах / Под ред. В.В. Давыдова, В.П.Зинченко. М.: Педагогика, 1986.

7. Интернет-ресурс: www.eurekanet.ru/ewww/promo/1031.html
www.gazeta.ru
http://www.mosinform.ru/2/news.php?id=11097
www.rsuh.ru
www.tovievich.ru www.TV6tut.

8.  Калдыбаева Т.Ж. Социальные проблемы дошкольного образования в Казахстане // Социологические исследования. 2000. № 4. С. 66-70.

9.  Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Педагогика, 1991.

10.  Кудрявцев В.Т. Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка. М.: Изд-во УРАО, 1997.

11.  Кудрявцев В.Т. Развитое детство и развивающее образование: культурно-исторический подход. Дубна: ИЦ семьи и детства, 1997. Ч. I, II.

12.  Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития (журнальный вариант книги) // Дошкольное воспитание. 1997-2000.

13.  Кудрявцев В.Т. Культурно-исторический статус детства: эскиз нового понимания // Психол. журн. 1998. Т. 19. № 3. С. 17-33.

14.  Кудрявцев В.Т.  Преемственность ступеней развивающего образования: замысел В.В. Давыдова // Вопр. психол. 1998. № 5. С. 59-68.

15.  Кудрявцев В.Т. Диагностика творческого потенциала и интеллектуальной готовности к развивающему школьному обучению. М.: РИНО, 1999.

16.  Кудрявцев В.Т. От педагогики повседневности – к педагогике развития // Дошкольное воспитание. 2004. № 11. С. 80-85; 2005. № 4. С. 70-76.

17.  Кудрявцев В.Т. Психология развития человека. Основания культурно-исторического подхода.  Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1999. Ч. I.

18.  Преемственность ступеней в системе развивающего и развивающегося образования / Под ред. В.Т. Кудрявцева. М.: ГНОМ и Д, 2001.

19. Рабочие материалы Министерства образования и науки РФ. Обеспечение доступности качественного образования // Интернет-ресурс: www.tovievich.ru. 

20. Рабочие материалы Министерства образования и науки РФ. Обоснование предшкольного образования // Интернет-ресурс: www.tovievich.ru. 

21. Развивающее образование в системе дошкольного воспитания / Под ред. В.Т. Кудрявцева и Н.А. Смирновой. Дубна: ИЦ семьи и детства РАО 1995.

22.  Развивающее образование - многоступенчатая система. Замысел. Реализация. Перспективы / Отв. ред. Л.Е. Курнешова; научн. ред. – проф. В.Т. Кудрявцев. М.: ГОМЦ «Школьная книга», 2003.

23.  Сильвестрова И.В. Доступность дошкольного образования: влияние территориального фактора // Социологические исследования. 2005. № 2. С. 95-103.

24.  Фребель Ф. Воспитание человека // Пед. соч. 2-е изд. М.: Книгоиздательство К.И.Тихомирова, 1913. Т. 1.

25.  Фребель Ф. Детский сад // Пед. соч. 2-е изд. М.: Книгоиздательство К.И. Тихомирова, 1913. Т. 2.

26.  Червакова Э. Пятилетку – в три года // Новая газета. 31.03.2005.

27.  Эльконин Д.Б. Избр. психол. труды. М.: Педагогика, 1989.

[1]
При всем декларировании самоценности дошкольного детства и специфики дошкольного образования и даже прямых указаниях Министерства образования «прежних призывов» на нецелесообразность обязательного формирования у дошкольников, например, навыков чтения и письма  именно последние 10-15 лет стали годами нездорового бума тотальной «школьной подготовки», предшкольной муштры детей – в ДОУ и семье. Педагоги ДОУ во все времена односторонне выполняли «социальный заказ» школы. Вопрос о конкретных способах преодоления  этого порочного векового  принципа «игры в одни ворота» даже не поднимался (ее возможность предвидел и «пресек на корню»  еще  в 19 веке основоположник европейского дошкольного образования великий немецкий педагог Фридрих Фребель – как в теоретическом плане [29], так и в рамках своего проекта «детского сада и сада в нем» [30]). Родители стали сами выбирать общеобразовательную школу, и желательно – не простую, а  с «повышенным уровнем образования» (официальный оборот из циркуляров чиновников, звучащий столь же парадоксально, как и «клиника общего профиля с повышенным уровнем вылечивания»), откуда, по их мнению, – прямая дорожка в Оксфорд или Гарвард. А к такой школе надо готовиться. Появилось даже явление «дошкольного репетиторства»!

[2]
Об этом много говорили в печати и с трибун известные ученые, государственные и общественные деятели -  В.И. Садовничий, Ж.И. Алферов, С.П. Капица, Ю.Н. Афанасьев, С.О. Шмидт,  И.И. Мельников, О.Н. Смолин,  В.Е. Шудегов, Е.А. Бунимиович, Э.Д. Днепров  и др.

[3]
Вновь – путаница. «Предшкольное» образование отделяется от дошкольного и вместе с тем будет проводиться, в том числе, на базе дошкольных учреждений.

[4]
Более конкретно картина выглядит следующим образом. В 2002 г. сеть российских ДОУ сократилась по сравнению с 1990 г. на 45%. Правда, охват населения дошкольным образования за последние несколько лет вырос и приближается к уровню 1990 – 1991 гг. (максимально высокому перед падением в первой половине 1990-х гг.). В городской местности он составляет на данный момент 65,7%, в сельской (где его рост значительно менее масштабен) – 37,8% [28].

[5]
Поспешность – еще одна характеристика предполагаемой «реформы».

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение