Кудрявцев Владимир Товиевич
доктор психологических наук, профессор,
зав. кафедрой теории и истории психологии
Института психологии им. Л.С.Выготского РГГУ,
руководитель Центра стратегических исследований в дошкольном образовании
Института стратегических исследований РАО www.tovievich.ru
«Предшкольное образование»: необходимость или…?
В начало статьи
Список литературы и примечания
1.
Воротной И. Образование. Догоним и перегоним // Известия.
Казахстан. 31.03.2005.
2.
Давыдов В.В. Личности надо «выделаться»... // С чего начинается
личность. М.: Политиздат, 1979. С. 109-139.
3.
Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т.
Развивающее образование:
теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступени
// Вопр. психол. 1997. № 1. С. 3-18.
4.
Дьяченко О.М.
Развитие воображения дошкольника. М.: Междунар. Образоват. и Психол. Колледж,
1996.
5.
Запорожец А.В.
Значение ранних периодов детства для формирования детской личности //
Принцип развития в психологии. М.: Наука, 1978. С. 243-267.
6. Запорожец А.В.
Избранные психологические труды: В 2-х томах / Под ред. В.В. Давыдова,
В.П.Зинченко. М.: Педагогика, 1986.
7.
Интернет-ресурс:
www.eurekanet.ru/ewww/promo/1031.html
www.gazeta.ru
http://www.mosinform.ru/2/news.php?id=11097
www.rsuh.ru
www.tovievich.ru
www.TV6tut.
8.
Калдыбаева Т.Ж. Социальные проблемы дошкольного образования
в Казахстане // Социологические исследования. 2000. № 4. С. 66-70.
9.
Кравцова Е.Е.
Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Педагогика,
1991.
10.
Кудрявцев В.Т.
Смысл человеческого
детства и психическое развитие ребенка. М.: Изд-во УРАО, 1997.
11.
Кудрявцев В.Т.
Развитое детство и
развивающее образование: культурно-исторический подход. Дубна: ИЦ семьи и
детства, 1997. Ч.
I,
II.
12.
Кудрявцев В.Т.
Инновационное дошкольное
образование: опыт, проблемы и стратегия развития (журнальный вариант книги) //
Дошкольное воспитание. 1997-2000.
13.
Кудрявцев В.Т.
Культурно-исторический
статус детства: эскиз нового понимания // Психол. журн. 1998. Т. 19. № 3. С.
17-33.
14.
Кудрявцев В.Т. Преемственность ступеней развивающего
образования: замысел В.В. Давыдова // Вопр. психол. 1998.
№ 5. С. 59-68.
15.
Кудрявцев В.Т. Диагностика творческого потенциала и
интеллектуальной готовности к развивающему школьному обучению. М.: РИНО, 1999.
16.
Кудрявцев В.Т.
От педагогики
повседневности – к педагогике развития // Дошкольное воспитание. 2004. № 11. С.
80-85; 2005. № 4. С. 70-76.
17.
Кудрявцев В.Т.
Психология развития
человека. Основания культурно-исторического подхода. Рига: Педагогический центр
«Эксперимент», 1999. Ч. I.
18.
Преемственность ступеней в системе развивающего и развивающегося
образования / Под ред. В.Т. Кудрявцева. М.: ГНОМ и Д, 2001.
19.
Рабочие материалы Министерства
образования и науки РФ. Обеспечение доступности качественного образования //
Интернет-ресурс:
www.tovievich.ru.
20. Рабочие материалы Министерства
образования и науки РФ. Обоснование предшкольного образования //
Интернет-ресурс:
www.tovievich.ru.
21. Развивающее образование в
системе дошкольного воспитания / Под ред. В.Т. Кудрявцева и Н.А. Смирновой.
Дубна: ИЦ семьи и детства РАО 1995.
22.
Развивающее образование - многоступенчатая система. Замысел.
Реализация. Перспективы / Отв. ред. Л.Е. Курнешова; научн. ред. – проф.
В.Т. Кудрявцев. М.: ГОМЦ «Школьная книга», 2003.
23.
Сильвестрова И.В.
Доступность дошкольного образования: влияние территориального фактора //
Социологические исследования. 2005. № 2. С. 95-103.
24.
Фребель Ф.
Воспитание человека // Пед. соч. 2-е изд. М.: Книгоиздательство К.И.Тихомирова,
1913. Т. 1.
25.
Фребель Ф.
Детский сад // Пед. соч. 2-е изд. М.: Книгоиздательство К.И. Тихомирова, 1913. Т.
2.
26.
Червакова Э.
Пятилетку – в три года // Новая
газета. 31.03.2005.
27.
Эльконин Д.Б.
Избр. психол. труды. М.: Педагогика, 1989.
[1]
При
всем декларировании самоценности дошкольного детства и специфики
дошкольного образования и даже прямых указаниях Министерства образования
«прежних призывов» на нецелесообразность обязательного формирования у
дошкольников, например, навыков чтения и письма именно последние 10-15
лет стали годами нездорового бума тотальной «школьной подготовки»,
предшкольной муштры детей – в ДОУ и семье. Педагоги ДОУ во все времена
односторонне выполняли «социальный заказ» школы. Вопрос о конкретных
способах преодоления этого порочного векового принципа «игры в
одни ворота» даже не поднимался (ее возможность предвидел и «пресек на
корню» еще в 19 веке основоположник европейского дошкольного
образования великий немецкий педагог Фридрих Фребель – как в
теоретическом плане [29], так и в рамках своего проекта «детского сада и
сада в нем» [30]). Родители стали сами выбирать общеобразовательную
школу, и желательно – не простую, а
с
«повышенным
уровнем образования»
(официальный оборот из циркуляров чиновников, звучащий столь же
парадоксально, как и «клиника общего профиля с повышенным уровнем
вылечивания»), откуда, по их
мнению, – прямая
дорожка
в Оксфорд или Гарвард. А к такой школе надо готовиться.
Появилось
даже явление «дошкольного репетиторства»!
[2]
Об
этом много говорили в печати и с трибун известные ученые,
государственные и общественные деятели - В.И. Садовничий, Ж.И. Алферов,
С.П. Капица, Ю.Н. Афанасьев, С.О. Шмидт, И.И. Мельников, О.Н. Смолин, В.Е. Шудегов,
Е.А. Бунимиович, Э.Д. Днепров и др.
[3]
Вновь – путаница. «Предшкольное» образование отделяется от дошкольного и
вместе с тем будет проводиться, в том числе, на базе дошкольных
учреждений.
[4]
Более конкретно картина выглядит следующим образом. В
2002 г.
сеть российских ДОУ сократилась по сравнению с 1990 г. на 45%. Правда,
охват населения дошкольным образования за последние несколько лет вырос
и приближается к уровню 1990 – 1991 гг. (максимально высокому перед
падением в первой половине 1990-х гг.). В городской местности он
составляет на данный момент 65,7%, в сельской (где его рост значительно
менее масштабен) – 37,8% [28].
[5]
Поспешность –
еще одна
характеристика предполагаемой «реформы».
|