Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование и учебные пособия

Вниманию читателей портала "Учеба" предлагаются авторские и коллективные разработки специалистов сферы дошкольного воспитания в контуре социальных технологий оздоровления детей и возрождения традиций подробнее...

Михеенко И.А. - ст. воспитатель,
Миняева Т.В. - зам. заведующей,
МДОУ ДС № 59 "Сказка",
ЗАТО Северск Томской обл.

“Программа "С чего начинается Родина" как вариант реализации
регионально-национального компонента в системе
гражданско-патриотического воспитания дошкольников”

Обращение к родиноведческой тематике, на наш взгляд, актуализируется рядом событий и причин, происходящих в обществе и образовании в целом:

  • С одной стороны имеет место рост национального самосознания, а с другой – усиление проявлений национализма, шовинизма. Это происходит потому, что у подрастающего поколения не формируются такие качества личности, как понимание и принятие своей родной культуры и культуры другого народа, уважение к своеобразным, непохожим на общемировые или родные быту, традициям, обычаям, нормам и правилам. Общественные деятели, педагоги, ученые считают, что кровавые межнациональные конфликты можно предотвратить, если мы будем искать в образовании пути сближения культур разных народов. Они отмечают, что умению вести “диалог культур”, овладению “культурой межнационального общения” можно и нужно обучать с детства (Суслова Э.К.).
  • Должны быть переосмыслены идеалы, на которые опирались педагоги в работе по нравственному воспитанию до недавних пор (страна, объединяющая несколько союзных республик, армия, общественные детские и молодёжные организации, их деятельность и т.п.), так как в государственной политике в области образования сохраняется требование к педагогам осуществлять педагогический процесс таким образом, чтобы духовное и нравственное развитие не отставало от обучения и интеллектуального развития. Отсюда: понимая невозможность использования идеологизированных средств патриотического и нравственного воспитания в современных условиях, нужно им на смену выбрать идеалы вневременные и внеполитические, не подверженные идеологии. Таким универсальным идеалом, на наш взгляд, может являться родиноведение в целом или его отдельные составляющие.
  • Кроме того, должны быть переосмыслены и отобраны наиболее оптимальные педагогические подходы и концепции к образованию и нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. Традиционно родиноведение рассматривалось в рамках интернационального (Богомолова Т.И.), нравственно-патриотического (Козлова С.А., Жуковская, Виноградова Н.Ф.), гражданского воспитания (Соловьева Е.В.). В последнее время появились новые подходы – ознакомление дошкольников с социальной действительностью (Козлова С.А.), воспитание у детей культуры межнационального общения (Суслова Э.К.). В большинстве подходов акцент делается главным образом на отношения личности к Родине, обществу, людям страны и Земли, на чувства привязанности к тем местам, где человек родился и вырос и т.п. На наш взгляд, в “смутное время”, в котором находится общество сейчас, правильнее было бы говорить в содержании работы с детьми о воспитании с дошкольного возраста культуры межнациональных отношений, то есть о воспитании поликультурной компетенции (Киселева О.И.). Поликультурное воспитание – составной элемент мировоззрения человека, способ формирования открытой, понимающей и принимающей позиции человека при общении с разными культурами, формирование отношения к своему народу, другим нациям и народам малой родины, родной страны, мира с помощью доступных детскому пониманию средств материальной и духовной культуры. Система поликультурного образования должна обеспечить реализацию таких принципов, как “быть равным, но другим”, “быть интегрированным, но уважаемым”, сохранять “равенство неравного” и т.д.
  • Поиск и разработку изменений в дошкольном образовании закрепил ряд методических рекомендаций и нормативно-правовых документов, вышедших в последние годы. В частности, Закон РФ “Об образовании” (1994), Концепция дошкольного образования (Петровский В.А., Давыдов В.В. и др., 1989), Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений РФ (Стеркина Р.Б., 1995), проекты содержания государственных образовательных стандартов для дошкольных образовательных учреждений (1995, 1996) и др.

Ссылаясь на вышеуказанные документы, мы пришли к выводу, что родиноведение (прежде всего историко-этнографическое краеведение) может помочь реализовать на практике принцип государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе РФ “Об образовании” (1994) – воспитание гражданственности, любви к Отечеству и защита системой образования культурных национальных традиций в условиях многонационального государства.

Мы считаем, что работа с дошкольниками по ознакомлению с родным краем, его природными и социокультурными особенностями должна быть более определённой: иметь общий план работы, четко выстроенную методику, содержать познавательный региональный материал, конкретные разделы и последовательные этапы работы в разных возрастных группах, включать в себя как специально организованные занятия, так и мероприятия совместной деятельности педагога и детей, свободную деятельность дошкольника в специально организованных условиях. В связи с этим была разработана программа “С чего начинается Родина” для дошкольных учреждений.

О программе “С чего начинается Родина”


E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение