Вниманию читателей портала "Учеба" предлагаются авторские
и коллективные разработки специалистов сферы дошкольного
воспитания в контуре социальных технологий оздоровления
детей и возрождения традиций подробнее...
|
Михеенко И.А. - ст. воспитатель, Миняева Т.В. - зам. заведующей, МДОУ ДС № 59 "Сказка", ЗАТО Северск Томской обл.
“Программа "С чего начинается
Родина" как вариант реализации
регионально-национального компонента в
системе гражданско-патриотического
воспитания дошкольников”
Обращение к родиноведческой
тематике, на наш взгляд, актуализируется
рядом событий и причин, происходящих в
обществе и образовании в целом:
-
С одной стороны имеет место рост
национального самосознания, а с другой
– усиление проявлений национализма,
шовинизма. Это происходит потому, что у
подрастающего поколения не формируются
такие качества личности, как понимание и
принятие своей родной культуры и
культуры другого народа, уважение к
своеобразным, непохожим на общемировые
или родные быту, традициям,
обычаям,
нормам и правилам.
Общественные деятели, педагоги, ученые
считают, что кровавые межнациональные
конфликты можно предотвратить, если мы
будем искать в образовании пути сближения
культур разных народов. Они отмечают, что
умению вести “диалог культур”, овладению
“культурой межнационального общения”
можно и нужно обучать с детства (Суслова Э.К.).
-
Должны быть переосмыслены идеалы, на
которые опирались педагоги в работе по
нравственному воспитанию до недавних пор (страна,
объединяющая несколько союзных республик,
армия, общественные детские и молодёжные
организации, их деятельность и т.п.), так
как в государственной политике в области
образования сохраняется требование к
педагогам осуществлять педагогический
процесс таким образом, чтобы духовное и
нравственное развитие не отставало от
обучения и интеллектуального развития.
Отсюда: понимая невозможность
использования идеологизированных средств
патриотического и нравственного
воспитания в современных условиях,
нужно им на смену выбрать идеалы
вневременные и внеполитические, не
подверженные идеологии. Таким универсальным
идеалом, на наш взгляд, может являться родиноведение
в целом или его отдельные составляющие.
- Кроме того, должны быть переосмыслены и
отобраны наиболее оптимальные
педагогические подходы и концепции
к образованию и нравственному воспитанию
детей дошкольного возраста. Традиционно
родиноведение рассматривалось в рамках
интернационального (Богомолова Т.И.),
нравственно-патриотического (Козлова С.А.,
Жуковская, Виноградова Н.Ф.), гражданского
воспитания (Соловьева Е.В.). В последнее
время появились новые подходы –
ознакомление дошкольников с социальной
действительностью (Козлова С.А.),
воспитание у детей культуры
межнационального общения (Суслова Э.К.). В
большинстве подходов акцент делается
главным образом на отношения личности к
Родине, обществу, людям страны и Земли, на
чувства привязанности к тем местам, где
человек родился и вырос и т.п. На наш взгляд,
в “смутное время”, в котором находится
общество сейчас, правильнее было бы
говорить в содержании работы с детьми о воспитании
с дошкольного возраста культуры
межнациональных отношений, то есть о воспитании
поликультурной компетенции (Киселева О.И.).
Поликультурное воспитание – составной
элемент мировоззрения человека, способ
формирования открытой, понимающей и
принимающей позиции человека при общении
с разными культурами, формирование
отношения к своему народу, другим нациям и
народам малой родины, родной страны, мира с
помощью доступных детскому пониманию
средств материальной и духовной культуры.
Система поликультурного образования
должна обеспечить реализацию таких
принципов, как “быть равным, но другим”,
“быть интегрированным, но уважаемым”,
сохранять “равенство неравного” и т.д.
- Поиск и разработку изменений в
дошкольном образовании закрепил ряд
методических рекомендаций и нормативно-правовых
документов, вышедших в последние годы. В
частности, Закон РФ “Об образовании” (1994),
Концепция дошкольного образования (Петровский
В.А., Давыдов В.В. и др., 1989), Рекомендации по
экспертизе образовательных программ для
дошкольных образовательных учреждений РФ
(Стеркина Р.Б., 1995), проекты содержания
государственных образовательных
стандартов для дошкольных
образовательных учреждений (1995, 1996) и др.
Ссылаясь на вышеуказанные
документы, мы пришли к выводу, что
родиноведение (прежде
всего историко-этнографическое
краеведение) может помочь реализовать на
практике принцип государственной политики
и общие требования к содержанию
образования, сформулированные в Законе РФ
“Об образовании” (1994) – воспитание
гражданственности, любви к Отечеству и
защита системой образования культурных
национальных традиций в условиях
многонационального государства.
Мы считаем, что работа с
дошкольниками по ознакомлению с родным
краем, его природными и социокультурными
особенностями должна быть более
определённой: иметь общий план работы,
четко выстроенную методику, содержать
познавательный региональный материал,
конкретные разделы и последовательные
этапы работы в разных возрастных группах,
включать в себя как специально
организованные занятия, так и мероприятия
совместной деятельности педагога и детей,
свободную деятельность дошкольника в
специально организованных условиях. В
связи с этим была разработана программа “С
чего начинается Родина” для дошкольных
учреждений.
О программе “С чего начинается Родина”
|