Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование и учебные пособия

к разделу "География"

 

ЯПОНИЯ

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

учитель географии МОУ ООШ С. Блохино
С. Ю. Хахулина

О, вот она – чудесная страна,

Заветный край – Акицусима!

Как крылья стрекозы, простерты острова,

Страна Ямато – вот она!

 

Цели и задачи:

- получить знания о географической специфике одного из ведущих центров мирового хозяйства;

-познакомить с основными чертами ЭГП, проблемами использования территории;

-продолжить формирование умений и навыков работы с различными источниками информации;

-развивать умения составлять экономико-географическую картину страны;

Развивающая цель:

- составлять ЭГХ страны, используя разные источники информации;

- объяснять причины и следствия « японского парадокса»;

Воспитательная цель :

-воспитывать в себе уважение к странам и народам мира; стремление взять для себя всё то лучшее, что накоплено жителями других стран (Японии) для совершенствования себя и процветания России.

Тип урока : изучение и закрепление новых знаний

Методы обучения : наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, групповой, проектный

Методы познания : картографический, статистический анализ, проблемный.

Оборудование: политическая карта мира, экономическая карта Японии, материалы из Интернета по Японии, тесты.

 

Ход урока

I . Организационный момент .

II . Целеполагание и мотивация .

Вступительное слово учителя о теме урока и форме организации работы.

Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие в страну, которую называют очень странно – «Страна-наоборот». И для этого есть все основания. В этой стране пальто подает женщина, руль в машине с правой стороны, кошки бесхвостые, здесь пишут сверху вниз, спят на полу, а белый цвет является траурным. О какой стране идет речь? Да, это Япония.

III . Актуализация знаний.

Учитель: Иносказательное наименование Японии – «Страна восходящего Солнца».

Рассказ ученика : Древнее название страны – Ямато. Японцы называют ее Ниппон или Ниххон, т.е. «Страна восходящего Солнца». В VII веке произошел переход от родового уклада к сословному, и император получил титул «Сын неба», т.е. родившийся от богини Солнца – Аматерасу. Древнее название страны – Ямато- заменили на новое – Нихон, что буквально означает место, откуда восходит солнце. Национальный флаг белого цвета с красным кругом – Солнцем в середине. Круглая хризантема на гербе страны также символизирует восходящее солнце .

 

IV . Изучение нового материала и первичное закрепление

Учитель организует беседу с элементами дискуссии, чтобы получить представление о территории и ЭГП Японии.

Проблемный вопрос: Каковы особенности ЭГП Японии?

1. Анализируя форзац учебника В.П.Максаковского « Визитная карточка стран мира», текст этого учебника составить конспект, делая краткие записи в тетради :

  • -площадь
  • -государственный строй
  • -административно-территориальное устройство страны
  • - ЭГП Японии
  • - Дайте характеристику ФГП Японии по карте

2. Учитель: В последние годы все динамичнее развиваются сотрудничество и разнообразные связи Японии и России. Начало этому процессу положил бывший премьер – министр Японии Рютаро Хасимото. В 1997 году он провозгласил «новый курс» в отношении России, основанный на трех принципах: доверии, взаимных интересах и долгосрочной перспективе. Надо сказать, что со времен Второй мировой войны между нашими странами осталась нерешенная одна очень серьезная проблема – проблема Северных территорий. Для этого существуют две причины: историческая и природно – ресурсная.

Вопрос: Какие трудности стоят на пути развития российско-японских отношений на современном этапе?

- Проблема использования территории («Спорные территории») – рассказ учащихся

 

IV. Особенности населения

Учитель: Японцы – загадка нашего века, это самый непостижимый, самый парадоксальный народ.

  1. Защита проекта « Население Японии »

Слайды 1-17

  1. Работа в группе . Обсуждение вопросов:

- В чем своеобразие японского типа города?

- В чем особенность японского менталитета?

- В чем своеобразие сельских поселений?

- В чем особенности религии и японского языка?

Слайды 9-11

  1. Мозговой штурм. Почему в Японии 70% населения проживает на восточном побережье о. Хонсю? Каковы показатели средней плотности населения?

 

V. Пауза. Звучит японская музыка .

У японцев приняты поклоны и улыбки. Подчиненный кланяется своему начальнику, сгибая корпус под углом 45 ° , коллеги кланяются друг другу под углом 15 ° , встречают клиентов и покупателей под углом 30 ° , значит каждому свой угол. Ещё когда мать, по японскому обычаю, носит младенца за спиной, она при каждом поклоне заставляет кланяться и его, давая тем самым первые уроки почитания старших. Давайте ребята, делаем поклон как коллегам или другу и улыбнемся. Скажем друг другу хорошие и добрые слова.

 

Разминка:

  1. Имя богини Солнца, родоначальницы японской нации ? (Аматерасу)
  2. Название циновок, покрывающих пол? (татами)
  3. Красивое письмо кисточкой и тушью? (каллиграфия)
  4. Какой жест при встрече друзей отсутствует у японцев? (рукопожатие)

5. Старое название столицы Токио (Киото)

 

VI . Хозяйство Японии

Учитель: Япония – один из главных центров экономической мощи современного мира. По объему ВВП по курсу национальных валют она уступает только США. ВВП Японии в четыре раза больше, чем Китая, при населении в десять раз меньшем! Выйдя из Второй мировой войны с разрушенным хозяйством, Япония достигла ошеломляющих результатов в экономическом развитии, заняв уже в середине 1970 –х гг, второе место по объему ВВП. Среди первых она шагнула в постиндустриальную эпоху, добивших статуса одного из важнейших финансовых и научных центров мира.

 

- Какие факторы определили выбор этой модели развития экономики?

  • Очень незначительные сырьевые ресурсы;
  • Особенности японского менталитета;
  • Незначительные затраты на вооружение после 2 мировой войны;
  • Покупка лицензий, патентов для гибкого реагирования на запросы рынка товаров;
  • Качество трудовых ресурсов страны

 

« Японская модель развития экономики » - объяснение учителя. Слайд 12

 

- Докажите, что маленькая страна с ограниченными ресурсами может играть ведущую роль в мировой экономике.

Используя, данные в учебнике и по материалам презентации учащиеся делают выводы:

 

•  1 место по производству легковых автомобилей

•  1 место по производству морских судов

•  1 место по производству роботов

•  2 место по производству стали

•  2 место по производству пластмасс

•  2 место по производству электроники

•  2 место по производству научного оборудования

Слайд 13

VII . Хозяйство Японии. Практикум.

( Предлагается выполнение заданий по группам или можно по выбору)

Электроэнергетика

Задание:

Используя данные таблицы , сделайте вывод о топливно-энергетическом балансе.

Структура топливно-энергетического баланса в 1990-2010 годах, %

Вид топлива 1990 1997 2010 (прогноз)
Нефть 58,3 53,6 47,7
Уголь 16,6 16,9 15,4
Природный газ 10,1 11,6 12,8
Гидроэнергия 4,2 3,8 3,7
Ядерная энергия 9,4 12,9 16,9
Геотермальная энергия 0,1 0,2 0,6
Альтернативные источники 1,3 1,0 3,0

 

Задание: Пользуясь картами атласа, выделите районы и центры выработки электроэнергии в Японии.

Черная металлургия

Вопрос: Вспомните, что вы знаете о черной металлургии Японии?

Задание : Пользуясь картами атласа, установите из каких стран или регионов Япония импортирует уголь и железную руду, а в какие страны или регионы экспортирует сталь. Назовите крупные центры черной металлургии и где они расположены.

Машиностроение

Вопрос : В каких отраслях машиностроения Япония является мировым лидером?

Задание: Используя карту, найдите закономерности размещения заводов машиностроения в Японии.

Сельское хозяйство

Задание : Пользуясь текстом учебника, найдите черты особенности отраслевой структуры и размещения сельского хозяйства Японии. Выпишите их в тетрадь.

Транспорт :

Задание : Проанализируйте конфигурацию транспортной сети Японии.

Вопросы: 1. Какого вида транспорта нет в Японии?

2. Какой вид транспорта играет большую роль в международных перевозках?

3.Что такое Синкасен и Сейкан? ( дополнительный текст 31 и 32 стр. 263, 264)

VIII . Анализ структуры импорта и экспорта

По статистическим материалам постройте столбчатую диаграмму импорта и экспорта Японии. Сделайте их анализ.

Импорт : топливо 49%, рудное и прочее сырьё-13%, прокат черных и цветных металлов 4%, машины и оборудование-6%, продукция химической промышленности-5%, сырье для текстильной промышленности-3%, продовольственные товары-11%, прочая продукция обрабатывающей промышленности-9%.

Экспорт : продукция черной металлургии-12%, машины и оборудования-41,5%, автомобили-14,5%, продукция химической промышленности-5%, текстильные изделия-4%, продовольственные товары-1%, прочая продукция обрабатывающей промышленности-22%.

Задание: Постройте столбчатую диаграмму «Доля импорта и экспорта регионов мира в торговле с Японией» и сделайте анализ.

Структура импорта из ЕС – 14%; из Восточной Европы – 1%; из США -22,8%; из других стран -61,7%.

Структура экспорта в ЕС – 15,4%; в Восточную Европу – 0,5%; в США – 27,5%; в другие страны – 56,7%

Работа с учителем в тетрадях :

  • Крупнейшие ТЭС: Касима ( вблизи Токио) > 3-4 млн.кВт в год, Тита (вблизи Осаки).
  • Крупнейшая в мире АЭС – Фукусима (8.8 млн. кВт в год), Такахама (3.4 млн. кВт в год).
  • Крупнейший в мире металлургический комбинат – Фукуяма (16 млн. т стали в год)
  • Крупнейший в мире тоннель – Сейкан ( 54 км )
  • Крупнейшая ж/д магистраль – Синкасен ( длина 1100 км )
  • Крупнейшие морские порты: Кейхан (Токио) – универсальный, Тиба, Осака, Нагоя, Кобе.
  • Международные аэропорты: Токио, Осака.

 

•  Закрепление изученного материала.

1. На сегодняшнем уроке мы побывали в одном из уголков нашей планеты, в котором люди наперекор природе, не давшей им в достатке ни полезных ископаемых, ни земли, достигли таких экономических высот, что многие на Земле могли бы позавидовать им. Японское «экономическое чудо» произошло после 2 мировой войны, в которой страна потерпела поражение, выступив союзницей фашисткой Германии, перенесла ядерную бомбардировку и сумела перестроить свою экономику в рекордные сроки и стать страной «большой восьмерки», мировым лидером.

- В чем же парадокс экономики Японии? Какие ваши варианты?

- Для возникновения парадоксальных явлений есть объективные причины и они определяют оследствия. Я называю причину, а вы называете следствие.

Причины и следствия:

  • Нехватка природных ресурсов – новые технологии;
  • Менталитет – высокая квалификация;
  • Суровая природа: землетрясения, тайфуны, цунами – трудолюбие, дисциплинированность, неприхотливость;
  • Запрет на вооружение – перестройка экономики, реорганизация;
  • Новые технологии – высокий уровень образования.

Тест.

  1. Число жителей, проживающих на территории Японии:

а) 124 млн. чел. б) 126 млн. чел. в) 127 млн.чел.

 

  1. Государственный строй:

а) абсолютная монархия б) конституционная монархия в) республика

 

  1. Национальный состав - …… японцы:

а) 89% б) 90% в) 99%

 

  1. Япония относится к:

а) I типу воспроизводства; б) II типу воспроизводства;

 

5.Население Японии исповедует 2 основные религии:

а) буддизм и конфуцианство б) конфуцианство и синтоизм;

в) буддизм и синтоизм в) иудаизм и синтоизм

 

6.Японское «Экономическое чудо» обусловлено:

а) заимствование и внедрение научно- технических изобретений;

б) высокие темпы развития военно-промышленного комплекса;

в) низкой заработной платой рабочих;

 

7. Ведущие отрасли промышленности:

А) пищевая б) автомобилестроение в) лесная

 

8. Япония больше всего экспортирует:

а) пищевые продукты;

б) продукцию машиностроения

в) продукцию лесной промышленности.

 

9. Какими ресурсами не обладает Япония:

а) трудовыми б) минеральными в) лесными

 

10. Япония – страна….

А) аграрная б) индустриальная в) постиндустриальная

1.Какое значение для тебя лично имеют знания и умения, полученные сегодня?

2.Что вызвало наибольшую трудность?

 

7. Домашнее задание : приготовить 20 вопросов для блиц – турнира по Японии.

Найти материал по японским праздникам.

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение