к разделу "География"
ЯПОНИЯ
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
учитель географии МОУ ООШ С. Блохино
С. Ю. Хахулина
О, вот она – чудесная страна,
Заветный край – Акицусима!
Как крылья стрекозы, простерты острова,
Страна Ямато – вот она!
Цели и задачи:
- получить знания о географической специфике одного из ведущих центров мирового хозяйства;
-познакомить с основными чертами ЭГП, проблемами использования территории;
-продолжить формирование умений и навыков работы с различными источниками информации;
-развивать умения составлять экономико-географическую картину страны;
Развивающая цель:
- составлять ЭГХ страны, используя разные источники информации;
- объяснять причины и следствия « японского парадокса»;
Воспитательная цель :
-воспитывать в себе уважение к странам и народам мира; стремление взять для себя всё то лучшее, что накоплено жителями других стран (Японии) для совершенствования себя и процветания России.
Тип урока : изучение и закрепление новых знаний
Методы обучения : наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, групповой, проектный
Методы познания : картографический, статистический анализ, проблемный.
Оборудование: политическая карта мира, экономическая карта Японии, материалы из Интернета по Японии, тесты.
Ход урока
I . Организационный момент .
II . Целеполагание и мотивация .
Вступительное слово учителя о теме урока и форме организации работы.
Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие в страну, которую называют очень странно – «Страна-наоборот». И для этого есть все основания. В этой стране пальто подает женщина, руль в машине с правой стороны, кошки бесхвостые, здесь пишут сверху вниз, спят на полу, а белый цвет является траурным. О какой стране идет речь? Да, это Япония.
III . Актуализация знаний.
Учитель: Иносказательное наименование Японии – «Страна восходящего Солнца».
Рассказ ученика : Древнее название страны – Ямато. Японцы называют ее Ниппон или Ниххон, т.е. «Страна восходящего Солнца». В VII веке произошел переход от родового уклада к сословному, и император получил титул «Сын неба», т.е. родившийся от богини Солнца – Аматерасу. Древнее название страны – Ямато- заменили на новое – Нихон, что буквально означает место, откуда восходит солнце. Национальный флаг белого цвета с красным кругом – Солнцем в середине. Круглая хризантема на гербе страны также символизирует восходящее солнце .
IV . Изучение нового материала и первичное закрепление
Учитель организует беседу с элементами дискуссии, чтобы получить представление о территории и ЭГП Японии.
Проблемный вопрос: Каковы особенности ЭГП Японии?
1. Анализируя форзац учебника В.П.Максаковского « Визитная карточка стран мира», текст этого учебника составить конспект, делая краткие записи в тетради :
- -площадь
- -государственный строй
- -административно-территориальное устройство страны
- - ЭГП Японии
- - Дайте характеристику ФГП Японии по карте
2. Учитель: В последние годы все динамичнее развиваются сотрудничество и разнообразные связи Японии и России. Начало этому процессу положил бывший премьер – министр Японии Рютаро Хасимото. В 1997 году он провозгласил «новый курс» в отношении России, основанный на трех принципах: доверии, взаимных интересах и долгосрочной перспективе. Надо сказать, что со времен Второй мировой войны между нашими странами осталась нерешенная одна очень серьезная проблема – проблема Северных территорий. Для этого существуют две причины: историческая и природно – ресурсная.
Вопрос: Какие трудности стоят на пути развития российско-японских отношений на современном этапе?
- Проблема использования территории («Спорные территории») – рассказ учащихся
IV. Особенности населения
Учитель: Японцы – загадка нашего века, это самый непостижимый, самый парадоксальный народ.
- Защита проекта « Население Японии »
Слайды 1-17
- Работа в группе . Обсуждение вопросов:
- В чем своеобразие японского типа города?
- В чем особенность японского менталитета?
- В чем своеобразие сельских поселений?
- В чем особенности религии и японского языка?
Слайды 9-11
- Мозговой штурм. Почему в Японии 70% населения проживает на восточном побережье о. Хонсю? Каковы показатели средней плотности населения?
V. Пауза. Звучит японская музыка .
У японцев приняты поклоны и улыбки. Подчиненный кланяется своему начальнику, сгибая корпус под углом 45 ° , коллеги кланяются друг другу под углом 15 ° , встречают клиентов и покупателей под углом 30 ° , значит каждому свой угол. Ещё когда мать, по японскому обычаю, носит младенца за спиной, она при каждом поклоне заставляет кланяться и его, давая тем самым первые уроки почитания старших. Давайте ребята, делаем поклон как коллегам или другу и улыбнемся. Скажем друг другу хорошие и добрые слова.
Разминка:
- Имя богини Солнца, родоначальницы японской нации ? (Аматерасу)
- Название циновок, покрывающих пол? (татами)
- Красивое письмо кисточкой и тушью? (каллиграфия)
- Какой жест при встрече друзей отсутствует у японцев? (рукопожатие)
5. Старое название столицы Токио (Киото)
VI . Хозяйство Японии
Учитель: Япония – один из главных центров экономической мощи современного мира. По объему ВВП по курсу национальных валют она уступает только США. ВВП Японии в четыре раза больше, чем Китая, при населении в десять раз меньшем! Выйдя из Второй мировой войны с разрушенным хозяйством, Япония достигла ошеломляющих результатов в экономическом развитии, заняв уже в середине 1970 –х гг, второе место по объему ВВП. Среди первых она шагнула в постиндустриальную эпоху, добивших статуса одного из важнейших финансовых и научных центров мира.
- Какие факторы определили выбор этой модели развития экономики?
- Очень незначительные сырьевые ресурсы;
- Особенности японского менталитета;
- Незначительные затраты на вооружение после 2 мировой войны;
- Покупка лицензий, патентов для гибкого реагирования на запросы рынка товаров;
- Качество трудовых ресурсов страны
« Японская модель развития экономики » - объяснение учителя. Слайд 12
- Докажите, что маленькая страна с ограниченными ресурсами может играть ведущую роль в мировой экономике.
Используя, данные в учебнике и по материалам презентации учащиеся делают выводы:
1 место по производству легковых автомобилей
1 место по производству морских судов
1 место по производству роботов
2 место по производству стали
2 место по производству пластмасс
2 место по производству электроники
2 место по производству научного оборудования
Слайд 13
VII . Хозяйство Японии. Практикум.
( Предлагается выполнение заданий по группам или можно по выбору)
Электроэнергетика
Задание:
Используя данные таблицы , сделайте вывод о топливно-энергетическом балансе.
Структура топливно-энергетического баланса в 1990-2010 годах, %
Вид топлива |
1990 |
1997 |
2010 (прогноз) |
Нефть |
58,3 |
53,6 |
47,7 |
Уголь |
16,6 |
16,9 |
15,4 |
Природный газ |
10,1 |
11,6 |
12,8 |
Гидроэнергия |
4,2 |
3,8 |
3,7 |
Ядерная энергия |
9,4 |
12,9 |
16,9 |
Геотермальная энергия |
0,1 |
0,2 |
0,6 |
Альтернативные источники |
1,3 |
1,0 |
3,0 |
Задание: Пользуясь картами атласа, выделите районы и центры выработки электроэнергии в Японии.
Черная металлургия
Вопрос: Вспомните, что вы знаете о черной металлургии Японии?
Задание : Пользуясь картами атласа, установите из каких стран или регионов Япония импортирует уголь и железную руду, а в какие страны или регионы экспортирует сталь. Назовите крупные центры черной металлургии и где они расположены.
Машиностроение
Вопрос : В каких отраслях машиностроения Япония является мировым лидером?
Задание: Используя карту, найдите закономерности размещения заводов машиностроения в Японии.
Сельское хозяйство
Задание : Пользуясь текстом учебника, найдите черты особенности отраслевой структуры и размещения сельского хозяйства Японии. Выпишите их в тетрадь.
Транспорт :
Задание : Проанализируйте конфигурацию транспортной сети Японии.
Вопросы: 1. Какого вида транспорта нет в Японии?
2. Какой вид транспорта играет большую роль в международных перевозках?
3.Что такое Синкасен и Сейкан? ( дополнительный текст 31 и 32 стр. 263, 264)
VIII . Анализ структуры импорта и экспорта
По статистическим материалам постройте столбчатую диаграмму импорта и экспорта Японии. Сделайте их анализ.
Импорт : топливо 49%, рудное и прочее сырьё-13%, прокат черных и цветных металлов 4%, машины и оборудование-6%, продукция химической промышленности-5%, сырье для текстильной промышленности-3%, продовольственные товары-11%, прочая продукция обрабатывающей промышленности-9%.
Экспорт : продукция черной металлургии-12%, машины и оборудования-41,5%, автомобили-14,5%, продукция химической промышленности-5%, текстильные изделия-4%, продовольственные товары-1%, прочая продукция обрабатывающей промышленности-22%.
Задание: Постройте столбчатую диаграмму «Доля импорта и экспорта регионов мира в торговле с Японией» и сделайте анализ.
Структура импорта из ЕС – 14%; из Восточной Европы – 1%; из США -22,8%; из других стран -61,7%.
Структура экспорта в ЕС – 15,4%; в Восточную Европу – 0,5%; в США – 27,5%; в другие страны – 56,7%
Работа с учителем в тетрадях :
- Крупнейшие ТЭС: Касима ( вблизи Токио) > 3-4 млн.кВт в год, Тита (вблизи Осаки).
- Крупнейшая в мире АЭС – Фукусима (8.8 млн. кВт в год), Такахама (3.4 млн. кВт в год).
- Крупнейший в мире металлургический комбинат – Фукуяма (16 млн. т стали в год)
- Крупнейший в мире тоннель – Сейкан ( 54 км )
- Крупнейшая ж/д магистраль – Синкасен ( длина 1100 км )
- Крупнейшие морские порты: Кейхан (Токио) – универсальный, Тиба, Осака, Нагоя, Кобе.
- Международные аэропорты: Токио, Осака.
Закрепление изученного материала.
1. На сегодняшнем уроке мы побывали в одном из уголков нашей планеты, в котором люди наперекор природе, не давшей им в достатке ни полезных ископаемых, ни земли, достигли таких экономических высот, что многие на Земле могли бы позавидовать им. Японское «экономическое чудо» произошло после 2 мировой войны, в которой страна потерпела поражение, выступив союзницей фашисткой Германии, перенесла ядерную бомбардировку и сумела перестроить свою экономику в рекордные сроки и стать страной «большой восьмерки», мировым лидером.
- В чем же парадокс экономики Японии? Какие ваши варианты?
- Для возникновения парадоксальных явлений есть объективные причины и они определяют оследствия. Я называю причину, а вы называете следствие.
Причины и следствия:
- Нехватка природных ресурсов – новые технологии;
- Менталитет – высокая квалификация;
- Суровая природа: землетрясения, тайфуны, цунами – трудолюбие, дисциплинированность, неприхотливость;
- Запрет на вооружение – перестройка экономики, реорганизация;
- Новые технологии – высокий уровень образования.
Тест.
- Число жителей, проживающих на территории Японии:
а) 124 млн. чел. б) 126 млн. чел. в) 127 млн.чел.
- Государственный строй:
а) абсолютная монархия б) конституционная монархия в) республика
- Национальный состав - …… японцы:
а) 89% б) 90% в) 99%
- Япония относится к:
а) I типу воспроизводства; б) II типу воспроизводства;
5.Население Японии исповедует 2 основные религии:
а) буддизм и конфуцианство б) конфуцианство и синтоизм;
в) буддизм и синтоизм в) иудаизм и синтоизм
6.Японское «Экономическое чудо» обусловлено:
а) заимствование и внедрение научно- технических изобретений;
б) высокие темпы развития военно-промышленного комплекса;
в) низкой заработной платой рабочих;
7. Ведущие отрасли промышленности:
А) пищевая б) автомобилестроение в) лесная
8. Япония больше всего экспортирует:
а) пищевые продукты;
б) продукцию машиностроения
в) продукцию лесной промышленности.
9. Какими ресурсами не обладает Япония:
а) трудовыми б) минеральными в) лесными
10. Япония – страна….
А) аграрная б) индустриальная в) постиндустриальная
1.Какое значение для тебя лично имеют знания и умения, полученные сегодня?
2.Что вызвало наибольшую трудность?
7. Домашнее задание : приготовить 20 вопросов для блиц – турнира по Японии.
Найти материал по японским праздникам.
|