к разделу "География"
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ
Дидактический материал для работы с картой на уроках географии в 6-8 классах
Разработал учитель географии высшей категории
Черухина И.А.
СОШ №8, станица Новопластуновская
Павловского района Краснодарского края
в помощь учителю географии
Нам под ответственность дана
И вся земля, и вся Вода,
Страна возможностей гигантских,
Страна просторов океанских
Страна Семеновых-Тяншанских
Пржевальских, Миклухо-Маклайских,
Страна, в которой быть, друзья,
Плохим географом нельзя!
Задания представленные на этих карточках основаны на программном материале.
ПЕРЕЧЕНЬ ГЕОГАФИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ
1. Земная кора
Горы суши - Гималаи с вершиной Джомолунгма ( Эверест), Анды, Памир, Кавказские, Уральские, Скандинавские, вулкан Ключевская Сопка .
Равнины - Восточно-европейская со Среднерусской и Валдайс кой возвышенностями, Западно-Сибирская и Амазонская низмен ности, Среднесибирское и Аравийское плоскогорья.
Горы Океана - хребет Ломоносова, срединно-океанические хреб ты, Северо-Атлантический и Южно-Атлантический хребты, Восточно - Тихоокеанское поднятие.
2. Гидросфера.
Моря - Средиземное, Красное, Берингово. Проливы - Магелланов, Дрейка, Берингов. Острова - Гренландия, Гавайские.
Полуострова - Камчатка, Аравийский.
Течения - Гольфстрим, Лабрадорское.
Реки - Терек, Волга, Енисей, Амазонка.
Канал - Волго-Донской.
Озера - Каспийское, Байкал, Ладожское.
При выполнении заданий игрового типа у учащихся развивается умение ориентироваться по географической карте и запоминать с опережением географическую номенклатуру.
В Мурманск, где не замерзает океан,
Ведет корабль наш капитан.
Мурманск на Севере, Архангельск южнее,
Но в Мурманске почему-то теплее.
Где, интересно, живет истопник
Благодаря которому город открыт.
В книге рекордов Гиннесса
Рекорды морские есть.
Самое большое море Филиппинское,
Других морских аномалий не счесть.
Давайте мы с вами рекорды побьем
И самое ... самое ... сейчас на зовем.
- Самое холодное течение.
- Самый большой остров.
- Самое маленькое море.
- Самое соленое море.
- Самый широкий пролив.
- Море без берегов.
- Самая длинная горная цепь
- Самый холодный материк.
- Самый большой полуостров.
- Самый сухой материк
- Самый жаркий материк.
- Самое теплое течение.
- Самый маленький материк.
- Самый большой океан.
- Самый влажный материк.
- Самый маленький океан.
- Самое глубокое озеро.
- Самое большое озеро.
- Самая длинная река.
- Самая полноводная река.
- Самый большой водопад.
- Самый большой материк.
В пути, в неведомом краю
Наш компас - лучший друг.
Одной заглавной буквой *Ю*
На нем отмечен Юг.
А стрелка легкая - магнит
На север кончиком глядит.
Довольно Север мне найти,
И я в короткий срок
Определить могу в пути,
Где Запад, Юг, Восток.
С.Я.Маршак.
Для формирования у школьников системных знаний и умений, и усиления практической направленности большое внимание обращено на формирование повседневной географической культуры. Главная задача начального курса географии научить детей читать топографический план, физико-географическую и климатическую карты, составлять на их основе описания природных объектов, маршрутов, территорий и акваторий (по типовым планам). Обеспечить необходимую картографическую и общеземлеведческую подготовку учащихся к изучению первого страноведческого курса *Континенты и страны.* Работу я строю так, чтобы ученик влюбился в карту, в ее современное совершенство, позволяющее зрительно, мысленно, эмоционально ощущать сопричастность с миром, прикосновение и радость *созерцания* любого уголка планеты. Учу его *разговаривать* с картой как с добрым и мудрым собеседником. Она наградила бы юного друга языком свободной уверенной мысли, а значит, и грамотной речи во всех коммуникативных вариантах-монологах, диалог, дискуссия, вопросы к себе и товарищам, а* что, если...*
Я считаю важным, чтобы ученик у доски отвечал в содружестве с нужной картой, с места - с картой атласа и привык к такому ответу. Нельзя дать оскудеть мыслям и чувствам юного поколения на грани веков, пока есть География - главная наука о Земле и ее не молчащий, а живой спутник - карта.
В начальном курсе географии на первом уроке я знакомлю с золотым правилом географии: *Все, что называешь,- показывай на карте, все что показываешь, - называй.* На уроках использую карточки, которые у учащихся вырабатывают навыки работы с картой.
Карточка № 1
Задание:
1. Перечислить части Мирового океана:
материк ............
море ...............
залив ..............
архипелаг ..............
остров .................
полуостров ............
пролив ..................
2 Какими цифрами на карте обозначены:
исток ..........
устье ...........
река ...........
3 Фрагменты каких материков показаны на карте.
4 Какой цифрой обозначено течение и как оно называется.
5 Какое название имеют самые высокие вершины гор.
КАРТОЧКА № 2
Установить соответствие:
- Кордильеры
- Гималаи
- Альпы
- Кавказ
- Анды
- Уральские
|
- А - Джомолунгма
- Б - Эльбрус
- В - Аконкагуа
- Г - Народная
- Д - Мак-Кинли
- Е - Монблан
|
КАРТОЧКА № 3
Установить соответствие:
Волга
Енисей
Амударья
Нил
Амазонка |
А - Река начинается на Памире.
Б - Самая длинная река в Европе.
В - Граница Западно - Сибирской рав нины и Сибирского плоскогорья.
Г - Начинается на Валдайской возвы шенности.
Д - Самая длинная река в мире.
Е - Самая полноводная река в мире. |
КАРТОЧКА № 4
Подпишете названия контуров озер, морей, заливов, островов, полуостровов.
КАРТОЧКА № 5
1. Указать цифры, которые характеризуют географическое положение
материка.
Перечислить цифры, которыми обозначены внутренние воды материка.
Напишите цифры, обозначающие части рельефа материка.
Укажите цифры, обозначающие на материке объекты к которым можно сказать слова : самое... самый... самая... .
КАРТОЧКА № 6
ЧТО ТАКОЕ ? КТО ТАКОЙ ?
А - |
Йорк |
|
|
Б - |
Байкал |
|
|
В - |
Ключевская |
Сопка |
|
Г - |
Дежнев |
|
|
Д - |
Врангеля |
|
|
Е - |
Ла - Манш |
|
|
Ж - |
Кольский |
|
|
З - |
Лаперуза |
|
|
И - |
Волга |
|
|
К - |
Джомолунгма |
|
Л - |
Лобнор |
|
|
М - |
Мальта |
|
|
Н - |
Финский |
|
|
КАРТОЧКА № 7
Перечислить географические объекты :
- - государства
- - полуострова
- - моря
- - реки
- - острова
- - озера
- - горы
- - возвышенности
- - равнина
- - мыс
- - залив
КАРТОЧКА № 8
« два, третий лишний »
подчеркнуть лишнее название:
- Волга, Печора, Байкал.
- Кавказ, Путорана, Урал.
- Врангеля, Дежнева, Челюскина.
КАРТОЧКА № 9
« белая ворона »
- Онежское, Чудское, Байкал, Ладожское.
- Карское, Лаптевых, Японское, Баренцево.
- Смоленская, Приволжская, Ленское, Ставропольская.
|