Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование и учебные пособия

Искусство

«Три кита в музыке» - песня, танец, марш. Урок музыки в 1 классе I четверть

Гречанов В.А.
учитель музыки,
СОШ №4, с. Сотниковское

Цели урока: сформировать знания о музыкальных жанрах: песня, марш, танец; развивать способность вслушиваться в характер музыки, размышлять, используя разнообразные виды музыкально-практической деятельности; развивать творческое мышление, внимание, память. Способствовать формированию духовной культуры школьников, воспитанию коммуникативных качеств личности, интереса к музыке.

Должны знать: три типа (жанра) музыки: танец, марш, песня.

Должны уметь: определять на слух тип (жанр) музыки, выявлять сходные и различные черты в музыке.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: по источнику получения знаний – словесный, наглядный, практический. По характеру познавательной деятельности – объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый.

Формы работы: коллективная.

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, диск с записями песни «Чему учат в школе» муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского, «Марш», «Итальянская полька» С. Рахманинова, «Вальс» П. Чайковского.

Ход урока

•  Организация учащихся на урок.

Вход в класс под музыку.

Музыкальное приветствие.

Учитель: Добрый день вам, добрый день!

Дети: В мире музыки, фантазии и песен.

Учитель: Добрым будь, щедрым будь

Дети: И с искусством в дивный путь!

Я рад видеть вас сегодня на уроке, рад вашим улыбкам. Сегодня на уроке вас ожидает много нового и интересного.

- Как вы сегодня приветствовали друг друга?

- Чем отличается ваше приветствие от приветствия на нашем уроке?

II . Изучение нового материала.

«Звуки шумовые и музыкальные»

Учитель:

Все на свете дети знают,

Звуки разные бывают .

Журавлей прощальный клекот,

Самолёта громкий рокот,

Гул машины во дворе,

Лай собаки в конуре,

Стук колёс и шум станка,

Тихий шелест ветерка.

Это звуки шумовые.

Только есть ещё другие:

Не шуршания, не стука –

Музыкальные есть звуки.

Е. Королёва

Наш мир полон звуков, которые издают все предметы (дети приводят примеры: шум листвы, дождя; столы, стулья при передвижении; голоса людей и т.д.). Ребята, закройте глаза и послушайте звуки, окружающие вас, затем каждый расскажет, что услышал. (Высказывания детей).

- Как можно назвать все эти звуки? (Шум)

- Какие ещё могут быть звуки? (Музыкальные)

Слушание музыки: «Итальянская полька» С.В. Рахманинова.

- Это тоже звуки, но чем они отличаются от тех, которые мы только что слушали? (Музыкальные).

- Звуки в окружающем нас мире бывают шумовые и музыкальные, которые появляются при игре на музыкальных инструментах или во время пения.

И сейчас, мы с вами поиграем в игру «Узнай звук».

Я вам показываю иллюстрации, а вы хлопаете в ладоши, когда на рисунке будет предмет, издающий музыкальный звук и топаете ногами, когда на рисунке будет предмет, не издающий музыкальных звуков. (физминутка)

•  Композитор. Исполнитель. Слушатель.

Распевание, упражнение на дыхание.

Сядьте ровно. Сделайте глубокий вдох через нос, выдох – как спускает шарик (2-3 раза).

Упражнение «33 Егорки».

Представьте, что вы ёлочки в лесу. Подуйте на ладони (3 раза). Сделайте 3 резких выдоха.

Упражнение «Музыкальное эхо».

Мы с вами сейчас издавали звуки. Какие это звуки: музыкальные или шумовые?

- Из каких звуков состоит музыка?

- Кто придумывает музыку?

- Оказывается, эту загадку люди до сих пор не смогли разгадать, поэтому они сочинили много сказок о музыке и музыкантах. Сказка о Садко рассказывает о чудесном певце, музыканте, который своей музыкой покорил даже морского царя. (чтение фрагмента из сказки). А какие сказки о музыке вы знаете?

- Итак, значит, музыку сочиняют люди.

Человека, который сочиняет музыку, называют композитором.

- Композитор сочинил музыку, теперь её надо исполнить, т.е. нужны певцы, музыканты, играющие на разных инструментах.

- Ребята, что же будет с музыкой, если её никто не услышит? ( Эта музыка исчезнет).

- Чтобы музыка была, её надо сочинить, затем исполнить.

Музыканта, который исполняет музыку, называют исполнителем.

- Ну и наконец, музыку нужно услышать. А кто мне скажет, как называется человек, который слушает музыку? (Слушатель).

Ребята, давайте с вами сделаем вывод всего сказанного. Для кого пишется музыка? (Музыка существует для людей, а не только для тех, кто её пишет и исполняет).

Для того чтобы стать композитором и исполнителем, нужно много учиться, иметь музыкальный слух, а вот слушателем может стать каждый из вас.

Сейчас, я предлагаю вам творчески изобразить музыканта, исполнителя, слушателя. (Дети импровизированно показывают действия музыканта, исполнителя, слушателя).

Физкультминутка.

Ножки, ножки бежали по дорожке.

Лугом, лесочком прыгали по кочкам.

Прибежали на лужок и потопали: топ, топ, топ.

На цветочки засмотрелись, песенки распелись,

У берёзки встали, бодро танцевали.

( Сопровождается музыкальными звуками под баян или фортепьяно).

IV . Музыкальные жанры.

Используется сказка В. Бондарева «Три весёлых зайца».

С бирюзового неба скатилась звёздочка. Она перепрыгнула через розовую тучку, мелькнула среди деревьев музыкальной рощи и спряталась в родничке-мотивчике, что вытекал из-под корней берёзы. Родничок вздрогнул, прислушался: кто-то шёл по роще. Ближе, ближе. Вокруг становилось всё светлее и светлее. Кусты раздвинулись, и к родничку вышла румяная, в венке из весенних цветов Мелодия. Она наклонилась над родничком и протянула руки к воде. Родничок боялся щекотки и потому зажурчал, заплескался. Его услышал Соловей. Выпорхнул из гнезда, отряхнул с крыльев росу и запел:

- Дрозд, Дрозд, вставай. Ночь уходит. Чуешь? Чуешь? Топ-топ-топ.

Издали с поля его бойко поддержала перепёлка:

- Ты прав, ты прав: вставать пора, вставать пора.

- Дрозд, пора. Уже пора.

- А я уже встал, встал я!

Мелодия умылась. Обрызгала родниковой водой венок и побежала к морю, где ждал её кит Песня.

Увидел кит мелодию и запел. (Песня на усмотрения учителя).

А в эту минуту в музыкальной роще под ореховым кустом завозился маленький Зайчонок. Он проскакал всю ночь, замёрз. Начал он притопывать ножкой – то одной, то другой. И побежали ножки чётко по дорожке:

Я шагаю, я шагаю, я шагаю

И не страшно, и не страшно мне ничуть!

Всё на свете, всё на свете я узнаю!

Ну а если и не всё, то что-нибудь, - весело пел Зайчонок.

И так у него это весело и чётко получалось! А дорожка всё бежала и бежала и привела его к морю. Вынырнул из моря кит: «Как весело поёшь, Зайчонок! Хочешь, я научу тебя маршировать, слушать и слышать разные марши?» «Хочу, - отвечает Зайчонок, - а ты кто?»

- Я – кит Марш, на мне и моих друзьях держится огромный мир «Музыка». Поплыли со мной!

Не испугался Зайчонок воды, прыгнул он не спину киту, и поплыли они за мелодией и китом-песней.

Солнышко поднималось всё выше и выше. Потрогало своим лучиком Щенка за ушко. Вскочил он, лапками глазки протёр, осмотрелся и побежал по дорожке к морю, распевая, кувыркаясь и подпрыгивая. А у берега его ждал кит Танец: «Тебя-то я и жду! Поплыли со мной в страну «Музыка». Там ты научишься петь и танцевать». И поплыли они познавать новую страну.

Вот такая интересная история страны «Музыка».

И мы, ребята, с вами будем познавать музыкальную страну. Ведь музыка – это целый мир, как неизвестная планета, которую мы будем изучать. Люди представляли «мир музыки», стоящий на трёх основах, «трёх китах».

Давайте, слушая музыку, узнаем наших новых знакомых: песню, танец, марш.

V . Слушание музыки.

•  Звучит марш. Дети делают под музыку любые движения.

•  Танец «Итальянская полька» С. Рахманинова, «Вальс» П. Чайковского.

•  Песня «Чему учат в школе» муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского.

– Итак, назовите три основы, «три кита», на которых держится музыкальный мир. (Дети называют). Учиться узнавать имена «трёх китов» будем на уроках музыки, так же, как вы на других уроках учитесь «буквы разные писать тонким пёрышком в тетрадь».

- Знакомы вам эти слова? Из какой они песни?

- Правильно. Из песни «Чему учат в школе» муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского. (слайд 11)

После прослушивания:

- Какие слова запомнились лучше всего?

- Можно эти слова считать самыми главными?

- Слова в песне являются стихами или прозой?

-Кто пишет стихи? Музыку? Кто слушает музыку?

VI . Разучивание и исполнение песни «Чему учат в школе»

- Как можно назвать человека, который исполняет музыкальное произведение один? (если дети испытывают затруднение, учитель сам даёт ответ).

Сейчас, ребята, мы исполним песню. Я буду солист, а вы будете петь слова «Учат в школе».

На следующем уроке мы с вами продолжим изучение темы «Песня, танец, марш». И начнём изучение с «Марша».

VII . Итог урока. Рефлексия.

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение