Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:
Товары для детского творчества оптом игрушки оптом товары для детского творчества.

Учебное оборудование и учебные пособия

к разделу "Русский язык и литература"

Нравственные пороки общества и их изображение в сказке
М.Е. Салтыкова –Щедрина « Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Зубенко О.В.

 

Урок литературы в 7 классе по технологии « Развитие критического мышления».

Цели урока:

•  активизировать работу учащихся на уроке путем создания проблемной ситуации;

•  развивать умения учащихся

  • - самостоятельно определять свои знания-незнания по изучаемой теме;
  • - работать в парах и группах;
  • - сравнивать, анализировать , формулировать вопросы;
  • - систематизировать материал.

•  воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практическое применение.

Задача: максимально приблизить учащихся к процессу самостоятельного получения новой информации по теме урока.

 

Восприятие информации происходит в три этапа,что соответствует следующим стадиям урока:

  1. подготовительный –стадия вызова;
  2. собственное восприятие нового- стадия осмысления;
  3. присвоение информации- стадия рефлексии.

ХОД УРОКА.

  1. Деление класса на группы.
  2. Вырабатывание правил поведения в группе.
  3. Инструктаж учащихся .

1 Этап.Стадия вызова. (Составление списка «известной информации». Разъяснение метода «Зигзаг».)

Задание . Обсудите в парах, затем в группе слова Н.В. Гоголя и составьте кластер с « ключевым» словом данного высказывания ,как вы его понимаете. « Нельзя иначе устремить общество к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости.»

Обсуждение составленных кластеров. Один от группы представляет свой кластер.

 

2.Этап. Стадия осмысления.

Задание . Заполнить бортовой журнал. Только первую и вторую колонки.

1.Пороки общества, встретившиеся в сказке Салтыкова-Щедрина. 2.Подтвердить цитатами 3.Использование художественных средств

 

 

 

 

 

 

 

После заполнения в группе 1 и 2 колонки журнала учащиеся в соответствии со своим номером расходятся и образуют новую группу, где их ждет новое задание №1. После его выполнения они возвращаются в исходную группу ,где получают задание №2и №3.

 

Задание №1.

Найти в тексте следующие художественные приёмы:

1 группа-гипербола

2 группа -ирония

3 группа -сатира, юмор

4 группа- гротеск

5 группа-аллегория

6 группа –«сказочные приёмы».

Задание №2.

Возвратившись в исходную группу, заполнить третью колонку.

Задание №3. Подготовить выступление на тему: «Какие пороки общества и как изображает Салтыков-Щедрин в своей сказке?».

Дополнить кластер новыми словами, найденными во время работы с текстом.

 

4 Этап. Рефлексия.

Задание. Заполнить дневник. Желающие могут озвучить свой дневник в классе.

Что нового для себя ты сегодня узнал(а)? Что нового ты узнал (а) сегодня о себе?  
Что у тебя получилось лучше всего? Кто помог тебе сегодня?  
Что у тебя не получилось и почему?  
Что ты сделаешь ,чтобы в следующий раз получилось? Кто поможет тебе?  

 

5 ЭТАП . ФОРМУЛИРОВКА ТЕМЫ УРОКА.

Домашнее задание. Письменный ответ на вопрос. Согласны ли вы с утверждением писателя «…. всякий честный человек,читая мои писания ,непременно отождествляет мои чувства и мысли со своими. Это он так чувствует и мыслит, а мне только удалось сойтись с ним сердцами».

П исьменный ответ на вопрос. Согласны ли вы с утверждением писателя«…. всякий честный человек ,читая мои писании, непременно отождествляет мои чувства и мысли со своими. Это он так чувствует и мыслит, а мне только удалось сойтись с ним сердцами».

"Познакомившись с « Повестью о том, как один мужик двух генералов прокормил». М.Е. Салтыкова-Щедрина, я только теперь по-настоящему поняла хорошо знакомые мне слова «Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Сказка написана более ста лет назад.

А как же она современна сегодня! Всё, что писатель нам в ней рассказал

очень напоминает и сегодняшнее время. Конечно, у нас в 20 веке нет таких генералов, которые думали бы, что булки в готов виде на деревьях произрастают. Но зато сколько тунеядцев, пользующихся чужими трудами живёт рядом. Даже среди нас, школьников есть такие, кто не прочь воспользоваться чужим трудом . Но они не были бы такими, если бы рядом не жили те, кто в любую минуту готов исполнить их желание: дать списать готовое задание, вынести мусор, помыть полы и даже понести портфель. Вот и получается ,что раболепие, трусость

порождает тунеядство. И ведь не только тунеядство. Как часто можно наблюдать, «сильные мира сего» самые настоящие невежды. Разговаривать с такими людьми просто не о чем.

Вот и получается, что в своей сказке Михаил Евграфович выразил мои мысли и чувства. Ведь я тоже хочу, чтобы мир стал лучше, чтобы все люди были добрыми, умными, смелыми. "

Фильчагина Юля. 6 «А» Кл

к началу статьи

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение