Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование и учебные пособия

к разделу "Русский язык и литература"

Урок литературы в 10 классе.
Тема: «Тайны фетовского лиризма»

Попкова Т.И.,
учитель МОУ гимназия № 93

Цель урока:

Дать представление о своеобразии А. А. Фета как поэта - музыканта,
художника — импрессиониста, романтика; глубине поэзии Фета и
положительном нравственном ее воздействии при внешней простоте и
легковесности; совершенствовать умения учащихся анализировать
стихотворения, используя знания об изобразительно-выразительных
средствах языка, делать сравнительный анализ стихотворений разных поэтов
на одну тему, выразительно читать, строить устные сообщения.

К уроку дан ряд предварительных заданий, индивидуальных и подготовленных в парах.

Подготовлен видеоряд, иллюстрирующий важность в поэзии Фета строфики,а также аудиозапись романса Чайковского на стихи Фета «На заре ты ее не буди».

Слово учителя.

«Поэт есть сумасшедший и никуда негодный человек, лепечущий божественный вздор», - признавался А. А. Фет.
Докажите подобранными стихотворениями, что эта фетовская мысль
правомерна.

Сообщение двух учеников, в которое включено выразительное чтение
стихотворений с небольшими комментариями.

Слово учителя. Да, если главными достоинствами поэзии считать «ясность», «определенность», «понятность» содержания, то стихи
Фета могут показаться бессмыслицей. Посмотрите и послушайте
инсценировку эпизода из «Жизни Арсеньева» Ивана Бунина.

О чем эта сцена?

Двое учащихся (девочка и мальчик) представляют диалог, посвященный
восприятию поэзии Фета. После чего ребята отвечают на поставленный
вопрос: этот эпизод о том, что одному Фет дорог, а другому - непонятен.

Учащимся, готовившим диалог, было дано задание - найти
стихотворения, строчки из которых прозвучали, и объяснить, почему в
некоторых стихах диалога используются не те слова, которые напечатаны в
сборнике стихотворений Фета. (Герой романа читает стихи наизусть,
поэтому возможна замена синонимичными словами. Здесь важнее другое —
восприятие и выбор героем фетовских строк).

- А как вы думаете, почему герою Фет близок, понятен, восхищает его?
(Влюбленный чувствует острее).

Ученица представляет классу композицию из стихотворений А. А.
Фета «У любви есть слова».
Возможны стихотворения «Если зимнее небо
звездами горит…», «Если б в сердце тебя я не грел, не ласкал..,», «Только в
мире и есть, что тенистый..», «У любви есть слова», «Старые письма» и
другие.

Слово учителя . По тому, как вы слушали, верится, что стихи Фета будят в душе бурю сложных и прекрасных чувств, будят
стремление к красоте, совершенству, желание стать чище. Фет - среди всех
поэтов! - обладает удивительным умением психологически точно передавать
ощущения, настроения, нюансы настроений, полутона, смутные оттенки
душевных движений.

Трудно, иногда невозможно определить, о чем каждое стихотворение
Фета. Подобно музыкальному произведению, стихи Фета отличаются
невыразимостью настроения. Непосредственно передавать эмоции более
всего из искусств способна музыка. По словам Л. Толстого, музыка - «стенограмма чувств». Недаром сам Чайковский называл Фета поэтом-
музыкантом. Многие фетовские стихи переложены на музыку.

Звучит романс «На заре ты ее не буди».

- Как создается настроение? К каким средствам прибегает А. А. Фет?

Выполнение практической работы.

На экране текст стихотворения «Печальная береза...».

Задание. Восстановите пропущенные слова, попытайтесь сохранить
рифму

Печальная береза

У моего окна,

И прихотью ...

Разубрана она.

 

Как гроздья винограда,

Ветвей концы висят,

- И радостен для ....

Весь траурный …

Люблю игру денницы

Я замечать на ней,

И жаль мне, если…

Стряхнут красу…

Ребята без труда выполняют это задание, безошибочно вставляя
авторские слова.

Слово учителя после прослушивания выполненного задания. Как
видим, оригинальных рифм Фет не ищет, но каждое слово в его строке -
единственно возможное. Какими же средствами достигается воздействие
фетовских строк?

На прошлом уроке вам были даны примеры анализа стихотворений
«Зреет рожь над жаркой нивой…», «В дымке – невидимке…», «Я тебе ничего

не скажу...», «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Шепот, робкое
дыханье...».

Послушаем теперь ваши пробы.

Учащиеся читают и анализируют стихотворения «Я пришел к тебе с
приветом...», «Я жду..Соловьиное эхо..», «Это утро, радость эта..», «Вечер»,
«Какое счастие: и ночь, и мы одни».

(Задания давались в парах).

Слово учителя. Итак, прослушав стихотворения и их анализ, вы понимаете, что звукопись, синтаксические переносы, повторы, умолчания
выполняют важную роль в стихах Фета. Сбоями и повторами он добивается
того, что читатель тоже волнуется, не осознавая причину волнения.
(Психологами установлено, что если волнение приводит к неровному и
учащенному дыханию, то и, наоборот, нарочно сбитое дыхание может
вызвать волнение без реальной причины).

Афанасий Афанасьевич внес также необыкновенное разнообразие в
ритмическую и строфическую организацию стиха. Трудно найти
стихотворение в творческом наследии Фета, написанное в одном размере.

Демонстрируется видеоряд к стихотворениям «Бабочка» и «В лунном
сиянии...».

Слово учителя. В стихотворении «Бабочка» контрастом коротких и длинных строк Фет создает впечатление мерцания крыл и мимолетности явления бабочки:

Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу.

А вот менее контрастное чередование разных по длине строк:

Выйдем с тобой побродить
В лунном сиянии!
Долго ли душу томить
В темном молчании!

В результате - почти физическое ощущение переливающегося блеска
лунного света, прозрачности и таинственности происходящего.

Но стихотворения Фета еще и на редкость живописны, изобразительны.
Чтение и анализ стихотворений (задания в парах) «Весенний дождь», «В
темноте на треножнике ярком».

Обращаем внимание при анализе на отсутствие подробных картин, на
создание образа несколькими штрихами, одной-двумя выразительными
деталями. Это образ купающегося в пыли воробья («Весенний дождь») и
треножник, на котором в тазу варится варенье («В темноте на треножнике
ярком...»).

Слово учителя. В своей изобразительности Фет близок художникам - импрессионистам, которые стремились передать то, что «мимолетно, неуловимо и невыразимо ничем, кроме ощущений».

Сравните картину И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» и И.Шишкина «На севере диком». Картины представлены в цветном и черно - белом
изображении.

Какая картина ближе восприятию Фета, почему? (Шишкин стремится к
как можно большему правдоподобию, для Грабаря важно настроение от
потрясающего зрелища фантастической красоты, ослепительной белизны
берез и синевы снега, более яркой, чем синева неба. Поэтому в черно- белом
варианте импрессионистическая картина проигрывает).

Прослушивание индивидуального задания .

Сравнительный анализ стихотворений Фета «Сияла ночь» и Пушкина
«Я помню чудное мгновение» ; Фета «Я тебе ничего не скажу» и Пушкина
«Я вас любил..».

Слово учителя. Однако при всей гармоничности и красоте поэтического мира Фет - романтик, в его мироощущении присутствует
трагическая нота разлада между тем, что «здесь» и «там», в недостижимом
для человека запредельном мире.

Чтение стихотворения «Ласточки» наизусть учителем.
-О чем это стихотворение?

Земное счастье — дым, мгновение, душа человека устремляется в вечное. Но ценность этой мимолетности вечна!

Выполните последнее задание:

Мережковский сказал: «Стихи Пушкина - золотые, стихи Лермонтова -
стальные, стихи Некрасова — каменные». Подберите определение к стихам
Фета.

Домашнее задание: анализ стихотворения Фета на выбор .

к началу статьи

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение