Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование и учебные пособия

к разделу "Русский язык и литература"

«Собранье пёстрых глав...»

Учитель русского языка и литературы
Безмен Виктория Витальевна

“Онегина можно назвать энциклопедией
русской жизни и в высшей степени
народным произведением”
В.Г.Белинский

Проект “Собранье пёстрых глав...” охватывает раздел материала по литературе, который изучается в 9 классе средней общеобразовательной школы в соответствии с программой, утверждённой Министерством образования РФ, и соответствует теме “ Роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин”.

 

3. Проект можно классифицировать как групповой, межпредметный, среднесрочный, исследовательский.

4. Цель проекта: сформировать у учащихся навыки исследовательской работы с высокохудожественным текстом.

 

5. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

- приобщить ребят к изучению литературного произведения нового для них жанра .

-развить навыки работы с большими объёмами информации из различных источников.

-организовать поисковую работу в группах, а также самостоятельную работу учащихся.

- научить обрабатывать и обобщать информацию, полученную в результате анализа источников;

 

6. Учащимся предлагается основополагающий вопрос: «Прав ли В.Г. Белинский, называя роман «...энциклопедией народной жизни»?». 

7. Проблемные вопросы, помогающие дать ответ на основополагающий вопрос проекта:

  • Как отразилась жизнь поэта в его романе?
  • Какова сюжетная линия романа?
  • Какова образная система романа?
  • Каково пространство романа?
  • Каие темы поднимает автор в романе?
  • Какие стороны русской жизни нашли отражение в романе?

8. Краткая аннотация проекта

Общеизвестно, что чтение, а тем более чтение стихотворных текстов, сейчас не особенно популярно в среде подростков. Тем не менее, чтение высокохудожественных произведений несёт культуру, развивает вкус, воспитывает нравственность.

Актуальность проекта заключается в приобщении к эстетическим ценностям родной культуры через изучение литературного произведения, в активизации творческих способностей учащихся и в формировании интереса к предмету в рамках требований современной жизни. Своевременным является также воспитание навыков самостоятельной работы, работы в команде.

Использование ИКТ в образовательном проекте даёт дополнительные возможности: огромный потенциал сети Интернет, работа в различных программах – вызывает интерес, развивает навыки работы с новыми технологиями. Ребятам предстоит впервые изучить столь большое, сложное по сюжету, проблематике стихотворное произведение. Чтобы обеспечить успешное усвоение материала, интеллектуальное развитие учащихся, а также навыки работы с различными источниками информациии, целесообразно создать такие условия, которые позволяли бы учащимся работать в творческой атмосфере. Для этого применяется метод учебных проектов с использованием ИКТ.

9. Описание проекта

На первом занятии учитель предлагает ребятам взглянуть на томик “Евгения Онегина” и том любой энциклопедии, затем доводит со сведения учеников знаменитую цитату В.Г.Белинского:“Онегина можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением”.

Проблема становится очевидной. Неужели это, сравнительно небольшое, творение Пушкина может претендовать на роль энциклопедии, да ещё “народной жизни”? Для осуществления проекта “Собранье пёстрых глав...” учащимся предлагается разбиться на группы. Вопросы для работы в группах также носят проблемный характер и направлены на то, чтобы решить основную проблему.

Например, вопрос: “Как отразилась жизнь поэта в его романе?” побуждает ребят к изучению биографии поэта, тщательному чтению глав романа. Цель работы ясна: сопоставление биографических фактов с тем, что написано в романе. Ребята внутри группы договариваются о том, кто какие периоды жизни поэта будет исследовать, с какими главами сопоставлять. Исследование приведёт ребят к выводу о том, что жизнь поэта действительно отражена на страницах его романа. Ребята создают презентацию и защищают свою гипотезу при помощи демонстрации фактов.

Интересна работа ребят, посвящённая образной системе романа, результатом исследования является обобщение в виде “романного древа”, которое представлено в презентации, где схематично представлены все персонажи , главные и второстепенные. Группа, работающая над проблемой: “Какие стороны русской жизни нашли отражение в романе?” самая многочисленная, это и неудивительно, потому что ребята выявляют множество тем: театр, мода, кулинария, изображение природы, литература, дуэль, народные обычаи, жизнь аристократии и жизнь поместного дворянства. Создаётся одна большая презентация или несколько, посвящённых каждой теме. Это зависит от решения группы ребят.

Работая над вопросом: “Каково пространство романа?”, учащиеся выявляют, что действие романа происходит в Москве, Петербурге или деревне. Ребята делают вывод, чем дорог каждый уголок России поэту.

Таким образом, каждая группа выбирает себе проблему , над которой ей было бы интересно работать, выстраивает гипотезу, ищет пути доказательства. Определяет цель работы, задачи для её достижения. После проведённого исследования делает вывод и защищает свою работу, представив её в виде электронной презентации.

Группа ребят, работающая над завершением проекта, собирает наработки остальных групп, обобщает материал и делает вывод согласно основополагающему вопросу проекта.В качестве итогового занятия планируется проведение конференции, где каждая группа предъявляет свою презентацию, а обобщающая группа демонстририрует обобщённыё результат. Предполагается, что ребята дадут оценку своей работе на заключительном этапе конференции, отметив, что получилось, а над чем можно ещё поработать.

В качестве релаксационного этапа предлагается посещение театра Оперы и Балета, спектакля “Сцены из “Евгения Онегина”. Это придаёт особую эмоциональную ноту всему проекту, и чувство завершённости работы.

 

10. Необходимое оборудование: компьютеры, материалы на печатной основе, сканер, проекционная система, фотоаппарат; а также доступ к Интернету, программы электронной почты, веб-браузер, программы работы с мультимедиа, мультимедийные энциклопедии.

 

 

 

  1. Этапы проекта и сроки выполнения работ в рамках проекта, целесообразность использования ИКТ на различных этапах проекта, а также роль ученика и учителя в работе.

 

Этапы Сроки проведения Виды деятельности Использование ИКТ Роль учителя Роль ученика
Подготовительный 11- 15 января Вводная беседа о предмете изучения, его актуальности. Определение проблемы проекта. Целесообразность решения основополагающего вопроса. Выделение ряда проблемных вопросов для решения основополаающего. Формирование групп. Обсуждение общего плана работы и формы представления конечного продукта, подведения итогов Использование образовательных электронных носителей , например, “А.С.Пушкин в двух столетиях...”. Знакомство с ресурсами Интернет. Демонстрация ресурсов сети Интернет, а также наибролее удачных презентаций, созданных ребятами ранее. Энтузиаст. Организатор всей работы. Повышает мотивацию учащихся, направляет их деятельность на достижение цели. Руководитель. Планирует время работы над этапами проекта. Анализирует проблему. Определяет стратегию решения проблемы. Генератор идей.
Основной 16-30 января Проектирование работы внутри групп: определение целей и задач работы в каждой группе. Распределение обязанностей в каждой группе. Самостоятельное изучение материала, поиск информации, работа групп по выполнению заданий, подготовка школьниками своих презентаций к защите. Работа с различными электронными информационными ресурсами для сбора информации, её обработки и представления в виде презентации Специалист, обладающий знаниями по теме. Координатор группового процесса. Консультант- организатор доступа к ресурсам информации. Исследователь. Планирует информационный поиск и осуществляет его. Оформитель продукта. Режиссер презентации.
Демонстрация продукта и его оценка 11 февраля Конференция участников проекта: защита полученных результатов. Обобщение результатов и демонстрация конечного продукта. Самоанализ деятельности. Использование ИКТ для представления продукта своей деятельности. Эксперт- четкий анализ результатов проекта.Организует обсуждение. Демонстратор конечного продукта. Оценивает свою работу и работы других. Анализ успеха и неудачи.
Релаксация 14 февраля Посещение спектакля “Сцены из “Евгения Онегина” в Красноярском Театре Оперы и Балета Обсуждение спектакля на страницах форума. Организатор мероприятия. Участник мероприятия.

•  Длительность проекта

Для реализации проекта потребовалось 10 учебных часов: 2 урока для подготовительного этата работы, 5 уроков для реализации групповых планов и 2 урока для участия в конференции-демонстрации конечного продукта, также потребуется не менее 8 часов самостоятельной работы по поиску, обработке информации и создания презентации.Кроме того 4 часа займёт посещение театра. Таким образом, проект “Собранье пёстрых глав...” рассчитан на 21 час.

13. Форма продуктов проектной деятельности: презентация.

14. Результаты работы над проектом.

В ходе работы над проектом удалось достичь поставленной

цели: ребята получили навыки исследовательской работы с высокохудожественным текстом. Учащиеся 9 класса приобщены к изучению литературного произведения нового для них жанра, у них развиты навыки работы с большими объёмами информации, почерпнутой из различных источников. Кроме того, немаловажное значение имеет, то, что ребятами получен навык по обработке и обобщению найденной информации. Успешной можно считать работу с компьютерными технологиями: от поиска информации до создания собственного продукта – презентации.

Была успешно организована поисковая работа в группах, а также самостоятельная работа учащихся. Ребята научились определять проблему, выдвигать гипотезу, ставить цели и определять задачи для её достижения.

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение