к разделу "Русский язык и литература"
Стихотворные размеры – это легко!
Сидоров Сергей Владимирович
кандидат педагогических наук, доцент
Шадринского государственного педагогического института,
г. Шадринск, Россия
Личный сайт: http://sv-sidorov.ucoz.com
Изучение классических размеров стиха в школе буквально соткано из противоречий. С одной стороны, хорошая поэзия показывает размышления, чувства, душевные переживания лирического героя, которые могут быть совершенно нелогичны, как, впрочем, и ответные эмоции читателя или слушателя. С другой – ритм классического стиха подчинен определенной логике, его легко изобразить в виде четких схем.
При изучении основ стихосложения детям надо усвоить сразу несколько непростых терминов: силлабическое и силлабо-тоническое стихосложение, стих, стопа, двусложные и трехсложные размеры, название каждого размера. Однако зачастую результат таких усилий близок к нулю, потому что знания даются в отрыве от их практического применения, и у школьников не формируются умения слышать и понимать структуру стиха, различать размеры на слух.
Мне и самому в школе эта премудрость далась нелегко и, помнится, стоила десятка исчерканных тетрадных листов. Потом уже в институте один из преподавателей подал нам идею запомнить примеры для каждого классического размера, и – о чудо! – размеры стали определяться на слух и почти мгновенно. Правда, оставалась ещё одна проблема: зная наизусть примеры и быстро подбирая их по ритмическому сходству, я все же иногда путал названия размеров стиха.
Придя работать в школу, я окончательно убедился, что методика преподавания стихотворных размеров не даёт детям главного: она не помогает лучше понять красоту поэзии, а скорей отпугивает сложностью и кажущейся инородностью учебного материала.
Как учителю сделать стихотворные размеры более «живыми», а знания о них – более действенными?
Главная особенность художественной литературы – образность. Прекрасно! Создадим художественный образ каждого классического размера, и тогда на уроке литературы они перестанут быть чужеродным элементом. Для этого…
1) определение и схему каждого размера дополним ключевыми особенностями его «характера»,
2) подберём яркий, запоминающий пример из школьной программы (как советовал когда-то мой вузовский преподаватель),
3) посвятим каждому размеру маленькое стихотворение (четверостишие), создающее его образ и написанное этим же размером (это моя собственная «находка» – чтобы ни при каких обстоятельствах не перепутать названия).
Тогда краткую характеристику классических размеров можно представить в виде следующих памяток.
Хорей
Двусложный размер с ударением на первом слоге.
Схематичное изображение: –? – /
Особенности: легкость, стремительность стиха.
Литературный пример: поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин» (четырехстопный хорей).
Фольклорный пример: частушка.
Четверостишие-памятка
Мчится вдаль хорей летучий,
Переваливая кручи,
Поднимаясь выше туч,
Лёгок, весел и певуч.
Ямб
Двусложный размер с ударением на втором слоге.
Схематичное изображение: – –? /
Особенности: универсальность; ямбом написано большинство поэтических произведений русской литературы.
Литературный пример: стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус» (четырехстопный ямб).
Четверостишие-памятка
Могучий ямб всегда в движеньи,
Он рассудителен и скор.
И по заслугам с давних пор
Он царствует в стихосложеньи.
Дактиль
Трехсложный размер с ударением на первом слоге.
Схематичное изображение: –? – – /
Особенности: неторопливость, торжественность.
Литературный пример: поэма Н.А. Некрасова «Железная дорога» (четырехстопный дактиль).
Четверостишие-памятка
Дактилю выпала важная роль –
Есть от чего возгордиться:
Шагом торжественным словно король
Шествует он по странице.
Афмибрахий
Трехсложный размер с ударением на втором слоге.
Схематичное изображение: – –? – /
Особенности: элегичность, «задумчивость».
Литературный пример: стихотворение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» (четырехстопный амфибрахий).
Четверостишие-памятка
Не зря амфибрахий порою печален,
Суровой задумчивостью наделен:
Он твёрже и звонче гранита и стали,
В движениях нетороплив и силен.
Анапест
Трехсложный размер с ударением на третьем слоге.
Схематичное изображение: – – –? /
Особенности: передаёт печаль лирического героя.
Литературный пример: стихотворение С.А. Есенина «Шаганэ ты моя, Шаганэ…» (трехстопный анапест).
Четверостишие-памятка
Вот анапест идет, не спеша,
Осторожно ступая, по свету,
Чтобы в нём отразила душа
Сокровенные думы поэта.
Выучив четверостишия-памятки, вы сможете легко на слух определить классические стихотворные размеры.
к началу статьи
|