Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:
быстровозводимые металлоконструкции

Учебное оборудование и учебные пособия

к разделу "Русский язык и литература"

Стихотворные размеры – это легко!

Сидоров Сергей Владимирович
кандидат педагогических наук, доцент
Шадринского государственного педагогического института,
г. Шадринск, Россия
Личный сайт: http://sv-sidorov.ucoz.com

Изучение классических размеров стиха в школе буквально соткано из противоречий. С одной стороны, хорошая поэзия показывает размышления, чувства, душевные переживания лирического героя, которые могут быть совершенно нелогичны, как, впрочем, и ответные эмоции читателя или слушателя. С другой – ритм классического стиха подчинен определенной логике, его легко изобразить в виде четких схем.

При изучении основ стихосложения детям надо усвоить сразу несколько непростых терминов: силлабическое и силлабо-тоническое стихосложение, стих, стопа, двусложные и трехсложные размеры, название каждого размера. Однако зачастую результат таких усилий близок к нулю, потому что знания даются в отрыве от их практического применения, и у школьников не формируются умения слышать и понимать структуру стиха, различать размеры на слух.

Мне и самому в школе эта премудрость далась нелегко и, помнится, стоила десятка исчерканных тетрадных листов. Потом уже в институте один из преподавателей подал нам идею запомнить примеры для каждого классического размера, и – о чудо! – размеры стали определяться на слух и почти мгновенно. Правда, оставалась ещё одна проблема: зная наизусть примеры и быстро подбирая их по ритмическому сходству, я все же иногда путал названия размеров стиха.

Придя работать в школу, я окончательно убедился, что методика преподавания стихотворных размеров не даёт детям главного: она не помогает лучше понять красоту поэзии, а скорей отпугивает сложностью и кажущейся инородностью учебного материала.

Как учителю сделать стихотворные размеры более «живыми», а знания о них – более действенными?

Главная особенность художественной литературы – образность. Прекрасно! Создадим художественный образ каждого классического размера, и тогда на уроке литературы они перестанут быть чужеродным элементом. Для этого…

1) определение и схему каждого размера дополним ключевыми особенностями его «характера»,

2) подберём яркий, запоминающий пример из школьной программы (как советовал когда-то мой вузовский преподаватель),

3) посвятим каждому размеру маленькое стихотворение (четверостишие), создающее его образ и написанное этим же размером (это моя собственная «находка» – чтобы ни при каких обстоятельствах не перепутать названия).

Тогда краткую характеристику классических размеров можно представить в виде следующих памяток.

 

Хорей

Двусложный размер с ударением на первом слоге.

Схематичное изображение: –? – /

Особенности: легкость, стремительность стиха.

Литературный пример: поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин» (четырехстопный хорей).

Фольклорный пример: частушка.

Четверостишие-памятка

Мчится вдаль хорей летучий,

Переваливая кручи,

Поднимаясь выше туч,

Лёгок, весел и певуч.

 

Ямб

Двусложный размер с ударением на втором слоге.

Схематичное изображение: – –? /

Особенности: универсальность; ямбом написано большинство поэтических произведений русской литературы.

Литературный пример: стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус» (четырехстопный ямб).

Четверостишие-памятка

Могучий ямб всегда в движеньи,

Он рассудителен и скор.

И по заслугам с давних пор

Он царствует в стихосложеньи.

 

Дактиль

Трехсложный размер с ударением на первом слоге.

Схематичное изображение: –? – – /

Особенности: неторопливость, торжественность.

Литературный пример: поэма Н.А. Некрасова «Железная дорога» (четырехстопный дактиль).

Четверостишие-памятка

Дактилю выпала важная роль –

Есть от чего возгордиться:

Шагом торжественным словно король

Шествует он по странице.

 

Афмибрахий

Трехсложный размер с ударением на втором слоге.

Схематичное изображение: – –? – /

Особенности: элегичность, «задумчивость».

Литературный пример: стихотворение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» (четырехстопный амфибрахий).

Четверостишие-памятка

Не зря амфибрахий порою печален,

Суровой задумчивостью наделен:

Он твёрже и звонче гранита и стали,

В движениях нетороплив и силен.

 

Анапест

Трехсложный размер с ударением на третьем слоге.

Схематичное изображение: – – –? /

Особенности: передаёт печаль лирического героя.

Литературный пример: стихотворение С.А. Есенина «Шаганэ ты моя, Шаганэ…» (трехстопный анапест).

Четверостишие-памятка

Вот анапест идет, не спеша,

Осторожно ступая, по свету,

Чтобы в нём отразила душа

Сокровенные думы поэта.

 

Выучив четверостишия-памятки, вы сможете легко на слух определить классические стихотворные размеры.

к началу статьи

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение