Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование и учебные пособия

к разделу "Русский язык и литература"

Урок – смотр знаний «Жизнь и творчество И. С. Тургенева»

  Бажанова Надежда Анатольевна
учитель русского языка и литературы
Нурлатской средней общеобразовательной школы 2
г.Нурлат Республики Татарстан

Цели урока : проверить знания учащихся по биографии и творчеству И.С. Тургенева; развивать интерес к событиям, связанным с жизнью писателя; формировать культуру речи во время устных ответов.

Тип урока : урок - смотр знаний.

Оборудование : портреты и фотографии И.С. Тургенева, магнитофон, запись романса «Утро туманное, утро седое», вопросы в конвертах.

Урок состоит из 3 этапов: (класс поделен на 4 команды)

1 этап – Жизнь и творчество И.С. Тургенева. (Принимает участие 1-я команда, состоящая из 6 человек, они первыми выбирают конверты с заданиями и дают развернутые ответы.)

В ходе игры звучит индивидуальное сообщение: «История создания стихотворения «Утро туманное». Затем звучит романс.

2 этап – Вопросы по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».( Принимают участие 2-я команда, состоящая из 6 человек, которые также выбирают конверты с заданиями и отвечают).

3 этап – «Внимательно ли ты читал роман?»

Принимает участие 3-я команда, состоящая из 6 человек, заканчивая отвечать на вопросы в конвертах.

Четвертая команда вместе с учителем готовит вопросы, оформляет класс.

Ход урока : (Звучит музыка из романса «Утро туманное»)

Учитель: Сегодня мы завершаем изучение творчества очень интересного, плодотворного, сложного и противоречивого писателя И.С. Тургенева. И подведем итоги: что узнали о жизни и творчестве писателя, внимательно ли читали роман «Отцы и дети».

Начинаем урок-смотр знаний. (Команды занимают места за столами).

  Жизнь И.С. Тургенева, его творчество .

1 )Где родился И.С.Тургенев? (И.С.Тургенев родился 28 октября (9 ноября) 1818 года в семье Сергея Николаевича и Варвары Петровны Тургеневых. Отец, отставной кавалерийский офицер, происходил из старинного дворянского рода. Мать из малородовитой, но богатой помещичьей семьи Лутовиновых. Имена предков со стороны отца встречались в описаниях исторических событий со времен Ивана Грозного.Детство Тургенева прошло в родительском доме в имении Спасском-Лутовинове.)

2)Где учился И.С. Тургенев, какое образование он получил? (И.С. Тургенев в 1833году поступил в Московский университет на словесный факультет, где проучился всего лишь один год. Он закончил университетский курс в Петербурге в 1837 году. В 1838 году Тургенев уехал «доучиваться» в Берлин, где изучал историю, филологию и особенно философию Гегеля. Он мог стать профессором философии, но выбирает другой путь: литературные интересы взяли верх.)

3) 1843 год считается переломным в жизни И.С. Тургенева. Какие важные события произошли в этом году? (В 1843 году Тургенев познакомился с В.Г.Белинским, это знакомство затем переросло в крепкую дружбу. В 1843 году вышла поэма Тургенева «Параша» за подписью «Т.Л.». Осенью 1843 года в Петербург приехала итальянская опера, в которой выступала талантливая певица Полина Виардо. Тургенев познакомился с ней, это знакомство перевернуло всю его жизнь.)

Учитель: Личная жизнь писателя всегда вызывает интерес. Вот и мы сейчас с вами заглянем в личную жизнь И.С.Тургенева.

Сообщение . «Это произошло в Спасском-Лутовинове. В один из приездов в имение матери Варвары Петровны Тургенев познакомился с Авдотьей Ермолаевной Ивановой. Она была приглашена в дом для работ по вольному найму. С ясными и кроткими глазами, тонкими чертами лица, умница и скромница. Она с первого взгляда приглянулась Ивану Сергеевичу. Он полюбил её, полюбил её тихий голосок, тихую улыбку; с каждым днем она ему казалась милей.

В помещичьем доме никакая тайна долго не держится – скоро все узнали об этой любви. Дошла весть и до Варвары Петровны. Поднялся крик, гам. Авдотью заперли в чулан; Ивана Сергеевича потребовали к родительнице. Ястребом она набросилась на сына, упрекала его в безответственности, безбожии. Тогда Иван Сергеевич спокойно ответил, что он готов искупить свою вину: готов жениться на девушке.

Авдотья Ермолаевна тут же была отправлена в Москву; там на сняла комнату на Пречистинке и стала работать швеей на дому. Весной 1842 года у неё родилась дочь Пелагея, которая вскоре после рождения была взята у матери и отправлена в Спасское. Здесь она и росла – на положении дворовой, помыкаемая всеми и никем не любимая. Таскала воду для прачек, исполняла грязную работу. А когда приезжали гости в Спасское, Варвара Петровна любила позабавиться: одевала её в господское платье и выставляла напоказ с вопросом: «Скажите, пожалуйста, на кого эта девочка похожа??»

Ивана Сергеевича мать клятвенно заверила, что в случае неповиновения пустит его по миру. Шутки с матерью были плохи: знал Тургенев, что своё слово он может сдержать.

С грустными, тяжелыми думами покидал Иван Сергеевич Спасское. В дороге пришли на память студенческие сходки, серенады под окнами профессора Вердена, милая Шушу, прекрасная незнакомка в Неаполе, странная встреча во Франкфурте. Жгучей болью ложились на сердце последние события. Дорога была прикрыта первой снежной порошей; в этот год стояла засуха, скудные нивы с редкой стерней, сиротливо желтевшей на первом снегу, тянулись вплоть до самого небосклона, сами собой складывались стихи:

Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые.
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.

- Звучит романс «Утро туманное».

В октябре 1850 года дочь Тургенева была увезена в Париж, в семью Полины Виардо. В Россию девочка больше никогда не приезжала.

Стихотворение «Цветок», написанное И.С.Тургеневым в 1842 году навеяно воспоминаниями об Авдотье Ермолаевне

- Чтение стихотворения «Цветок».

Цветок
Тебе случалось – в роще темной,
В траве весенней, молодой
Найти цветок простой и скромный?
(Ты был один – в стране чужой.)

Он ждал тебя – в траве росистой
Он одиноко расцветал…
И для тебя свой запах чистый,
Свой первый запах сберегал.

4)В апреле 1852 года И.С.Тургенев был отправлен в ссылку. В чем причина такого сурового наказания? (В феврале 1852 года, находясь в Петербурге, И.С.Тургенев услышал о смерти Н.В.Гоголя. потрясенный этим событием до глубины души, Тургенев пишет некролог и отсылает его в редакцию «Петербургских ведомостей». Но статья Тургенева была запрещена цензурным комитетом. Пытаясь обойти запрет, Тургенев помещает свою статью в «Московских ведомостях», за подписью «Т…в». Тут же началось следствие по этому делу и Тургеневу был вынесен приговор: …за явное ослушание посадить его на месяц под арест и выслать на жительство на родину под присмотр». 16 апреля 1852 года Тургенев был взят под стражу и отправлен в Спасское. В ссылке Тургенев провел полтора года.)

5) Почему И.С.Тургенев в 1860 году выходит из состава «Современника»? (Поводом к разрыву с «Современником» послужила стать Н.А.Добролюбова «Когда же придёт настоящий день?, посвященная роману Тургенева «Наказание».) 

6) И.С.Тургенев получил признание как «великий романист». Какой роман был написан первым? (В 1856 году в «Современнике» был напечатан роман «Рудин».)

Конкурс: Кто больше напишет названий произведений И.С.Тургенева.

•  Вопросы по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».

  • 1. В каком году появился роман «Отцы и дети»? (1862 год)
  • 2. Кому посвящен роман «Отцы и дети»? (Белинскому В.Г.)
  • 3. В каком году начинается действие романа «Отцы и дети»?( в мае 1859 года)
  • 4. В основе романа «Отцы и дети» конфликт, между кем происходит конфликт? (разночинцев-демократов и либеральных дворян)
  • 5. Что означает слово нигилист? (От лат. nihil - ничего, это слово означает человека, который ничего не признает.)
  • 6. К какому сословию принадлежит Е.В.Базаров? ( Разночинец)
  • 7. В романе использована цитата:

    Как грустно мне твоё явленье,
    Весна, весна, пора любви.

    Кому принадлежат эти строки? (А.С.Пушкину «Евгений Онегин»)

  • 8. Определите, кому из героев романа «Отцы и дети» принадлежат приведенные «слова и словечки»:
    • 1- «Тамошние ученые», «иные скажут дело, я соглашусь», «вы, чай, слыхали», латинские слова. (Е.Базаров.)
    • 2- «Без чувства собственного достоинства», «принсипы», французские слова, «я эфтим хочу доказать». (П.П. Кирсанов.)
  • 9. Чем закончилась дуэль Базарова и Кирсанова?( Кирсанов был ранен на дуэли)
  • 10. Автор вводит в сюжет романа дуэль. С какой целью он это делает ? (Чтобы подтвердить нежизнеспособность «принсипов» П.П.Кирсанова)
  • 11. Известно, что роман «Отцы и дети» - это проблемный роман. Благодаря чему развивается действие? (диалогу)
  • 12. И.С.Тургенева заслуженно называют «мастером русского пейзажа». Каков характер пейзажа в финальной сцене (у могилы Базарова)? (символический)

 

•  Внимательно ли ты читал произведение?

  • 1.Какого цвета глаза Базарова? ( Зеленоватые)
  • 2.Кто это: « Это была … лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками»? (Фенечка)
  • 3.А это кто: «В маленькой и невзрачной фигурке не было ничего безобразного; но выражение лица неприятно действовало на зрителя. Невольно хотелось спросить: «Что ты, голодна? Или скучаешь? Или робеешь?» (Кукшина)
  • 4.Почему имение Кирсановых называется Марьино? (Н.П. Кирсанов так назвал имение в честь умершей жены)
  • 5.Сколько женских образов в романе «Отцы и дети»? назовите их . (Одинцова, Катя, Кукшина, Фенечка, княгиня Р., Арина Власьевна, княжна Авдотья Степановна.)
  • 6.Сколько лет отцу Аркадия? (44)
  • 7.На каком музыкальном инструменте играет Н.П. Кирсанов? (На виолончели)
  • 8.Как звали отца Базарова? (Василий Иванович)
  • 9.« Я посадил несколько деревьев, любимых Горацием», - произнес Василий Иванович. Что это за деревья? (Акации.)
  • 10.Аркадий говорит: «Ясень по-русски очень хорошо назван». Как он объясняет это? (Ни одно дерево так легко и ясно не сквозит на воздухе.)

•  Подведение итогов.

•  Домашнее задание : 1,2 – составить кроссворд по произведениям И.С.Тургенева;

3 сочинение-миниатюра «Каким я представляю себе И.С.Тургенева?»;

4 индивидуальные задания (Сообщение «И.С.Тургенев и Полина Виардо»).

к началу статьи

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение