к разделу "Русский язык и литература"
Урок литературы в 8 классе (НРК)
Тема: «Урал и писатели и поэты XVIII века»
Попкова Т.И.,
учитель МОУ гимназия № 93
Цель :
Знать:
основные идеи 18 века;
понятия: трагедия, новаторство, классицизм, сентиментализм;
содержание оды «Бог» Г.Р. Державина.
одной из глав «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева;
как связан Урал с именами выдающихся писателей и поэтов 18 века.
Уметь:
слушать;
делать записи основных положений из сообщений товарища;
определять главную мысль художественного произведения, доказывая её текстом;
сжато пересказывать;
читать выразительно;
сравнивать;
делать сообщения исследовательского характера, предварительно подготовленные как индивидуальные задания.
Воспитательная задача: формировать интерес к краеведению, к элементам исследования; воспитывать патриотизм.
Задания к уроку:
прочитать оду Г.Р. Державина «Бог»; одну из предложенных учителем глав «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева (задание по группам),
подготовить сжатый пересказ главы;
индивидуальные задания :
подготовить сообщение о писателе или поэте 18 века, жизнь которого связана с Уралом;
выразительное чтение наизусть басен Сумарокова А.П., Крылова И.А., Дмитриева И.И., элегии В.А. Жуковского «Море»;
нарисовать карту почтовых дорог России в XVIII веке.
Оборудование : портреты, карта Челябинской области, карта почтовых дорог России в XVIII веке.
Эпиграф:
Нет, ты не будешь забвенно,
Столетье безумно и мудро…
А.Н. Радищев «Османадцатое столетье»
Ход урока:
Беседа.
Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
В чём особенность этого времени? (Россия «встала на дыбы», петровские реформы, время разительных контрастов).
Задумывались ли вы над тем, почему 18 век стал веком величайших достижений? (Это было время «богатырей», талантливых руководителей, полководцев, управленцев, как сейчас говорят.)
Что отличало выдающихся людей 18 столетия? (Патриотизм, верность долгу и отечеству, честность и совестливость, желание видеть человека и в простолюдине.)
Слово учителя.
Сегодня мы продолжим разговор о 18 веке и связи с нашим краем – Уралом. Современная Челябинская область входила тогда в обширную Оренбургскую губернию и часть Уфимской. Оренбургская губерния была военным форпостом царской России, воротами в Среднюю Азию. Оренбург вел торговлю с Турцией, Персией, Индией, Китаем. Очень крупная ярмарка была в Троицке.
С Оренбуржьем связано ранее детство поэта, который говорил о себе:
Я любил чистосердечье,
Думал нравиться лишь им,
Ум и сердце человечье
Были гением моим.
Кто это? (Г.Р. Державин.)
Некоторые из вас к сегодняшнему уроку выполнили исследовательские задания, связанные с краеведением. Послушаем выступление о Державине Г.Р.
Задание классу: записать главное из услышанного, связанное с темой урока.
Державин и Оренбуржье.
Г.Р. Державин родился в июле 1743 года под Казанью в весьма небогатой дворянской семье. Отец – офицер – всю жизнь служил в глухих гарнизонах. Начал он с рядового чина и дослужился до полковника. Настоящего домашнего воспитания родители дать Гавриле не могли. Но тот выучился читать с четырёх лет. В Оренбурге учил немецкому языку Державина немец Розе, а арифметику и геометрию преподавали ему «служивые» из отцовского полка. В 1757 отец повёз сына в Петербург…
Как рассказывали?
Что вы записывали из услышанного?
Какую оду Державина вы прочитали самостоятельно? (Оду «Бог».)
Какое другое название оде вы могли бы предложить? Почему? («Человек», т.к. это прославление и человека, в каждом из людей частица великого бога, «как солнце в малой капле воды». Человек неиссякаем, как и бог.)
Прочтите строки, подтверждающие вашу мысль.
Вспомните, в рамках какого направления творил Державин? (Классицизм.)
Перед вами, ребята, портрет А.Н. Радищева.
С каким произведением писателя вы познакомились? («Путешествие из Петербурга в Москву».)
Коротко расскажите о прочитанном.
(Гл. «Любани» - пашущий крестьянин рассказывает о том, что 6 дней в неделю работает на барина, а на себя в праздники да ночью.
Гл. «Зайцево» - грубость, несправедливость, издевательство помещика над крестьянами.
История бунта и суда.
Гл. «Едрово» - встреча с крестьянкой девушкой Аннушкой, сравнение двух типов женской красоты – дворянского круга и крестьян. Автор симпатизирует народному представлению о красоте женщины.
Гл. «Медное» - торги, продают семью, но каждого из этой семьи – в разные руки.
Гл. «Городня» - рекрутский набор, солдатская служба была пожизненной.
Гл. «Пешки» - крестьянская изба, ужасающая нищета народа. «Обувь, данная природой»,- босые ноги.)
Чего же добивается автор «Путешествия…»?
Как называются люди, желающие изменить мир восстанием? (Революционеры.)
Как вы думаете, какова была реакция Екатерины II , прочитавшей эту книгу? (Учитель дополняет: «Бунтовщик хуже Пугачёва».)
Сообщение ученика. Радищев и Урал.
По приказу Екатерины II Радищев, потомок древнего дворянского рода, был арестован и предан суду. Приговор суда – смертная казнь. Однако приговор заменили десятилетней ссылкой в Илимский острог в Сибири. Все кратчайшие дороги в Сибирь шли в то время через Урал. Самой развитой и оживленной дорогой к 1749 году являлась дорога, идущая через Екатеринбург в Тобольск.
Что записали?
Как можно оценить поведение этого человека, отдавшего жизнь за улучшение положения крестьян?
Что в «Путешествии…» от классицизма?
Не слышите ли вы тут и карамзинского стиля?
А теперь послушаем, как связана жизнь известного вам с детства баснописца И.А. Крылова с Уралом.
Сообщение ученика.
Известно, что великий баснописец провёл своё детство в Оренбуржье. Предполагается, что Крылов родился в городе Троицке, где служил его отец, армейский офицер. И.А. Крылов был очевидцем пугачёвского восстания в Яицком городке (Уральск сейчас).
В 1769 году полк отца И.А. Крылова был расквартирован в городе Троицке. В этом же году родился будущий баснописец в Троицкой крепости.
Но есть предположение, что родился Иван раньше, а его мать, чтобы получить пенсию за умершего отца (отец Ивана умер в 1778), при составлении соответственного документа намеренно уменьшила возраст своему сыну. Метрики Ивана не найдены.
Что записали из прослушанного?
Почему в 18 веке наряду с одой и повестью был распространён жанр басни? (Этот жанр связан с одной из важнейших идей века – идеей просвещения, которая предполагала и разоблачение пороков.)
Чтение учащимися басен Сумарокова А.П. и Крылова И.А. «Волк и ягнёнок» и «Лисица и виноград».
Эти названия вам, ребята, известны. Вы знаете такие крыловские басни. Но с такими же названиями басни есть и у Сумарокова А.П.
О чём говорит это сходство названий? (О традициях.)
А есть разница? (Да, и языковая, и в содержании, но суть осталась.)
Чтение учащимися 5 коротких басен И.И. Дмитриева: «Чужеземное растение», «Репейник и фиалка», «Плоды мудрого правителя », «Хлеб и свечка», «Мячик».
О чём басни?
А теперь послушаем сообщение о Жуковском В.А. (Групповое задание).
Весной 1837 года, как только подсохли знаменитые своей грязью российские дороги. В Царском Селе собрался в далёкий путь многоэкипажный конный поезд: 19 – летний наследник престола, великий князь Александр Николаевич, только что закончивший основной курс обучения всем необходимым будущему царю наукам, по приказу отца, императора Николая I , отправляется с обширной свитой в большое путешествие по России. Маршрут поездки был намечен ещё зимой. Наследнику предстояло проехать около двенадцати тысяч вёрст и обозреть империю до Урала и Западной Сибири на востоке, до Смоленска на западе и Елисаветграда на юге. Цель вояжа была продумана и записана: «Путешествие имеет двоякую цель: узнать Россию, сколько сие возможно, и дать себя видеть будущим подданным».
Среди многочисленной походной свиты цесаревича: адъютантов; товарищей – офицеров из высоких родов; лейб – врача, камердинеров, фельдъегерей – был наставник цесаревича поэт Василий Андреевич Жуковский. Он преподавал уже 10 лет будущему царю русский язык и литературу, выражая надежду, что Александр
… и на чреде высокой не забудет
Святейшего из званий: человек!
В 6 часов пополудни длинный поезд из 11 экипажей при 37 лошадях тронулся в длинный путь.
В дороге Жуковский вёл дневник. Этот дневник из 6 записных книжек с полустёршимися карандашными записями сейчас хранятся в Публичной библиотеке имени М.Е. Салтыкова – Щедрина в Петербурге. Первые две книжки заполнены на Урале.
На пути к Уралу была Вятка. Вятская губерния граничила с Пермской, значит – с Уралом. На территории вятской земли действовали заводы, подчинявшиеся Уральскому горному правлению.
В записях Жуковского есть впечатление об Ижевском оружейном заводе, Воткинском якорно-лафетном, которые были посещены 22 мая. Один из летописцев Воткинска засвидетельствовал, что действительный статский советник Жуковский сам вертел колесо модели пудлингового стана.
23 мая состоялся переезд из Воткинского завода в Пермь. Из Перми 25 мая – в Бисерск, в 26 мая – в Екатеринбург, который был уездным городом Пермской губернии.
В Екатеринбурге были посещены гранильная фабрика, монетный двор, золотопромывальни (золото добывали, чуть ли ни в черте города).
28 мая – уже в Тагиле, где на Вые опускались в шахту малахитово – медного рудника на глубину 36 сажен. Там находилась тогда глыба малахита весом более 3000 пудов.
Отправились в Кушву – большое село с чугунным заводом.
Когда Уральские горы (30 мая) остались позади, Жуковский записал по дороге в Камышлов: «Приятная природа, ровные места, рассеянные берёзовые рощи».
31 мая уже Тюмень, то есть пошла Сибирь.
Из Сибири возвращаясь, 5 июня приехали в Курган, где Жуковский встретился с небольшой колонией декабристов (это – Николай Иванович Лорер, Михаил Михайлович Нарышкин, Андрей Евгеньевич Розен, Владимир Иванович Лихачёв, Михаил Александрович Назимов, Иван Фёдорович Фохт). Встреча взволновала поэта, под впечатлением этой встречи Жуковский написал письмо императору с просьбой простить декабристов.
7 июня проезжали через Миасский завод, прибыли в Златоуст, были в Орской крепости, в Оренбурге (здесь Жуковский встретился с В. Далем). 15 июня из Оренбурга направились до Уральска.
А вот запись Жуковского в дневнике, 7 июня, понедельник: «Челябинск. Бедный городишко. За Челябинском чувствительны горы. В 15 верстах от Челябинска подстава».
Василий Андреевич любил рисовать и рисовал прекрасно.
Особое место в графическом наследии Жуковского занимают путевые зарисовки. Рисунки были сделаны и во время путешествия с будущем царём. Это виды городов, заводских посёлков, станиц, деревень. Пейзажи – горы, степи, реки…
В те годы Урал рисовали очень редко, фотографии не существовало, поэтому рисунки Жуковского стали историческими документами.
Хранятся они Государственном Русском музее в Петербурге, их 38 – уральских рисунков.
Что записали?
Ученик читает элегию «Море» наизусть.
Каким предстаёт море?
Какое новое направление зарождается в 18 веке? (Романтизм.)
Самостоятельно прочитайте статьи из учебника. (стр. 219-220).
А теперь прослушаем ещё одно державинское стихотворение:
Река времён в своём стремленье
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остаётся
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом сожрётся
И общей не уйдёт судьбы.
Согласны ли вы с поэтом?
Нет, ведь можно не забывать. Искать забытое. Хранить его. Исследовать. Сегодня вы, готовя сообщения, тоже прикасались к поиску.
… исследуйте всечасно,
что есть велико и прекрасно –
это обращение Ломоносова тоже из 18 века. Оно к умам ищущим, к сердцам, любящим Отечество своё.
Попробуйте определить авторов сборников произведений «Водопад», «Эолова арфа», «Свинья под дубом», «Вольность»? Выбор обоснуйте. Запишите ответ в тетрадях. Проверьте. (Ответы: Державин, Жуковский, Крылов, Радищев.)
Д/з. Творческий практикум, стр. 212.
I вариант II вариант
стр. 220 стр. 215-220
к началу статьи
|