Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование и учебные пособия

к разделу "Русский язык и литература"

Урок литературы в 8 классе (НРК)
Тема: «Урал и писатели и поэты XVIII века»

Попкова Т.И.,
учитель МОУ гимназия № 93

Цель :

Знать:

•  основные идеи 18 века;

•  понятия: трагедия, новаторство, классицизм, сентиментализм;

•  содержание оды «Бог» Г.Р. Державина.

•  одной из глав «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева;

•  как связан Урал с именами выдающихся писателей и поэтов 18 века.

Уметь:

•  слушать;

•  делать записи основных положений из сообщений товарища;

•  определять главную мысль художественного произведения, доказывая её текстом;

•  сжато пересказывать;

•  читать выразительно;

•  сравнивать;

•  делать сообщения исследовательского характера, предварительно подготовленные как индивидуальные задания.

Воспитательная задача: формировать интерес к краеведению, к элементам исследования; воспитывать патриотизм.

Задания к уроку:

•  прочитать оду Г.Р. Державина «Бог»; одну из предложенных учителем глав «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева (задание по группам),

•  подготовить сжатый пересказ главы;

•  индивидуальные задания :

•  подготовить сообщение о писателе или поэте 18 века, жизнь которого связана с Уралом;

•  выразительное чтение наизусть басен Сумарокова А.П., Крылова И.А., Дмитриева И.И., элегии В.А. Жуковского «Море»;

•  нарисовать карту почтовых дорог России в XVIII веке.

Оборудование : портреты, карта Челябинской области, карта почтовых дорог России в XVIII веке.

 

Эпиграф:

Нет, ты не будешь забвенно,

Столетье безумно и мудро…

А.Н. Радищев «Османадцатое столетье»

 

Ход урока:

•  Беседа.

•  Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

•  В чём особенность этого времени? (Россия «встала на дыбы», петровские реформы, время разительных контрастов).

•  Задумывались ли вы над тем, почему 18 век стал веком величайших достижений? (Это было время «богатырей», талантливых руководителей, полководцев, управленцев, как сейчас говорят.)

•  Что отличало выдающихся людей 18 столетия? (Патриотизм, верность долгу и отечеству, честность и совестливость, желание видеть человека и в простолюдине.)

Слово учителя.

Сегодня мы продолжим разговор о 18 веке и связи с нашим краем – Уралом. Современная Челябинская область входила тогда в обширную Оренбургскую губернию и часть Уфимской. Оренбургская губерния была военным форпостом царской России, воротами в Среднюю Азию. Оренбург вел торговлю с Турцией, Персией, Индией, Китаем. Очень крупная ярмарка была в Троицке.

С Оренбуржьем связано ранее детство поэта, который говорил о себе:

Я любил чистосердечье,

Думал нравиться лишь им,

Ум и сердце человечье

Были гением моим.

•  Кто это? (Г.Р. Державин.)

Некоторые из вас к сегодняшнему уроку выполнили исследовательские задания, связанные с краеведением. Послушаем выступление о Державине Г.Р.

Задание классу: записать главное из услышанного, связанное с темой урока.

Державин и Оренбуржье.

Г.Р. Державин родился в июле 1743 года под Казанью в весьма небогатой дворянской семье. Отец – офицер – всю жизнь служил в глухих гарнизонах. Начал он с рядового чина и дослужился до полковника. Настоящего домашнего воспитания родители дать Гавриле не могли. Но тот выучился читать с четырёх лет. В Оренбурге учил немецкому языку Державина немец Розе, а арифметику и геометрию преподавали ему «служивые» из отцовского полка. В 1757 отец повёз сына в Петербург…

•  Как рассказывали?

•  Что вы записывали из услышанного?

•  Какую оду Державина вы прочитали самостоятельно? (Оду «Бог».)

•  Какое другое название оде вы могли бы предложить? Почему? («Человек», т.к. это прославление и человека, в каждом из людей частица великого бога, «как солнце в малой капле воды». Человек неиссякаем, как и бог.)

•  Прочтите строки, подтверждающие вашу мысль.

•  Вспомните, в рамках какого направления творил Державин? (Классицизм.)

 

Перед вами, ребята, портрет А.Н. Радищева.

•  С каким произведением писателя вы познакомились? («Путешествие из Петербурга в Москву».)

•  Коротко расскажите о прочитанном.

(Гл. «Любани» - пашущий крестьянин рассказывает о том, что 6 дней в неделю работает на барина, а на себя в праздники да ночью.

Гл. «Зайцево» - грубость, несправедливость, издевательство помещика над крестьянами.

История бунта и суда.

Гл. «Едрово» - встреча с крестьянкой девушкой Аннушкой, сравнение двух типов женской красоты – дворянского круга и крестьян. Автор симпатизирует народному представлению о красоте женщины.

Гл. «Медное» - торги, продают семью, но каждого из этой семьи – в разные руки.

Гл. «Городня» - рекрутский набор, солдатская служба была пожизненной.

Гл. «Пешки» - крестьянская изба, ужасающая нищета народа. «Обувь, данная природой»,- босые ноги.)

•  Чего же добивается автор «Путешествия…»?

•  Как называются люди, желающие изменить мир восстанием? (Революционеры.)

•  Как вы думаете, какова была реакция Екатерины II , прочитавшей эту книгу? (Учитель дополняет: «Бунтовщик хуже Пугачёва».)

Сообщение ученика. Радищев и Урал.

По приказу Екатерины II Радищев, потомок древнего дворянского рода, был арестован и предан суду. Приговор суда – смертная казнь. Однако приговор заменили десятилетней ссылкой в Илимский острог в Сибири. Все кратчайшие дороги в Сибирь шли в то время через Урал. Самой развитой и оживленной дорогой к 1749 году являлась дорога, идущая через Екатеринбург в Тобольск.

•  Что записали?

•  Как можно оценить поведение этого человека, отдавшего жизнь за улучшение положения крестьян?

•  Что в «Путешествии…» от классицизма?

•  Не слышите ли вы тут и карамзинского стиля?

А теперь послушаем, как связана жизнь известного вам с детства баснописца И.А. Крылова с Уралом.

Сообщение ученика.

Известно, что великий баснописец провёл своё детство в Оренбуржье. Предполагается, что Крылов родился в городе Троицке, где служил его отец, армейский офицер. И.А. Крылов был очевидцем пугачёвского восстания в Яицком городке (Уральск сейчас).

В 1769 году полк отца И.А. Крылова был расквартирован в городе Троицке. В этом же году родился будущий баснописец в Троицкой крепости.

Но есть предположение, что родился Иван раньше, а его мать, чтобы получить пенсию за умершего отца (отец Ивана умер в 1778), при составлении соответственного документа намеренно уменьшила возраст своему сыну. Метрики Ивана не найдены.

•  Что записали из прослушанного?

•  Почему в 18 веке наряду с одой и повестью был распространён жанр басни? (Этот жанр связан с одной из важнейших идей века – идеей просвещения, которая предполагала и разоблачение пороков.)

Чтение учащимися басен Сумарокова А.П. и Крылова И.А. «Волк и ягнёнок» и «Лисица и виноград».

Эти названия вам, ребята, известны. Вы знаете такие крыловские басни. Но с такими же названиями басни есть и у Сумарокова А.П.

•  О чём говорит это сходство названий? (О традициях.)

•  А есть разница? (Да, и языковая, и в содержании, но суть осталась.)

Чтение учащимися 5 коротких басен И.И. Дмитриева: «Чужеземное растение», «Репейник и фиалка», «Плоды мудрого правителя », «Хлеб и свечка», «Мячик».

•  О чём басни?

А теперь послушаем сообщение о Жуковском В.А. (Групповое задание).

Весной 1837 года, как только подсохли знаменитые своей грязью российские дороги. В Царском Селе собрался в далёкий путь многоэкипажный конный поезд: 19 – летний наследник престола, великий князь Александр Николаевич, только что закончивший основной курс обучения всем необходимым будущему царю наукам, по приказу отца, императора Николая I , отправляется с обширной свитой в большое путешествие по России. Маршрут поездки был намечен ещё зимой. Наследнику предстояло проехать около двенадцати тысяч вёрст и обозреть империю до Урала и Западной Сибири на востоке, до Смоленска на западе и Елисаветграда на юге. Цель вояжа была продумана и записана: «Путешествие имеет двоякую цель: узнать Россию, сколько сие возможно, и дать себя видеть будущим подданным».

Среди многочисленной походной свиты цесаревича: адъютантов; товарищей – офицеров из высоких родов; лейб – врача, камердинеров, фельдъегерей – был наставник цесаревича поэт Василий Андреевич Жуковский. Он преподавал уже 10 лет будущему царю русский язык и литературу, выражая надежду, что Александр

… и на чреде высокой не забудет

Святейшего из званий: человек!

В 6 часов пополудни длинный поезд из 11 экипажей при 37 лошадях тронулся в длинный путь.

В дороге Жуковский вёл дневник. Этот дневник из 6 записных книжек с полустёршимися карандашными записями сейчас хранятся в Публичной библиотеке имени М.Е. Салтыкова – Щедрина в Петербурге. Первые две книжки заполнены на Урале.

На пути к Уралу была Вятка. Вятская губерния граничила с Пермской, значит – с Уралом. На территории вятской земли действовали заводы, подчинявшиеся Уральскому горному правлению.

В записях Жуковского есть впечатление об Ижевском оружейном заводе, Воткинском якорно-лафетном, которые были посещены 22 мая. Один из летописцев Воткинска засвидетельствовал, что действительный статский советник Жуковский сам вертел колесо модели пудлингового стана.

23 мая состоялся переезд из Воткинского завода в Пермь. Из Перми 25 мая – в Бисерск, в 26 мая – в Екатеринбург, который был уездным городом Пермской губернии.

В Екатеринбурге были посещены гранильная фабрика, монетный двор, золотопромывальни (золото добывали, чуть ли ни в черте города).

28 мая – уже в Тагиле, где на Вые опускались в шахту малахитово – медного рудника на глубину 36 сажен. Там находилась тогда глыба малахита весом более 3000 пудов.

Отправились в Кушву – большое село с чугунным заводом.

Когда Уральские горы (30 мая) остались позади, Жуковский записал по дороге в Камышлов: «Приятная природа, ровные места, рассеянные берёзовые рощи».

31 мая уже Тюмень, то есть пошла Сибирь.

Из Сибири возвращаясь, 5 июня приехали в Курган, где Жуковский встретился с небольшой колонией декабристов (это – Николай Иванович Лорер, Михаил Михайлович Нарышкин, Андрей Евгеньевич Розен, Владимир Иванович Лихачёв, Михаил Александрович Назимов, Иван Фёдорович Фохт). Встреча взволновала поэта, под впечатлением этой встречи Жуковский написал письмо императору с просьбой простить декабристов.

7 июня проезжали через Миасский завод, прибыли в Златоуст, были в Орской крепости, в Оренбурге (здесь Жуковский встретился с В. Далем). 15 июня из Оренбурга направились до Уральска.

А вот запись Жуковского в дневнике, 7 июня, понедельник: «Челябинск. Бедный городишко. За Челябинском чувствительны горы. В 15 верстах от Челябинска подстава».

Василий Андреевич любил рисовать и рисовал прекрасно.

Особое место в графическом наследии Жуковского занимают путевые зарисовки. Рисунки были сделаны и во время путешествия с будущем царём. Это виды городов, заводских посёлков, станиц, деревень. Пейзажи – горы, степи, реки…

В те годы Урал рисовали очень редко, фотографии не существовало, поэтому рисунки Жуковского стали историческими документами.

Хранятся они Государственном Русском музее в Петербурге, их 38 – уральских рисунков.

•  Что записали?

Ученик читает элегию «Море» наизусть.

•  Каким предстаёт море?

•  Какое новое направление зарождается в 18 веке? (Романтизм.)

•  Самостоятельно прочитайте статьи из учебника. (стр. 219-220).

•  А теперь прослушаем ещё одно державинское стихотворение:

Река времён в своём стремленье

Уносит все дела людей

И топит в пропасти забвенья

Народы, царства и царей.

А если что и остаётся

Чрез звуки лиры и трубы,

То вечности жерлом сожрётся

И общей не уйдёт судьбы.

•  Согласны ли вы с поэтом?

Нет, ведь можно не забывать. Искать забытое. Хранить его. Исследовать. Сегодня вы, готовя сообщения, тоже прикасались к поиску.

… исследуйте всечасно,

что есть велико и прекрасно –

это обращение Ломоносова тоже из 18 века. Оно к умам ищущим, к сердцам, любящим Отечество своё.

Попробуйте определить авторов сборников произведений «Водопад», «Эолова арфа», «Свинья под дубом», «Вольность»? Выбор обоснуйте. Запишите ответ в тетрадях. Проверьте. (Ответы: Державин, Жуковский, Крылов, Радищев.)

Д/з. Творческий практикум, стр. 212.

I вариант II вариант

стр. 220 стр. 215-220

к началу статьи

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение