Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование и учебные пособия

к разделу "Русский язык и литература"

Урок открытых мыслей

(внеклассное чтение в 5 классе по рассказу Ю. Яковлева «Рыцарь Вася»).

Скогорева Надежда Никитична
учитель русского языка и литературы
школы №64 г.Красноярска

 

Используемая технология: групповая.

Ведущий метод: сотрудничество, диалог.

Оборудование: портрет писателя, рисунки учащихся, выполненные по произведениям Ю. Яковлева.

Использование ТСО: компьютерная презентация.

Оформление доски:

1. Название урока: «Быть Человеком».

2. Литературные термины: композиция, юмор, портрет, антитеза.

Высказывания писателя:

3. «Вот он идёт, мальчишка, человечек, а вглядишься – уже готовый, сформировавшийся человек!»

«Быть добрым хорошо и радостно. Добро приносит человеку то удовлетворение, какого не знает никогда злой; быть добрым – счастье».

Цели:

1. Создать условия для формирования правильного нравственного выбора.

2. Развитие связной речи, ассоциативного мышления.

3. Обучение начальным навыкам работы с литературным портретом.

Ход урока

Вступительная беседа

В самом начале урока звучит песня «Колыбельная медведицы» из мультфильма «Умка». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Яковлева.

- Узнали ли вы песню, звучавшую на перемене? Можете ли назвать автора слов, композитора?

- Слова к этой доброй, душевной песне написал замечательный человек, писатель, поэт Ю. Яковлев.

- Чем привлекает вас прослушанная вами песня?

(Конечно, прежде всего трогательным отношением матери к своему малышу. Всё, о чём бы ни писал Ю Яковлев, не может не волновать вдумчивого читателя).

Предметом нашего сегодняшнего размышления являются проблемы, которые автор поднимает в своём рассказе «Рыцарь Вася». Очень важно понять, каким образом писатель заставляет нас волноваться или радоваться за героев, соглашаться с ними или, может быть, осуждать их.

Знакомство с биографией Ю. Яковлева

- Несколько штрихов биографии писателя. Будьте внимательны, так как сразу же прозвучит вопрос по прослушанному материалу.

Краткое сообщение

Родился Юрий Яковлев 26.06.1922г. в Ленинграде в семье служащего. В 1940г. окончил школу, был призван в армию. Он был участником ВОВ: наводчик зенитной батареи, сотрудник фронтовой печати. После войны поступил в Литературный институт им. Горького. Печататься стал в 1947г.: создавал как стихи, так и прозаические произведения – рассказы, повести.

Беседа по прослушанному материалу

- Вопрос на внимание: какую юбилейную дату Юрия Яковлева справляла литературная общественность летом 2002 года? (80-летие)

- Мир писателя . Чтобы понять духовный мир талантливого писателя, порой достаточно перечесть его произведения. Я знаю, что из предложенного списка рассказов Ю. Яковлева вы прочли многое. Попробуете 1-2 предложениями сформулировать, о чем же его рассказы? Или о каких людях? (о смелых, благородных, бескорыстных)

- Яковлев однажды произнес слова, в которых, по сути, определил основную черту своего творчества:

«Быть добрым хорошо и радостно. Добро приносит человеку то

удовольствие, какого не знает никогда злой; быть добрым –

счастье»

- В качестве определяющих слов для урока я выбрала «БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ»

Что значит, по-вашему, быть человеком с большой буквы? (людьми становятся, а не рождаются).

Групповая работа над портретом Васи с последующим обсуждением

- Как известно, все мы родом из детства. Яковлев внимательно вглядывался в каждого подростка: « Вот идет мальчишка, человечек, а вглядишься – уже готовый, сформировавшийся человек». Мог бы писатель так сказать о герое произведения «Рыцарь Вася» Васе Рыбакове?

- А что нам, читателям, помогает сформировать наше отношение к герою? (поступки, портрет героя, художественные приемы, используемые автором).

Задание: выбрать из произведения слова, характеризующие отношение к герою окружающих людей, автора, самооценку героя. Индивидуальная работа экспертам: работа со словами «рыцарь», «благородство» по толковому словарю.

 

Окружающие
Сам Вася
Автор

1. «Тюфяк» (одноклассники)– Какие этому доказательства? 2. Обжора (одноклассники) 3. «Слон в фарфоровой лавке» (мама) – Понимаете ли смысл этих слов? 4. Толстяк (друг)

- Ненавидел себя за неподходящую для рыцаря внешность. - А каким вы представляете себе рыцаря? (рисунки, подготовленные к уроку)   В груди его билось благородное сердце рыцаря. - Что, в отличие от одноклассников, видел в своем герое автор? - О чем мечтал мальчик? (защищать слабых и обиженных)

 

Примерные вопросы для обсуждения

Слово – экспертам.

У слова « рыцарь » - 2 значения:

1. В феодальной Европе – военный человек.

2. Перен. Самоотверженный, благородный человек.

- Какое из значений имел в виду автор, вынося в название рассказа слово «рыцарь»? (имя не подходило для рыцаря, да и внешность тоже).

- Обратите внимание на рисунки. Определите самый яркий, запоминающийся эпизод по выбранным сюжетам. ( Спасение мальчика ). Каким изображён рыцарь на представленных рисунках? (на коне, в доспехах, вооружён). Что вы знаете о рыцарях Средневековья?

- Объясним слово « благородство » (Самоотверженный человек и есть благородный)

Чтобы защищать слабых и обиженных, надо меньше всего думать о себе и рисковать собой? Таков ли Вася? ( Вася действовал, как бесстрашный рыцарь: в минуту опасности он совершенно не думал о себе.)

Лексическая работа сравнительного характера

Индивидуальное задание:

- Выписать все глаголы, которые характеризуют действия героя

(Раскачивался. Ходил вразвалку. Плелся. С грохотом скатывался. Неуклюже сползал. Тяжело спрыгнул). Что подчёркивается этими глаголами?

Остальные: выделить те глаголы, которыми автор характеризует поведение «тюфяка» на реке. (Шагал. Шагнул. Дошел. Схватил. А затем опять: поплелся)

- Как называется этот прием и с какой целью автор его использует? (антитеза, чтобы ярче читатели увидели его добрую душу, его готовность к подвигу.)

- По композиции эпизод спасения малыша занимает гораздо меньше места.

Однако слово «ТЮФЯК» здесь же автор употребляет 7 раз! Почему? (чтобы читатель внутренне не согласился с этим словом).

Действительно, поступок человека говорит о многом!

1. Что нужно, чтобы стать рыцарем? (не обязательно носить тяжелые доспехи: важно иметь доброе сердце, какое есть у Васи, готовность прийти на помощь людям.)

2. Всегда ли мы до конца понимаем тех, кто рядом с нами?

Размышление над концовкой рассказа

- Согласны ли вы с таким концом? Нет ли внутреннего протеста?

(Произошла несправедливость: школа не узнала настоящего героя)

- Может быть, именно Димка – герой вчерашнего происшествия?

(не ступил бы на лед, трус, лгун, сродни подлецу)

- Прав ли Вася, что смолчал о лжи?

(С одной стороны, скромность. С другой, когда он вырастет, поймет, что изобличить ложь, остановить подлеца, пока еще маленького, – это тоже подвиг, поступок.).

- На этот раз родители вместе с вами выполняли домашнее задание: книга

Ю. Яковлева была выбрана на первом родительском собрании для домашнего чтения.

Ю. Яковлев считал себя детским писателем. А вызывает ли интерес его творчество у взрослых читателей? (заслушать 5- 6учащихся: отзывы родителей на произведение Ю. Яковлева).

- А теперь я раскрою секрет : произведение написано в 1967 году!

- Состарилось ли оно?

- Какие произведения не стареют? ( Те, где автор поднимает вечные вопросы, заставляет задуматься об истинных ценностях.)

Выводы по уроку

- Думаю, что урок открытых мыслей состоялся. Вы показали умение видеть основное в произведении, авторскую позицию, умело высказывали свое мнение о героях рассказа. Размышляли о добре и зле, благородстве и бесчестии.

- Поднимитесь те, кому мы должны быть благодарны за сегодняшний урок (поблагодарить ребят за сотрудничество).

- Каждое произведение чему-нибудь учит.

Домашнее задание

-Дома ответить на вопрос: «Какие уроки я получил, читая рассказ Ю. Яковлева «Рыцарь Вася»?»

к началу статьи

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение