ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Трубникова Е.В.,
учитель начальных классов
МОУ «Осетровская ООШ»
Верхнемамонского муниципального района
Воронежской области
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время он становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования.
В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе выполнения проекта, различают исследовательские, творческие, приключенческо-игровые, информационные и практико-ориентированные проекты. Рассмотрим особенности каждого из них.
Исследовательские проекты имеют четкую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального, научного исследования: актуальность темы; проблема, предмет и объект исследования; методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты – одна из наиболее распространенных форм данного вида деятельности. Примером являются работы, выполненные в рамках школьного экологического мониторинга.
Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся – она только намечается и далее развивается с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, видеофильм ит.д.
Приключенческо-игровые проекты требуют большой подготовительной работы. Принятие решения осуществляется в игровой ситуации. Участники выбирают себе определенные роли. Результаты таких проектов чаще вырисовываются к моменту завершения действия.
Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов.
Практико-ориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. Этот проект требует четко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функции каждого участника и участия каждого из них в оформлении конечного результата. Целесообразно проводить поэтапные обсуждения, позволяющие координировать совместную деятельность участников.
Что является критериями успеха работы над проектом?
Достигнут конечный результат.
Создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем.
Результат проекта может быть использован другими коллективами.
Информация о проекте широко распространена.
Затронуты все аспекты: природный, социальный, экономический.
Получено удовольствие от своей деятельности.
Перед проведением работы по каждому из проектов учителем должна быть четко выстроена логическая схема:
Задачи: создать, провести, обеспечить, привлечь, подготовить, выполнить…
Методы-виды деятельности.
Результат.
Проект может выполняться индивидуально или группой. Наилучший результат получается в групповых проектах, комплексных коллективных работах, направленных на решение конкретных проблем с максимальной степенью участия школьников на всех этапах.
Анализируя опыт работы, прихожу к такому выводу, что результат зависит от состава и организации работы.
Особое внимание следует обратить на следующие моменты:
Баланс ролей;
Четкость целей.
Согласованность задач, поставленных перед каждым членом.
Выработка единой системы ценностей.
Формирование умения выходить из конфликтных ситуаций.
Воспитание поддержки и взаимного доверия.
Разработка подходящей методики работы.
Обеспечение успешного руководства со стороны учителя.
Регулярный отчет о проделанной работе
Ориентация на индивидуальное развитие каждого ребенка
Развитие навыков общения.
Отчет должен содержать следующие разделы:
Введение, в котором следует четко сформулировать цель исследования (она должна быть отражена и в названии проекта) и указать проблему, на решение которой направлено исследование, место, сроки и продолжительность выполнения, состав исследовательской группы.
Отчет о проведенных исследованиях: описание объекта исследования, методика работы, полученные результаты. Результаты должны быть систематизированы в соответствии с целью исследования и представлены в наиболее удобном для интерпретации виде: в таблицах, графиках, диаграммах, тезисах.
Выводы и прогноз: на основании полученных результатов оценивается состояние объекта на момент проведенного исследования. Можно прогнозировать изменение этого состояния в ближайшее время и в отдаленном будущем при сохранении существующей ситуации.
Программа действий: описать мероприятия, выполненные самими ребятами, и рекомендации – перечень дел, которые дети планируют выполнить, в том числе совместно с кем-то.
Список использованной литературы.
Что дает работа над проектом?
Эта работа позволяет учащимся увидеть все многообразие окружающего мира:
Дети беседуют с родителями, родными, соседями, знакомыми, учителями.
Приносят в класс литературу, анализируют статьи.
Делают вырезки и группируют их по тематическим блокам.
Совершают учебные экскурсии по родному краю.
Посещают музеи и другие учреждения культуры.
Занимаются краеведческой работой
На основе полученной информации:
Составляют списки, отчеты.
Выпускаю стенные газеты, книжки-раскладушки.
Выступают перед учениками своего класса или школы.
Пишут рефераты.
Фотографируют.
Рисуют.
Работа над экологическими проектами способствует формированию принципов повседневной жизни человека на Земле во взаимодействии со всем окружением.
Творческие, приключенческо-игровые, информационные проекты находят применение при проведении экологических акций. Например, День воды, День Земли.
В начальной школе закладываются те умения, которые позволят учащимся стать субъектом своей деятельности, развиваются способности самостоятельно получать информацию из разных источников, организовывать свою деятельность, успешно общаться со сверстниками и взрослыми. Задача учителя – организовать учебный процесс так, чтобы обще учебные умения и навыки стали основой для получения знаний. Для решения этой задачи необходимо использовать проектно-исследовательский метод на уроках, организовывать исследовательскую деятельность и во внеурочное время. Для учителя начальных классов эта работа является дополнительной нагрузкой но все окупается, в учащихся происходят изменения: на уроках они самостоятельно формулируют тему, цели, подбирают нужную информацию, раскованно выступают перед аудиторией. Увеличилось количество учащихся, владеющих компьютером, дети научились составлять презентации. Увеличилось количество посещений школьной библиотеки.
|