Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование и учебные пособия

Коллективный способ обучения на уроках биологии

Головко Елена Викторовна,
учитель биологии (Высшая категория),
СОШ №8, станица Новопластуновская
Павловского района Краснодарского края

Коллективный способ учения основан на педагогике сотрудничества: сотрудничества по линии учитель-ученик и, что самое главное, ученик-ученик. Учебный процесс организуется так, что каждый ученик активно действует в процессе всего занятия. КСО предполагает такую организацию учебной работы, когда знания каждого зависят от знаний других членов группы. В основу этой новой педагогической технологии положена работа учащихся в парах постоянного и сменного состава. В результате ребята активнее включаются в учебный процесс, работают более увлеченно, учатся общению, конструктивному диалогу. У них вырабатываются навыки совместной работы. Но какие бы разнообразные варианты работы в парах учитель не использовал, такая форма работы, по существу, является дополнением к общеклассной работе учащихся и проводится в рамках традиционной классно-урочной системы.

В начале нужно правильно определить структурные формы организации обучения. Учащиеся учились вначале работать в парах постоянного состава. Перед учащимися стояла задача: научиться общаться в конструктивном диалоге, научиться говорить, выражать свои мысли. Учащиеся читали друг другу текст, анализировали и изучали его. На данном этапе использовалась методика поабзацной проработки текста (методика Ривина). Получив тему, ученик находит себе партнера (чаще это сосед по парте, но можно выбрать партнера и произвольно) и работает с ним над первым абзацем своей темы. Учащиеся вместе читают абзац, находят незнакомые и малопонятные слова и словосочетания, обсуждают их, выясняют значения. Ученик, над темой которого идет работа, записывает их в свою тетрадь. Затем ребята вместе выделяют основную мысль абзаца, озаглавливают его. Заголовок абзаца хозяин темы записывает себе в тетрадь. После этого он работает над первым абзацем своего партнера, т.е. вместе с ним читает, обсуждает, озаглавливает абзац, помогает объяснить значение новых слов. Работа в паре заканчивается, когда у партнера в тетради появляется запись новых для него слов и заголовок первого абзаца. На этом пара распадается, и ученик ищет себе нового партнера. Лучше, если ученик выбирает партнера, у которого темы отличны от его. Начиная работу в новой паре, ученик должен сказать название темы, по заголовку в тетради восстановить содержание первого абзаца, объяснить значение новых слов. После этого начинается совместная работа с партнером над вторым абзацем по алгоритму. Когда эта работа закончилась, и в тетради появились новые слова и заголовок второго абзаца, ученик слушает своего партнера по тем абзацам, которые тот успел проработать. Таким образом, в каждой новой паре ученик восстанавливает содержание предыдущих абзацев, объясняет значение новых слов и прорабатывает совместно с партнером очередной абзац своей темы, а после этого помогает своему товарищу.

Когда вся тема проработана в парах совместного состава, ученик, также в паре, пересказывает свою тему по заголовкам абзаца и письменно выполняет задание к теме. После этого в таблице учета делается отметка о прохождении учащимся данной темы, и он берет следующую тему.

Чтобы научить учащихся работать, таким образом, потребовалось определенное время:

1. Работать в паре, т.е. научить слышать другого и самому говорить так, чтобы быть услышанным, считаться с мнением товарища, уметь спорить и приходить к общему решению, уметь доброжелательно высказывать свое мнение и выслушать мнение товарища;

2. Работать с карточкой: читать и формулировать прочитанное, ставить вопросы к тексту, выделять главную мысль, объяснять значение слов, озаглавливать текст, четко формулировать свое понимание, свою мысль.

Эти умения вырабатывались не сразу. На первых порах было шумно, у ребят не было навыков совместной работы.

Вначале занятий учащиеся старались пересказывать «книжным языком». Затем, имея возможность вдуматься в смысл слов, обсудить, осмыслить прочитанное, они стали формулировать свои мысли, свое понимание. Со временем их речь стала меняться, фразы приобрели логическую последовательность и завершенность. Учащимся стало легче отвечать на вопросы «зачем» и «почему».

Затем проводится итоговый контроль. Он показывает не только уровень усвоения материала, умение формулировать свои мысли, описывать свою позицию, но и иной уровень взаимоотношений. Меньше становится зависти к тем, кто учится на «5»- ведь появилась возможность получить новые знания от этого ученика. Ученики стали преодолевать собственную робость, научились свободно высказывать свое мнение. Такую форму работы можно использовать в 5-8 классах.

Можно провести изучение текста в диалоге «учитель-ученик». Тогда один ученик отвечает на вопросы учителя и выполняет задания, комментирует их вслух, а класс слушает их диалог и молча выполняет те задания, которые учитель дает своему партнеру.

Можно вызвать двух учеников, написать вопросы на доске и предложить ученикам усваивать новый материал так, что один ученик задает вопросы, другой отвечает вслух, выполняет задания, объясняет их.

Другой вид работы – диктант. Диктанты друг для друга учащиеся могут подготовить дома по заданию учителя, а могут составить их на уроке или диктовать подготовленный учителем материал. Например:

1. Ученик под диктовку записывает термина, а затем устно объясняет их смысловое значение.

2. После того, как записаны названия органов полости тела лягушки, нужно поработать со схемой или влажным препаратом, рисунками.

3. Диктант с последующим письменным выполнением. Например: из множества продиктованных слов выбрать те, которые характеризуют строение данного организма.

Затем учащиеся переходят к работе в парах сменного состава (ПСС). В ПСС одним из навыков является запись в тетрадь товарища. Надо вначале учить делать записи в постоянных парах. Можно сделать так: ученик А рассказывает ученику В небольшой текст учебника. Затем он записывает в тетрадь ученика В главные мысли, новые слова; можно записать план рассказа, зарисовать, если нужно, схему. Ученик В после этого рассказывает вслух другой материал ученику А, делает в его тетрадь необходимые записи. Затем ученики А и В еще раз разбирают записи в своих собственных тетрадях и вслух обсуждают новый материал. Общение в парах сменного состава идет по методу взаимопередачи тем.

Как подготовить учебный материал для изучения его по данной методике? Выбирается небольшая тема. Весь материал ее разбивается на порции и каждая порция оформляется на карточку. Набор карточек, содержащий всю информацию, назовем блоком заданий, в котором содержится 4 карточки (т.к. в группе будет работать 4 ученика). каждая карточка содержит идею, отличную от идеи другой карточки, причем ученик может начать работу с другой карточки.

Структура карточек

Карточка состоит из двух частей: первая – для ввода, она же для взаимообмена. Задание для ввода носит репродуктивный характер, это материал, который ученик должен разобрать, научиться объяснять товарищу, записать самое главное ему в тетрадь. Здесь идет работа над текстом параграфа, часто с использованием дополнительной литературы, справочников.

Во второй части (задание второго уровня) – задания на закрепление и отработку полученных знаний. Эти задания предусматривают элементы творческого характера, выполнение заданий олимпиад.

Приведу пример двух карточек по теме: «Экология как наука. Жизнь среда обитания» (11 класс).

Карточка №1

Тема карточки Задания
первого уровня второго уровня
Экологические факторы Прочитайте в §19 (Рувинский) об экологических факторах. Ответьте на вопросы: 1. Что такое экологический фактор? 2. На какие группы делятся экологические факторы? 3. Какую интенсивность факторов называют оптимальной? 4. Что такое ограничивающий фактор? 5. Как влияют живые организмы друг на друга? Приведите примеры. 1. Каковы общие черты покоящихся стадий разных организмов, позволяющие им длительно сохранять жизнеспособность и переносить неблагоприятные условия? 2. Приведите примеры ограничивающего фактора, характерного для местных условий. 3. Приведите примеры биологического оптимума для известных вам растений, животных, грибов.

 

Карточка №2

Тема карточки

Задания

Первого уровня

Второго уровня

Влияние основных абиотических факторов на живые организмы (свет и влажность).

Прочитайте в §20 о влиянии света и влажности на живые организмы и ответьте на вопросы:

1. Какую роль играет вода в жизни организмов?

2. Приведите примеры адаптаций растений и животных к влажности.

3. На какие группы делятся организмы по отношению к свету?

4. Какую роль играет свет в жизни автотрофов, гетеротрофов? Приведите примеры.

1. Каковы приспособления млекопитающих к жизни в условиях пустыни?

2. Для чего и в ходе, каких процессов расходуют воду животные, растения?

3. Какие растения получают воду не из почвы?

 

На уроке по КСО учащиеся рассаживаются по группам, по 4 человека в каждой. Каждый ученик получает карточку. Учитель делает ввод карточек в запуск блока заданий. Он объясняет первые части заданий карточек №1, №2, №3, №4. Затем каждый ученик знакомится с содержанием заданий. Если что-то непонятно в формулировках – задает вопросы учителю. Ввод могут делать ассистенты – сильные учащиеся. Учитель накануне урока готовит ассистента для каждой группы. Ассистент проверяет готовность группы к уроку, помогает понять суть вопросов, напоминает об алгоритме работы учащихся. Ввод может быть групповым. Для этого в отдельные группы собираются ученики с одинаковыми карточками и выполняют первое задание, например 1 карточки. В этой группе будут и сильные и слабые ученики. Они друг другу помогают сравнивать, спрашивают, подсказывают, т.е. готовятся к работе в своей группе.

Как работает с карточкой один ученик и пара учеников?

Ученик получил карточку, усвоил и научился объяснять ее первую часть. Затем он самостоятельно выполняет в тетради задания второй части карточки. После выполнения обеих частей карточки ученик ищет партнера в своей малой группе, они садятся рядом. Ученик А рассказывает первую часть карточки ученику В, записывает ему в тетрадь ответы на вопросы, новые слова, добивается того, чтобы ученик В хорошо усвоил это задание. Он может задать контрольные вопросы и выслушать ответы на них. Если оба ученика считают, что работа выполнена, они отодвигают тетрадь ученика В и начинают работать с карточкой ученика В. Теперь ученик В объясняет свой материал ученику А, записывает в его тетрадь образец выполнения заданий, задает контрольные вопросы ученику А, помогает отвечать на вопросы.

После этого ученики меняются карточками и в своих тетрадях выполняют задания второго уровня. Затем ребята сверяют вторые задания одной, а затем другой карточки. Если есть ошибки, они устраняются тем учеником, который их допустил. Если задания выполнены одинаково, то пара распадается, и каждый ученик выбирает нового партнера. Но с новым партнером ученик А работает уже не со своей карточкой, а с карточкой ученика В, т.к. быстро понимает, что для усвоения всех карточек блока, лучше передавать то, что только что усвоил сам.

Для учета работы в малых группах существует листок учета. Он имеет такую форму:

 

Листок учета

Блок №:

Тема:

Ф. И. ученика

Карточка

 

№1

№2

№3

№4

1.

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

Ученик, получив карточку, ставит в листке учета точку в клетке при пересечении строки со своей фамилией и столбца с номером карточки. Точка – сигнал: я работаю с этой карточкой. Когда закончил работу, т.е. выполнил задания обеих частей карточки и готов к работе с партнером, точку заменяет на крестик. Крестик – сигнал: я готов обменяться этой карточкой. После окончания работы в паре крестик обводится кружочком – сигнал: эту карточку я освоил. Если все точки заменены на крестики, то блок запущен.

Для работы учащихся в группах, необходимо для каждого ученика отпечатать алгоритм работы.

Алгоритм работы учеников.

  • 1. Получи карточку и поставь точку в листок учета.
  • 2. Выполни задание первой части карточки самостоятельно ( с консультантом).
  • 3. Выполни задание второй части карточки письменно в тетради. В листке учета замени точку на крестик.
  • 4. Найди партнера в своей малой группе.
  • 5. Сядь рядом, объясни партнеру задание первой части карточки и сделай необходимые записи в его тетрадь. Ответь на его вопросы. Задай товарищу контрольные вопросы.
  • 6. Выслушай объяснения товарища по первой части его карточки. Проверь, как он сделал запись в свою тетрадь.
  • 7. Поменяйтесь карточками и выполните каждый второе задание новой карточки.
  • 8. Сверьте вторые задания:
    • - если задания выполнены одинаково, то поблагодарите, друг друга и ищите нового партнера в своей малой группе;
    • - если задания выполнены неодинаково, то проверьте их друг у друга, найдите и исправьте ошибки.
  • 9. В листке учета кружочком обведи крестик против той карточки, которую ты передал товарищу.
  • 10. Проверь: в листке учета против твоей фамилии должен стаять «+» в графе с номером той карточки, которую тебе передал товарищ.
  • 11. Найди нового партнера и работай так, как описано, начиная с 4.

Для занятий по взаимопередачи тем требуется 2-4 урока. Лучше, если они будут спаренными (2 или 2+2). После уроков по взаимопередачи тем осуществляется итоговый контроль. Он может проходить и в устной и в письменной форме (готовятся разноуровневые программы). Но если подготовлены ассистенты, то можно выборочно поставить оценки особо отличившимся учащимся, которые находились под контролем учителя или ассистента во время работы в парах.

Новая организационная форма обучения в парах сменного состава применяется с другими формами обучения – индивидуальной, групповой, в парах постоянного состава.

При данной методике обучение осуществляется в рамках классно-урочной системы, поурочное планирование учебного материала сохраняется.

Рассмотрим планирование темы «Экология как наука. Жизнь и среда обитания» (11 класс, учебник «Общая биология» под ред. Рувинского). На изучение темы отводится 7 часов. Их можно распределить следующим образом:

•  1, 2 урок – информационный ввод учителя, т.е. лекция по всей теме, ознакомление с терминами, узловыми понятиями;

•  3, 4 урок – индивидуальный ввод, ученики изучают тему самостоятельно, выполняют задания к параграфам, работают с дополнительной литературой, справочниками, энциклопедиями. Изучают тему своей карточки самостоятельно;

•  5, 6 урок – промежуточный контроль, работа учеников в парах сменного состава по алгоритму. На этих уроках обобщается учебный материал, класс подготавливается к итоговому контролю;

•  7 урок – итоговый контроль по теме «Экология как наука. Жизнь и среда обитания».

Возможны разные формы контроля знаний (уроки – семинары, нетрадиционные уроки, уроки – конференции и т.д.).

Хорошо бы завершить эту тему уроком – игрой типа «Что? Где? Когда?», в форме КВН.

Можно осуществлять контроль при запуске тем. Учитель одновременно обучает и контролирует пары и отдельных учеников. Он может присутствовать при работе в малых группах и оценивать учеников индивидуально.

Метод КСО дает положительные результаты сразу. Ученик выступает при КСО в роли учителя. Благодаря положению, что каждый обучает каждого, возможно достижение таких показателей познания мира, как осознанность и понимание учебного материала, учебные же действия приобретают необходимые показатели легкости, быстроты, автоматизма. В этой связи вскрываются такие резервы, которые в традиционной науке и практике никак не проявляются. Например, задача объяснить материал, убедить товарища, приводит у ученика в действие такие механизмы, которые часто остаются не использованными. Ученик для объяснения товарищу (в отличие от собственного усвоения, когда он довольствуется малым) ищет в материале дополнительные связи, свойства и отношения, приводит основания, убедительные для самого непонятливого товарища.

 

Карточки к теме: «Кровь и кровообращение», 8 класс.

Карточка №1

Тема

Задания I уровня

З адания II уровня

Состав и функция крови

1. Что такое кровь?

2. Какие вещества входят в состав плазмы?

3. Что такое свертывание крови?

4. Какие условия необходимы для свертывания крови?

5. Что такое физиологический раствор?

6. Назовите группы крови человека?

7. Кого называют донором, реципиентом?

8. Каково значение переливания крови для медицины?

1. В 5 л крови может раствориться 100 см 3 кислорода, а для удовлетворения организма в кислороде его необходимо значительно больше.

Каким путем организм получает нужное количество кислорода?

 

Карточка №2

Тема

Задания I уровня

З адания II уровня

Форменные элементы крови. Иммунитет.

1. Как строение и состав эритроцита обеспечивают его функцию?

2. Какую функцию выполняют лейкоциты?

3. Что такое фагоциты, фагоцитоз?

4. В чем состоит основное открытие И. И. Мечникова?

5. Что такое естественный и искусственный иммунитет?

6. Какую функцию выполняют Т и Б лимфоциты?

7. Что такое вакцина, сыворотка?

1. Чем отличается действие прививок от действия лечебной сыворотки?

Карточка №3

Тема

Задания I уровня

З адания II уровня

Движение крови в организме.

1. Каково строение и функции кровеносных сосудов?

2. Характеризуйте движение крови по сосудам малого и большого кругов кровообращения.

3. Как строение капилляров приспособлено к их функциям?

4. Каково строение сердца?

5. Почему сердце способно работать непрерывно и без видимого утомления в течение всей жизни?

6. Как осуществляется нервная регуляция работы сердца?

7. Как регулируется работа сердца с помощью биологически активных веществ?

1. Почему для остановки кровотечения из артерии нужно накладывать жгут или делать закрутку ближе к сердцу от места поражения?

 

Карточка №4

Тема

Задания I уровня

З адания II уровня

Движение крови по сосудам. Гигиена сердечно-сосудистой деятельности.

1. Что такое кровяное давление?

2. Почему в удаленных от сердца сосудах давление падает?

3. Что такое артериальный пульс?

4. Какова скорость движения крови в различных сосудах?

5. Как движется кровь по венам?

6. Как влияет нервная система и биологически активные вещества на кровеносные сосуды?

7. Как влияет алкоголь и никотин на сердце, и кровеносные сосуды?

8. Как оказать первую помощь при различных видах кровотечения?

1. Почему в крупных артериях нет клапанов, а в крупных венах они есть?

Карточки к теме: «Класс Пресмыкающиеся», 7 класс.

Карточка №1

Тема

Задания I уровня

Задания II уровня

Местообитания, образ жизни и строение пресмыкающихся

 

 

I . прочитайте в параграфе 40 (Константинов) о местообитании и внешнем строении пресмыкающихся.

1. Каких позвоночных животных относят к пресмыкающимся?

2. Какие особенности внешнего строения пресмыкающихся являются приспособлениями к жизни на суше?

3. Сравните между собой прыткую ящерицу и обыкновенного тритона?

4. Почему прыткая ящерица может размножаться на суше?

1.какие виды ящериц и других пресмыкающихся наиболее обычна в нашей местности?

2. Желтопузик и веретеница не имеют ног, тело их змеевидное несмотря на это, их относят к ящерицам. Почему?

3. «Жало» змеи – правильно ли такое выражение. Ответ поясните?

 

 

Карточка №2

Тема

Задания I уровня

Задания II уровня

Особенности строения пресмыкающихся.

 

 

 

1.Каковы особенности скелета пресмыкающихся?

2. в связи с чем легкие пресмыкающихся развиты лучше, чем у земноводных?

3. Чем различается нервная система пресмыкающихся и земноводных? С чем это связано?

4. В чем прогрессивность размножения и развития пресмыкающихся по сравнению с рыбами и земноводными?

 

1.Почему организм пресмыкающихся получает больше кислорода, чем организм земноводных?

2.Почему температура тела пресмыкающихся, как и у земноводных, невысокая и непостоянная?

3.Змеи могут проглотить крупную добычу. Уж, например, довольно легко заглатывает лягушек. Благодаря чему это возможно?

 

 

Карточка №3

Задания I уровня

Задания II уровня

1. Что доказывает происхождение пресмыкающихся от земноводных?

2. Когда жили гигантские ящеры?

3. Почему произошло вымирание древних гигантских пресмыкающихся?

4. Почему многие древние гигантские пресмыкающиеся вели водный и полуводный образ жизни?

1. Среди пресмыкающихся имеется один вид, сохранившийся со времен динозавров, так называемое - «живое ископаемое». Как называется это животное?

2.Чем отличались бронтозавр от плезиозавра, ихтиозавр от диплодока?

 

Карточка №4

Задания I уровня

З адания II уровня

Прочитайте в §52 (стр. 156-157) об отрядах черепах, чешуйчатых и крокодилов.

1. Какие пресмыкающиеся относятся к отрядам чешуйчатых, черепах и крокодилов?

2. Назовите характерные признаки чешуйчатых, черепах и крокодилов?

3. Каково значение пресмыкающихся в природе и жизни человека?

1. По каким особенностям строения можно отличить змей от безногих ящериц?

2.Какие особенности строения черепа змей позволяют им питаться крупной добычей?

3. Почему пресмыкающихся важно охранять? Назовите пресмыкающихся, занесенных в Красную книгу России.

 

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение