Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование и учебные пособия

Сетевое обучение в отдельно взятом округе
(Из опыта реализации предпрофильной подготовки через сетевое взаимодействие)

Скурихина С. Н., зам. директора по УВР,
Безмен В. В., руководитель метод. кафедры учителей гуманитарного цикла,
Мельчукова Н. П., учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 69 г. Красноярска

В педагогической и научно-популярной литературе последних лет достаточно часто встречаются понятия «сетевое взаимодействие», «сетевое образование», «сетевой университет», «сетевая педагогика», «сетевая образовательная программа», «сетевое обучение». Что же стоит за этими терминами? Какова характеристика понятий «сеть» и «сетевой»? «В практической педагогике начало использования   термина «сетевой»   относится к 70–80-м годам прошлого века, когда метод   сетевого планирования   был заимствован из экономической науки и перенесен в педагогическую практику», - пишет Бугрова Наталия Сергеевна   – аспирант кафедры педагогики ОмГПУ. Заместитель директора Центра образовательных инициатив ОмГПУ, - кроме того, в настоящее время в реальной практике разрабатываются и внедряются различные модели образовательных сетей. Это связано, прежде всего, с переходом к профильному обучению в старшей школе. Опыт реализации подобных программ показал, что наиболее успешным является именно   сетевой вариант».

В течение ряда лет в нашей школе предпрофильная подготовка реализовывалась традиционно через систему курсов по выбору, которые, в основном, имели предметный характер. При этом администрация и педагоги понимали, что выбор учащихся ограничен теми курсами, которые предлагаются в школе. Не всегда материально-техническая база учреждения позволяет сделать содержание курса практико-ориентированным, совершенствовать метапредметные умения и навыки учащихся, так востребованные в современном обществе. Подобные проблемы испытывали, как выяснилось, и другие близко расположенные к нам образовательные учреждения. Так возникла идея сетевого взаимодействия для реализации предпрофильной подготовки учащихся 9 классов. На базе и при поддержке методистов МУК № 4 Советского района г. Красноярска создавалась нормативно-правовая база, формировались перечни курсов по выбору для учащихся сети, составлялись списки педагогов, желающих принять участие в реализации предпрофильной подготовки.

Подготовительный период включал в себя презентации программ элективных курсов для будущих девятиклассников, разъяснительную работу среди детей и родителей о значимости предпрофильной подготовки для дальнейшего образования каждого обучающегося школы, формирование списков групп учащихся. Таким образом, в сеть объединились четыре школы округа, каждая из которых предложила по договоренности такое количество курсов по выбору, сколько 9 классов в ней обучается. Нужно отметить, что тематика курсов получилась очень разнообразной. Впоследствии они были распределены по нескольким направлениям: человек – человек («Я репортёр», «Язык и жизнь», «Основы правовых знаний»); человек - знаковая система («Технологии гостинично-ресторанного бизнеса», «Статистика и теории вероятности», «Язык техники»); человек – природа ( «Основы химического анализа», «Биология и медицина»); человек – художественный образ («Прикладное творчество», «Аниматор»).

Курсы предпрофильной подготовки интегрированы в общее расписание во второй половине дня в каждой школе сети. Такая организация курсов позволяет поменять тот или иной курс предпрофильной подготовки в течение учебного года. Для отслеживания успешности обучения, посещаемости занятий учащимися сети на базе МУК № 4 созданы электронные журналы, в которых работают преподаватели курсов, а также они доступны для просмотра классным руководителям и родителям обучающихся. Кроме того, инструментом контроля выступают и зачетные листы, которые выданы каждому учащемуся. После прохождения программы курса преподавателем в них делаются отметки «зачтено». В качестве альтернативной оценки образовательных достижений учащихся на курсах по выбору мы стали выдавать сертификаты об успешном окончании программы курса. Думаем, что они пополнять портфолио выпускников 9 классов.

Инструментом решения проблемы профориентации, по нашему мнению, являются программы курсов по выбору, предложенных для реализации в сети учителями нашей школы. Это такие программы, как «Язык и жизнь (основы журналистики)» и «Основы правовых знаний».

Итак, «Язык и жизнь…» Они неотделимы. Наши дети это хорошо понимают, но многие выбирают элективный курс журналистики, потому что «не знали, куда ещё пойти». Из 11 человек записавшихся ни один девятиклассник не хочет быть журналистом, все хотят быть экономистами или хотя бы бухгалтерами… Но пишут все, а уж рассуждают обо всём на свете с таким удовольствием, что остаётся только удивляться, почему на «официальных» уроках такой активности не дождёшься? Опыт работы показывает, что важна сама атмосфера занятия. «Круглый» стол, даже если он квадратный, сближает, чувство локтя подталкивает к откровенности, нахождение в позиции «напротив оппонента» делает спор особенно горячим. Именно поэтому каждый четверг, в день занятия группы, в классе переставляется мебель. Всего 17 часов, 1 раз в неделю… Это такая малость, а ведь так много хочется успеть. Первое занятие, ребята из разных школ округа, никто не знает, кто сидит рядом за столом, что от него ждать, какой он. А ведь так интересно знакомиться… Что ж, познакомимся! Первое задание – написать эссе о себе, как автобиография у Маяковского, под названием «Я». На втором занятии презентация себя – любимого «через ящик», обычная портретная рамка, но творит чудеса. Человек чувствует себя «в телевизоре», это накладывает обязательства. Выбор темы для репортажа согласно интересам и склонностям. Азы репортажа, которые должен знать каждый журналист и так далее…

«Язык и жизнь» - элективный курс, включающий в себя основы журналистики. В основу рабочей программы положена авторская программа Н.В. Шкирты, учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ №6» г. Югорска. В современной  жизни огромную роль играют периодика, радио, телевидение, благодаря им  люди узнают о различных событиях, получают необходимую информацию.  СМИ влияют на формирование общественного мнения и общественного сознания.   в обществе.   
Основная цель курса   – формирование мотивации к выбору гуманитарного профиля, профессиональная ориентация и ознакомление с особенностями журналистских произведений.  
Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом уроке ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой запас, приобрел навыки самостоятельной работы в различных компьютерных программах, предназначенные для создания публикаций; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи .

Пользуется успехом среди ребят округа элективный курс «Основы правовых знаний». Рабочая программа элективного курса составлена на основе авторской программы В. В. Спасской, С. И. Володина, Е. А. Певцовой. Программа опубликована в «Сборнике программ по курсу права для общеобразовательный учреждений для 5-11 классов», Москва, новый учебник, 2004 год. Данный курс позволяет повысить правовую грамотность детей, сформировать высокий уровень их воспитанности, ответственности и социальной активности. Учащиеся смогут на достойном уровне решать правовые конфликты, предотвращать их, защищать свои права и интересы своих близких, не допускать произвола властей, конструктивно и успешно действовать в правовом пространстве. Программа предусматривает изучение теории, теоретическое решение правовых задач, практикумом, правовых проблем. Целями курса являются формирование способностей к мышлению и деятельности в ситуациях с непредзаданными результатами, способностей к анализу социальных и правовых норм конкретных условий их реализации и анализу относительно своего собственного места и позиции относительно ситуации действия. Задачи курса:

  • - формирование уважения к праву
  • - формирование собственных представлений и установок, основанных на современных правовых ценностях общества
  • - формирование компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции.

Курс «Основы правовых знаний» дает обучающимся представление о профессиях правовой направленности. По итогам обучения на занятиях каждый ребенок получает свидетельство о прохождении курса. Но каждый ли?.. В самом начале мы договариваемся о том, что оценки выставляться не будут, но зачет можно получить только в результате соблюдения некоторых условий, а, именно: посещение всех занятий и отсутствия пропусков без уважительной причины, активной работы во время уроков и сдачи эссе (темы предлагаются детям на старте). Во время занятий мы знакомимся с юридическими профессиями, известными и успешными людьми, реализовавшимися в них, смотрим их «портреты», моделируем характеристики «идеальных» судей, адвокатов, следователей… Ребятам очень нравится работа с нормативно-правовыми источниками. Курс поможет учащимся выбрать профиль дальнейшего обучения более осознанно, подготовить их к учебе в профильном классе или группе гуманитарного направления.

Таким образом, уже в конце первого полугодия можно сказать, что сетевое профильное обучение имеет некоторые преимущества . Это широкое использование современных технологий и средств обучения, гибкость – возможность обучаться в удобное для старшеклассника время, в подходящем месте и выбранном им темпе; модульность – возможность формировать индивидуальный учебный план, отвечающий личным потребностям, из набора независимых учебных курсов; а также новая роль преподавателя – возложение на него функций координирования познавательного процесса, корректировки содержания дисциплины, консультирования при составлении индивидуального учебного плана и новая роль обучающегося – повышение требований по самоорганизации, самооценке, навыкам самостоятельной работы.

Литература

1. Концепция профильного обучения на старшей ступени образования (приказ Мин-ва образования РФ № 2783 от 18.07.2002 г., // Профильное обучение: нормативные правовые документы. – М., 2006.

2. Открытое образование. Термины и определения.

http://www.info.mesi.ru/program/glossaryOO.html

Дополнительная литература

1. Болтышев Ю.П. Сетевое планирование в школе. – М.: Просвещение, 1980.

2. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура /пер. с англ.; под ред. О.И. Шкаратана. – М.: ГУ ВШЭ, 2000.

3. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.

4. Масленников В.В. Предпринимательские сети в бизнесе. – М.: Центр экономики и маркетинга, 1997.

5. Организация сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, принимающих участие в конкурсе на государственную поддержку / под ред. А.И. Адамского. – М.: Эврика, 2006.

6. Чучкевич М.М. Основы управления сетевыми организациями. – М.: Изд-во Института социологии, 1999.

7. Чучкевич М.М. Что такое сетевая организация? – М.: Изд-во Института социологии, 1999.

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение