Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование и учебные пособия

Физика

по материалам Журнала "Образование в современной школе" №1, 2011

Л.Н. Боченко
учитель физики НОУ СОШ «Планета»,
г. Москва 

Элементы экологического образования на уроках физики

Начиная со второй половины XX века влияние деятельности человека на окружающую среду становилось все более значительным. Техника и промышленное производство, обеспечивая людей теплом, светом, комфортом, создали реальную угрозу всем живым организмам, населяющим нашу планету. В связи с этим возникла острая необходимость в правильном прогнозировании последствий воздействия человека на природу и формировании у людей экологического сознания уже на этапе школьного образования. Важно, чтобы школьники понимали необходимость создания технических устройств, не разрушающих природу, учились не только видеть экологические проблемы, но и предлагать пути их решения.

Любой предмет естественнонаучного цикла предоставляет достаточно возможностей для обсуждения вопросов экологии в рамках учебной программы. Вот некоторые из тем, предлагаемых учащимся для обсуждения на уроках физики (в соответствии с тематическим планированием).

Тема урока по физике Экологическая тема
Сообщающиеся сосуды (7 класс) Отрицательное воздействие гидроэлектростанции на экосистему
Работа пара и газа при расширении. Двигатели внутреннего сгорания (ДВС) (8класс, 10 класс) Влияние выбросов ДВС на окружающую среду
Распространение звука. Звуковые волны (9 класс) Влияние шума на человека
Биологическое действие радиации (9 класс, 11 класс) Риски и последствия аварий на атомных электростанциях

 

Отрицательное воздействие гидроэлектростанции на экосистему

Электроэнергия, поставляемая гидроэлектростанциями, является одной из самых дешевых. Ее выработка не сопровождается опасными выбросами, появлением трудноперерабатываемых отходов, потреблением органических полезных ископаемых. В целом все электростанции, работающие на возобновляемых источниках энергии, воспринимаются как дружественные окружающей среде. Однако отрицательное воздействие гидростанций на экосистему велико.

Строительство гидростанции требует создания огромного водного бассейна, что сопровождается затоплением больших территорий, потерей плодородных земель, мест обитания и кормежки животных.

Возникновение пресного озера там, где его никогда не было, ведет к подтоплению и гибели прилегающих лесов, изменению химического состава почвы.

Появление большого водоема неизбежно приводит к изменению местного климата: возникает нехарактерный прежде круговорот воды, меняются температурный режим и роза ветров, может измениться режим осадков и влажность. Причем направление этих изменений сложно прогнозировать.

Непоправимый ущерб наносится популяциям рыб. Даже если рыбы не гибнут в турбинах благодаря системе защиты и обходных каналов, они теряют привычную среду обитания и места для нереста.

Эффективные предложения по снижению негативного воздействия гидроэлектростанции предложить сложно, однако идеи учащихся при обсуждении удивляют смелостью и оригинальностью.

 

Влияние выбросов ДВС на окружающую среду

Среди веществ — загрязнителей городского воздуха на первом месте стоит моноокись углерода (угарный газ), основным источником которого является автотранспорт.

Угарный газ не имеет ни цвета, ни запаха. Присутствие его в воздухе незаметно, а воздействие может оказаться опасным. Окись углерода в крови человека связывается с гемоглобином прочнее, чем кислород. «Занятый» окисью гемоглобин не может доставлять клеткам организма кислород в достаточных количествах. При повышенной концентрации угарный газ представляет собой смертельно опасный яд.

Мониторинг состава городского воздуха (в нескольких точках городского района в разное время суток) дает ожидаемые результаты — уровень концентрации угарного газа зависит от количества автотранспорта и режима его движения. Также обнаруживается несколько любопытных фактов:

•  непосредственно возле зданий школ уровень загрязнения превышает норму лишь с 8.00 до 8.30 (в это время детей подвозят к воротам);

•  повышенный уровень наблюдается на улицах, оборудованных «лежачими полицейскими» (водители «подгазовывают» после торможения, в связи с чем объем выбросов увеличивается);

•  на автозаправках уровень концентрации превышен всегда (водители не выключают двигатели в ожидании своей очереди).

При обсуждении путей снижения объема вредных выбросов автомобилей можно рассмотреть следующие:

• грамотная организация транспортных потоков;

• использование эффективно работающих катализаторов;

• пересмотр поведенческих привычек автолюбителей.

Живой интерес и любопытную реакцию вызывает предложение о снижении объема двигателя личного автомобиля, использовании мотто- и велотранспорта (по примеру европейских стран).

 

Влияние шума на человека

Шум — это негармонические колебания различных частот.

Источниками шума являются:

•  транспорт (наземный, подземный, воздушный);

•  промышленные предприятия;

•  ветер;

•  работа электроприборов;

•  скопление людей.

При оценке негативного влияния шума важно учитывать его громкость и длительность воздействия. Механическое воздействие шума прежде всего сказывается на органах слуха. Кратковременные воздействия большой амплитуды приводят к временной тугоухости, а регулярные — к хроническому снижению слуха, вплоть до полной его потери.

Нетрудно убедиться, что в шумном помещении человек быстро устает, у него снижаются внимание и работоспособность, развивается головная боль, растет раздражительность. При воздействии очень громкого звука могут наступить потеря ориентации и контузия.

Шум оказывает негативное влияние на нервную систему. Так как внутренние органы работают под управлением нервной системы, шум в конечном счете может повлиять на работу всего организма, привести к психическим нарушениям.

В школе основным источником шума являются сами учащиеся. Использование звукопоглощающих материалов, знания о вреде шума и организация свободного времени помогают значительно снизить уровень шумового воздействия. В промышленности давно и небезуспешно ведется борьба с шумом путем снижения его уровня от источников (например, предотвращение резонансных явлений) и увеличения степени защищенности человека (звукопоглощающие материалы и конструкции, индивидуальные средства защиты).

Риски и последствия аварий на атомных электростанциях (план)

•  Последствия аварий на атомных объектах («Маяк» в Челябинской области, Чернобыльская АЭС).

•  Перспектива развития атомной энергетики в России и в мире.

•  Сравнительная характеристика степени влияния на окружающую среду различных типов электростанций при работе в нормальном режиме.

•  Роль надежности работы оборудования и систем защиты от воздействия природных факторов на АЭС.

При обсуждении темы нельзя не упомянуть о том, что в рабочем режиме АЭС уровень радиаци на близлежащих территориях фоновый, а отработанные породы ТЭС имеют повышенный уровень радиоактивного излучения.

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение