Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:
Смотрите здесь банк лайн с плохой кредитной историей.

Учебное оборудование и учебные пособия

Психология > Познавательные процессы и творчество > Ориентир: ...

ОРИЕНТИР: МЕТОДИКА СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ЗАНЯТИЯХ ПО ИНТЕРЕСАМ

Б.В. Куприянов, О.В. Миновская

Одним из актуальных вопросов современной педагогики дополнительного образования является проблема сопровождения процессов самоопределения школьников. С одной стороны, утверждение, что внешкольные объединения предоставляют подросткам и старшеклассникам большие возможности для выбора сферы будущей профессиональной деятельности и хобби. С другой – поиск школьником себя происходит стихийно, ребенок зачастую движется методом проб и ошибок. Узким место существующей практики внешкольного воспитания является методики содействия подросткам в самоопределении.

Ориентиром для конструирования методики педагогического сопровождения самоопределения школьников в занятиях по интересам нами избрано положение, сформулированное А.В. Мудриком: «Определение себя в мире идет как бы в виде диалогов: диалога с самим собой, диалога с окружающими людьми, диалога с миром в целом» . Для реализации сформулированных выше положений коллективом (Б. В. Куприянов, О.В. Миновская, Л.С. Ручко и др.) в 1999 – 2003 гг. была разработана и многократно опробована методика сопровождения процесса самоопределения школьников в занятиях по интересам .

Сопровождение процесса самоопределения школьников в жизнедеятельности внешкольных детско-подростковых объединений, осуществляется наиболее активно в октябре – ноябре. Используемые здесь формы, могут быть представлены в следующем ряду:

- игра-путешествие «Компас»,

- презентация детских объединений (пробные занятия по интересам),

- «Круг ориентирования»

- разговор «Сильные и слабые»,

- «Магазин успеха», «Яблоня возможностей»,

- «Письмо в будущее».

В основе методической идеи содействия школьникам в самоопределении при выборе детско-подросткового объединения (соответствующей программы занятий) лежит предположение о том, что выбор легче осуществлять в процессе соотнесения себя с заданными образами. Поэтому в учреждениях, где мы проводили опытно-экспериментальную работу, были оформлены условные образы.

Условные образы могли выражать содержание жизнедеятельности детско-подросткового объединения или целого направления - отдела центра (первый вариант), либо доминирующие мотивы занятий (второй вариант).

Первый вариант в центре дополнительного образования ЦДОД «Паново» был реализован через следующие образы:

- «информатик» (детское объединение «Основы компьютерных знаний»),

- «техник – спортсмен» (спортивно-техническое направление «Картинг», «Судомодельный», Авиа, начальное техническое моделирование),

- «артист» (художественно-эстетическое направление – структурное подразделения центра «Эстрада»),

- «художник» (художественно-эстетическое направление – структурное подразделения центра «Искусство»),

- «организатор» («Вожатская академия»).

Для областного центра детско-юношеского туризма типы названы так: «турист-краевед», «ремесленник», «разведчик – поисковик», «спасатель».

Рассмотрим второй вариант («Шесть элементов»), где условные образы были названы элементами.

Элемент «Общение» символизирует тех школьников, для кого главный мотив посещения учреждений дополнительного образования – общение, межличностные отношение со сверстниками и старшими.

Элемент «Умение» объединяет тех, кто пришел в детско-подростковое объединение научиться чему-либо, этих школьников привлекает возможность овладеть какими-либо прикладными умениями.

Элемент «Информация»- не что иное, как побуждение к получению информации, формулирующееся в тезис «Хочу все знать».

Элемент «Достижение» - символизирует стремление реализовать свои способности.

Элемент «Признание» - олицетворяет стремление в приличествующем, на взгляд индивида, социальном статусе,

Элемент «Общая польза» - обозначает доминирование мотивации общественной пользы, так называемая альтруистическая мотивация - стремление принести максимум пользы обществу.

При проектировании третьего варианта мы опирались на типологию профессий Е.А. Климова: «Человек-природа», «Человек-техника», «Человек- знаковая система», «Человек- художественный образ», «Человек-человек». На данном основании были определены пять типов - стихий: «Природа», «Человек», «Знаковая система», «Художественный образ», «Человек», «Техника».

Названные типы представляются школьникам в ходе игры-путешествия «Компас» , целью которой является – формирование у школьников целостного представления об возможных занятиях в учреждении дополнительного образования детей. Но если на маршрутной игре предлагаются блоки концентрированной и логично распределенной информации, то здесь получение, анализ и систематизация информации осуществляются участниками самостоятельно. Игра проходит в несколько этапов:

•  Стартовая беседа (предполагает объяснение правил игры и деление участников на микро-группы; каждая микро-группа получает задание найти ответ на ряд вопросов).

•  Сбор информации микро-группами.

•  Анализ и систематизация полученной информации участниками.

•  Опрос, проводимый педагогом для участников одного объединения (при этом педагог может попросить ответить любого; если ответы не удовлетворяют или ответить могут не все, объединение возвращается на второй или третий этап соответственно).

Содержательные задачи игры-путешествия «Компас» реализуются через определенную тематику площадок.

Так, площадка «профили» демонстрирует профили программ, реализуемых в учреждении дополнительного образования. На площадке «центр» раскрываются особенности взаимодействия между участниками жизнедеятельности детьми и взрослыми. Площадка «Награды центра» информирует о возможностях признания успешности школьника с последующим награждением. Площадка «Зеркало» знакомит с шестью ключевыми мотивами, оформленными через образы Стихий: ««Природа», «Человек», «Знаковая система», «Художественный образ», «Человек», «Техника».

Площадка «Поиск» представляет альтернативные варианты участия в жизнедеятельности для тех подростков, кто слабо ориентирован в собственных интересах и возможностях. Работа на каждой площадке включает в себя информационный и практический блок. После посещения площадок организуется процесс уточнения, анализа и систематизации полученной информации подростками, обсуждаются индивидуальные варианты участия в жизнедеятельности детско-подростковых объединений.

Участникам каждой группы необходимо найти ответ на 30 определенных вопросов. Вопросы касаются следующих сфер: особенности содержания занятий, взаимосвязь с будущими профессиями, системы конкурсов и поощрения (возможные награды), необходимые инструменты и средства, история детско-подросткового объединения прошлых лет, герои (те кружковцы, которые занимались здесь в прошлые годы и оставили добрую память о себе своими достижениями или поступками).

Источников информации несколько. Во-первых, ответы на некоторые вопросы можно получить у любого педагога. Во-вторых, педагогами организуется ряд интерактивных площадок, где подростки могут принять участие в общении. В-третьих, на демонстрационной площадке представляется яркая схема всех видов занятий и детско-подростковых объединений, имеющихся в центре.

Первый шаг в организации самопознания подростков – познакомить участников с описаниями Стихий – мотивов или образов любительских занятий. В первом случае мы идем от потребностей, во втором от интересов, в третьем от склонностей. Второй шаг – проигрывание, а третий - вербализация ощущений, возникших в ходе проигрывания, анализ подростками причин собственной успешности / неуспешности действий, определение наиболее приемлемых занятий (объединения). Кроме того, подросткам предлагается соотнести собственные действия в ходе проб с предложенными описаниями стихий, предлагается определить наиболее близкий им образ

« Презентация детских объединений » - занятия по интересам, где школьники в течение полутора часов могут познакомиться с содержанием программы детско-подростковых объединений центра. Презентация может проводиться как на базе центра, так и в ближайших школах и ориентирует подростков в выборе занятий. Адекватная форма -«вертушка»: по периметру зала в восьми точках (в соответствии с количеством презентуемых детских объединений) расставляются кружками стулья, участники перемещаются по сигналу от точки к точке, каждое объединение представляется педагогом в течение 7-10 минут.

«Круг ориентирования» представляет собой соединение дискуссии и импровизированного концерта театральных миниатюр. В его задачи входит: расширение представлений подростков о характеристиках образов; организация сравнения подростком характеристик типов со своими индивидуальными особенностями и выбор своего наиболее подходящего образа. «Информационный круг» проходит в несколько этапов:

1)  Тестирование для определения каждым подростком своих интересов и мотивов. Тестирование организуется следующим образом: педагоги, олицетворяющие Стихии (тип профессиональных или досуговых занятий), по очереди предлагают утверждения.

Например. Педагог, на груди которого укреплена табличка «Стихия «Человек» произносит: «Я легко знакомлюсь с людьми. Поднимите руки те, кто согласен». Затем этот педагог раздает школьникам, поднявшим руки жетон красного цвета. После этого педагог, олицетворяющий стихию «Техника» говорит: «Мои изделия обычно вызывают интерес у товарищей, старших». Второй педагог раздает участникам, согласившимся с высказыванием жетоны синего цвета.

По завершению теста участники распределяются по группам - при условии преобладания какого-либо цвета среди полученных жетонов. Если у подростка оказывается равное количество жетонов, то он может сделать предварительный выбор и присоединиться к любой группе с тем, чтобы в ходе работы уточнить представления о собственных особенностях.

2) Работа в группах. Педагоги озвучивают характеристики типов, затем каждая группа готовит краткое выступление – визитную карточку. В качестве примера приведем несколько характеристик.

Художественный образ - занятия этой группы людей связаны с: преобразованием, созданием (архитектор, дизайнер, скульптор, модельер, художник, режиссер, композитор и пр.); исполнением, изготовлением изделий по образцу в единичном экземпляре (дирижер, музыкант, вокалист, актер, ювелир, реставратор, оформитель и пр.); с воспроизведением, копированием, размножением художественных произведений (мастер по росписи, шлифовщик по камню, маляр и пр.).

Природа - занятия этой группы людей связаны с: преобразованием, переработкой (садовник, технолог пищевой промышленности, рыбообработчик и пр.); обслуживанием, охраной флоры и фауны (работник лесного хозяйства, цветовод, птицевод, животновод и пр.); заготовкой продуктов, эксплуатацией природных ресурсов (охотник, рыбак, лесоруб, агроном, зоотехник и пр.); восстановлением, лечением (ветеринар, эколог, лесовод и пр.); изучением, описанием, изысканием (генетик, геолог, ботаник, зоолог, метролог и пр.).

3). Следующий этап работы предполагает разрешение подростками проблемных ситуаций. Фабула предлагаемых ситуаций может быть следующей: «Вы участвовали в волонтерской деятельности в детской больнице, где вместе с медицинскими работниками общались с больными детьми. Но тут одна из медсестер попросила Вас помочь ей составить таблицы, схемы и поработать на ПК. Согласитесь ли Вы на предложение и почему?». Если участники говорят о том, что главнее общаться с детьми, важно помочь медсестре (Стихия «Человек»), если актуальнее поработать на компьютере, в этом человек не испытывает трудностей, эта работа нравится (Стихия «Знаковая система»).

Работа проходит в такой логике: педагоги демонстрируют проблемную ситуацию, каждая группа анализирует ситуацию и выбирает тактику ее разрешения, затем представители каждой группы демонстрируют выбранную тактику, а потом группы оценивают варианты, предложенные другими, и заявляют, какой Стихии наиболее присущ каждый показанный вариант.

4) Завершается «Круг» групповой рефлексией, в ходе которой школьники определяет собственный тип (собственную стихию). Обсуждается, каковы могут быть «сильные» и «слабые» стороны личности, принадлежащей к каждому типу.

Разговор «Сильные и слабые» является продолжением работы по определению школьниками индивидуальных особенностей. Каждому из участников разговора предлагается написать на синих и желтых карточках качества собственной личности. На синих – качества, препятствующие жизненному успеху, на желтых – качества, обеспечивающие этот успех. Затем группа оценивает «сильные» стороны каждого участника разговора (оценки фиксируются на желтой карточке), когда он на время выходит из помещения. По возвращении оцениваемого педагог озвучивает оценки группы и торжественно вручает карточку подростку. Заключительным действием огонька являются «Советы постороннего». Педагог собирает в коробочку все синие карточки и зачитывает то, что на них написано (без указания авторства). Воспитанники предлагают советы по преодолению названного недостатка.

Обязательно соблюдать добровольность участия в обсуждении. Подростки, не желающие, чтобы группа их оценивала, имеют право отказаться от данной процедуры. Другое важное условие – создание положительного микроклимата на огоньке, обеспечение доверия друг другу.

Участвуя в « Магазине успеха», каждый школьник может определиться в цели и собственном варианте участия в жизнедеятельности внешкольного детско-подросткового объединения. Опыт показывает, что многие подростки испытывают затруднения в процессе самоопределения. «Магазин успеха», с одной стороны, мотивирует школьника подумать о личных смыслах участия в коллективной жизнедеятельности, а с другой – помогает сориентироваться в широком поле возможностей самореализации и самосовершенствования.

Например, в 2005 – 2007 гг. в МУДОД «Центр дополнительного образования детей «Паново» эта форма проводилась так. «Магазин Успеха» состоял из трех отделов, расположенных в отдельных помещениях. В первой секции – « Я и мир людей » могут быть представлены такие товары-«успехи»:

•  «возможность заниматься творчеством»,

•  «выбрать себе увлечение на всю жизнь»,

•  «найти место для занятий любимым делом, в соответствии с интересами и возможностями»,

•  «найти себе друга, друзей»,

•  «пообщаться с популярными, известными спортсменами, учеными, художниками, актерами, музыкантами, моряками»,

•  «проводить время с пользой и интересом» (найти место интересного проведения свободного времени),

•  «создать какой либо шедевр (прибор, устройство), поставить рекорд»,

•  стать известным и популярным (спортсменом, музыкантом-исполнителем, ведущим шоу) в своем городе,

Отдел « Я и мир человеческих занятий » предлагает следующие товары

•  «получить допрофессиональную (начальную профессиональную) подготовку по профилю»,

•  «получить базовые навыки деятельности (работы на компьютере, игры на гитаре)»,

•  «получить профессиональные умения (работы на металлообрабатывающих станках, кройки и шитья, организаторской деятельности)»,

•  «закрепить школьные знания по дисциплинам, что позволит лучше подготовиться к поступлению в вуз»,

•  «освоить целостные способы деятельности, включающие теорию и практику»,

•  «углубить свои знания, развить свои способности в соответствии с профессиональными наклонностями и интересами»,

•  «получить углублённые знания за рамками школьной программы»,

•  «познакомится с шедеврами отечественной и мировой культуры»,

•  «получить сертификат, дающий возможность продолжить обучение по данному профилю в сузе, вузе»,

•  «сделать выбор профессии, на основе подробного знакомства с различными профессиями».

В третьем отделе – « Я и мой мир » можно приобрести следующее

•  «почувствовать себя взрослым»,

•  «стать увереннее, самостоятельнее и ответственнее»,

•  «стать лидером среди сверстников»,

•  «научиться общаться со сверстниками»,

•  «стать победителем муниципальных и областных конкурсов»

•  «разобраться в себе, своих потенциале и недостатках»,

•  «целенаправленно развивать свои таланты, способности, формировать навыки и умения»,

•  «сделать выбор направления дальнейшего обучения и профессиональной деятельности»,

•  «стать автором-творцом собственной жизни»,

•  «проверить собственные возможности в той или иной сфере занятий»,

•  «стать самостоятельным и коммуникабельным»,

•  «научиться самостоятельно выбирать вид деятельности, определять свой путь в учебе».

Рассмотрев предлагаемые «товары», школьники могут совершать покупки. «Деньгами» выступают качества личности, оформленные на «белых карточках» во время разговора «Сильные и слабые». На оборотной стороне каждого товара должна стоять «цена» – перечень качеств, необходимых для достижения данного успеха. Продавцами выступают педагоги. В процессе торговой сделки они уточняют важность приобретения покупателем выбранного «товара», предлагают выбрать иной «успех». «Цена» может быть высока и тогда «товар оказывается не по карману». Тогда покупателю предоставляется возможность доказать, что он имеет необходимые качества и умения. Например, человек, претендующий на покупку «Успех лучшего ведущего городских шоу», может исполнить экспромтом какой-либо номер.

Если в «Магазине успеха» подросток выбирает свою цель участия в игре, общаясь с педагогом, то «Яблоня возможностей» предполагает самостоятельное осмысление выбора. Для проведения мероприятия необходимо небольшое закрытое помещение. В центре устанавливается дерево с висящими на нем «яблоками», выполненными из бумаги. На оборотной стороне каждого яблока делается надпись – определенный успех, который можно достичь за учебный год занятий в центре. В качестве возможностей могут быть использованы такие же карточки, как и товары в магазине успеха. Каждый участник мероприятия рассматривает яблоки, не переговариваясь при этом с другими. Присутствующий педагог может только лаконично отвечать на адресованные ему вопросы. Рассмотрев яблоки, подросток может выбрать наиболее привлекательное и унести его с собой. В случае, если участник не находит привлекательных вариантов, он может придумать свой и надписать его на оборотной стороне «чистого» яблока. Чтобы создать атмосферу созерцания, сосредоточенности, мы предлагаем использовать сумеречное время суток и свечи, медитативную музыку. При входе в помещение участников встречают педагоги, исполняющие роль интересов. Они объясняют цель посещения каждым «Яблони возможностей», правила работы.

Форма «Письмо в будущее» завершает этап включения подростка в коллективную жизнедеятельность внешкольного объединения. Оно позволяет школьнику спроектировать свое участие в жизнедеятельности детско-подросткового объединения. Данная форма получила свое название потому, что каждый воспитанник пишет его как поздравление себе в связи с окончанием года занятий в детском объединении. «Письмо в будущее» предоставляет подростку возможность конкретизировать успех и описать путь его достижения. Педагог объясняет воспитанникам суть задания. Затем каждый участник выполняет задание самостоятельно, при необходимости получая консультации педагога. Подросткам были предложены длинные узкие полоски бумаги. В начале полоски каждый обозначал ресурсы, которыми обладает (возвращаясь к «белым карточкам»), в конце – выбранный успех. Остальное пространство занимал рассказ о том, что и как игрок делал для достижения своего успеха.

Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания: Учебное пособие для ВУЗов. – М: Педагогическое общество России, 2001.- С.255.

Материалы готовятся к публикации в издательстве «ВЛАДОС» Б.В. Куприянов, О.В. Миновская, Л.С. Ручко Ролевая игра в детском загородном лагере: учебно-методическое пособие для организаторов летнего отдыха детей и студентов педагогических специальностей вузов/ Под ред. А.В. Мудрика.– М.: ВЛАДОС, 2008.– 220с.

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение