Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование и учебные пособия

Психология > Психология и школа

А.Г. Лидерс
доцент кафедры
возрастной психологии
ф-та психологии МГУ

Е.Н. Спирева
Психолог школы № 1071,
Психолог УЦ “Перспектива”
дет. сад УВК № 1825

Стиль семейного воспитания и личностные особенности родителя

Под родительским стилем понимается “система, или совокупность, родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним” /1/. В литературе, будем говорить об отечественных специалистах, описана достаточно обширная феноменология родительского отношения, стилей воспитания, а также их следствий – формирование индивидуально- характерологических особенностей ребенка в рамках нормального или отклоняющегося поведения (Захаров А.И., Эйдемиллер Э.Г. , Личко А.Е., Спиваковская А.С.). Исследований, касающихся личностных особенностей родителей и их влияния на особенности родительского отношения в литературе встречается меньше, в основном это можно встретить у Захарова А.И. (но в русле опять же выраженных личностных и даже невротических изменений у родителей). В описании типов, характеристик отношений, которые встречаются в публикациях, положен тот или иной принцип: контроля, любви и т.д. и все равно, литературные данные не могут окончательно прояснить вопроса о типах родительского отношения. Нередко исследователи, по мнению некоторых специалистов, вообще не различают внутреннюю структуру и типы родительских отношений. Эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты присутствуют во многих типологиях родительского отношения. Но не ясно конкретное количественное и качественное отношение их в собственно родительском отношении.

Вообще под понятием “отношение” в психологии понимается позиция личности к тому, что ее окружает. В социальных общностях (а к ним относится и семья) у составляющих их людей представлены не отношения, а взаимоотношения. Взаимоотношение – это взаимная позиция одной личности к другой, при этом отношения и взаимоотношения это стороны общения. И если в отношении не обязательно присутствует обратный сигнал, то при взаимоотношении постоянно осуществляется обратная связь, при чем разной модальности (отрицательная или положительная). Семья – это тоже социальная группа, в которой функционируют те же механизмы. В ней есть субъект (родитель), с определенными характеристиками и объект влияния (ребенок), который также наделен определенными свойствами. Между ними существуют взаимоотношения, взаимодействия, взаимовлияния. Но нужно отметить, что объект является одновременно и субъектом, активно реагирующим на все предъявляемые ему воздействия (влияния), взаимодействующий определенным образом с субъектом. Объект, наделенный какими-то свойствами, заставляет реагировать, относиться к нему субъекту определенным образом, но обратная связь от субъекта проходит еще и через призму собственного набора свойств, характеристик. Таким образом, в межличностном взаимодействии предполагается активный обмен информации между субъектом и объектом. При этом само влияние личности может рассматриваться как атрибут самой личности, как ее обязательная характеристика. Вполне возможно, что детско-родительские отношения – это не только отношения между родителем и ребенком, но и взаимоотношение, взаимовлияние, активное взаимодействие родителя и ребенка. То есть “формирование” стиля семейного воспитания - это взаимообусловленный, обоюдный процесс, за который отвечают и родитель, и ребенок.

При знакомстве с методиками, которые операционализируют стиль семейного воспитания (особенности родительского отношения), складывается впечатление, что эти методики диагносцируют личностные особенности родителя, чем собственно личностное отношение родителя к конкретному ребенку и в этом смысле правомочно говорить, что стиль семейного воспитания особым образом связан не только с индивидуально-психологическими особенностями ребенка (см. статью Спиревой Е.Н. в “Журнале практического психолога” - “Связь стиля семейного воспитания с темпераментными особенностями ребенка по тесту Кэри” /4/), но и с личностью родителя.

Стиль семейного воспитания является своего рода реализацией личности, своеобразной характеристикой личности родителя. Можно предположить, что родитель с теми или иными личностными особенностями, как правило, будет реализовывать вполне определенный стиль или близкие стили семейного воспитания. Для проверки этой гипотезы необходимо было выбрать методику, операционализирующую личностные свойства и соответственно методику для описания особенностей воспитательного отношения. На наш взгляд, такой методикой стала методика ИТО (индивидуально-типологический опросник), разработанный Собчик Л.Н./3/. С его помощью возможно определение базисных типологических свойств личности, он лаконичен и удобен для использования. Помимо измеряемых типологических шкал он содержит шкалу достоверности. Состоит из 91 вопроса. А для операционализации стиля родительского отношения выбрали опросник “Анализ семейных взаимоотношений” (АСВ) Э.Г.Эйдемиллера/5/ и опросник ВРР (взаимодействие родителя с ребенком), разработанный Марковской И.М /2/. Выбор был не случайным. Данные опросники имеют формы для детей дошкольного и младшего школьного возраста (этот возрастной диапазон в нашем исследовании), просты в применении и обработке, достаточно валидны и надежны.

С учетом выбранных методик мы формулируем рабочие гипотезы (см. далее).

Эти гипотезы проверялись на следующей выборке:

Объектом данного исследования стали мамы в возрасте от 22 до 38 лет, имеющих детей от 3 до 11 лет, посещающих детские сады, студии, школу ЮЗАО. Семьи полные, не этнические, имеющие от 1 и более ребенка. Обследование проходило в 2000-2001 году. В исследовании приняло участие 50 мам с детьми младшими школьниками и 40 мам с детьми дошкольниками. Все методики выдавались на руки.

Предметом исследования стали: родительское отношение и индивидуально-психологические особенности родителя.

Полученные данные обрабатывались методом статистической обработки (корреляционный анализ). Для удобства полученные значимые корреляционные связи сведены в таблицу 1 (см. далее). Анализ и обсуждение результатов проводим с точки зрения выдвинутых гипотез.

Гипотезы о связи индивидуально-психологических особенностей мамы со стилями семейного воспитания.

1. Экстравертированная мама (активная, непосредственная, открытая в эмоциональных проявлениях) будет больше внимания, сил, времени уделять воспитанию ребенка, будет достаточно удовлетворять потребности ребенка. Но будет требовательна, больше предъявлять запретов в воспитании. По поводу воспитания в семье возможна конфронтация.

2. Спонтанная мама, склонная к раскованному самоутверждению, наступательности, к лидированию будет также уделять ребенку много времени, сил, предъявлять чрезмерное число требований, запретов, санкций. Возможно, будет игнорировать удовлетворение потребностей ребенка. В семье также воспитательная конфронтация и отсутствие сотрудничества между родителем и ребенком.

3. Агрессивная мама, возможно, будет уделять ребенку меньше внимания (гипопротекция), может игнорировать удовлетворение потребностей ребенка, а также предъявлять ребенку повышенное число запретов, санкций и пониженное число требований. Мама склонна, скорее всего, к эмоциональному отвержению ребенка, эмоциональной дистанции, в семье чаще воспитательная конфронтация и отсутствие сотрудничества с ребенком.

4. Ригидная мама будет больше предъявлять требований, запретов. Мама будет контролировать ребенка, уделять достаточное количество времени, сил в воспитании.

5. Интровертированная мама (погруженная в свой внутренний мир, замкнутая) склонна к гипопротекции в воспитании, когда ребенок оказывается на периферии внимания. Такая мама будет предъявлять недостаточно требований, запретов, санкций. В воспитании чаще наблюдается отсутствие сотрудничества между родителем и ребенком, чаще эмоциональная дистанция с ребенком.

6. Сензитивная мама будет уделять ребенку много внимания, сил, в воспитании будет скорее ребенку потакать, предъявлять мало требований, запретов, мало наказывать. В воспитании часто наблюдается тревожность за ребенка, эмоциональная близость с ребенком.

7. Тревожная мама также будет уделять ребенку много внимания, сил времени в воспитании, ребенку скорее потакает, предъявляет мало требований, запретов, мало наказывает. В воспитании часто наблюдается тревожность за ребенка, чаще будет его инфантилизировать.

8. Лабильная мама, склонная к компромиссам будет достаточно уделять времени, сил воспитанию ребенку, удовлетворять потребности ребенка (потакать), будет предъявлять меньше запретов, санкций, но больше требований к ребенку. С ребенком ей легче сотрудничать, наблюдается эмоциональное принятие ребенка, близость.

Анализ полученных результатов

Полученные нами данные по тесту ИТО с одной стороны и опросникам АСВ и ВРР с другой стороны подверглись корреляционному анализу с помощью машинной обработки (программа Statistica). В таблице 1 представлены только значимые (как отрицательные, так и положительные) корреляции каждого из показателей теста ИТО с соответствующими показателями стилей семейного воспитания. В скобках после каждого параметра стоит цифра соответствующего коэффициента корреляции.

Таблица 1. Значимая корреляционная связь параметров т. ИТО с АСВ и ВРР

Шкала (ИТО)

АСВ + ВРР 3-7 лет

(ки=40;
К>(или =) 0,31 - р<(или =) 0,05)

АСВ+ ВРР 8-12 лет

(ки=50;
К>(или =) 0,29 - р<(или =) 0,05)

Экстраверсия

-гиперпротекция (0,39)

-игнорирование потребностей (0,36)

-неразвитость родит. чувств (0,31)

-воспитательная конфронтация (0,41)

+чрезмерность требований (0,32)

+ тревожность (0,32)

Спонтанность

-недостаточность требований (0,38)

-фобия утраты (0,42)

-неразвитость родительских чувств(0,42)

+ отвержение-принятие (0,37)

+потворствование (0,32)

- фобия утраты (0,32)

Агрессивность

+потворствование (0,32)

+чрезмерность требований (0,45)

+гипопротекция (0,31)

+потворствование (0,30)

+недостаточность запретов (0,32)

+неустойчивость стиля (0,34)

+вынесение конфликта (0,34)

-непоследовательность-последовательность (0,45)

+воспитательная конфронтация (0,33)

Ригидность

+расширение родительских чувств (0,37)

+предпочтение детских качеств (0,35)

+нетребовательность-требовательность (0,31)

Интровертированность

+недостаточность требований (0,33)

+расширение родительских чувств (0,42)

+предпочтение детских качеств (0,33)

+воспитательная неуверенность (0,39)

+фобия утраты (0,39)

+неразвитость родительских чувств (0,38)

+предпочтение женских качеств (0,63)

+ гипопротекция (0,29)

+предпочтение детских качеств (0,31)

Сензитивность

+предпочтение женских качеств (0,35)

+автономия – контроль (0,39)

-сотрудничество (0,31)

+тревожность (0,38)

-потворствование (0,34)

-чрезмерность запретов (0,37)

-недостаточность запретов (0,33)

+тревожность (0,37)

Тревожность

 

+предпочтение женских качеств (0,30)

Лабильность

________

__________

Шкала экстраверсии

Как показали результаты у мам, имеющих детей дошкольного возраста, чем больше экстравертированность, тем меньше внимания, сил, времени будет уделять воспитанию ребенка, но тем больше мама будет стремиться удовлетворять потребности ребенка (как духовные, так и материальные). У экстравертированной мамы меньше выражена неразвитость родительских чувств и в семье такой мамы меньше воспитательной конфронтации по поводу воспитания ребенка.

Для родителей имеющих детей более старшего возраста, экстравертированность мамы влечет за собой чрезмерность требований в воспитании, а также привносит тревожность в отношениях с ребенком этого возраста.

Шкала спонтанность

Мама, склонная к самоутверждению, наступательности, лидированию в отношениях в воспитании ребенка дошкольного возраста будет предъявлять достаточно требований к нему, эмоционально принимать его. У такой мамы меньше выражена неразвитость родительских чувств и она будет меньше испытывать страх потери за ребенка.

Спонтанная мама, имеющая ребенка младшего школьного возраста будет потакать, максимально и некритически удовлетворять любые потребности ребенка и у нее также будет меньше выражена фобия утраты ребенка.

Шкала агрессивность

Агрессивная мама, склонная к самоутверждению, активной самореализации, отстаиванию своих интересов, иногда агрессивно самоутверждаясь вопреки интересам окружающих (вплоть до явных агрессивных высказываний или действий), имеющая ребенка дошкольника в воспитании будет ему потакать, удовлетворяя любые потребности, а также предъявлять чрезмерность требований - обязанностей.

У агрессивной мамы ребенка младшего школьного возраста в воспитании будет наблюдаться ситуация, при которой ребенок оказывается на периферии внимания родителя, до него “не доходят руки”, родителю не “до него”, но в то же время агрессивная мама будет потакать ребенку, удовлетворять все его запросы, в воспитании будет также предъявлять недостаточность запретов. В воспитании мама непоследовательна, неустойчива в воспитательных приемах, с резкими переходами от очень строгого к либеральному и затем, наоборот, к переходу от значительного внимания к эмоциональному отвержению ребенка. В семье агрессивной мамы часто наблюдается воспитательная конфронтация и внесение конфликта между супругами в отношения с ребенком.

Шкала ригидность

Ригидная мама, субъективная в своих оценках, с инертностью установок и настойчивостью личности, склонной к педантизму, настороженной подозрительности, имеющая ребенка дошкольника в воспитании будет излишне инфантилизировать ребенка. У нее будет наблюдаться расширение родительских чувств, которое проявляется в неосознанном стремлении того, чтобы ребенок стал бы для нее чем-то большим, нежели просто ребенком, удовлетворял бы часть потребностей, которые в обычной семье должны быть удовлетворены – потребность во взаимной исключительной потребности, частично- эротические потребности.

Ригидная мама, имеющая ребенка более старшего возраста будет очень требовательна в воспитании.

Шкала интровертированность

Интровертированная мама, замкнутая, обращенная в свой внутренний мир в воспитании ребенка дошкольника будет предъявлять недостаточность требований, у нее будет наблюдаться стремление к расширению родительских чувств, излишняя инфантилизация ребенка, воспитательная неуверенность и страх утраты ребенка. Для нее также характерна неразвитость родительских чувств и предпочтение в воспитании ребенка культивировать, не зависимо от пола, женские черты.

У интровертированной мамы, имеющей ребенка более старшего возраста в воспитании будет наблюдаться гипопротекция, когда ребенок оказывается на периферии внимания. Мама также будет культивировать в ребенке детские качества.

Шкала сензитивность

Чувствительная, конформная, зависимая мама в воспитании ребенка дошкольника будет культивировать женские черты (не зависимо от пола), сензитивная мама будет контролировать, мелочно опекать, навязываться ребенку, ограничивать его самостоятельность. Чем мама чувствительнее, тем меньше наблюдается сотрудничества во взаимоотношениях у нее с ребенком, тем больше в воспитании наблюдается тревожность за ребенка.

Чувствительная мама, имеющая ребенка младшего школьного возраста будет меньше потакать ребенку. Для мамы характерно также снижение недостаточности запретов в воспитании и одновременно чрезмерности запретов.

Шкала тревожность

Для тревожных мам, имеющих детей дошкольников значимых связей с нарушениями в воспитании не выявилось.

Для мам с детьми младшими школьниками характерно предпочтение женских качеств в воспитании ребенка независимо от пола.

Шкала лабильность

Значимых связей лабильности матерей с детьми обоих возрастов с особенностями родительского отношения не выявилось.

Обсуждение результатов

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение