Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:
Продажа пластиковые корзины корзина роз mir-korzin.ru

Учебное оборудование и учебные пособия

Психология > Психология и школа

Стиль семейного воспитания и личностные особенности родителя

В начало статьи

Обсуждение полученных результатов

Обсуждение полученных результатов ведем с учетом выдвинутых гипотез.

Шкала экстраверсии

Полученные данные показывают, что чем больше экстравертированность мамы, имеющей ребенка дошкольного возраста, тем меньше будет контролировать, уделять внимание, сил, времени в воспитании, но будет, что неожиданно, и меньше игнорировать потребности ребенка. Возможно, что низкий контроль связан с проявлением доверия к ребенку или стремлением родителя привить ему самостоятельность, их дети не лишены родительского общения, их потребности удовлетворяются, что благоприятно для формирования личности ребенка. У родителей экстравертов меньше выражена неразвитость родительских чувств, возможно, это связано с тем, что данной маме свойственна социальная активность, активная самореализация, которая предполагает в том числе и стремление реализовать себя в ребенке, “продолжить себя”, возможно отсюда и это снижение контроля к ребенку со стороны такой мамы, которая таким образом стремится привить самостоятельность ребенку, поддержать инициативу и в конечном итоге способствовать активной самореализации своего ребенка. В семье мам - экстравертов меньше воспитательной конфронтации по поводу воспитания ребенка.

Для мам экстравертов, имеющих детей младшего школьного возраста в воспитании отмечается чрезмерность требований - обязанностей и возрастание тревожности за ребенка. Возможно, что это связано с возрастающей автономией ребенка, и мать, тревожась за ребенка, старается удержать его с помощью увеличения числа требований к нему.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась отчасти. Не подтвердилась, что у мамы экстраверта в воспитании чаще наблюдается гиперпротекция, что она больше предъявляет запретов и в семье чаще наблюдается воспитательная конфронтация. С другими параметрами значимой связи не выявилось.

Шкала спонтанности

Спонтанная мама, активная, склонная к наступательности, лидированию, с высокой потребностью в самоутверждении в воспитании дошкольника будет скорей всего требовательна, будет меньше склонна к фобии утраты ребенка и у нее будет меньше выражена неразвитость родительских чувств, такая мама знает что хочет, уверенна в себе, с высоким потенциалом реализации себя (в ребенке, работе и т.д.). Ребенка такая мама, что довольно важно, эмоционально принимает.

Ребенку младшего школьного возраста спонтанная мама чаще потакает и у нее также меньше выражен страх потери ребенка. Возможно, что в старшем возрасте это стремление матери реализовать себя, самоутвердиться, которое свойственно ей как типологическое свойство оборачивается в то что, потакая (удовлетворяя все потребности), мать тем самым желает дать ребенку то, чего был сам лишен в свое время родителями, то чего не достиг и т.д.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась не вся. Подтвердилась требовательность такой мамы в воспитании.

Шкала агрессивности

Как показали результаты, агрессивная мама ребенку дошкольнику чаще склонна потакать и неожиданно, то, что одновременно будет предъявлять чрезмерность требований. Возможно, что родители могут осуществлять определенный обмен, или манипуляцию – ты сделаешь что-то, что я требую от тебя, за это ты получишь то, что ты хочешь (при этом некритически удовлетворяя любые желания ребенка).

В воспитании ребенка младшего школьного возраста агрессивная мама чаще всего склонна оставлять ребенка на периферии внимания, за него берутся лишь время от времени (гипопротекция), мама предъявляет при этом недостаточное число запретов, в этом случае ребенку “все можно”, даже если и существуют какие-либо запреты, в которых мама к тому же непоследовательна (как неустойчива и в других воспитательных приемах, сегодня одно запрещает, требует, завтра – другое), ребенок их легко нарушает, зная, что с него никто не спросит, так как нет контроля за его поведением. Возможно, что это связано с тем, что занимаясь только собой, активно самоутверждаясь, иногда вопреки интересам, потребностям окружающих, мама “забывает” о близких - отсюда и гипопротекция и недостаточное число запретов. Возможно, что когда мамы и занимаются воспитанием, то ребенку, также как и мамы дошкольников, потакают (как своего рода компенсация за “невнимание” - лучше отделаться дорогой игрушкой, конфетой, чем наладить теплые, доверительные отношения). Агрессивная мама младшего школьника, которой свойственно стремление к самореализации, к самоутверждению, к отстаиванию только своих интересов, также негибкость в общении, а при высоких баллах по этой шкале мама склонна даже к агрессивной манере самоутверждения вопреки интересам окружающих, вплоть до явных агрессивных высказываний или действий, чаще выносит конфликт между супругами в отношения с ребенком, в семье часто воспитательная конфронтация.

Таким образом, наша гипотеза в основном подтвердилась, но что неожиданно, так это то, что агрессивная мама дошкольника одновременно ребенку и потакает, и чрезмерно требует. Подтвердилась гипопопротекция, пониженное число требований (в воспитании младших школьников) и воспитательная конфронтация в семье агрессивной мамы. Между остальными параметрами нашей гипотезы не выявилось значимой связи.

Шкала ригидность

Ригидная мама, с “жесткостью” установок в воспитании ребенка дошкольника чаще обнаруживает расширение родительских чувств, она предпочитает видеть и культивировать в ребенке все еще детские качества, тем самым, пытаясь удержать возле себя взрослеющего ребенка, чтобы он смог удовлетворить ее потребности (потребности во взаимной исключительности, частично – эротически потребности и т.д.).

Ригидная мама ребенка старшего возраста в воспитании требовательна, она не может или не хочет идти на компромисс с ребенком, чтобы установить оптимальный уровень требований, не задевающий и учитывающий права и достоинства ребенка, она выполняет роль, своего рода “морализатора” в воспитании, устанавливая, что ребенок должен или не должен делать, как поступать.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась отчасти – ригидная мама, действительно, требовательна. С остальными параметрами гипотезы значимой связи не выявилось. Хотя это требует дальнейшего исследования.

Шкала интровертированности

Интровертированная мама, склонная к уходу в свой внутренний мир, мир идеалов, замкнутости, ребенку дошкольнику будет предъявлять недостаточность требований в воспитании, как и предполагалось. Неожиданно то, что у мамы - интроверта много своих психологических (личностных) проблем, которые она решает за счет ребенка (у мам экстравертов, как правило, как показали результаты, нарушения минимальны и незначительны). У интровертированной мамы часто наблюдается неразвитость родительских чувств, а также расширение родительских чувств и воспитательная неуверенность. Мама – интроверт также очень часто инфантилизирует ребенка, возможно, поэтому и недостаточность требований в воспитании, у нее часто наблюдается страх потерять ребенка. В воспитании мама также очень часто предпочитает культивировать женские качества у ребенка. Эти результаты довольно интересны, так как с одной стороны для интровертов характерна высокая рефлексивность, напряженная внутриличностная работа по самосовершенствованию, а с другой стороны личностные проблемы выливаются, оставаясь, как показывает практика, непроработанными (или частично проработанными) и накладывая отпечаток на их взаимоотношения с людьми (в нашем случае с детьми). Свои проблемы мамы интроверты в большей степени, чем экстравертированные мамы, как показали результаты, склонны “отыгрывать” в воспитании детей. Но возможно, это нужно исследовать отдельно.

В воспитании интровертированной мамы ребенка младшего школьного возраста чаще наблюдается гипопротекция, воспитанию ребенка мама уделяет крайне мало времени, ребенок оказывается на периферии внимания такой мамы, она предпочитает культивировать в ребенке детские качества, инфантилизировать его, как и мама дошкольника. Возможно, это связано с тем, что мама, погруженная в только в свой внутренний мир, склонная к мечтам и фантазиям не замечает, или не хочет замечать, что ее ребенок взрослеет, или уже повзрослел, продолжает считать его все еще “маленьким”.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась. Действительно, для интровертированной мамы больше свойственна гипопротекция в воспитании, недостаточность требований. С остальными параметрами нашей гипотезы значимой связи не выявилось.

Шкала сензитивности

Как показали результаты, сензитивная, чувствительная, зависимая мама дошкольника в воспитании будет больше контролировать ребенка, возможно, это связано с присущей ей тревожностью (сензитивность представляет собой сплав интровертированности и тревожности), которую она проецирует в отношения с ребенком, поэтому отсюда и высокий контроль, проявляющийся в мелочной опеке, ограничительстве (контролируя, оберегает). Но из-за этого возможно и наблюдаемое отсутствие сотрудничества с ребенком, в котором она к тому же часто культивирует женские качества не зависимо от его пола.

Сензитивная мама ребенку младшему школьнику предъявляет, что неожиданно как чрезмерность, так и недостаточность запретов (хотя точнее будет сказать: с увеличением сензитивности мамы снижается чрезмерность запретов к ребенку, но изменяется ситуация одновременно и с недостаточностью запретов в воспитании - в сторону увеличения. Хочется предположить, что чувствительная мама в воспитании находит оптимальный уровень запретов. Но это только предположение, которое нуждается в дальнейшей проверке). Сензитивная мама, как показали результаты, не склонна к потаканию. У мамы ребенка этого возраста, как и у сензитивной мамы дошкольника наблюдается тревожность в отношениях с ребенком, возможно, отсюда то чрезмерность (тогда она, действительно не потакает ребенку), то недостаточность запретов в воспитании.

Таким образом, наша гипотеза в целом подтвердилась. Действительно, тревожная мама будет контролировать ребенка, предъявлять недостаточность запретов (но как выяснилось и чрезмерность запретов) и будет тревожна за ребенка в воспитании. С другими параметрами не выявилось значимой связи.

Шкала тревожность

Как показали результаты, значимой связи между тревожностью мамы дошкольника и нарушениями в воспитании не выявилось. Вполне возможно, что тревожная мама осторожна в принятии решений, ответственна по отношению к окружающим, поэтому она будет стараться адекватно воспитывать ребенка, оптимально предъявляя число требований, запретов и т.д. Хотя неожиданно, что тревожность, как индивидуально-психологическое свойство не связано, как показали результаты, с тревожностью в воспитании ребенка или фобией утраты ребенка. Возможно, это связано с неоднозначностью самого понятия тревожности. Тревожность (или просто тревога) присуща в той или иной мере любому человеку, но как, утверждает Собчик Л.Н., присуща больше женскому полу, как характерная половая особенность. Вполне возможно, что испытуемые мамы в большинстве своем высоко тревожны, поэтому значимой корреляционной связи с тревожностью в воспитании не выявилось.

Для тревожной мамы ребенка младшего школьного возраста характерно предпочтение женских качеств в ребенке.

Таким образом, наша гипотеза не нашла свое подтверждение, что неожиданно, но это нуждается в дальнейшем исследовании.

Шкала лабильность

Как показали результаты, для лабильной мамы детей обоих возрастов значимой связи с нарушениями в воспитании не выявилось. Возможно, что лабильная мама, как впрочем и тревожная мама, склонные к компромиссному стилю социального поведения в воспитании ребенка обнаруживают меньше нарушений или имеют незначительные. Можно привести также пример того, что среди тревожных людей чаще встречаются воспитатели, учителя и представители других профессий, требующих самоотречения и нуждающихся в щадящей социальной нише (священнослужители, миссионеры, общественные деятели, борцы за воплощение в жизнь гуманных идей). Интересно также отметить, что среди женщин чаще встречаются сензитивные, тревожные и эмотивные типы реагирования, которые являются характерной половой принадлежностью. Возможно поэтому предпочтение женских качеств в ребенке (не зависимо от пола ребенка) часто будет наблюдаться в воспитании тревожной, сензитивной мамы (как показали результаты, это нарушение наблюдается только у мам с этими типологическими особенностями, а также у интровертированных мам). Таким образом, наша гипотеза не подтвердилась. Но исследования должны быть продолжены.

Выводы

В начало статьи

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение