Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:
элитные девушки.

Учебное оборудование и учебные пособия

Психология > Психология и школа

Связь стиля семейного воспитания с темпераментом ребенка

В начало статьи

Обсуждение результатов

Обсуждение полученных результатов проводим в трех направлениях.
Во-первых, подтверждают ли полученные нами результаты нашу гипотезу о том, что стиль семейного воспитания выбирается родителями не случайно, а связан с индивидуально-психологическими особенностями ребенка.
Во-вторых, необходимо выявить распределение стилей семейного воспитания по возрастам – отдельно для дошкольников и младших школьников, для того чтобы изучить особенности воспитания родителей ребенка того или иного возраста.
В-третьих, попробовать определить связь стиля семейного воспитания (руководствуясь тем, что стиль воспитания – понятие комплексное, оно не должно сводится только к отдельно взятой технике, приему) с теми или иными темпераментными особенностями ребенка.

1. Шкала активность

Таким образом, полученные данные позволяют утверждать, что активному ребенку дошкольнику родители предъявляют минимальное число требований – обязанностей в семье, что неожиданно, при этом родители еще и непоследовательны в этих требованиях к ребенку. Возможно, это связано и с возрастом ребенка, и с тем, что шустрого, бойкого ребенка труднее привлечь к повседневным обязанностям. Такой ребенок не может долго сидеть на месте, ему нужно бегать, прыгать и вообще активно двигаться. Родители активного ребенка характеризуются недостаточным удовлетворением потребностей ребенка (как духовных, так и материальных). Это может быть связано с тем, что излишне активного ребенка родители бессознательно отвергают, испытывают неудовлетворение от общения с ребенком, поэтому возможно, что медлительный ребенок, или, по крайней мере, менее подвижный - это более “удобный” ребенок для родителей (всегда при Вас, спокойный, неторопливый). У родителей подвижных детей чаще отмечается в воспитании неразвитость родительских чувств, внешне это может проявляться в нежелании иметь дело с ребенком, в плохой переносимости его общества, в поверхности интереса к его делам, отсюда и игнорирование потребностей ребенка. Родители чаще проецируют на активного ребенка свои собственные нежелательные черты характера, которые чувствуют, но не признают в самих себе.

Родители младшего школьного возраста также предъявляют активному ребенку недостаточность требований и, как правило, склонны игнорировать потребности ребенка (как духовные, так и материальные). Активного ребенка этого возраста родители уже склонны больше наказывать. Родители также бессознательно отвергают такого ребенка, испытывают неудовлетворение от общения с ним (вполне возможно, родители считают (хотя иногда и не без основания), что подвижный ребенок приносит много не нужных, с точки зрения родителей хлопот).

С активным ребенком этого возраста родителям становится все труднее сотрудничать (труднее договориться о чем-то, труднее предупредить от ошибок и т.д.), возможно это связанно с возрастанием автономии, самостоятельности ребенка младшего школьного возраста (ведь ребенок стоит уже одной ногой в младшем подростковом периоде, к тому же ребенок – активный), отсюда возможно и возрастание страха потери ребенка, и увеличение количества наказаний (своего рода “охранительные” санкции с точки зрения родителей), хотя, конечно, легче наказать (снять напряжение с себя), чем признать права и достоинства ребенка и установить доверительные отношения. Родители также склонны проецировать на активного ребенка собственные нежелательные качества, для них также характерна неразвитость родительских чувств.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась частично. Не обнаружилось связи между активностью ребенка и гиперпротекцией, а также с повышенным числом запретов. Неожиданно, что активному ребенку предъявляется недостаточное число требований – обязанностей. В целом отношение к активному ребенку (воспитание) родителей дошкольников и младших школьников почти одинаково. С той лишь разницей, что у родителей активных младших школьников в воспитании наблюдается возрастание числа наказаний, отсутствие сотрудничества и нарастание страха потерять ребенка.

Шкала ритмичность (предсказуемость)

Результаты показали, что у родителей нерегулярного ребенка – ребенка дошкольника (нерегулярного в своих физиологических проявлениях – сне, еде, дефекации, смене активности и т.д.) отмечается уменьшение стремления видеть в ребенке еще “маленького” и возрастание страха потери ребенка. Видимо, это связано с неуверенностью родителя, боязнью ошибиться, к нерегулярному ребенку труднее приспособиться, взаимодействовать и это может повышать страх за ребенка и чем выше неритмичность ребенка, тем меньше родитель предпочитает видеть в ребенке “детскость”. Скорее неритмичность он может воспринимать как своего рода взросление ребенка, возрастание его самостоятельности – когда хочет, тогда и спит, когда хочет, тогда и идет гулять и т.д. Но это только повышает страх потерять ребенка.

Нерегулярному ребенку (точнее непредсказуемому в поведении) более старшего возраста родители предъявляют, что неожиданно, недостаточное число требований-обязанностей, возможно рассуждая “что с него требовать, если не знаешь, что от него ожидать, на него труднее положиться, он безответственен”. Тем более что с непредсказуемым ребенком родителю труднее установить взаимодействие (сотрудничать с ним).

Таким образом, наша гипотеза о том, что нерегулярному ребенку родители будут предъявлять больше требований, запретов, наказаний подтвердилась не вся. Неожиданно, что родители будут предъявлять недостаточное число требований – обязанностей непредсказуемому ребенку. Подтвердилась то, что с непредсказуемым ребенком, действительно, труднее сотрудничать.

Шкала приближение – удаление к/от

Полученные данные показали, что для возраста 3-7 лет значимой связи по этой шкале и стилем семейного воспитания не обнаружилось.

Для возраста 8-12 лет отмечается, что с возрастанием реакции удалении ребенка, родители ему больше потакают, стремятся к максимальному некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка, инфантилизируют ребенка, еще больше затрудняя его социальную адаптацию среди сверстников и вообще в социуме.

Таким образом, наша гипотеза о том, что неконтактного ребенка родители будут опекать, потакать подтвердилась (но значимая связь обнаружилась только для младшего школьного возраста).

Шкала приспособляемость

Анализ данных позволил утверждать, что родители дошкольников, чьи дети неприспособленны (плохо адаптируются к среде, к изменениям в жизни и т.д.) уделяют больше времени, сил, внимания ребенку, но при этом игнорируют потребности ребенка – так называемое “спартанское воспитание”. Родители также неприспособленному ребенку предъявляют недостаточное число требований, а если и делают это, то непоследовательны в своих требованиях (сегодня одно, завтра другое). С увеличением неприспособленности ребенка дошкольника, родители больше наказывают. Для родителей неприспособленного ребенка дошкольника чаще характерна воспитательная неуверенность, неразвитость родительских чувств. К неприспособленному ребенку дошкольнику родители чаще испытывают эмоциональную дистанцию, возможно поэтому “ спартанское воспитание”, и недостаточная требовательность, и увеличение числа наказаний в воспитании такого ребенка.

Родители неприспособленного ребенка более старшего возраста также предъявляют недостаточность требований в воспитании. Для них характерна неудовлетворенность от общения с ребенком, и им труднее взаимодействовать, сотрудничать с таким ребенком.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась отчасти. Действительно, неприспособленному ребенку будут предъявлять меньше требований, родители отношениями с ребенком будут неудовлетворенны. Но неприспособленного ребенка будут чаще наказывать (ребенка дошкольника). С другими параметрами значимой связи не выявилось.

Шкала интенсивность

Полученные результаты показали, что для родителей дошкольников значимой связи интенсивности эмоциональной реакции и стилем воспитания не выявилось, что неожиданно.

Для родителей детей младшего школьного возраста обнаружилась зависимость, что с увеличением интенсивности эмоциональной реакции ребенка больше игнорируются потребности ребенка. Возможно, это связано с чаще наблюдаемой неразвитостью родительских чувств у этих родителей, бессознательно отвергающим отношением, неудовлетворенностью от общения со всегда бурно реагирующим на все ребенком.

Таким образом, наша гипотеза о том, что ребенку с высокой интенсивностью эмоциональных реакций будут предъявлять больше требований, запретов, наказаний, и что ему будет уделяться больше внимания подтвердилась не полностью. Подтвердилась неудовлетворенность от общения, эмоциональная дистанция у родителя с таким ребенком.

Шкала настроение

Полученные результаты показывают, что ребенку дошкольнику с преобладающим негативным настроением родители предъявляют недостаточность требований – обязанностей. Видимо это связано с тем, что родители “идут на поводу” у ребенка, предпочитая не требовать (или заставлять) с него что-то, чтобы не вызывать очередной “приступ” негативной реакции. У родителей таких дошкольников чаще наблюдается неразвитость родительских чувств и что неожиданно, чаще проецируют на ребенка женские качества. Возможно, это связано с неосознаваемым непринятием ребенка мужского пола у испытуемых (мам) – они скорей всего такое плохое настроение приписывают всем мужчинам, рассуждая, что плохое настроение характерно только мужчинам, а женщины лишены этого – у них всегда хорошее, ровное настроение, и любой человек, будь то мужчина или женщина, должны стремится к этому позитивному настроению. Возможно также, что в нашем исследовании (18 девочек и 22 мальчика) преобладание негативного настроения характерно все же для девочек, а для мальчиков это настроение будет характерно, только если в воспитании наблюдается проекция женских качеств. То есть негативно окрашенное настроение характерно для девочек (женщин), возможно, что это связано с лабильностью, чувствительностью психики женского организма (особенности правополушарной латерализации), хотя, конечно, это нуждается в дальнейшем исследовании.

Родители младших школьников также предъявляют в воспитании недостаточность требований – обязанностей и, как правило, чаще проецируют на ребенка с негативно окрашенным настроением нежелательные качества (возможно и собственное негативное настроение), которые чувствуют, но не признают в себе. Родители чаще неудовлетворенны отношениями с таким ребенком, им труднее сотрудничать с ним.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась отчасти. Действительно, родители в общении с ребенком, у которого часто преобладает негативное настроение, неудовлетворенны, им труднее сотрудничать друг с другом. Такому ребенку предъявляют недостаточное число требований, что неожиданно. Другие параметры не выявили значимых связей (число запретов, санкций).

Шкала усидчивость

Как показали результаты, у родителей неусидчивого ребенка дошкольника в воспитании наблюдается гипопротекция – ребенок оказывается на периферии внимания родителя, до него “не доходят руки”, что неожиданно. Родители предъявляют ему недостаточность требований, возможно, что это связано с тем, что неусидчивому ребенку трудно довести начатое дело до конца, он все бросает на пол пути, потому родители своего рода махнули на него рукой, рассуждая, что с него взять, отсюда и недостаточность требований, и отсутствие контроля, внимания в воспитании ребенка. Возможно, что нарушения связаны и с неразвитостью родительских чувств, и то, что в семье чаще воспитательная конфронтация по поводу воспитания неусидчивого ребенка (ребенок своего рода выпадает из внимания в этих ситуациях, когда родители выясняют разногласия по поводу ребенка). Все эти нарушения возможны и из-за неосознаваемого неприятия, эмоционального отвержения неусидчивого, непоседливого ребенка, который за все хватается и ничего не доводит до конца.

Родители неусидчивого ребенка более старшего возраста чаще игнорируют потребности ребенка, предъявляют ему также недостаточность требований – обязанностей. Это возможно связано с тем, что неусидчивого ребенка чаще эмоционально отвергают, общением с таким ребенком родители чаще неудовлетворенны, с ним труднее сотрудничать, взаимодействовать и на неусидчивого ребенка родители чаще проецируют собственные нежелательные качества.

Таким образом, наша гипотеза не нашла подтверждение, но это может исследования должны быть продолжены.

Шкала отвлекаемость

Как показали результаты, с увеличением отвлекаемости ребенка возрастает количество запретов к нему со стороны родителей (как для дошкольников, так и для младших школьников), что подтверждает часть нашей гипотезы. А для родителей детей, младшего школьного возраста с высокой отвлекаемостью характерно также и игнорирование потребностей ребенка, что неожиданно. Возможно, это может быть связано с тем, что с повышением отвлекаемости у ребенка, родителям труднее им управлять, возможно, что существует неосознаваемое неприятие этого качества у ребенка, хотя значимой связи между этими параметрами не было выявлено.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась отчасти. С другими параметрами (уровень требований, наказаний, гиперпротекция) значимой связи не выявилось.

Шкала порог чувствительности

Полученные данные позволяют утверждать, что чувствительному ребенку (низкий порог чувствительности) родители, как и предполагалось, будут уделять больше внимания, сил, времени. Но что неожиданно, чувствительному ребенку – ребенку дошкольнику родители в воспитании предъявляют чрезмерное количество запретов – ребенку “все нельзя”, родители чувствительного ребенка инфантилизируют его, считают его все еще “маленьким”, возможно отсюда и это повышенное число запретов – запрещая что-то, родители считают, что таким образом, они оберегают чувствительного ребенка (тем более что он для них еще маленький) от неблагоприятного внешнего воздействия (своего рода “охранительные” санкции). Но возможно, что нарушения воспитания связаны и с часто наблюдаемой неразвитостью родительских чувств у родителей чувствительных детей, внесением конфликта между супругами и воспитательной конфронтацией в семье по поводу воспитания ребенка, родители чувствительного ребенка бессознательно отвергают.

Чувствительного ребенка более старшего возраста родители будут также больше опекать, будут требовательны в воспитании и чаще его наказывать. И, что неожиданно, с чувствительным ребенком младшего школьного возраста родители уже будут больше сотрудничать, им легче с чувствительным ребенком взаимодействовать. Возможно, что чувствительный ребенок более старшего возраста способен очень четко различать нюансы настроения родителя, намеки, лучше улавливать чувства к нему, а достаточное развитие рефлексии к этому возрасту, помогают ему адекватно сотрудничать с родителями.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась не вся. Нашло подтверждение то, что чувствительному ребенку родители уделяют больше внимания, сил и времени, лучше с ним сотрудничают (правда, только для младшего школьного возраста).

2. Необходимо также отметить, что все испытуемые по стилю семейного воспитания (по тесту АСВ) распределились следующим образом (% от общего числа испытуемых для каждого возраста): как у мам дошкольников, так и у мам младших школьников преобладающим стилем семейного воспитания является

1 место - потворствующая гиперпротекция (50% дошкольников и 30% младшие школьники. Здесь нужно указать, что учитывался “жесткий” и “приближенный” к нему стиль).

2 место - доминирующая гиперпротекция (15% - дошкольники и 20% младшие школьники. Также имелся ввиду “жесткий” и “приближенный” стиль)

3 место – гипопротекция (2,5 % дошкольники и 2 % младшие школьники), повышенная моральная ответственность (8% младшие школьники, у дошкольников не обнаружился данный стиль).

Стиль эмоциональное отвержение и жестокое обращение не выявился. У остальных испытуемых стиль воспитания неопределенный (это 22% дошкольников и 40 % младших школьников).

Таким образом, можно заметить, что детям дошкольного возраста родители больше потакают, максимально удовлетворяя их потребности, а по мере взросления детей (дети младшего школьного возраста) родители склонны больше контролировать, мелочно опекать, лишать самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты и что, также интересно, в этом возрасте повышается (или появляется) моральная ответственность в воспитании, которая проявляется сочетанием высоких требований к ребенку младшего школьного возраста с пониженным вниманием к его потребностям. А распределение по количеству неопределенного стиля (стиль не выявился или нарушение точечное) среди этих возрастов (22% среди дошкольников, 40% среди младших школьников) может говорить о том, что родители дошкольников по сравнению с родителями младшего школьного возраста имеют чуть большее число нарушений. Возможно, это связано с тем, что в процессе воспитания ребенка родители как бы “научаются”, подстраиваются под ребенка, у них возрастает способность более адекватно воспитывать ребенка, родители приобретают опыт общения со своим ребенком, поэтому у родителей младших школьников и отмечается чуть меньшее число неблагоприятных особенностей детско-родительских отношений. Хотя это нуждается в дальнейшем подтверждении.

3. Если высчитать и сравнить среднее арифметическое значений по “жесткому и приближенному” стилям семейного воспитания у дошкольников и младших школьников (только для доминирующей и потворствующей гиперпротекции, как наиболее количественно представленных в исследовании) и соотнести это с параметрами по тесту Кэри на темпераментные особенности детей с этими стилями воспитания (но: нужно условиться, что разницу в 0,3 – 0, 7 будем считать существенной, хотя, конечно, это нуждается в дальнейшем исследовании и статистической проверке), то можем говорить о тенденциях, что: доминирующую гиперпротекцию у мам с детьми дошкольниками можно ожидать в воспитании активного, аритмичного, неприспособленного ребенка, к тому же очень неусидчивого и легко отвлекаемого, чувствительного и с высокой интенсивностью эмоциональных реакций. Потворствующую гиперпротекцию к детям этого возраста можно ожидать в воспитании медлительного, приспособленного, усидчивого, с низкой отвлекаемостью и интенсивностью эмоций, низкой чувствительностью ребенка.

Доминирующую гиперпротекцию у мам с детьми младшего школьного возраста можно ожидать в воспитании предсказуемого в поведении, приспособленного, усидчивого, с высокой эмоциональностью и чувствительностью ребенка, потворствующую гиперпротекцию ожидается в воспитании непредсказуемого, неприспособленного, неусидчивого, с низкой интенсивностью эмоциональных реакций, с высоким порогом чувствительности. Можно заметить, что для обоих возрастов сходным “решающим” фактором того или иного стиля является все же особенность эмоциональной сферы ребенка (порог чувствительности, сила эмоциональных реакций). Высокая интенсивность эмоций и чувствительность у ребенка (как темпераментные особенности) будет определять доминирующую гиперпротекцию, как более “строгий, внимательный стиль”, а низкая интенсивность эмоциональных реакций, нечувствительность ребенка будет определять потворствующую гиперпротекцию. Хотя эти данные и предварительные, но заслуживают внимания для дальнейших исследований.

Выводы

В начало статьи

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение