Связь стиля семейного воспитания с
темпераментом ребенка
В начало статьи
Выводы:
1. Наша гипотеза о том, что стиль семейного
воспитания не выбирается родителями
случайно, а связан с учетом индивидуально-психологических
особенностей (темперамента) ребенка
подтвердилась.
2. Родители по-разному воспитывают ребенка
дошкольного и младшего школьного возраста.
3. Исследования должны быть продолжены,
так как гипотезы были “точечными”, а стиль
семейного воспитания – понятие более
комплексное, нужно использовать,
исследовать и другое, а также применить и
другие статистические методы (факторный
анализ).
В заключении хотелось бы сказать, наше
исследование подтверждает главную мысль,
что стиль семейного воспитания не столько
воспитывает личностные особенности,
сколько опосредует уже имеющиеся
личностные особенности, учитывает и
переводит их на уровень личностных свойств
в более старшем возрасте.
Одним из наиболее частых воспитательных
просчетов, которые допускают добрые,
любящие родители, является недостаточное
внимание к индивидуальности ребенка, к его
склонностям, качествам, темпераменту и т.д./5/.
А ведь совершенно ясно, что с младенческого
возраста дети – это неповторимые личности,
обладающие индивидуальным характером. Не
зря вся семья теряется в догадках, на кого
будет похож ребенок, а
что в нем будет свое, особенное. Поэтому
обращаться с детьми по-разному, то есть с
учетом индивидуальности, - это значит
хорошо знать детей, интересоваться их
характерными особенностями, уметь вжиться
в их ситуацию, ставить себя на их место,
преодолевая родительский эгоизм,
сопереживать. Такие требования должны
предъявляться родителям, а также всем
остальным воспитателям, но дар этот, к
сожалению, дан не каждому.
Литература:
Бодалев А.А, Столин В.В. Семья в
психологической консультации. М.:
Педагогика, 1989.
Захаров А.И. Неврозы у детей и
психотерапия. Санкт-Петербург, 1998.
Лидерс А.Г., Бурменская Г.В., Карабанова О.А.
Возрастно-психологическое
консультирование. М.: МГУ, 1990.
Логинова И.А. О специфике детско-родительских
отношений. Журнал “Семейная психология и
семейная терапия” № 4, 1998.
Матейчек Зденек. Родители и дети. -М.: Просвещение,
1992.
Марковская И.М. Практика групповой
работы с родителями (методическое пособие).
Санкт-Петербург, 1997.
Небылицын В.Д. Психофизиологические
исследования индивидуальных различий. М.,
1976.
Спирева Е.Н Опыт использования теста
Кэри для анализа поведенческих проявлений
темперамента у детей дошкольников и
младших школьников. “Журнал практического
психолога”, 2001.
Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной
диагностики и психотерапии. -М., Санкт-Петербург
: Фолиум, 1996.
В начало статьи
Статья напечатана в журнале “Семейная
психология и семейная терапия”, 2002, №2
|