Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование и учебные пособия

Психология > Психология и школа

Связь стиля семейного воспитания с темпераментом ребенка

В начало статьи

Выводы:

1. Наша гипотеза о том, что стиль семейного воспитания не выбирается родителями случайно, а связан с учетом индивидуально-психологических особенностей (темперамента) ребенка подтвердилась.

2. Родители по-разному воспитывают ребенка дошкольного и младшего школьного возраста.

3. Исследования должны быть продолжены, так как гипотезы были “точечными”, а стиль семейного воспитания – понятие более комплексное, нужно использовать, исследовать и другое, а также применить и другие статистические методы (факторный анализ).

В заключении хотелось бы сказать, наше исследование подтверждает главную мысль, что стиль семейного воспитания не столько воспитывает личностные особенности, сколько опосредует уже имеющиеся личностные особенности, учитывает и переводит их на уровень личностных свойств в более старшем возрасте.

Одним из наиболее частых воспитательных просчетов, которые допускают добрые, любящие родители, является недостаточное внимание к индивидуальности ребенка, к его склонностям, качествам, темпераменту и т.д./5/. А ведь совершенно ясно, что с младенческого возраста дети – это неповторимые личности, обладающие индивидуальным характером. Не зря вся семья теряется в догадках, на кого будет похож ребенок, а что в нем будет свое, особенное. Поэтому обращаться с детьми по-разному, то есть с учетом индивидуальности, - это значит хорошо знать детей, интересоваться их характерными особенностями, уметь вжиться в их ситуацию, ставить себя на их место, преодолевая родительский эгоизм, сопереживать. Такие требования должны предъявляться родителям, а также всем остальным воспитателям, но дар этот, к сожалению, дан не каждому.

Литература:

Бодалев А.А, Столин В.В. Семья в психологической консультации. М.: Педагогика, 1989.

Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. Санкт-Петербург, 1998.

Лидерс А.Г., Бурменская Г.В., Карабанова О.А. Возрастно-психологическое консультирование. М.: МГУ, 1990.

Логинова И.А. О специфике детско-родительских отношений. Журнал “Семейная психология и семейная терапия” № 4, 1998.

Матейчек Зденек. Родители и дети. -М.: Просвещение, 1992.

Марковская И.М. Практика групповой работы с родителями (методическое пособие). Санкт-Петербург, 1997.

Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М., 1976.

Спирева Е.Н Опыт использования теста Кэри для анализа поведенческих проявлений темперамента у детей дошкольников и младших школьников. “Журнал практического психолога”, 2001.

Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. -М., Санкт-Петербург : Фолиум, 1996.

В начало статьи


Статья напечатана в журнале “Семейная психология и семейная терапия”, 2002, №2

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение