Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование и учебные пособия

Психология > Психология личности > Методика "Базовые стремления"

 

СКАЧАТЬ

О.И. Мотков
кандидат психологических наук

Методика "Базовые стремления"

Уважаемые друзья!
Надеемся, что данный материал будет полезен Вам в работе или в личном развитии. Пожалуйста, расскажите о своем отношении к гармонизации жизни. Какие Вами найдены пути наполнения жизни гармонией и смысла.
Для более плодотворной работы с методиками присылайте свои вопросы и результаты (заполненный бланк методики) по адресу 1710oleg@mtu-net.ru
Автор ответит на Ваши вопросы и даст необходимую консультацию.

Методика ориентирована на изучение состояния коренных особенностей личности человека. Она разрабатывалась в русле авторской концепции природной личности. С точки зрения этого подхода каркасом личности является генетически заданный набор стремлений и тенденций, “базовая личность”. Личность имеет биосоциальную сущность. Она является важнейшим управляющим блоком психики. Познавательные и психомоторные процессы, речь и сознание по отношению к ней являются исполнительными, обслуживающими характеристиками психики.

Личность человека - это центральный организатор и регулятор поведения, всей жизни. Она в первую очередь определяет – быть или не быть тому или иному поведению, за ней “первое и последнее слово”. Структурно личность состоит из мотивационной сферы психики, включающей все образования, которые побуждают, направляют, организуют и контролируют поведение, и из аппарата его внутреннего программирования (“внутреннего программиста”). Фундаментальной природной основой личности является ее корневой подблок - "Базовая личность". Из данного здесь определения следует, что личность есть и у животных. Личностью и рождаются, и становятся.

Личностные образования любого уровня изначально имеют двойственную, полярную природу. Каждому стремлению (в широком смысле - любому мотивационному образованию) можно отыскать в личности противоположное по направленности побуждение. Например, стремлению жить противостоит стремление умереть.

Базовая личность - Это система главных, заданных Природой, жизненных ориентиров, стремлений (потребностей) и тенденций , вокруг которых при жизни создаются целые деревья, иерархии различных мотиваций. Она содержит следующие, общие у всех людей, основные компоненты: Базовые стремления, Характерологические и Культурологические тенденции, Жизненные предназначения, Функциональные тенденции к осуществлению адаптивно необходимых занятий (к адаптивно оптимальному образу жизни). Если набор основных природных ориентаций остается всю жизнь неизменным и одинаковым у всех людей, то характер их реализации в поведении во многом определяется возможностями и характеристиками внешних по отношению к структурам базовой личности сред: внутрипсихической, телесной, социальной сферами, живой и неживой Природой, Космосом в целом.

Базовые стремления являются, в свою очередь, природным ядром Базовой личности, всего Внутреннего мира человека, и представляют собой четыре пары полярных стремлений (можно найти некоторые параллели выделяемой здесь системы стремлений с иерархией пяти потребностей А. Маслоу, с системой потребностей П.В. Симонова, с внутренними стремлениями, описываемыми в теории самодетерминации – см. Маслоу А., 1997; Симонов П.В., Ершов П.М., 1984; Чирков В.И., 1996) .

К базовым стремлениям, изучаемым с помощью методики “Базовые стремления”, относятся:

1 - желание жить и продолжить жизнь - стремление умереть (к саморазрушению);

2 - стремление к силе личности, т.е. к высокой самооценке и уверенности в себе - тенденция к слабости личности, т.е. к занижению самооценки , к неуверенности;

3 - стремление к свободе (опоре преимущественно на себя ,к самостоятельности) - тенденция к зависимости, преимущественной опоре на других;

4 - стремление к развитию, к самореализации - стремление избегать каких-либо изменений в своих желаниях, отношениях, ценностях, целях и т.п.

Первый полюс каждой пары этих стремлений - жизнеутверждающие тенденции, потенциально продуктивные с точки зрения обеспечения психического, физического и духовного здоровья, более полной и гармоничной самореализации природных. возможностей человека. Это положительные побуждения личности.

Второй полюс каждой пары - это потенциально дезадаптирующие, жизнеподавляющие тенденции, блокирующие в конечном итоге при своей сильной выраженности процесс прогрессивного развития и самореализации человека, угнетающие его здоровье. Одним из основных смыслов существования Мира и Человека является творческая игра, бесконечный процесс порождения новых форм. Именно осуществление этого жизненного предназначения, а также процесс жизни в целом, и подавляются хронически выраженными активными стремлениями второго полюса в парах базовых побуждений. Такие стремления будем называть отрицательными.

У маленького ребенка многие базовые стремления изначально актуальны, т.е. активированы и готовы к организации поведения. Актуальность различных базовых стремлений может меняться в различные периоды жизни и при различных психических состояниях.

Как показывают статистические данные, у большинства людей наблюдается некоторое преобладание положительных базовых побуждений над отрицательными. Тем более это наблюдается у людей, нашедших себя, свое дело, вставших и идущих по пути саморазвития и познания. Базовые стремления активированы в каждый определенный период жизни неравномерно - всегда существует иерархия, доминирование одних стремлений над другими. Обычно сила и степень реализации в поведении положительных побуждений выражены выше, чем аналогичные параметры отрицательных стремлений. По этим основным параметрам можно ориентировочно определить текущее базовое состояние личности.

У каждого человека существует свой индивидуальный узор по-разному активированных положительных и отрицательных базовых стремлений. Этот узор одновременно универсален и уникален. Структурные компоненты личности в виде наборов определенных стремлений и тенденций всегда универсальны, общечеловечны (а может быть, и общекосмичны), выраженность же отдельных параметров этих компонентов в каждом случае уникальна.

Текущее состояние базовой личности человека подвижно и зависит от многих внутренних и внешних факторов, например, от числа жизненных противоречий в данный период жизни, от баланса успехов и неудач в разных сферах жизнедеятельности, от степени развития мужества и мудрости, и т.п.

С помощью методики "Базовые стремления" можно быстро определить силу этих стремлений, степень их реализации в поведении и характер их самоощущения у обследуемого. Результирующим фактором является уровень гармоничности состояния базовых стремлений. Самооценки силы и степени осуществления базовых мотиваций составляют существенный компонент Я-концепции личности, в котором систематизируется и обобщается состояние ее изначальных, природных потребностей. В Я-концепции отражаются, но не заменяются первичные личностные образования. Через их осознание и интеллектуально-культурную переработку мы можем подойти к более гармоничному их удовлетворению, реализации в соответствии с другими внутренними (например, характерологическими и культурологическими), а также внешними, социальными и природными, факторами.

Возможно как индивидуальное, так и групповое предъявление методики. Ее применение рекомендуется с 12 лет.

Инструкция:
Оцените, пожалуйста, силу ваших главных жизненных стремлений - по пунктам серии А, затем оцените степень и характер их осуществления в вашей жизни, в поведении и чувствах - по пунктам серии Б. Нужно учитывать ближайший месяц своей жизнедеятельности.

Ответ выбирайте по Шкалам возможных ответов А и Б: сначала по шкале А при работе с пунктами серии А, и затем по шкале Б при работе с пунктами серии Б.

Шкала А:
1 – очень слабое стремление; 2 – слабое стремление; 3 – среднее по силе
стремление; 4 - сильное стремление; 5 - очень сильное стремление.

Шкала Б: 1 – неверно; 2 – скорее неверно; 3 – когда как; 4 – скорее верно;
5 – верно.

В Бланке ответов в колонке А напротив номера каждого пункта записывайте свой ответ цифрой, которая обозначает выбранный вами вариант. Например, если вы выбрали по пункту № 1 серии А "Стремление жить, сохранять жизнь" - ответ "сильное стремление", то нужно напротив этого пункта в колонке А поставить цифру 4. Таким способом даются ответы сначала по серии А, затем по серии Б.

Не старайтесь произвести благоприятное впечатление ! Тайна ваших ответов гарантируется. Не пропускайте ни одного пункта !

В случае затруднений давайте ответ на основе оценки своих наиболее частых переживаний и состояний.

Серия А Оценка силы базовых стремлений

Стремление:

1. Жить, сохранять жизнь

2. Иметь высокую самооценку, быть уверенным в себе

3. Умереть

4. Склонность постоянно сомневаться в своих возможностях, к неуверенности в себе

5. К самостоятельности, опоре преимущественно на себя в жизни

6. Развивать себя, более полно осуществлять свои способности

7. Опираться в жизни преимущественно на других людей: на друзей, родителей и др.

8. Жить по привычке, ничего не меняя и не развивая себя

Серия Б Оценка степени и характера ревлизации базовых стремлений

1. Я доволен тем, как осуществляются мои жизненные потребности в еде, сне, отдыхе, безопасности и т.п.

2. У меня высокая самооценка и уверенность в своих силах

3. Последнее время у меня преобладает состояние "опущенных рук", апатии, нет сильных желаний

4. У меня низкая самооценка, почти всегда состояние неуверенности

5. В жизни я самостоятелен и независим от друзей, родителей и других людей

6. Я могу сказать о себе, что развиваюсь как личность, иду вперед

7. В жизни я, как правило, больше опираюсь на других людей, чем на себя

8. Обычно я веду себя одним и тем же привычным образом, отказываясь от новых целей и видов деятельности

Примечание: По вопросам А7 и Б5 можно предложить давать отдельные ответы относительно родителей и относительно друзей.

Форма бланка ответов

пункта

1

2

3

4

5

6

7

____8____

Х среднее

Серия А

Сила стремлений

 

 

 

 

 

 

 

___________

Серия Б

Осуществление стремлений

 

 

 

 

 

 

 

___________

ФИО (по желанию)................................................

Место учебы (работы)......................................

Образование: …………………………………

Возраст........................... Пол..............................

Дата........................................................

Обработка результатов

Рассматриваются ответы в парах полярных стремлений: № 1 - 3, 2 - 4, 5 -7 и 6 - 8. Выделяются две группы стремлений: жизнеутверждающие и способствующие развитию (положительные) побуждения № 1, 2, 5 и 6, и угнетающие, стереотипизирующие (отрицательные) - № 3, 4, 7 и 8. Последние, при своей средней или высокой выраженности, могут препятствовать самоактуализации личности.

1. Переводим все ответы по отрицательным вопросам № 3, 4, 7 и 8 отдельно по сериям А и Б в положительные по специальной Обратной шкале:
1 переводится в 5, 2 в 4, 3 в 3, 4 в 2, 5 в 1.
После этого все ответы становятся "положительными", они далее интерпретируются как позитивные.

2. Вычисляем по серии А среднюю силу всех позитивно выраженных базовых стремлений Ср А:
Ср А = сумма баллов по А № (1 - 8) : 8.

3. По серии Б вычисляем аналогичным образом среднюю реализацию всех позитивно выраженных базовых побуждений Ср Б:
Ср Б = сумма баллов по Б № (1 - 8) : 8.

4. Определяем по Таблице №1(уровней гармоничности характеристик базовой личности) уровни гармоничности выраженности показателей Ср А и Ср Б, соотнося их с диапазонами различных уровней и находя "свой" диапазон и уровень:

- уровень гармоничности силы позитивно выраженных базовых стремлений - Гсбс,
- уровень гармоничности реализации позитивно выраженных базовых стремлений - Грбс.

5. Определяем целостный уровень гармоничности природного ядра личности - Гял, учитывающий оба предыдущих уровня Гсбс и Грбс, но с предпочтением уровня гармоничности реализации базовых стремлений (по таблице № 2 ).

Таблица 1. Уровни гармоничности базовых стремлений личности
(балльные показатели для N=235 чел.)

 

 

УРОВЕНЬ

Гармоничность силы базовых стремлений

(Хср = 4,10 балла)

%

Гармоничность реализации базовых стремлений

(Хср = 3,10 балла)

%

ВЫСОКИЙ

4,61 – 5,00

90,1 - 100

4,21 - 4,70

ПСЕВДО-

ВЫСОКИЙ

нет

4,71 - 5,00

СРЕДНИЙ

3,60 - 4,60

65 - 90

3,20 - 4,20

НИЗКИЙ

1,00 - 3,59

0,00 - 64,99

1,00 - 3,19

Примечание: Как видно из таблицы, требования к уровням гармоничности реализации позитивных базовых стремлений несколько ниже (интервалы уровней образуются при Хср = 3,70), чем к уровням гармоничности их мотивационной силы (Хср = 4,10), что соответствует средним данным большинства обследованных нами групп (см. табл. 3).

Таблица 2. Шкала определения уровня гармоничности целостных показателей базовой личности

Уровень Гсбс

(по шкале А)

Уровень Грбс

(по шкале Б)

Уровень Г ял

(ядра личности)

1

В

В

В

2

ПВ

В

В

3

С

В

В

4

В

ПВ

ПВ

5

ПВ

ПВ

ПВ

6

С

ПВ

ПВ

7

В

С

С

8

ПВ

С

С

9

С

С

С

10

Н

В

С

11

Н

ПВ

С

12

Н

С

С

13

В

Н

Н

14

ПВ

Н

Н

15

С

Н

Н

16

Н

Н

Н

Примечание: В - высокий уровень, ПВ - псевдовысокий уровень, С - средний уровень, Н - низкий уровень гармоничности результатов по методике.

Таблица 3. Обобщенные данные различных групп по методике
"Базовые стремления" (О.И. Мотков)

Число исп-ых, пол, группа, место проведения, возраст, образование,
кто обследовал, год исследования
ср А -
сила стремления
ср Б - реализация стремления Примечания
ВЗРОСЛЫЕ - НОРМА

1
86 чел. (84ж+2м) - студенты 5 к. в\о ф-та педагогики и психологии МГОПУ, Москва - Ср. возраст 26 лет, Мотков О.И., доцент Ин-та психологии РГГУ - 95-96 г.
4,00
SD=0,39
3,57
SD=0,48
+ их данные по большинству моих методик
2
32 чел. (31ж+1м) - студ.1к. д\о ф-т пед. и психологии МПГУ, ср. 18 лет, М-ва, 1998 (Г.И. Поздеева)
4, 24
3,69
3
28 чел. (13ж+15м) - инструкторы гор. туризма клуба Вестра, М-ва. Ср.27,6 лет(м-30,3 лет, ж - 24,6 лет).Дек. 2002 (О.И. Мотков)
3,99
ж- 3,90
м- 4,06
3,70
ж- 3,69
м- 3,70
+ Образ жизни
4
52 чел. (26ж+26м) - медики военной пол-ки г. Балашихи МО. Янв. 2003. Ср… (Ю. Атаманюк)
3,90
ж- 3,87
м- 3,92

SD=0,59
3,80
ж- 3,79
м- 3,80

SD=0,57
+ Культурологич. тенденции
5
40 чел. (20ж+20м) - студ. 1и 2 курсов вузов М-вы, ср. 18,3 лет. 2003. (И. Соколова)
4,30
ж- 4,41
м- 4,19
3,86
ж- 3,98
м- 3.73
+ ИТО и Психол. культура
6
7
8 ср. взв.
235 чел. (ж - 174 чел, м - 61 чел.) Сумма по А=966,2; по Б=873,56
4,11 -об
ж- 4,06
м- 4,04 SD=0,465
3,72 -об
ж- 3,68
м- 3,75
SD=0,514
МУЖЧИНЫ С АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ
9
50 чел. (м) - алкоголики в стационаре, М-ва, 2003, ср. 39,5 лет.(Т.В. Савельева)
3,87
3,06

Правила ранжирования данных для методик пакета "Гармония"
(с наличием ответов типа А и типа Б)

Ответы типа А - это ответы о силе стремлений, интересов, склонностей. Ответы типа Б - ответы о степени реализации этих мотивационных образований в поведении, жизнедеятельности.

- Ранг 1 присваивается лучшему результату по целостному показателю гармоничности какого-то аспекта (локуса) личности, т.е. с В уровнем , полученным из следующего соотношения уровней А и Б - "В - В" (первая строка в таблице 2). Если таких случаев "В - В" несколько, то ранг 1 присваиваем случаю с лучшим результатом по шкале Б. Если обнаруживаются и такие одинаковые случаи, то присваиваем его случаю с лучшим результатом по шкале А. Если и здесь все оказалось одинаковым, то присваиваем каждому из них средний ранг, вычисленный по стандартным правилам любого ранжирования одинаковых данных (среднеарифметический ранг).

- После ранжирования случаев В уровня по показателю интегральной гармоничности с соотношением "В - В" переходим ко второму типу выраженности данных по такого рода показателю В уровня - с соотношением "ПВ - В", и т.д. сверху вниз по таблице 2, вплоть до самого нижнего Н уровня с соотношением уровней А и Б - "Н - Н".

- Рекомендуется во всех методиках 1-ый ранг присваивать лучшему результату.

Шкала перевода любых балльных ответов, выбранных по 5-балльной системе, в проценты:

балл 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7  1,8 1,9  2,0 2,1 2,2  2,3  2,4 2,5  2,6 2,7
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
%     0,0 2,5  5   7,5 10  12,5 15 17,5 20 22,5 25 27,5 30 32,5 35 37,5 40 42,5

 

балл 2,8 2,9 3,0  3,1  3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7  3,8 3,9  4,0 4,1  4,2 4,3  4,4 4,5
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
%     45 47,5 50 52,5 55 57,5 60 62,5 65 67,5 70 72,5 75 77,5 80 82,5 85 87,5

балл 4,6 4,7  4,8 4,9  5,00
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
%    90  92,5 95 97,5 100,0

Дополнительные показатели (для более глубокого анализа)

1. Показатель степени преобладания силы позитивных базовых стремлений над силой негативных Пр (+)А:

- переводим ответы "2" по положительным вопросам серии А в ответы "1";

- подсчитываем средние арифметические - по силе позитивных стремлений (по № 1, 2, 5 и 6) и по силе побуждений негативных (по № 3, 4, 7 и 8), т.е. Ср(+)А и Ср( - ) А;

- переводим эти средние в проценты (см. Шкалу перевода баллов в проценты);

- вычисляем показатель Пр (+)А = % Ср(+)А : % Ср( - )А,
результат записываем в виде пропорции;

- переводим получившуюся пропорцию в процентное соотношение.

Например, Пр (+)А = 2,1 : 1. Складываем части этой пропорции: 2,1 + 1 = 3,1. Эта сумма частей составляет 100 % (в ней есть доли и положительных, и отрицательных ответов). Определяем, какой процент от целого 3,1 составляет положительная доля 2,1:

Х = (2,1 : 3,1) х 100 % = 67,74 %. Следовательно, в данном случае сила позитивных стремлений превышает силу негативных в 2,1 раза и составляет 67,74 % от общей величины совокупной силы позитивных и негативных стремлений. По таблице 1 определяем, что такое преобладание силы положительных стремлений (67,74 % : 32,26 % = 2,1 : 1) - на высоком уровне гармоничности. Т.е мы получаем конкретную выраженность показателя уровня гармоничности преобладания силы позитивных базовых стремлений над негативными. В описанном случае было получено гармоничное соотношение плюсов и минусов по данной характеристике.

2. Показатель преобладания позитивной реализации базовых стремлений над негативной - Пр(+)Б:

подсчитывается совершенно аналогично предыдущему показателю, но данные берутся из колонки Б. Средние Ср(+)Б и Ср(-)Б переводятся также в проценты и вычисляется показатель Пр(+)Б = % Ср(+)Б : % Ср(-)Б. Затем полученная пропорция переводится в процентное соотношение и по таблице 1 определяется еще один показатель уровня гармоничности преобладания позитивной реализации базовых стремлений над осуществлением стремлений негативных.
При наличии в парах полярных стремлений одинаково сильных противоположных побуждений (когда каждое оценено не ниже 3 баллов) выявляем противоречивость силы стремлений. То же можно сказать и об их реализации, где определяются случаи противоречивости в осуществлении базовых стремлений. И, наконец, еще один вид противоречивости в природном ядре личности - это противоречивость между высокой силой позитивного стремления и степенью его реализации в поведении и в самоощущении: между ответами по какому-либо положительному пункту по серии А и серии Б.

Если разность между ответами по одному и тому же вопросу серий А и Б больше или равна 2, то констатируем высокий уровень противоречивости между желаемым и действительным состоянием личности. Если разность меньше 2 и больше или равна 1, в случаях, когда самооценки по А и Б соотносятся 4 -3 или 3 -2, то определяем средний уровень противоречивости стремлений и поведения.

Высокий и средний уровни противоречивости при не очень большом числе противоречий и при наличии каких-то позитивных результатов поиска путей осуществления базовых стремлений могут становиться стимулом к развитию личности.

Однако длительная высокая противоречивость стремлений и состояния и поведения человека, да еще по нескольким базовым направлениям жизнедеятельности, может привести к депрессивным, угнетенным состояниям личности, к чувству безысходности и к снижению самооценки, к потере веры в себя и, в конечном итоге, к изменению положительного баланса в стремлениях и в поведенческих проявлениях на отрицательный, дисгармоничный баланс. Последний блокирует процесс развития. Особенно это касается балансов по стремлениям № 1 и 2. Их хроническая высокая неудовлетворенность, постоянно слабая реализация в поведении отвлекает от дела и творчества, зацикливает человека на одних и тех же не разрешаемых проблемах. Такие наблюдения над нашими испытуемыми в определенной мере соответствуют теоретическим представлениям о системе главных потребностей и их актуализации А. Маслоу.

Школьному психологу и педагогу

После проведения опроса по методике с обследуемым рекомендуется провести беседу с целью конкретизировать причины таких ответов и имеющихся в них противоречий и дисгармоний, очертить круг первоочередных проблем, выяснить, как он видит пути смягчения противоречий и установления более положительных балансов между полярными стремлениями и между позитивными побуждениями и их осуществлением (в случае, если эти балансы далеки от оптимального диапазона).

При наличии длительного дисгармоничного состояния ядерных образований личности рекомендуется наметить вместе с испытуемым программу психокоррекции и самокоррекции этого состояния, которая может включать диагностические, психотерапевтические и тренинговые методы. Очень важно раскрыть перед человеком возможности практики психологической самопомощи по гармонизации психического состояния, личностных установок, образа жизни, стиля общения в семье и с друзьями, и т.п.

Повышению заниженной самооценки способствуют: публичная похвала, посильные задания, подчеркивание "изюминки" личности, выработка ориентации на соотнесение своих достижений с самим собой, а не с успехами других людей, побуждение к самовоспитанию, регулярные занятия по развитию слабых сторон характера (тренинг уверенности в себе, общения, саморегуляции, позитивных отношений, самостоятельности, и т.д.).

Лицам с псевдовысоким уровнем гармоничности состояния базовых стремлений, с очень низкой их противоречивостью и проблемностью, с явно завышенной самооценкой и амбициями полезно включение в совершенно новые для них виды деятельности, в необычные трудные ситуации (поход по сложному маршруту, овладение новыми навыками, изменение образа жизни в сторону увеличения доли сравнительно новых занятий и др.). Такая проблемизация личности является также формой ее гармонизации, мотивирования развития, сохранения процессов творчества и познания.

Гармоничное состояние личности предполагает и наличие некоторого уровня противоречивости, стимулирующего саморазвитие и вкус к жизни. Процесс самоиспытания не имеет границ. Если человек вовлечен в него, то в его базовом состоянии всегда будет определенная, но не очень большая, толика проблемности, возникающей от неполного выполнения поставленных перед собой задач, тем более, если эти задачи имеют практически бесконечный характер.

Наличие некоторой, оптимальной доли противоречивости личности, неполноты ее согласованности с собой и с Миром, неполной ее самоудовлетворенности, процессов самоиспытания и саморазвития является существенным признаком гармоничной личности и гармоничной жизни человека. Важно отметить, что это противоречия и проблемы, которые реально разрешаются самой личностью. Все время есть какое-то, пусть и небольшое, движение вперед. Т.е .это самоуправляемое состояние и самоуправляемый процесс.

Рекомендуемая литература

Выготский Л.С. Предисловие к кн. Лазурского А.В. Психология общая и экспериментальная. Лен-д: Госиздат, 1925 , с. 5 - 23 (С. 23 - Новая психология исходит из инстинктов и влечений, как основного ядра психики… С. 22 - Она придет как широкий биосоциальный синтез учения о поведении животного и общественного человека. Эта новая психология будет ветвью общей биологии и вместе основой всех социологических наук. Она составит тот узел, в котором свяжутся науки о природе и науки о человеке).

Гельгорн Э., Луфборроу Д. Эмоции и эмоциональные расстройства: Нейрофизиологическое исследование. М.: Мир, 1966 ( Части 1, 3, 4, 7)

Годфруа Ж. Что такое психология. Том 1. М.: Мир, 1992

Детство идеальное и настоящее: сборник работ современных западных ученых/ Ред. Слободская Е.Р. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1994 (Часть 2. Наследственность и воспитание - статьи: Пломин Р. Среда и гены. Что определяет поведение ? Матени-младший А.П. Генетические основы развития детей. Его же - Темперамент и несчастные случаи в детстве.)

Диагностика школьной дезадаптации. М.: Социал. здоровье России, 1995 (С. 58-59 - Э.М. Александровская - гармоничный тип формирования личности - его признаки)

Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. М.: LINKA-PRESS, 1996

Инстинкты, навыки. Т. 1. Ред. В. Колбановский. М.-Лен-д: ГосСоц-ЭкИзд-во, 1935 (С. 77 – Войтонис Н.Ю. Экспериментал. изучение генетически первичных форм мотивации поведения. С. 149 – ВОИНОВ М.А. Теория и факты в вопросе об инстинкте у В. Вагнера)

Лазурский А.Ф. О составе личности.//Психология личности в трудах отечественных психологов. Сост. Куликов Л.В. СПб: Питер, 2000; 480 с. - С. 17 - "эндопсихика"… внутренняя взаимозависимость психических элементов и функций… внутренний механизм человеч. личности… "темперамент", "характер" и "умственная одаренность". С. 18 - Эндопсихика составляет… ядро человеч. Личности, главную ее основу, отражаясь в значительно степени … и на экзопсихических ее проявлениях. С. 19 - …экзопсихические проявления… отражают на себе в большей или меньшей степени внешние, окружающие человека условия… эндокомплекс (сочетание …тесно связанных между собою основных психофизиологических функций)… С. 20 - …некоторые экзопроявления (миросозерцание…) отличаются… такой же прочностью, как и …эндопсихика, оставаясь иногда неизменными до конца жизни (привычки, отношения…), несмотря на перемену внешних условий….

Лоренц К. Агрессия (так называемое “зло”). М.: Прогресс, Универс, 1994; 272 с.

Магун В.С. Потребности и психология социальной деятельности личности. Лен-д: Наука, 1983; 176 с. (Гл. 1 – Потребности, блага и их отражение в психике индивида. Гл. 2 - Процессы удовлетворения потребностей, их психическая регуляция и программирование. Гл. 3 – Аттитьюды (социальные установки) и их место в психической регуляции социальной деятельности личности. Гл. 4 – Продуктивность деятельности и удовлетворение потребностей личности)

Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб: Евразия, 1997 ("Метапотребности" -с. 24 - гл. 23 - высшие ценности, потребность в совершенстве, гармонии, справедливости, красоте, правде. Присущи самоактуализирующимся людям, у которых удовлетворены " базовые потребности". Психологически здоровая, полноценно функционирующая личность. С. 313-356 - часть 8. Метамотивация. Теория метамотивации: биологические корни высших ценностей).

Маслоу А. Психология бытия. М.: Рефл-бук, Ваклер, 1997; 304 с. (С. 189 – То, что я называю основными потребностями, скорее всего присуще всему человечеству, стало быть, у человечества есть и общие ценности. …Свойства конституции индивида определяют его выборы, что касается отношения к самому себе, к цивилизации, к миру, то есть создают ценности. … система органов жаждет самовыражения, а говоря проще, функционирования. Мускулистому человеку нравится использовать свои мускулы, более того, он должен их использовать во имя своей самоактуализации и обретения чувства гармоничного, свободного, приносящего удовлетворение функционирования, которое является важнейшим аспектом психического здоровья.

Мотков О.И.Психология самопознания личности: Практ. пос. М.: Треугольник, 1993

Мотков О.И. О парадоксах процесса самоактуализации личности. / Магистр. 1995, № 6

Мотков О.И. Основные понятия теории природной и гармоничной личности. М., 2000 (не опубл. См. в Интернете: http://psyhology.rsuh.ru/motarticle4.htm)

Мотков О.И. В гармонии с собой и миром. /Газ. Школьный психолог, № 21-22, июнь 1998, с. 8,9 - методика "Образ жизни", вариант 1998 - немного о концепции базовой личности, осн. понятия методики, инструкция, опросный бланк, См. также в Интернете: http://psyhology.rsuh.ru/motarticle8.htm )

Мотков О.И. Методика "Базовые стремления". ” /Газ. “Школ. психолог”, 1998, № 35, с. 8-9

Мотков О.И. Методика "Жизненное предназначение". /Газ. “Школ. психолог”, 1998,
№ 36, с. 8-9

Мотков О.И. Методика "Личностная биография" /Газ. “Школ. психолог”, 1998, № 38, с. 8-9; см. также в Интернете: http://psyhology.rsuh.ru/motarticle7.htm

Мотков О.И. "Психологическая культура личности" /Газ. “Школ. психолог”, 1999, - № 15, с. 8-9 (теорет. введение, методика). См. в Интернете: http://psyhology.rsuh.ru/motarticle9.htm

Мотков О.И. Методика “Культурологические тенденции”, 1998 (не опубл., файл в папке “+Мотков/Методики – студентам”, каф. психологии личности ИП РГГУ; см. также в Интернете:
http://psyhology.rsuh.ru/motarticle91.htm )

Обуховский Л. Психология влечений человека. М.: Прогресс, 1972

Павлов И.П. Физиол. журн. , 1954, т. 40, № 5, с. 618 - “Личность человека определяется как биологической наследственностью, так и средой. Сила нервной системы (темперамент) – прирожденное свойство, характер (форма поведения) во многом

Пископпель А.А. Природа человека в концепции А. Маслоу//Вопросы психологии, 1999, № 2

Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. М.: Наука, 1984; 161 с.
С. 21 – Поскольку именно потребности и производные от них трансформации – мотивы, интересы, убеждения, стремления, влечения, желания, ценност. ориентации и т.п. – представляют основу и движущую силу чел. поведения, его побуждение и цель, эти потребности следует рассматривать как ядро личности, как самую существенную ее характеристику. … Хар-ка личности начинается с уяснения и анализа ее потребностей. С. 57 – Ориентация на сигналы высоковероятных событий делает поведение адекватным и результативным (ОМ – мозг полуавтоматически подсчитывает статистику различных воспринимаемых и ощущаемых событий. В рез-те определяются более и менее вероятные события). С. 58 – Потребностно-мотивационная подсистема (миндалина и гипоталамус) оказывает мощное влияние на информационную подсистему (новая кора и гиппокамп). С. 57 - … адекватно отражают хар-ки вероятностной среды …(ОМ - лица с) хорошо сбалансированными функциями лобной коры и гиппокампа… Выделение наиболее острой доминирующей потребности осуществляется с участием “мотивационной подсистемы” мозга, включающей миндалину и гипоталамус, причем миндалина обеспечивает организацию баланса, динамической иерархии сосуществующих и конкурирующих потребностей (ОМ – это одна из функций “внутреннего программиста!”), а гипоталамус важен для выявления мотивационной доминанты. С. 56 - …у больных с патологией лобных долей … характерно стереотипное повторение одних и тех же действий, утративших свое значение. При более обширном поражении лобных долей возникают легкая отвлекаемость, соскальзывание на побочные ассоциации (ОМ – плохое удержание цели?)
Из статьи М. Гогулан “Духовные силы человека”/Газ. Мыслитель, 1996, № 1 сент., с. 3 – о теории П.В. Симонова. (потребностно-информационная теория; 7 типов естественных потребностей человека: 1 - П жить и обеспечивать свою жизнь (витальные, биологические) – в двух видах: для себя и для своих ; 2 - П социальные – 2 вида: для себя и для других; 3 - П познавательные (идеальные, духовные). Это три исходные группы П. 4 – П в идеале (идеологические); 5 - П принадлежать опред. расе, роду, нации (этнические); П 4 и 5 – промежуточные. 6 – П в преодолении препятствий, “воля”, как “рефлекс свободы” по И.П. Павлову. Особ. важна в спорте, искусстве, науке. 7 - П в вооруженности или “компетенции”. П 6 и 7 – ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ. Они подкрепляют любую другую П. Модель системы П в виде Елочки. Ее ниж. ярус – витальные П, средний – социальные, а верхний – идеальные. Между витальными и социальными – этнические П, а между социальными и идеальными – идеологические. Воля и вооруженность – в стволе Елочки. Корни их уходят в животный мир, а их энергия бежит по стволу, питая все иголочки-потребности. Духовные П – познавательные и социальные для других – к истине и добру. Исходные три П. делятся также на П. сохранения и развития (нужды и роста у Маслоу и Олпорта).
“Непоаторимая композиция П-ей каждой личности строится прежде всего на генетической, наследственной структуре П-ей и предынформированности вновь рожденного человека. … предрасположенность (к музыке, рисованию, технике и т.п.) рассматривают как врожденную вооруженность” )

Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. М.: Ин-т практ. психологии, 1998, 512 с.( методика ИТО “Индивидуально-типологический опросник” - с. 46-54, 404; с. 55-71, 405 – методика ДМО – “Диагностика межличностных отношений”, и др. Гармоничный уровень выраженности стиля общения или черты темперамента. Теория ведущих тенденций.
С. 32 – Если следовать закономерностям симметрии, то каждому базовому свойству для осуществления гармонии и равновесия соответствует свойство противоположного знака, каждой индивидуально-личностной тенденции – антитенденция. Степень дезадаптации зависит от того, насколько выражена асимметрия полярно направленных личностных тенденций. Ортогональная модель характерологических свойств… С. 35 - …в норме, относимой к гармоничной и полностью сбалансированной личности, все приведенные свойства (8 ведущих тенденций) выражены поровну или почти поровну, и поэтому ни одно их них не звучит как черта, создающая серьезные проблемы адаптации.)
С. 37 – Гармоничная личность легче адаптируется в сложных житейских перипетиях и реже нуждается в помощи, рекомендациях, индивидуализированном подходе. Гораздо большую сложность представляет контингент акцентуированных и аномальных личностей… С. 39 – Чем ближе конкретный человек к гармоничной личности, тем разнообразнее арсенал индивидуально-личностных свойств, однако все особенности примерно равно выражены и сбалансированы, т.е. противоположные характеристики уравновешивают друг друга, чем создается сбалансированность.)
С.24-25 – Пронизывая всю структуру личности от основания до ее вершины, ведущие тенденции многое предопределяют в судьбе человека, заставляя его …выбирать из всех предлагаемых жизнью ценностей лишь те, к которым его притягивает как магнитом, так как именно они для него наиболее органичны, так как к ним у него есть определенный тропизм, неосознанное влечение. С. 23 - …ведущая тенденция является базовой по отношению к другим психол. свойствам. …базис, из кот. в процессе постнатального развития формируются параллельно и в постоянном взаимовлиянии и эмоции, и мотивация, и когнитивный стиль, и тип межличностного поведения.

Собчик Л.Н. Психодиагностика. Методология и методы. М., 1990 (С. 56 -" Нормальные личности" - близко к понятию "гармоничная личность" и "конструктивная личность")

Собчик Л.Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений. СПб: Речь, 2002 (подход к понятию “личность” - с. 5 – Более корректным является целостный подход к пониманию личности как конструкта, включающего в себя биологическую базу в качестве основы, на которой развиваются более высокие уровни человеческой психики. С. 6 – Личность – это открыта внешнему опыту саморегулирующаяся система, включающая … такие подструктуры как: мотивационная направленность, эмоциональная сфера (стиль переживания), стиль мышления (интел. спос-сти, способ восприятия, переработки и воспризведения информации), способ общения… (инд. стиль межличностного поведения). …Высшие уровни самосознания, социальная направленность и иерархия ценностей индивида форм-ся не только исключительно под влиянием социума, но зависят также от индивидуального тропизма, избирательности, неосознанного влечения, что значительно ограничивает кол-во степеней выбора конкр. человека при освоении им многообразия окруж. мира.
Тесты ИТО и ДМО, со с. 32 – ИТДО –Инд.-типологич. детский опросник, 10-15 лет, 61 ?)

Фрейд З. Психология бессознательного. Сб. произв. М.: Просвещение, 1989; 448 с. (С. 39 - Анализ фобии пятилетнего мальчика. С. 123 – Три очерка по теории сексуальности. С.202 – Психопатология обыденной жизни. С. 310 – О сновидении. С. 346 – О психоанализе. С. 382 – По ту сторону принципа удовольствия. С. 425 – Я и Оно. С. 440 – Крат словарь психоаналитич. терминов)

Фрейд З. О клиническом психоанализе. Избр. соч. М.: Медицина, 1991; 288 с. (С. 3 – Пратусевич Ю.М. Психоанализ З. Фрейда и современная физиология мозга. С. 41 – О психотерапии истерии. С. 91 – Деятельность сновидения. С. 227 – О психоанализе. С. 34 – (Пратусевич Ю.М.) – Как биологические мотивации (голод, жажда, страх, агрессия, половое влечение, родительские побуждения и др.), так и социальные (стремление к познанию, образованию, к опред. профессии, к предметам искусства, литературы, быта, занятию обществ. положения и др.) определяют все формы поведения. С. 34-35 – Потребность, преобразованная в мотивационное возбуждение, активирует мозг, выступает, по П.К. Анохину (1968), как энергетический фактор, детерминанта поведения. С. 35 – … в каждый момент существует несколько мотиваций, но одна из них доминирует, так как обладает наибольшей энергией. …удовлетворение мотивации снимает ее доминирующий характер. При неврозе ломается механизм, кот. позволяет выбирать доминирующую мотивацию, “запускающую” поведение, производить смену мотивации при ее удовлетворении.

Фромм Э. Иметь или быть. М.: Прогресс, 1990

Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т. 1. М., 1986

Чирков В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека// Вопросы психологии. 1996, № 3, 116-132

Чирков В. И. Межличностные отношения, внутренняя мотивация и саморегуляция// Вопр. психологии, 1997, № 3, с.102-110

Чирков В. И., Диси Э.Л. Связи между здоровьем студентов и их жизненными стремлениями, восприятием родителей и учителей// Вопр. психологии.1999, № 3

Экспериментал. психология. Вып. 3. Ред.-сост. П. Фресс и Ж. Пиаже. М.: Прогресс, 1970 / (Пьерон А. Потребности. Со с. 147)

Экспериментал. психология. Вып. 5. Ред.-сост. П. Фресс и Ж. Пиаже. М.: Прогресс, 1975 /
(С. 15 – НЮТТЕН Ж. Мотивация. С. 111 – ФРЕСС П. Эмоции. С. 196 – Мейли Р. Структура личности)

Эфроимсон В.П. Генетика этики и эстетики. СПб.: Талисман, 1995

Юнг К. Г. Психология бессознательного. М.: Канон, 1994; 320 с. (С. 27 - О психологии бессознательного. С. 175 – Отношения между Я и бессознательным)

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение