Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование и учебные пособия

Психология > Психология личности > Методика "Личностная биография"

 

СКАЧАТЬ

О.И. Мотков
кандидат психологических наук

Методика "Личностная биография"

Уважаемые друзья!
Надеемся, что данный материал будет полезен Вам в работе или в личном развитии. Пожалуйста, расскажите о своем отношении к гармонизации жизни. Какие Вами найдены пути наполнения жизни гармонией и смысла.
Для более плодотворной работы с методиками, присылайте свои вопросы и результаты (заполненный бланк методики) по адресу 1710oleg@mtu-net.ru
Автор ответит на Ваши вопросы и даст необходимую консультацию.

В методике подобраны вопросы, касающиеся некоторых важнейших сторон личности и жизнедеятельности человека. К ним относятся особенности жизненного самоопределения, самореализации, трансформации и гармонизации личности. В совокупности все эти характеристики образуют интегральный фактор "общая конструктивность личности".

В нем учитываются как гармоничность личности, т.е. оптимальность организации и протекания жизненного процесса, так и общая результативность жизни, жизненная самореализация личности. Высокому уровню общей конструктивности соответствует наличие этих обеих главных составляющих: высокой гармоничности организации личности и процесса ее жизни, хорошей самореализации.

Высокий результат по показателю “гармоничность личности” интегрирует в себе следующие аспекты: достаточно частое ощущение полноты и гармоничности своей жизни; хорошее самочувствие (здоровье) в течение года; здоровый и разнообразный образ жизни; малое число внутренних противоречий в личности и обстоятельств, мешающих переживать внутреннюю гармонию; преимущественно положительный эмоциональный тонус; чувство единства со всеми сферами своей жизни, с людьми и миром в целом; высокая удовлетворенность отношениями в семье, с друзьями, в группе и жизнью в целом; положительная оценка изменений в личности с возрастом; наличие размышлений над “вечными” вопросами; прикладывание значительных усилий, чтобы активно и конструктивно прожить желаемое число лет. Ряд вопросов касается проявлений личности в прошлом и в ближайший год, что придает методике дополнительный биографический характер и позволяет изучать динамику изменений в личности, возникающих в ходе ее жизни .

При разработке опросника автор опирался на представление о психологической и личностной гармонии.

Под психологической гармонией понимается,
во-первых, наличие у человека психического, личностного, социального и духовно-психологического здоровья. В общих чертах это:

- отсутствие выраженных психических заболеваний (психическое здоровье);

- оптимальная внутренняя согласованность, сбалансированность различных изначально генетически заданных (базовых) и прижизненно образующихся мотиваций, характерологических и культурологических черт разного уровня и содержания друг с другом, а также с познавательными, психофизиологическими и физическими возможностями построения поведения (личностное здоровье или “согласие с собой” - оптимальные Я-ориентации, самопринятие своей природы, высокая самооценка, хорошая психическая саморегуляция как проявление качественной работы “внутреннего программиста”, ориентация на высокие, а не на максимальные достижения, преимущественно положительный эмоциональный тонус, и т.д.);

- оптимальная внешняя сбалансированность личности с окружающими социальными условиями, микро- и макросоциальной средой (социально-психологическое здоровье или “согласие с другими людьми” – оптимальный баланс между осуществлением в поведении внутренних требований своей природы, самости, и построением жизнедеятельности с учетом внешних социальных требований; доброжелательность, толерантность, гибкость в общении, принятие в целом и уважение других людей независимо от их национальности, религии, расы, пола, характера, и т.п.; хорошее функционирование аппарата программирования поведения);

- оптимальная внешняя сбалансированность личности с естественными природными средами, с Миром в целом ( духовно-психологическое здоровье или “согласие с природой”– хорошая адаптация в различных природных средах, к различному климату и к погодным условиям, принятие законов устройства Мира, чувство единства со всей природой, бережное отношение к ней, и т.п.).

Во-вторых, с функциональной точки зрения, психологическая гармония может быть определена как оптимальная организация и функционирование основных компонентов психики и поведения:

  1. личности – потребностно-мотивационной сферы - системы изначальных потребностей, прижизненно образующихся на их основе мотиваций, черт темперамента и характера, эмоций - и аппарата программирования и самоконтроля;
  2. познавательной и психомоторной сферы – процессов ощущения, восприятия, памяти, мышления, осознания, речи, организации движения, связанных с ними способностей;
  3. поведения человека – целостного, интегрального проявления функционирования психики и тела в виде схем, последовательностей различных действий.

В-третьих, гармоничность процесса жизни человека может быть рассмотрена с точки зрения развития психологической культуры личности – т.е. эффективности осуществления основных видов функционирования личности, таких как самопознание и самоопределение, общение, саморегуляция эмоций и действий, творчество, ведение дел, саморазвитие в основных сферах жизнедеятельности (вся природа, социум, тело, психика, личность). Оптимальные уровни выраженности этих аспектов личностной активности будут говорить о высокой психологической культуре личности.

В-четвертых, одним из критериев гармоничности жизни человека может быть оптимальность ее образа жизни, т.е. качество осуществления основных, адаптивно необходимых, видов жизнедеятельности человека. Наличие у человека активно осуществляемой, достаточно разнообразной, системы таких жизненно необходимых занятий (умственных и физических, творческих и рутинных, общения и уединения, занятий в цивилизованной и в естественной природной среде, и т.д.)также указывает на гармоничность его жизненного функционирования.

Второй, третий и четвертый критерии психологической гармонии фактически являются различными процессуальными аспектами психологического функционирования человека.

Психологическая гармония в целом выражается в оптимальной психической организации и функционировании индивидуума (в пределах заданных природой возможностей). Она является синонимом здоровой, разнообразной и интересной жизни (“хорошей жизни”, по К. Роджерсу), с элементами "своей игры", наличием своего дела и творчества, с высоким самопринятием и принятием в целом окружающего социального и природного мира.

В чем же заключается психологическая оптимальность? Психологическая гармония – это не абсолютно положительное по всем параметрам состояние, функционирование и организация психики и личности. Уже полученные экспериментальные данные, а также здравый смысл и теоретические соображения позволяют утверждать, что в психологии личности "золотым сечением", оптимальным балансом большинства полярных, адаптивных и неадаптивных, “положительных” и “отрицательных” личностных характеристик скорее следует считать усредненный диапазон их соотношений (2 -:- 4) : 1, то есть в среднем 3 (+) : 1 (-). Это означает, что примерно одна треть или четверть наших особенностей могут и должны быть в минусе, в разбалансированном и неадаптивном, несовершенном состоянии, чтобы способствовать дальнейшему развитию и саморазвитию личности. Когда все в плюсе, развивать уже нечего, развитие останавливается (такая, по выражению Льва Толстого, “неподвижная праведность фарисея”, менее угодна Природе, Богу, “чем раскаяние блудницы или вора на кресте”). Не существует полного совершенства. Стремиться нужно не к полному, а к оптимальному совершенству (см. Бернс Д. Хорошее самочувствие. М.: Вече, 1995).

"Личностную биографию" можно рассматривать как целостную, итоговую методику по отношению к остальным методикам пакета "Гармония", как своего рода внутренний эмпирический критерий их валидности и надежности, так как в ней обобщенно и содержательно охватываются многие их аспекты. Она предназначена для быстрого опроса и простого количественного анализа результатов, может применяться как самостоятельный инструмент, так и в пакете с другими авторскими методиками, направленными на изучение степени гармоничности различных аспектов базовой личности и ее функционирования (это методики “Психологическая культура личности", Базовые стремления", "Жизненное предназначение", "Культурологические тенденции", "Образ жизни личности").

Отвечая на вопросы, испытуемый задумывается о своем предназначении и жизненном пути, об оптимальности своего образа жизни, о степени сбалансированности своих стремлений и поведения. Такая работа активизирует процесс жизненного самоопределения и постановку целей гармонизации своей жизни. Методика имеет, таким образом, еще и стимулирующий процессы самопознания и самоопределения характер.

"Личностная биография" представляет собой чисто балльный экспресс-вариант авторской методики "Биографические вопросы". В последней предлагалось не только давать балльные ответы по пятибалльной шкале, но и отвечать на ряд вопросов письменно и давать объяснение, почему выбран именно такой балльный ответ. При этом раскрывается содержание жизненных задач и планов, смысла жизни, крупных достижений в самореализации и др. Т.е. организуется углубленный самоанализ особенностей личности и своей жизни во временном биографическом плане. Для серьезной работы над собой испытуемому рекомендуется примерно один раз в полгода обращаться к обеим биографическим методикам, чтобы уточнить или скорректировать представление о себе, о смысле своей жизни, самооценку прошлых и настоящих важных событий , наметить новые задачи и планы по саморазвитию и гармонизации личности и жизнедеятельности.

Для получения более надежных и точных данных о степени гармоничности личности испытуемого его следует обследовать по нескольким методикам пакета "Гармония", обязательно включая и биографические.

Методику "Личностная биография" рекомендуется применять с 14-15 лет. При групповом предъявлении каждый испытуемый должен получить бланк со всеми вопросами.

Инструкция:

Вам предлагается спокойно поразмышлять о себе и ответить на вопросы, касающиеся Вашей биографии, жизненных задач и достижений, других важных сторон личности. Не пропускайте ни одного вопроса. Свободно выражайте свое мнение. Долг проводящего - сохранять в тайне Ваши данные. Ответом по каждому пункту методики является условный балл, цифра, которая обозначает один из пяти возможных ответов общей Шкалы.
Возможно, на некоторые вопросы Вам будет трудно ответить. Тогда постарайтесь выбрать наиболее предпочтительный для Вас ответ. Иногда может помочь сравнение себя с обычным среднестатистическим человеком Вашего возраста.
Следите за соответствием места записи ответа с номером вопроса, на который Вы в данный момент отвечаете.
Не стремитесь произвести благоприятное впечатление! Анализируется не конкретный ответ, а суммарный балл по серии вопросов. В случае непонимания смысла вопроса или способа работы обращайтесь к проводящему исследование. Работа с методикой поможет Вам углубить понимание своей личности и жизненного пути.

Шкала возможных ответов: 1 – Нет; 2 - Скорее, нет; 3 – Что-то среднее; 4 – Скорее, да; 5 – Да.

Пример работы отвечающего:
Вопрос 5: Есть ли у Вас четкое понимание смысла своей жизни ?

Допустим, Вы выбрали ответ "Скорее, да". В таком случае в своем Бланке ответов напротив номера вопроса 5 нужно записать цифру "4": № 5 – 4, № 6 -...
Таким образом, нужно отвечать на все пункты и подпункты методики.

Перед началом работы с Вопросником просим обязательно ответить на следующие пункты:

Общие данные:

А. Дата работы с методикой....................................................................

Б. Фамилия, имя, отчество.......................................................................

В. Дата рождения........................................ Г. Пол (м, ж) ..........................................

Д. Место учебы, работы (название учреждения...............................................

Е. Образование.............................................................................................

З. Состав семьи в настоящее время .................................................................................

И. Социальное положение родителей (рабочие, служащие и т.п.) ....................................................

К. Образование родителей............................................................................................

ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

Л. Должность ...............................................................................................

М. Семейное положение (женат, не женат, в разводе)..........................

Н. Наличие детей (сколько)..........................................................................

Ваши добавления к этим данным.......................................................................................

Краткая инструкция: Отвечайте, выбирая ответ по Шкале возможных ответов и записывая его цифрой напротив соответствующего пункта опросника. Если в вопросе есть подпункты, например, 9.1., 9.2. и т.д., то нужно давать ответы обязательно по каждому подпункту !

Шкала возможных ответов: 1 – Нет. 2 – Скорее, нет. 3 – Что-то среднее. 4 – Скорее, да. 5 – Да.

Вопросы методики "Личностная биография"

  1. Попробуйте вспомнить самые приятные и самые неприятные переживания до школы и в период обучения в школе:
    1. Много ли удалось вспомнить приятных переживаний ? ...............................\балл\
    2. Много ли вспомнилось неприятных моментов жизни ? .................................\балл\
  1. Верно ли, что Ваши главные жизненные планы осуществлялись так, как было намечено:
    1. В прошлом...............................\балл\
    2. В ближайший год .........................\балл\

  1. Могли бы Вы точно указать события, людей, собственные переживания и мысли, которые сильно повлияли на развитие Вашей личности (стремления; отношения к себе, к людям, к Миру) ? ................................................................\балл\
  2. Удовлетворены ли Вы:
    1. Отношениями в семье .................................\балл\
    2. Отношениями с друзьями..............................\балл\
    3. Вашим положением в классе (в группе, на работе)................................\балл\
    4. Своей жизнью в целом.....................................\балл\
  1. Можете ли Вы уверенно определить, кем и каким хотели бы стать:
    1. В прошлом .............................................\балл\
    2. В настоящее время..................................\балл\
  1. Много ли усилий Вы вкладывали в прошлом и тратите сейчас на реализацию главных жизненных целей:
    1. В прошлом (школьный период) ................................\балл\
    2. В ближайший год ......................................................\балл\
  1. Вы живете полной и гармоничной жизнью ? ..........................................\балл\
  1. Можете ли Вы ясно сформулировать интересы и увлечения ближайшего года своей жизни ? .....................................\балл\
  1. Становитесь ли Вы с возрастом:
    1. Разумнее, мудрее ............................................\балл\
    2. Эмоционально уравновешеннее, спокойнее.........................................\балл\
    3. Добрее..............................................................\балл\
    4. Внутренне сильнее, мужественнее.........................................................\балл
    5. Гармоничнее .....................................................\балл\
    6. Терпимее к людям..................................................\балл\
    7. Умереннее и реалистичнее в желаниях ..........................................\балл\
  1. Размышляете ли Вы над духовными, вечными вопросами (жизнь и смерть, добро и зло, истина, Бог, красота и гармония Мира, устройство Космоса и т.п.)?...................\балл\
  1. Часто ли Вы ощущаете себя гармоничным человеком ? ...........................\балл\
  1. Есть ли у Вас четкое понимание смысла своей жизни ?...............................\балл\
  1. У Вас достаточно высокий уровень жизненных успехов и достижений (сравнительно со средним представителем Вашего возраста) ? ...................................................\балл\
  1. Прикладываете ли Вы усилия для того, чтобы прожить желаемое число лет ?......................\балл\
  1. Чувствуете ли Вы внутреннее единство :
    1. Со своим телом...................................................\балл\
    2. С близкими людьми, родственниками.........................\балл\
    3. Со своей нацией .........................................\балл\
    4. Со страной, в которой живете...........................\балл\
    5. Со всем человечеством ..........................................\балл\
    6. Со всей живой природой .........................................\балл\
    7. С нашей планетой......................................................\балл\
    8. Со всем Миром, Космосом...........................................\балл\
  1. Могли бы Вы точно сказать, в чем состоит Ваше жизненное предназначение ?...................\балл\
  1. Как правило, Вам удается осуществлять свои жизненные планы и цели ? ............................\балл\
  1. Попробуйте оценить, много ли противоречий в Вашей личности ?..................................\балл\
  1. Состояние Вашего здоровья ближайший год было хорошим (по преобладающему самочувствию) ................................................\балл\
  1. Вы уже достаточно ясно определили свои жизненные задачи и планы:
    1. Ближайшие..............................\балл\
    2. Дальние....................................\балл\
  1. Вы проявляли сильную волю:
    1. В школьный период жизни...............................\балл\
    2. В ближайший год................................\балл\
  1. Много ли в Вашей жизни обстоятельств, которые мешают переживать внутреннюю гармонию и жить гармонично (в согласии с собой и окружающим миром) ?.............................................\балл\
  2. Вы ведете здоровый и гармоничный образ жизни ? ........................................\балл\
  3. Сколько лет Вы хотели бы прожить ?

Выберите ответ по специальной шкале ответов...........\балл\

1 - Менее 55 лет. 2 – 56-64 лет. 3 - 65-74 лет. 4 - 75- 84 лет. 5 – 85 и более лет.

  1. Оцените (по специальной шкале) преобладающий эмоциональный тон Ваших переживаний:
    1. В школьный период жизни..........................................\балл\
    2. В ближайший год ...................................................\балл\

Шкала ответов на вопрос № 25:

    1. - Устойчивое состояние печали, тоски или страха.
    2. - Чаще грусть, гнев, раздражительность
    3. - Когда как – то хорошее, то плохое состояние.
    4. - В целом спокойное и приятное состояние.
    5. - Радость, счастье, восторг.

Спасибо за ответы!

Ключ к методике "Личностная биография"

Изучаемые факторы

№№ вопросов

Всего

вопросов

ЖСО

Жизненное самоопределение

1, 3, 5, 8, 12, 16, 20

7

ЖСР

Жизненная самореализация

2, 6, 9, 13, 14, 17, 21

7

ТЛ

Трансформация личности

2, 3, 6, 9, 10, 21, 24, 25

8

ГЛ

Гармоничность личности и жизни

4,7,9,10,11,14,15,18,19,22, 23, 25

12

ОКЛ

Общая конструктивность личности

Все вопросы 1 - 25

25

 

Обработка данных

Предварительные расчеты:

1. Переводим балльные ответы по подпункту № 1. 2, пунктам № 18 и 22 , выбранные по обычной шкале, в баллы шкалы обратной 1 переводим в 5, 2 в 4, 3 в 3, 4 в 2, 5 в 1.

Например, первоначальный ответ "2" по подпункту № 1.2 нужно перевести в балл "4" обратной шкалы и далее в расчетах учитывать только этот последний.

2. Подсчитываем далее средние арифметические по составным вопросам , в которых имеются подпункты - это вопросы №№ 1, 2, 4, 5, 6, 9, 15, 20, 21 и 25. Суммируются ответы, данные по каждому подпункту вопроса, и полученная сумма делится на число подпунктов в вопросе.

Полученные средние баллы по составным вопросам уже учитываются при дальнейших расчетах средних по основным изучаемым факторам (показателям "Личностной биографии").

Основные расчеты

3. Отдельно по каждому изучаемому фактору суммируем баллы испытуемого по вопросам, входящим в данный фактор (см. Ключ), и затем вычисляем среднее арифметическое. Если, например, по фактору 4 "Гармоничность личности и ее жизни" ГЛ в Ключе указано 12 вопросов, то сумма баллов по этим вопросам делится на 12. И так далее по всем факторам методики.

4. Генеральный фактор "Общая конструктивность личности и жизни" ОКЛ близок по смыслу показателю "Гармоничность личности и ее жизни", но шире него, так как охватывает еще и показатели продуктивности самореализации, осознанности и ясности жизненного самоопределения, позитивности личностной трансформации в жизненном процессе. Т.е. он объединяет в себе все изучаемые особенности опрашиваемого. Чем выше уровень их проявления, тем выше и общая личностная конструктивность человека и конструктивность всей его жизни.

Подсчитывается средний балл по всем вопросам методики: сумма баллов по ним делится на 25.

5. Определяем уровни гармоничности (оптимальности) выраженности факторов и генерального фактора, соотнося полученные средние баллы по ним с интервалами уровней, представленных в Табл.1. (Определение уровней не заменяет таблицы средних числовых данных! – последние являются главными данными испытуемых)

Дополнительно по фактору "Трансформация личности" можно подсчитать степень позитивности сдвигов в личности с возрастом. По вопросам №№ 2, 5, 6, 21 и 25 сначала вычисляем среднее арифметическое по все первым подпунктам ("В прошлом", "В школьный период"): 2.1, 5.1, 6.1, 21.1 и 25.1. Затем то же самое делаем в отношении вторых подпунктов этих вопросов ("В ближайший год"): 2.2, 5.2, 6.2, 21.2 и 25.2. Если средний балл по ближнему году жизни выше среднего балла по прошлому ее периоду на 0,5 балла и более, то констатируем, что у испытуемого произошла значительная позитивная трансформация личности . Особое подтверждение этому находим при рассмотрении средней по вопросу № 9. Если она больше 3,5 балла, то имеет место реальная гармонизация личности и ее жизни, так как субъективная оценка по таким вопросам является не менее весомым фактом, чем внешняя оценка поведения человека.

Таблица 1. Примерные уровни гармоничности выраженности факторов методики “Личностная биография” (при средних в группе по фактору “гармоничность личности” в районе 3,25 баллов: 3,125 < Хср < 3,375)

 

Уровень

Интервал в баллах

В процентах %

Высокий

3,61 - 4,50

65,1 - 87,5

Псевдовысокий

4,51 - 5,00

87,51 - 100,0

Средний

2,91 - 3,60

47,6 - 65,0

Низкий

1,00 - 2,90

0,00 - 47, 5

Сравнительные данные разных групп по методике "Личностная биография"
1997-2001: взрослые, студенты, школьники 9 и 10 классов. Москва, В. Новгород, Подмосковье

Группа, чел
ЖСО
ЖСР
ТЛ
ГЛ
ОКЛ
Примечания

Случ.взр, 20
3,52
3,3
3,48
3,23
3,36

Слч.взр, 45
3,32
2,99
3,38
3,09
3,22
ж=32ч..,
м=13ч.

Случайная взрос. 65 чел (17-79 лет)
3,38
3,09
3,41
3,13
3,26
Москва

10кл-опыт21
3,91
3,69
3,64
3,60
3,71
Опытные в туризме

10кл-безТ 25
3,66
3,77
3,74
3,42
3,59
Нет опыта в туризме

10кл-начин 7
3,77
3,3
3,77
3,38
3,54
Начинающие в туризме

Все 10кл-53 чел
3,77
3,68
3,70
3,49
3,64
10 классы
Москва

Вестра-75 ч туристы
3,53
3,44
3,66
3,28
3,48
Турклуб Вестра
М-ва и Подмосковье
193 чел
3,55
3,39
3,59
3,26
3,45

банк,ж,12 ч.
3,48
3,33
3,49
3,26
3,36
Взрослые
М-ва

9кл-Солн 24ч
3,38
3,11
3,33
3,27
3,25
9 класс
Подм-вье

Студ-заоч. 18 чел
3,88
3,26
3,77
3,3
3,49
Студ. заоч.
В. Нов-д РГГУ

Студенты 30 чел
3,53
3,4
3,63
3,14
3,46
Студ д\о
М-ва МИИТ

РестПом 20
3,56
3,18
3,59
3,24
3,35
Взрослые
М-ва и Подмосковье
297 чел.
3,55
3,34
3,58
3,25
3,43

Коррел
ЖСО
ЖСР
ТЛ
ГЛ
ОКЛ
Корреляции факторов методики со степенью жизненной удовлетворенности по методике ИЖУ
р с ИЖУ
0,32
0,24
0,05
0,42
0,418

гр. 45 чел
5%
не знач.
не знач.
1%
1%

Рекомендуемая литература

Изард К.Е. Эмоции человека. М.: МГУ, 1980 (с. 216 – На долгом жизненном пути каждый человек должен найти радость как часть собственного жизненного стиля. С. 225 – Некоторые… наделяют эмоцией радости весь процесс жизни… кажутся движущимися по жизни более медленно и спокойно, чем остальные).

Головаха Е.И., Кроник А.А. Себе и другим/”Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии”. Ред. Д.А. Леонтьев, В.Г. Щур. М.: Смысл, 1997, 336 с., с. 92-110 (Психология самосовершенствования, На пути к конструктивной психологии)

Колмогорова Л.С., Каширский Д.В. Особенности ценностно-смысловой сферы личности в период самоопределения/ Сибирский психол. журнал. № 11, Томск, 1999, с. 29-41

Кондратьев Ф.В. Психогигиенический аспект исследования личности спортсмена/ “Проблемы психологии спорта”. Вып. 1. Ред. Л.Д. Гиссен. М.: ВНИИФК, 1971, с. 55-65 (С.57 – Мы рассматриваем личность в ее психосоматическом единстве, т.е. как общий индивидуальный склад человека (включая темперамент и характер). …темперамент и является той генотипической основой, на кот. в процессе последующего индивидуального развития формируется совокупность всех признаков и свойств индивидуальности. (его) следует рассматривать как консервативный “аспект личности”. С. 61 – Специальными исследованиями было установлено, что спортсмены с более высокими показателями страдают повышенной невротичностью… С. 62 – Желание показать … наилучший рез-т… и реальная невозможность победить своего ближайшего соперника являются конфликтом между высокими социальными побуждениями личности и неуверенностью…) (ОМ – Причина невроза здесь – мотивация на максимал. достижение и, в то же время, невозможность добиться этого, или неуверенность в осуществлении макс. успеха. След., ориентация на макс. успех со стороны участника похода или руководителя-педагога дисгармонична, может вести к невротич. реакциям).

Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека//”Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии”. Ред. Д.А. Леонтьев, В.Г. Щур. М.: Смысл, 1997, 336 с., с. 156-176)

Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 1992; 16 с. (Факторы: 1- Цели в жизни. 2 - Процесс жизни – интерес и насыщенность жизни. 3 - Результативность жизни или удовл-сть самореализацией. 4 – Локус контроля-Я (Я – хозяин жизни). 5 – Локус контроля – жизнь или управляемость жизни. Общий пок-ль ОЖ – Осмысленности жизни. 20 п. – ответы по 7-балльной шкале )

Либин А.В. Дифференциальная психология: На пересечении европейских, российских и амер-их традиций. М.: Смысл, 2000, 549 с. (С. 231 - …личность можно рассматривать скорее как центральную подсистему (тогда как в качестве “периферических” индивидуальных подсистем выступают сенсорно-перцептивные процессы), как главный регулятор взаимодействия субъективного мира психической реальности с объективной социальной и предметной средой. С. 188 - …наиболее существ. признаками индивидуально-средового взаимодействия (внутр. структуры стиля) оказываются адаптивность А - соотв-ие требованиям среды, компенсаторность К -сбаланстрованность стр-ры инд-сти, и оптимальность О - адекватная стоимость затрат (физиол-их, психол-их и т.д.) на достижение цели… хаотичность (неупорядоченность) - стоимость затрат не упорядочена и не соответствует значимости достигнутой цели. Три биполярных конструкта – адаптивность\дезадаптивность, сбалансированность\дисбаланс, оптимальность\ неупорядоченность описывают внутреннюю структуру стиля… С. 189 – (Тип стилевого поведения № 8 – “плывущий вольным стилем”, самоактуализирующийся) - …отличается гармоничной структурой стиля (К+, О+, А+), сочетающейся с адекватной самооценкой и постоянным стремлением к изменениям, поиску новых, более оптимальных способов достижения намеченных целей. С. 246 – Существенными для описания специфики функционирования индивидуальности являются функциональные хар-ки компенсаторности, оптимальности, адаптивности и результативности, определяющие меру конструктивных и деструктивных тенденций в развитии индивидуальности.)

Мотков О.И. Методика "Личностная биография"/Газ. “Школ. психолог”, 1998, № 38, с. 8-9; см. также в Интернете: http://psyhology.rsuh.ru/motarticle7.htm

Мотков О.И. Экспертная оценка гармоничности личности, 2000 (Оценка по 8 признакам фактора “Гармоничность личности” методики “Личностная биография”; не опубл., файл в папке “+Мотков/Методики – студентам”, каф. психологии личности ИП РГГУ)

Мотков О.И. "Психологическая культура личности"/Газ. “Школ. психолог”, 1999, - № 15, с. 8-9 (теорет. введение, методика). См. в Интернете: http://psyhology.rsuh.ru/motarticle9.htm

Мотков О.И. Влияние туристско-краеведческой деятельности (ТКД) на развитие личностной гармонии старшеклассников / Ж. “Дополнит. образование”, 2002, № 7 и № 8 (Использовались авторские методики “Психол. культура личности”, “Личностная биография”, “Экспертная оценка гармоничности личности”, “Психол. портрет учащихся”, ИЖУ – Индекс жизненной удовлетворенности Неугартена, ДМО – Диагностика межличностных отношений Л.Н. Собчик)

Мотков О.И. Психологическая гармония (статья) /сайт www.rsuh.ru/Институты и факультеты/Институт психологии им. Л.С. Выготского/Каф. психологии личности/ Мотков О.И.

Панина Н.В. Индекс жизненной удовлетворенности /В кн. “LifeLine и др. новые методы психологии жизненного пути”. Сост., ред. А.А. Кроник. М.:Прогресс-Культура, 1993, с. 107-114 (Тест “Индекс жизненной удовлетворенности” ИЖУ, его связи с САН и др. тестами)

Психическое здоровье детей и подростков в контексте психол. службы Руководство практического психолога:. Ред. Дубровина И.В. М.: Академия, 1995, 170 с. (С.113 – “Жизненная стойкость и психическое здоровье”, с. 146 - “Временная перспектива и психическое здоровье”. С. 115 – …конструктивное поведение обеспечивает жизненную стойкость человека, его способность противостоять трудностям, сохраняя себя как целостную личность. С. 148 – Проблема… определения жизненных целей… становится действительно ключевой, определяющей, - это период юности). С. 152 - …сегодня роль практической психологии в развитии конструктивного отношения к будущему, в развитии воли как воления, как умения самому стать хозяином своей жизни, своего будущего, может быть особенно велика. С. 10 – Здоровье отдел. человека хар-ся полнотой проявления жизненных сил, ощущения жизни, всесторонностью и долговременностью социальной активности и гармоничностью развития личности).

Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994 (С. 13-14 - идеал СА человека, “полноценно функционирующий человек”, “хорошая жизнь”; Гл. 8 - “Быть тем, кто ты действительно есть”.Точка зрения на цели человека. Гл. 9 - Взгляд психотераписта на хорошую жизнь. Полноценно функционирующий человек.)

Самоукина Н.В. Психология оптимизма. М.: Ин-т психотерапии, 2001, 240 с.(Стресс достижения, Стресс общения, …потери, …однообразия, Строительство себя и своей жизни, Лечение радостью, и др.)

Статирова Н.М. Коррекция и развитие некоторых характеристик базовой личности старшеклассниц. Дипломная работа. Лесосибирск, Лесосиб. пед. ин-т, 2001 (8 чел., 15 – 17 лет, худож. школа № 1. Использовала преобразующий эксперимент с диагностикой гармоничности личности уч-ся до и после трехмесячного тренинга личностного роста – по методикам О.И. Моткова “Образ жизни”, “Базовые стремления”, “Жизненное предназначение”, “Психол. культура личности”, “Личностная биография”. По ряду показателей получены позитивные сдвиги – особенно по гармоничности образа жизни, жизненным ориентациям на творчество, руководство и поддержку себя, гармоничности выраженности внутренних факторов психол. гармонии (оптимал. функционирования), действенности ориентаций, уровню психической саморегуляции и самопознания).

Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб: Питер, 1997 (Гл. 10 – А. Маслоу, и гл. 11 – К. Роджерс, с. 460-501, 502-573. // С. 512-513 – Краткая форма “Опросника личностной ориентации” Джоунса и Крендалла - 15?. С. 534 - … Роджерс постулировал естественное развитие людей к “конструктивной реализации” свойственных им врожденных возможностей. С. 549-551 - (5 хар-к “полноценно функционирующих людей”)… открытость переживанию… экзистенциальный образ жизни. (…тенденция жить полно и насыщенно в каждый момент существования…) …организмическое доверие (внутренним ощущениям)… эмпирическая свобода. (…чувство личной власти, способность делать выбор и руководить собой.)…креативность. С.551 - …погрузиться в … переживание более осознанного образа жизни с большим диапазоном, большим разнообразием, большим богатством.

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение