Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование и учебные пособия

Психология > Психология личности > Методика "Образ жизни"

 

СКАЧАТЬ

О.И. Мотков
кандидат психологических наук

Методика "Образ жизни"

Уважаемые друзья!
Надеемся, что данный материал будет полезен Вам в работе или в личном развитии. Пожалуйста, расскажите о своем отношении к гармонизации жизни. Какие Вами найдены пути наполнения жизни гармонией и смысла.
Для более плодотворной работы с методиками присылайте свои вопросы и результаты (заполненный бланк методики) по адресу 1710oleg@mtu-net.ru
Автор ответит на Ваши вопросы и даст необходимую консультацию.

Образ жизни личности - система стихийно или целенаправленно сложившихся интересов и видов деятельности, линий жизни.

Линия жизни - достаточно устойчивый активный интерес и соответствующий ему регулярно совершаемый вид деятельности.

Под гармоничным образом жизни понимается осознанно строящаяся самим человеком или совместно с опытным учителем система адаптивно необходимых интересов и видов жизненного функционирования, позволяющих поддерживать физическое, психическое, социальное и духовное здоровье и успешнее реализовывать свое жизненное предназначение. Это оптимально организованный самим человеком процесс жизнедеятельности, способствующий сохранению здоровья, личностному росту и творческому функционированию. Гармония - это динамичное состояние человека. Оно требует от него ежедневных усилий для своего достижения и эффективного поддержания.

Гармоничный образ жизни является компонентом более широкого понятия - гармоничности личности, которая определяется еще и степенью оптимальности соотношения силы своих базовых стремлений друг с другом и с уровнем их осуществления, жизненных ориентаций и внутренних и внешних возможностей их реализации в поведении ("согласием с самим собой"), согласием с людьми, с окружающей Природой, характером преобладающего эмоционального тона, и другими характеристиками.

У лиц с максимальными показателями по нашим методикам "Образ жизни", "Личностная биография", "Жизненное предназначение" и другим (в районе 5,0 баллов по 5-балльной шкале возможных ответов) часто обнаруживаются неадекватно завышенные самооценка и притязания, высокие амбиции. По моим жизненным наблюдениям в случае неожиданной крупной неудачи, ухудшения жизненной ситуации такие люди могут впадать в тяжелую депрессию, запой и т.п.

Такого рода данные поэтому были отнесены к псевдовысокому уровню гармоничности. Этот уровень по своей реальной жизненной оптимальности, по эмоциональным и поведенческим проявлениям был поставлен ниже высокого уровня, так как лица с подобными данными оказываются в целом недостаточно устойчивыми к ударам судьбы, уязвимыми к неожиданным неуспехам и провалам. Кроме того, их очень высокие притязания трудно реализуемы, что создает потенциальную почву для внутреннего конфликта между уровнем желаний и уровнем их осуществления в поведении. Таким образом, очень высокие данные - это не максимально выраженная гармоничность личности. Наш подход соответствует народной мудрости, выраженной в поговорке “Лучшее - враг хорошего”.

С помощью данной методики изучается степень гармоничности образа жизни респондента. Все 12 представленных в методике адаптивно необходимых линий жизни, видов деятельности (занятий) равноценны по значимости. Они разбиты на полярные пары. Каждый член такой пары (например, преимущественно умственные и преимущественно физические занятия) является позитивной характеристикой, объективно необходимой для поддержания оптимального функционирования человека.

Определяются три основных показателя:

- выраженность силы интересов к адаптивно необходимым занятиям и уровень их гармоничности;

- выраженность осуществления адаптивно необходимых занятий - через среднее условное время, затрачиваемое в течение недели на эти занятия - и уровень их гармоничности;

- уровень гармоничности образа жизни - совокупный показатель, учитывающий характер соотношения уровней гармоничности занятий и интересов. Преимущество при его определении отдается показателю уровня гармоничности занятий, указывающему на степень реального совершения необходимых видов жизнедеятельности в образе жизни отвечающего.

Кроме того, интересно проанализировать наиболее яркие противоречия между силой интереса к какому-либо занятию и временем, которое на него затрачивается. Если между ними раница в 2 и более баллов, то это указывает на наличие резкого противоречия. Чем больше таких противоречий, тем больше дисгармонизирован образ жизни испытуемого. Соответственно рекомендации респонденту строятся и с учетом этих ярких противоречий.

Получены данные более 300 испытуемых - старшеклассников, студентов и педагогов. Это позволило определить средние нормы и примерные интервалы уровней гармоничности выраженности первичных показателей: А - силы интереса к данному виду занятий; Б - времени, затрачиваемого на данный вид занятий.

Рекомендуется применение методики с 12 лет.

Возможно как групповое, так и индивидуальное предъявление, как бланковое, так и без бланка.

Разработан также вариант методики для учащихся начальной школы и младших подростков "Образ жизни" (для начальной школы). В нем те же 12 пунктов сформулированы в виде вопросов. Применена лишь оценка степени осуществления различных видов занятий в жизни ребенка (шкала Б).

Инструкция (групповое предъявление):

Вам предлагается оценить силу своих интересов к определенным видам занятий (по 5-балльной шкале А) и время, которое у Вас реально уходит в течение обычной семидневной недели на совершение этих занятий (по 5-балльной шкале Б). Всего нужно ответить на 12 пунктов.

Свой ответ выбирайте по Шкалам возможных ответов А и Б:

Шкала А- оценка степени интереса к определенному виду занятий:

1 – нет интереса; 2 – слабый интерес; 3 – средний интерес;
4 – сильный интерес; 5 – очень сильный интерес

Шкала Б- оценка затрат времени на соответствующий вид занятий:
1 – не трачу время; 2 – мало времени; 3 – среднее время;

4 – много времени; 5 – очень много времени

На Бланке вверху укажите дату, фамилию и инициалы (по желанию), пол, место учебы (работы). Экспериментатор будет зачитывать номер пункта методики, начиная с первого, и его содержание, затем следующий номер, и т.д. Напротив номера вопроса записывайте свои ответы цифрами, обозначающими силу интереса к данному виду занятий (по шкале А) и затраты времени на эти занятия (по шкале Б).

Например, зачитывается первый пункт " Умственные интересы и занятия". Если Вы выбрали по шкале А ответ "высокий интерес" к данному виду занятий, то Вы ставите напротив пункта 1 в колонке А цифру 4; если Вам по шкале Б соответствует, например, ответ "среднее время" - Вы ставите рядом с цифрой 4, в колонке Б, цифру 3. И так далее по всем пунктам методики.

Не пропускайте ни одного пункта и ни одного ответа!

БЛАНК ИСПЫТУЕМОГО

ФИО………………………………………………….. Возраст ………. Пол ……..

Дата ……………..

Место работы (учебы) …………………………………………………

№ пункта

Шкала А (балл)

Сила интереса

Шкала Б (балл)

Время на его осуществление

1

   

2

   

3

   

4

   

5

   

6

   

7

   

8

   

9

   

10

   

11

   

12

   

Х среднее

   

Показатель

И

З

Уровень гармоничности

Ги

Гз


Виды интересов и занятий:
1. Умственные интересы и занятия - преимущественная работа головой, обучение наукам, решение задач, чтение , фантазирование, размышление, планирование.

2. Интересы и занятия, связанные преимущественно с физическими нагрузками - работа руками, спорт, зарядка, оздоровительный бег, ходьба, танцы, прогулки, походы, хатха-йога и т.п.

3. Ситуативные - учебные, рабочие, бытовые - интересы и дела - кратковременные и конкретно направленные занятия на работе, учение в школе, бытовые и семейные заботы, гигиенические процедуры, покупки, и т.п.

4. Интерес и обращение к вечным темам жизни - смысл жизни, цели человечества, законы природы, добро-истина-красота, любовь как общее явление, Бог, единство человека и Космоса, Природа, и т.п.

5. Интересы и занятия, связанные с естественной, природной средой - общение с природой в лесу, в поле, на воде, в горах; прогулки пешие, лыжные и др. на природе, выращивание растений и животных, работа в огороде.

6. Интересы и дела, связанные с жизнью в городской среде - учебные, рабочие, бытовые, культурные, развлекательные и др.

7. Творческие интересы и занятия - создание новых игр, способов решения задач, способов работы, образов, сюжетов, моделей и конструкций, новых теорий, литературных произведений; открытие новых фактов, закономерностей, и т.п.

8. Нетворческие, рутинные интересы и занятия - деятельность, в которой не возникает ничего нового; привычные желания, привычные действия, способы работы, привычные отношения и мысли.

9. Интересы и занятия, осуществляемые в группе людей - общение с людьми, коллективные дела (семья, друзья, учебная или рабочая группа, группа по интересам, и др.).

10. Интересы и занятия, осуществляемые в одиночку - любая индивидуально совершаемая деятельность.

11. Интерес к общению и общение с противоположным полом - деловое, дружеское (для взрослых - и интимное) общение.

12. Интерес к общению и общение с лицами своего пола - деловое, дружеское и хобби-общение.

Обработка результатов:
1. Определяем выраженность интересов к адаптивно необходимым занятиям - И - подсчитываем среднее арифметическое ответов по шкале А (сумму баллов по А делим на 12). По таблице уровней гармоничности характеристик образа жизни (таблица 1) определяем уровень гармоничности выраженности интересов к адаптивно необходимым занятиям Ги.

2. Определяем выраженность осуществления адаптивно необходимых занятийЗ - подсчитываем среднее арифметическое балльных ответов по шкале Б (сумму баллов по Б делим на 12, т.е. на общее число пунктов). По той же таблице 1 уровней гармоничности определяем уровень гармоничности осуществления необходимых видов занятий Гз.

3. Наконец, определяем уровень гармоничности образа жизни - Гож - путем соотнесения уже полученных уровней гармоничности интересов и занятий Ги и Гз по специальной Шкале определения уровня Гож (таблица 2).

4. Выделяем по отдельным пунктам наиболее яркие противоречия между силой интереса (А) и его осуществлением (Б). Противоречия в 2 и более баллов говорят о внутренней дисгармонии и требуют оперативных решений по гармонизации образа жизни с целью их смягчения или устранения.

Таблица 1. Примерные уровни гармоничности характеристик образа жизни (по балльным показателям)

 

 

УРОВЕНЬ

Гармоничность силы интересов (Хср = 3,25 балла)

%

Гармоничность времени занятий и образа жизни

(Хср = 3,00 балла)

%

ВЫСОКИЙ

3,61 – 5,00

65,1 - 100,0

3,51 - 4,50

62,6 - 87,5

ПСЕВДО-

ВЫСОКИЙ

--

--

4,51 - 5,00

87,6 - 100,0

СРЕДНИЙ

2,91 - 3,60

47,6 - 65,0

2,81 - 3,50

45,1 - 62,5

НИЗКИЙ

1,00 - 2.90

0,00 - 47,5

1,00 - 2,80

0,00 - 45,0

Примечание: Как видно из таблицы, требования к уровням гармоничности занятий несколько ниже (Хср = 3,00), чем к уровням гармоничности интересов (Хср = 3,25), что соответствует средним данным большинства обследованных нами групп.

Шкала перевода в проценты любых балльных ответов, выбранных по 5-балльной системе:

балл1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 1,9  2,0 2,1   2,2 2,3 2,4 2,5  2,6
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
%    0,0 2,5  5   7,5 10 12,5 15 17,5 20 22,5 25 27,5 30 32,5 35 37,5 40

балл 2,7 2,8 2,9 3,0 3,1 3,2  3,3  3,4 3,5 3,6 3,7  3,8 3,9  4,0 4,1 4,2 4,3
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
%   42,5 45 47,5 50 52,5 55 57,5 60 62,5 65 67,5 70 72,5 75 77,5 80 82,5

балл 4,4 4,5  4,6 4,7  4,8 4,9  5,00
-----------------------------------------------------
%     85 87,5 90 92,5 95 97,5 100,0

Таблица 2. Шкала определения уровня гармоничности образа жизни Гож

Уровень Ги

(по шкале А)

Уровень Гз

(по шкале Б)

Уровень Гож

1

В

В

В

2

С

В

В

3

В

ПВ

ПВ

4

С

ПВ

ПВ

5

В

С

С

6

С

С

С

7

Н

В

С

8

Н

ПВ

С

9

Н

С

С

10

В

Н

Н

11

С

Н

Н

12

Н

Н

Н

Примечание: В - высокий уровень, ПВ - псевдовысокий уровень, С - средний уровень, Н - низкий уровень гармоничности И, З, ОЖ

Таким образом, уровень гармоничности образа жизни выражается только собственно уровнем, а не числом. Из таблицы 2 видно, что этот уровень в большинстве случаев совпадает с уровнем гармоничности занятий Гз (кроме случаев резкой дисгармонии соотношений "Н - В" и "Н - ПВ", которые в результате были отнесены к среднему уровню Гож).

В Шкале определения уровня Гож (таблица 2) соотносимые уровни Ги и Гз расположены в порядке предпочтения. Это сделано для облегчения последующей процедуры ранжирования полученных данных изучаемой группы испытуемых.

Правила ранжирования:
- Ранг 1 присваивается лучшему результату , т.е. с В уровнем Гож, полученном из соотношения уровней Ги и Гз - "В - В" (первая строка в таблице 2). Если таких случаев "В - В" несколько, то ранг 1 присваиваем случаю с лучшим результатом по шкале Б. Если обнаруживаются и такие одинаковые случаи, то присваиваем случаю с лучшим результатом по шкале А. Если и здесь все оказалось одинаковым, то присваиваем каждому из них средний ранг, вычисленный по стандартным правилам любого ранжирования одинаковых данных (среднеарифметический ранг).

- После ранжирования случаев В уровня Гож с соотношением "В - В" переходим ко второму типу выраженности В уровня Гож - с соотношением "ПВ - В", и т.д. сверху вниз, вплоть до самого нижнего Н уровня Гож с соотношением уровней Ги и Гз - "Н - Н".

Школьному психологу и педагогу

Методика позволяет определить локусы дисгармонии и гармонии в образе жизни учащихся, взрослых. Если обнаружен низкий или средний уровень Гож, то следует провести беседу , в которой ярко, на примерах, показать жизненную необходимость ведения более гармоничного образа жизни. Нужно объяснить, как реально можно распределять время недели на адаптивно важные занятия. Наиболее частыми минусами в образе жизни различных групп испытуемых (учащихся школ, студентов, педагогов) являются следующие: недостаток физических нагрузок, общения с природой, размышлений над вечными вопросами, творческой деятельности.

Примерные нормы оптимального включения занятий в свою семидневную неделю: физические нагрузки - 3-4 раза в неделю по полчаса, общение с природой - хотя бы полдня в субботу или воскресение, размышления о вечных предметах и ценностях - 1-2 раза в неделю (лучше - на природе, в уединении, или дома, когда нет отвлекающих факторов), творчество - хотя бы 1-2 попытки понять, увидеть или сделать что-то новое, по-другому подойти к чему-то привычному.

Важно помочь обследуемому поверить в себя, а также дать понять, что слишком активное стремление к самореализации в узкой выбранной области и деятельность по его осуществлению могут привести к "пирровой победе", к ухудшению здоровья и снижению столь необходимого для ощущения полноты жизни ее разнообразия.

Следует подчеркнуть, что достижение гармонии требует регулярных усилий, развития чувства меры, специальной личностной установки на самоорганизацию оптимального образа жизни. Такую установку полезно включать в свой список актуальных установок самовнушения, который составляется при проведении тренинга позитивного мышления, направленного на развитие важных психологических качеств и положительных отношений к себе, людям, природе и Миру в целом.

Более прицельные рекомендации делаются в соответствии с содержанием отдельных ответов испытуемого: определяются по шкале Б в первую очередь ответы 2 и 3. Именно для гармонизации этих, слабо осуществляющихся, линий жизни психолог и предлагает веер возможных полезных личностных установок и видов занятий.

Сами психологи профессионально обязаны вести достаточно гармоничный образ жизни, стремиться к его совершенствованию.

Рекомендуемая литература

Азарных Т.Д., Тыртышников И.М. Психическое здоровье (вопросы валеологии). М.: МПСИ, 1999; 112 с. (С. 16-18 – Шкала социальной адаптации Холмса-Рея. С. 26 – Опросник диагностики личности типа А. С. 27-30 – Тест на профессиональный стресс. С. 72 – 11 ценностных ориентаций, провоцирующих депрессию; С. 76 – А. Бек – 7 видов негативных мыслей, ведущих к депрессии. С. 80 – Тест депрессивности А – Т).

Амер. Ассоциация кардиологов. Прогулки и здоровое сердце. М.: ВКК, 1997, 208 с. (с. 121 - …путем чередования различных физических упражнений. Т.о., ваша программа тренировок будет не однобокой, а сбалансированной (гармоничной). Гармоничная (разносторонняя ) физическая подготовка включает в себя достаточное снабжение организма кислородом (прогулки, бег, плавание, лыжи, быстрые танцы, и т.п.), развитие мышечной силы (упражнения с отягощениями - гантелями, штангой) и гибкости (йога, упражнения на растяжку). …Если вы выполняете поочередно все типы упражнений, ваша физическая подготовка будет уравновешенной. С. 12 - Чтобы ваша физическая подготовка была разносторонней и гармоничной, вам необходимо включить в программу тренировок упражнения разной направленности).

Ананьев В.А. Психология здоровья: синтез знаний о личностном росте./ Вестник психосоциал. и корр. Работы. 1995, № 3

Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. М.: Мир, 1997 (С. 13 - … здоровье – это не просто отсутствие болезней, а состояние физического, психического и социального благополучия. Благополучие касается всех аспектов жизни человека, а не только его физической формы. Необходимо гармоническое сочетание социального, физического, интеллектуального, карьерного, эмоционального и духовного элементов в жизни. …Ни одним из них нельзя пренебрегать, если стремишься к здоровью и благополучию. С. 13. Установка на благополучие. С.15 – Благополучие – это удовольствие от длинных, наполненных событиями дней. Высокий уровень благополучия (10 пунктов). С. 17 – Общая оценка здорового поведения (7 п.). С. 21 – Психическое здоровье… главный фактор, определяющий качество нашей жизни. От него в значит. ст. зависят личное счастье чел., его профессиональные успехи, взаимоотношения с др. людьми и все аспекты физического здоровья. С. 29 – Оценка эмоционального благополучия… Как стать более активными. С. 36 – Общие принципы борьбы со стрессом. С. 37 – Способы быстрого снятия стресса)

Бернс Д. Хорошее самочувствие. М., 1995 (Терапия против депрессии. С.9 - Когда вы научитесь управлять своими эмоциями, то поймете, что рост личности м.б. лишь результатом здорового образа жизни. А.Т. Бекк – Когда вы расстроены… преобладают пораженческие настроения. Прилагая небольшие усилия, вы можете научиться бороться с негативными мыслями, корректировать свое поведение. …деятельность снова становится продуктивной, счастье снова возвращается к вам… С. 314 – Попробуйте быть средним… для этого необходимо мужество. С. 315 – Кто стремится к совершенству, тот проигрывает, каким бы ловким он себе не казался. Но нельзя позволить себе впасть в крайность: стать сверхсредним. С. 318 - …выберите какое-нибудь дело и вместо того, чтобы пытаться выполнить его на 100%, наметьте 80% или 60%, а затем посмотрите, насколько вы обрадуетесь и как возрастет продуктивность. С. 320 – Людям, наметившим недостижимое, гарантирован проигрыш.)

Брэгг П.С. Формула совершенства. СПб, 1993

Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1989 (С. 116 – Терапия творческим общением с природой. С. 158 – Терапия творческими путешествиями)

Газета “2 х 2”. 10-16 янв. 2000, с. 1 ( По данным Всемирной организации здравоохранения, лишь 15% состояния здоровья человека зависит от организации медицинской службы…, столько же приходится на его генетические особенности, а львиная доля – 70% - зависит от образа и ритма жизни. Именно поэтому соврем. медицина все больше внимания уделяет пропаганде здорового образа жизни и профилактике различных заболеваний… Здоровый образ жизни способствует вашему долголетию…)

Гармонический человек: Из истории идей о гармонически развитой личности./ Сост. Трофимов П.С. М.: Искусство, 1965

Гармония. Лосев А., Шрагин Б./ Философская энциклопедия, Т. 1. М.: Сов. Энц-я, 1960, с.с. 323 - 324

Гармония. /Сов. Энциклопедический словарь. М.: Сов. Энц-я, 1979, с. 280

Головина Л.Л., Копылов Ю.А. Физич. воспитание учащихся общеобразоват. школы: личностный аспект./ Ж. “Физ. культура: воспитание, образование, тренировка”. 1998, № 2, с. 17-19

Григорьева Т.П. Дао и логос (встреча культур). М.: Наука, 1992 (С. 68 - Общие законы существуют, но они открываются развитому сознанию, постигшему в многообразии единство, а в единстве - многообразие. ...Мудрецы учили избегать односторонности, не нарушать Единое.)

Доман Г. Гармоническое развитие ребенка. М.: Аквариум, 1996

Дубровина И.В. Совместный труд на благо детей./ Нар. Образование, 1998, № 2, с. 111 (цели психол. службы образования, психическое и психологическое здоровье)

Елисеев В. Тайцзицюань: искусство гармоничного действия./ Наука и религия. 1989, № 8

Ермолаева Л.И. Психотерапия личного самочувствия. Метод. пос. М.: ИПКиПРНО МО, 1993; 32 с. (С. 8-9 – тест Аппелса “Жизненные силы”, 14 ?; с. 8 – только у 10% руководителей народного образования обнаружено нормальное самочувствие. С. 9 - …личный ортобиоз – организация разумного. здорового образа жизни; “формула выживаемости” проф. В.М. Шепеля )

Кабаева В.М. Формирование осознанного отношения к собственному здоровью у подростков. Автореф. канд. дисс. М., 2002 (Использовала тесты “Индекс отношения к здоровью” С.Д. Дерябо и В.А. Ясвина, “Ценностные ориентации личности” и др.)

Кабаева В.М. Программа психол. обучения и воспитания школьников “Я – мой образ жизни – мое здоровье”. Методич. рек. М., 2002

Латохина Л.И. Хатха-йога для детей. М.: Просвещение, 1993

Лищук В.А., Мосткова Е.В. Обзор "Основы здоровья. Актуальные задачи, решения, рекомендации." М., 1994

Милтс А.А. Гармония и дисгармония личности. М., 1990

Митавская В.В. Психол. особенности больных с соматоформной патологией (иссл-ие качества жизни, психол. благополучия и личностных особенностей)”. Диплом. работа. М.: ИП РГГУ,2002. Рук. Т. Д. Шевеленкова (Шкалы психол. благополучия SF-36 – К. Д. Рифф, 84?; Опросник структуры характера и темперамента Клонинжера – 125?; Методика оценки воздействия болезни и симптомов МОБиС – круги на листе Я-болезнь, Я-семья, Я-работа; Опросник здоровья – 11?) (Качество жизни как субъективная оценка степени удовлетворенности жизнью… у больных снижено. Снижены пок-ли психол. благополучия. Нет целей на будущее. Чувствуют себя неспособными изменить самостоятельно свою жизнь. Трудно быть открытыми, проявлять симпатию…Негативное отношение к миру других людей. На 1 месте – болезнь. Повышенные осторожность. робость, конформизм, тревожность, предусмотрительность…У соматических больных на 1 месте – работа и семья. C. 65 - …чем ниже пок-ли по шкале здоровья, тем ниже пок-ли автономии, контроля над окруж. средой, самопринятия, личност. роста и позитивных отношений с окружающими. С. 65-66 - …чем ниже пок-ль общего здоровья, тем больше выражены у чел. чувство стагнации (ниже личностный рост), отсутствие интереса к жизни, неспособность изменять прежние установки и способы поведения под влиянием нового опыта, отсутствие целей и планов на будущее)

Мотков О.И. О парадоксах процесса самоактуализации личности. / Магистр. 1995, № 6

Мотков О.И. Психология самопознания личности. м, 1993

Мотков О.И. В гармонии с собой и миром./ Газ. “Школ. психолог”, 1998, № 21 - 22, с. 8-9 (Методика “Образ жизни”)

Мотков О.И Влияние туристско-краеведческой деятельности (ТКД) на развитие личностной гармонии старшеклассников/ Ж. “Дополнит. образование”, 2002, № 7-8.

Мотков С.И. Старшеклассники о России, экологии и о себе./ Газ. "Октябрьское поле", 26 авг. - 8 сент. 1995., с. 5. Москва (Обзор социологических исследований)..."Состояние здоровья старшеклассников соответствует оценке 3 балла (а еще точнее - "3+"). Это, конечно, должно насторожить как органы здравоохранения, так и пед. коллективы". Опрошено 50 чел. школы № 131 С-З округа Москвы.

Мотков С.И. Проблема качества жизни и здоровье населения./ Сб. Проблема здоровья населения в регионах социальной и экологической напряженности. Алма-Ата - Семипалатинск, 1993 - с. 57 - ... "концепция "ощущаемого качества жизни"... изучение удовлетворенности жизнью и построение систем показателей, отражающих индивидуальные потребности и ощущения...". С. 59 - Особенность понятия "образ жизни" состоит в том, что оно дает представление о жизнедеятельности индивидов с различным уровнем образования, благосостояния, культуры при тех или иных условиях жизни. ...Момент несовпадения, а иногда и несоответствия ценностных устремлений и ожиданий с фактически "проживаемой" жизнью, с наличными обстоятельствами повседневного бытия личности есть противоречия ее реального образа жизни"

Орлов Ю.М., Гройсман А.Л. Философия гипертонической болезни (Саногенное мышление для больных гипертонической болезнью.) М.: Импринт-Гольфстрим, 1997; 20 с. (С. 9-10 - …гиподинамия, сдержанность и такие черты личности, как отсутствие склонности к примитивным двигательно-мышечным реакциям, разрешающим напряженность, “окультуренность”, выдержка, самодисциплина и сдержанность, информированность являются факторами риска при гипертонической болезни)

Остапец А.А. Могучее средство развития личности/Ж. “Дополнит. образование”, 2000 – № 2, с. 23-27(О разностороннем влиянии ТКД на личность детей. С. 24 - …однодневный выход на природу в субботу… полностью снимает физическое и, главное, психическое напряжение целой учебной недели… Цель (программы “Школа жизни – окружающий мир”): гармоничное развитие личности, формир-ие здорового образа жизни. … ТКД… как средство гармонического развития личности в активном освоении и доступном улучшении окружающего мира и самих себя в циклах туристско-краеведческих экологических и экскурсионных путешествий. …

Панина Н.В. Индекс жизненной удовлетворенности/В кн. “LifeLine и др. новые методы психологии жизненного пути”. Сост., ред. А.А. Кроник. М.:Прогресс-Культура, 1993, с. 107-114 (Тест “Индекс жизненной удовлетворенности”, его связи с САН и др. тестами)

Покрасс М.Л. Терапия поведением. Методика для активного психотерапевта и для всех, ищущих выхода. Самара: Бахрах, 1997

Полковников Ю.Н. Как продлить годы жизни (Целительная йога). М.: Республика, 1995

Попов Г.В., Сагоян О.А., Диденко В.В. У-шу. Путь к здоровью и гармонии. М., 1989

Потемкина О.Ф. Методы диагностики социально-психологических установок личности / Методы психол. диагностики. Вып. 1. Ред. Дружинин В.Н., Галкина Т.В., М.: ИПРАН, 1993 (группа с гармоничными ориентациями)

Психическое здоровье детей и подростков в контексте психол. службы: Руководство практического психолога. /Ред. Дубровина И.В. М.: Академия, 1995, 170 с. (С.113 – “Жизненная стойкость и психическое здоровье”, с. 146 - “Временная перспектива и психическое здоровье”. С. 115 – …конструктивное поведение обеспечивает жизненную стойкость человека, его способность противостоять трудностям, сохраняя себя как целостную личность. С. 148 – Проблема… определения жизненных целей… становится действительно ключевой, определяющей, - это период юности). С. 152 - …сегодня роль практической психологии в развитии конструктивного отношения к будущему, в развитии воли как воления, как умения самому стать хозяином своей жизни, своего будущего, может быть особенно велика. С. 10 – Здоровье отдел. человека хар-ся полнотой проявления жизненных сил, ощущения жизни, всесторонностью и долговременностью социальной активности и гармоничностью развития личности).

Раджниш Ошо. Жизнь. Любовь. Смех. СПб, 1991

Рейнольдз С. Настроение - отличное !СПб.: Питер Пресс, 1997

Рейнуотер Д. Как стать собственным психотерапевтом. Киев : Кофр, 1996

Роджерс К. Творчество как усиление себя. / Вопросы психологии, 1990, № 1 (С. 165 – Очень рано наша творческость заглушается… беспощадной критикой того, что мы делаем. С. 166- Личностно-ориентир. подход (К. Роджерс) делает акцент на роли фасилитатора, кот. обладает эмпатией, конгруэнтностью, кот. открыт новому опыту и искренен, когда он слушает на глубинном личностном уровне человека или группу и этим способствует их росту. …если создать безопасный, доверительный климат, в кот. личность почувствует себя свободно настолько, что начнет исследовать свой внутренний психический мир, то в этом случае сам чел. и выберет наиболее оптимальное направление своего развития как личности)

Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994 (С. 13-14 - идеал СА человека, “полноценно функционирующий человек”, “хорошая жизнь”; Гл. 8 - “Быть тем, кто ты действительно есть”.Точка зрения на цели человека. Гл. 9 - Взгляд психотераписта на хорошую жизнь. Полноценно функционирующий человек.)

Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. М.: Ин-т практ. психологии, 1998 (методики ИТО, ДМО и др. Гармоничный уровень выраженности черт)

Харькин В., Гройсман А. Тренинги самооздоровления и самосозидания. М.: Магистр, 1996

Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб: Питер, 1997 (Гл. 10 – А. Маслоу, и гл. 11 – К. Роджерс, с. 460-501, 502-573. // С. 512-513 – Краткая форма “Опросника личностной ориентации” Джоунса и Крендалла - 15?. С. 534 - … Роджерс постулировал естественное развитие людей к “конструктивной реализации” свойственных им врожденных возможностей. С. 549-551 - (5 хар-к “полноценно функционирующих людей”)… открытость переживанию… экзистенциальный образ жизни. (…тенденция жить полно и насыщенно в каждый момент существования…) …организмическое доверие (внутренним ощущениям)… эмпирическая свобода. (…чувство личной власти, способность делать выбор и руководить собой.)…креативность. С.551 - …погрузиться в … переживание более осознанного образа жизни с большим диапазоном, большим разнообразием, большим богатством.

Шаталова Г. Философия здоровья. М.: Елен и К, 1997

Шварц И.Е. Психогигиена в школе. Пермь, 1986

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение