Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование и учебные пособия

Психология > Психология личности > Методика “Культурологические тенденции"

 

СКАЧАТЬ

О.И. Мотков
кандидат психологических наук

Методика “Культурологические тенденции”

Уважаемые друзья!
Надеемся, что данный материал будет полезен Вам в работе или в личном развитии. Пожалуйста, расскажите о своем отношении к гармонизации жизни. Какие Вами найдены пути наполнения жизни гармонией и смысла.
Для более плодотворной работы с методиками присылайте свои вопросы и результаты (заполненный бланк методики) по адресу 1710oleg@mtu-net.ru
Автор ответит на Ваши вопросы и даст необходимую консультацию.

Что такое “культурологические тенденции”
Это присущие всем людям изначальные жизненные предпочтения или склонности, “архетипы”, в которых выражаются как общечеловеческие культурные ценности, так и разрушительные для человечества с точки зрения его макросоциальной и природной адаптации антиценности. Как и любые другие личностные образования, рассматриваемые тенденции имеют полярный, двойственный характер. С одной стороны, это глубинные ориентации на культурные ценности добра, поиска истины, красоты, владения собой, здоровья и внутренней гармонии, с другой - склонности к личному и групповому эгоизму, грубости и безобразию, психической инерции и стереотипности мышления, бесконтрольности желаний и поведения, беззаботности в отношении к своему здоровью и дисгармоничному образу жизни.

Тенденция - как и “черта личности” или “черта характера” - это сплав мотивации, соответствующих переживаний и стиля поведения. Однако, в отличие от “черты”, она генетически задана как потенциально возможные побуждение, эмоции и поведение и чаще функционирует в скрытом, слабо выраженном, неосознаваемом виде. Собственно личностным компонентом тенденции можно считать мотивацию и ее эмоциональное выражение.

В культурологических тенденциях ведущее значение имеет ориентация на определенные ценности и антиценности - в них поэтому выделяются культурные тенденции, положительные с точки зрения успешности протекания природно-социальной адаптации человека (и человечества в целом), и акультурные отрицательные тенденции, ведущие в конечном итоге к дезадаптации личности или целой группы людей, у которых они преобладают. Как те, так и другие тенденции стремятся в определенной степени к проявлению в поведении. Для этого в психике существуют изначально заданные эмоциональные и поведенческие механизмы.

Место культурологических тенденций в структуре и развитии личности
Культурологические тенденции являются компонентом природной Базовой личности человека ( в нее входят также: базовые стремления, характерологические тенденции, жизненные предназначения и мотивация к адаптивно необходимым видам деятельности). Они, вместе с остальными компонентами, составляют обусловленный генотипом универсальный природный каркас личности любого человека. Рассмотрение культурологических тенденций как природных личностных образований опирается на современные данные психогенетики (Г. Айзенк, Т. Бушар, К. Коулб, А.П. Матени-младший, Р. Пломин, В.П. Эфроимсон и др.).

Как и черты характера, они конкретизируют направленность и задают определенный стиль процессу реализации базовых стремлений, представляющих собой фундаментальное, изначально заданное ядро личности (см. нашу статью “Методика “Базовые стремления”” в № 35 за 1998 год в газете “Школьный психолог”.). Если, например, у человека сильно выражено базовое стремление повысить самооценку, поддерживать уверенность в себе (стремление к силе личности), то он может делать это более или менее культурным образом в зависимости от степени выраженности его культурных и акультурных тенденций. При преобладающей культурной ориентации он сохранит в ходе осуществления этого базового стремления уважение к людям и самому себе, не станет грубить и навязывать свое мнение, срывать на других свое плохое настроение.

В процессе собственной саморазвивающей активности ребенка и целенаправленного воспитания его личности происходит актуализация доселе эскизных, заданных природой, тенденций, их развертывание, закрепление в активной структуре личности, и конкретизация в реалиях жизненных ситуаций, то есть перевод на конкретно-предметный язык жизни и язык внутренних и окружающих сред развития. Усиливается и становится более устойчивым их звучание в общем хоре мотивации дальнейшего развития. Культурные тенденции в своем развитом и упроченном виде составляют общую культуру жизнедеятельности личности. Она позволяет достаточно целостно учитывать требования внутреннего и внешнего мира и оперативно находить природно и социально приемлемые, одобряемые природой и человечеством, пути и способы действия в различных ситуациях.

Не случайно природой задан такой противоречивый репертуар возможных личностных тенденций и типов функционирования и развития. Он как-то соотносится с набором вероятных жизненных ситуаций, в которых может оказаться растущий человек. Экстремальные, конфликтные ситуации способствуют стихийной актуализации акультурных импульсов в личности. Эти импульсы могут давать ситуативное преимущество, временный выигрыш, но в стратегическом плане всегда ведут к жизненному проигрышу, так как не учитывают многих важных внутренних и внешних особенностей. То есть они не целостны, а значит - не духовны, не сопряжены с широкой системой координат жизни, в пределе - с вечными законами жизни и бытия Мира. Поэтому таких акультурных импульсов должно быть в человеке на порядок меньше, чем культурных черт. Лишь при наличии развитых культурных ориентаций и привычек культурного реагирования они будут актуализироваться в конфликтных ситуациях одновременно с акультурными тенденциями и использоваться личностью для канализации последних в приемлемое культурное русло, для придания им культурной формы выражения (на культурном эмоционально-поведенческом и “отношенческом” языке). В конечном итоге культурные способы выражения своего отношения и эмоций, разрядки своей энергии наиболее приемлемы не только для общества и природы, но и для самого выражающего их человека. - для самого себя!

Преобладание культурных склонностей над акультурными не должно быть абсолютным., так как подавляемые акультурные импульсы будут искать скрытый выход и могут мстить за себя в виде повышения тревожности, внутренней напряженности и т.п. Акультурные тенденции иногда можно и нужно проявлять, но в безопасной для общества и природы умеренной форме. Так, агрессия в рамках спортивных правил необходима борцу и боксеру, и даже альпинисту, идущему на вершину. Свободный крик и битье кулаками подушек используется в некоторых видах психотерапии для отреагирования внутреннего конфликта, накопившихся отрицательных эмоций. То же можно сказать о плаче, о слабо контролируемых экстатических действиях, многих танцах, песнях, нудистских “одеждах” и пр. Они позволяют смягчить внутреннее давление культурного самоконтроля и, в умеренных и безобидных дозах, просто необходимы для более полного и гармоничного самовыражения и жизненного функционирования.

Мировоззренческие и педагогические аспекты

С нашей точки зрения многие религиозные и общественные идеалы имеют очень жесткий, максималистский характер. Они выдвигают крайние требования к личности в отношении преобладания в ней культурных ориентаций, в связи с тем, что внутривидовая борьба между людьми, их “греховные” помыслы и поступки, возможное применение ядерного оружия могут привести к тотальному самоуничтожению большей части человечества.. Эти идеалы, однако, противоречат закону мировой гармонии - они чересчур резко ограничивают поведенческое выражение акультурных импульсов и являются на самом деле предписаниями, дисгармонизирующими жизненный процесс. Ведь не случаен фундаментальный природный факт, что большинство людей не следуют им на сто процентов, так как они просто нереальны и недостижимы.

Большой проблемой является отыскание оптимального баланса, меры соотношения культурных и акультурных склонностей. Известно, что золотое сечение - гармоническая пропорция частей целого в архитектуре, искусстве, росте листьев, строении морских раковин и т.п. выражается пропорцией 1,62 : 1. Если рассматривать как необходимые части целостного культурологического облика человека его культурные и акультурные тенденции, то при таком “золотом” их соотношении доля акультурных склонностей, хоть и меньшая, оказывается с точки зрения стабильности, устойчивости общественной жизни, идеалов слишком большой и взрывоопасной. Видимо, в сообществе людей гармоническая пропорция сдвигается в сторону более существенного преобладания культурных тенденций и поведения. По моим данным, оптимальным соотношением культурного и акультурного начал в личности является пропорция 3 : 1.

Религиозные же идеалы требуют абсолютного преобладания положительных моментов, например, в христианстве выполнения всех десяти заповедей - 10 : 0. Эти требования нереальны как с биологической, так и с психологической точек зрения. Наблюдения показывают, что некоторая доля не очень грозных акультурных тенденций (“грехов”) необходима для создания дополнительной мотивации к культурному развитию ребенка и взрослого, динамизирует и поддерживает это развитие.

Кроме того, следование всем культурным заповедям требует от личности постоянного самоконтроля, осознания каждого своего шага, так как нравственные и иные культурные императивы мало автоматизируются, с трудом превращаются в привычку. Тенденция, возможно, может в своем развитии превратиться в устойчивую доминирующую черту по типу черт характера, но это потребует от человека длительных закрепляющих усилий. Сверхсамоконтроль убивает элемент таинственности, интересности жизни, ее игровой характер, чувство непринужденности и легкости, спонтанности, которые являются, на мой взгляд, неотъемлемыми признаками гармоничной жизни. Он превращает жизнь в тяжелую ношу. В стрессовых ситуациях такая личность с очень сильным Сверх-Я, “цензурой” может впадать в депрессию или становиться нетерпимой и фанатичной , что нередко встречается у религиозных лиц и у педагогов традиционной школы. Перенапряжение контролирующих механизмов в конце концов срывает адаптацию, человек болеет. Это, естественно, не соответствует природной стратегии установления оптимальных соотношений между плюсами и минусами в личности, которые бы обеспечивали ее устойчивое, длительное, продуктивное и гармоничное развитие.

Воспитание и самовоспитание, с предлагаемой мною точки зрения на психологическую гармонию, должны представлять собой процесс гармонизации различных компонентов личности, и, в немалой степени, культурологических ее тенденций. Это по своей сути бесконечный процесс развития общей культуры жизни человека, процесс приближения к гармоническому состоянию и функционированию. С возрастом все большее значение приобретает саморазвивающая активность личности, работа ее “внутреннего программиста”. Этот блок самопрограммирования есть у каждого индивида. Именно он и призван организовывать “хорошую жизнь”. Для развиваемого здесь подхода (идеала гармонии как умеренного, а не абсолютного совершенства) вполне правдоподобно утверждение, что достижение психологической гармонии по плечу каждому человеку. Однако гармония динамична и требует для своего поддержания и развития ежедневных, умеренных и осознанных усилий.

В случаях отторжения ребенка , игнорирования его потребностей в семье или школе, а также при сильной наследственной отягощенности (например, лишняя y-хромосома и т.п.) в нем могут активизироваться и закрепляться акультурные тенденции - агрессивность, выраженный эгоизм, грубость, эстетическая глухота, мстительность, зацикливание в привычном, узком круге желаний и действий и др. Это в перспективе может привести к хроническим дисгармониям в отношениях с людьми и с природой, к нездоровью. Если нет устойчивой культурноразвивающей среды, то ребенок развивается по преимуществу стихийно с малопредсказуемыми последствиями. Хотя наличие в его генотипе активных “культурных” генов в любом случае будет способствовать его интуитивной тяге к более культурной жизнедеятельности. Конечный результат будет зависеть как от характеристик генотипа, так и от особенностей среды.

Усилия педагогов подчас сталкиваются с неприятием детьми культурных норм отношения и поведения из-за необходимости здесь, сейчас защитить свою личность, свою автономию и достоинство от жесткого давления со стороны других детей или взрослых. Ситуативная необходимость самозащиты вызывает акультурные действия, что противоречит стратегической тенденции природы к развитию культурного функционирования человека. Одной из главных проблем педагогики является задача инициирования в растущем человеке понимания необходимости выработки в себе устойчивых культурных ориентаций и форм поведения для его конструктивной, т.е. успешной и гармоничной, жизнедеятельности. Это задача активизации понимания адаптивной полезности культурного поведения для более полного саморазвития и “хорошей жизни”, понимания того, что культурная жизнедеятельность не ограничивает свободу и права личности, а делает их выражение в поведении как более красивым, так и в конечном итоге более целостным. Последнее определяется тем, что культурный человек при построении своего функционирования стремится учитывать одновременно и свои желания, и эстетическую сторону своего поведения, и нравственную. Он старается понять желания других людей и не мешать им жить. Его “внутренний программист” проводит широкую интеграцию внутренних и внешних требований жизненной ситуации с точки зрения целого набора внутренне принятых им культурных ориентиров-ценностей – эстетических, нравственных, саморазвития, здоровья, и др. Только при таком понимании и реальном, часто в первую очередь эстетическом, ощущении преимуществ культурных способов жизни может возникнуть внутреннее согласие с ними как с хорошими формами поведения и затем – постепенная само- активизация стремлений к их освоению.

Предлагаемые в методике “Культурологические тенденции” примерные уровни оптимальной, гармоничной выраженности культурных и акультурных тенденций определены на основе анализа усредненных данных студентов и старшеклассников, а также предложенного теоретического подхода.

Методику рекомендуется применять с 14-15 лет.

Методика “Культурологические тенденции”

Инструкция:
Оцените, пожалуйста, силу некоторых ваших склонностей (по шкале возможных ответов А) и степень их реального проявления и осуществления в вашей жизни (по шкале Б). Нужно учитывать ближайший год своей жизни.

Шкала А (сила склонности):

1 – очень слабая; 2 – слабая; 3 – средняя; 4 – сильная; 5 - очень сильная.

Шкала Б (степень осуществления склонности в жизни):
1 – очень низкая; 2 – низкая; 3 – средняя; 4 - высокая; 5 – очень высокая.

В Опросном бланке напротив номера каждого пункта ставьте свои ответы - сначала цифру, обозначающую выбранный вами ответ по шкале А (в колонке А), затем цифру выбранного ответа по шкале Б (в колонке Б). Например, если вы выбрали по пункту 1 в шкале А ответ “сильная склонность”, а в шкале Б ответ “средняя степень осуществления”, то нужно напротив этого пункта поставить цифру “4” в колонке А и цифру “3” в колонке Б. Таким способом даются ответы по всем 24 пунктам методики.

Не старайтесь произвести благоприятное впечатление! Тайна ваших ответов гарантируется. Не пропускайте ни одного пункта! В случае затруднений отвечайте на основе оценки своих наиболее частых отношений, переживаний и проявлений

Опросной бланк

 

СКЛОННОСТЬ

(или тенденция - слабо осознаваемое стремление)

А

Сила

склонности

Б

Степень осущест-вления в жизни

1

Уважать интересы и мнения большинства людей

   

2

Беззаботно относиться к своему здоровью

   

3

Глубоко переживать красоту окружающего мира

   

4

Импульсивно, бесконтрольно, проявлять свои эмоции

   

5

Самостоятельно искать суть и причины явлений

   

6

Проявлять равнодушие к красоте природы

   

7

Создавать у себя положительный настрой на предстоящий день

   

8

Быстро приходить в состояние раздражения в общении с людьми

   

9

Поддерживать хорошую физическую форму

   

10

Жить в основном по привычке, в привычном кругу мыслей и действий

   

11

Развивать свои физические качества: выносливость, гибкость, силу

   

12

Делать всегда все по образцу, а не придумывать что-то новое

   

13

Удовлетворять в первую очередь свои желания, мало обращая внимания на интересы других людей

   

14

Сохранять собранность и контроль над эмоциями в сложных жизненных ситуациях

   

15

Действовать, как получится, не придавая особого значения красоте своих поступков

   

16

Создавать интересные идеи и образы, находить новые решения

   

17

Безразлично относиться к развитию своих деловых качеств

   

18

Ценить красоту в людях: в их мыслях и поступках, внешности

   

19

Избегать физических нагрузок и упражнений

   

20

Бережно относиться к природе, не причинять ей вреда

   

21

Потакать всем своим страстям, не ограничивая силу желаний

   

22

Сочетать в образе жизни разные виды занятий: умственные и физические, творческие и рутинные, общение и уединение

   

23

Заниматься чем-то одним, например, только умственными или только физическими занятиями, отбрасывая все остальное

   

24

Жить интересно, спокойно и разнообразно, разумно ограничивая свои желания и не зацикливаясь на чем-то одном

   

 

КЛЮЧ

Определяется выраженность шести видов культурных тенденций, а также проявление у испытуемого общекультурных тенденций в целом. Для этого ответы, относящиеся по содержанию к акультурным тенденциям (по пунктам со знаком ( – ) в КЛЮЧЕ) предварительно приводятся к виду положительных, “культурных” ответов со знаком + с помощью обратной шкалы.

№ КУЛЬТУРНЫЕ ( + ) и АКУЛЬТУРНЫЕ ( - ) ТЕНДЕНЦИИ (склонности)

ПУНКТЫ

I

Нравственные (+) учитывать интересы людей, бережно относиться к природе). Безнравственные ( - ) учитывать лишь свои интересы, равнодушно и не бережно относиться к природе

1+, 20+,

8-, 13-

II

Эстетические (чувствовать и создавать красоту во всем, в своей жизнедеятельности). Неэстетические ( - ) проявлять безразличие к красоте людей, природы

3+,18+,

6-, 15-

III

Творческие, познавательные (больше понять, узнать, создавать что-то новое). Нетворческие ( - ) – стереотипно, привычно вести себя, быть только исполнителем

5+, 16+,

10-, 2-

IV

Культурно-психологические (владеть собой, конструктивно вести дело и общаться, создавать положительный настрой). Акультурно-психологические ( - ) – импульсивно реагировать и выражать свои желания,не стремиться к развитию своих способностей

7+, 14+,

4-, 17-

V

Культурно-физические (поддерживать и улучшать физическую форму, свое здоровье). Акультурно-физические (- ) – безразлично относиться к своему здоровью, избегать физических нагрузок и занятий

9+, 11 +

2-, 19-

VI

Гармонизирующие (контролировать силу своих желаний, вести гармоничный образ жизни). Дисгармонизирующие (-) – тенденции к неумеренности и неуравновешенности, негибкости и однообразию в образе жизни, к нетерпимости в отношениях

22+, 24+, 21-, 23 -

 

Общекультурные тенденции в целом ( + ) - к развитию общей культуры жизнедеятельности личности

1, 3, 5, 7, 9, 11, 14, 16, 18, 20, 22, 24

 

Aкультурные тенденции в целом ( - ) - к несбалансированному, конфликтному и нездоровому функционированию

2-, 4-,.6-, 8-, 10-, 12-, 13-,15-, 17-, 19-, 21-, 23-


Обработка результатов

Рассматриваются показатели: а) средняя выраженность силы культурных тенденций, склонностей (по А) – Ср скт ; б) степень проявления культурных тенденций в жизнедеятельности (по Б) – Ср пкт; в) уровни гармоничности соотношения этих мотиваций между собой и их поведенческих проявлений; г) уровень гармоничности культурологического облика личности в целом (уровень общей культуры функционирования) - Гокж.

Предварительные действия:

  1. Переводим все ответы по отрицательным вопросам, отдельно в колонках А и Б (по пунктам 2, 4, 6, 8, 10,12, 13, 15, 17, 19, 21 и 23) , в вид положительных ответов по обратной шкале:
  2. 1 переводится в 5, 2 в 4, 3 в 3, 4 в 2, 5 в 1.

Основные расчеты:

  1. По показателю сила культурных тенденций (СрА) вычисляем среднюю силу всех культурных ( + ) и приведенных к позитивному виду по обратной шкале ( - ) тенденций - после перевода ответов по отрицательным пунктам в вид положительных сумма всех конечных баллов в колонке А делится на общее число вопросов в колонке, на 24: СрА(скт) = сумма баллов в А (1 +…+ 24) : 24.
  2. По показателю проявление культурных тенденций в поведении (СрБ) аналогичным образом определяем среднюю степень поведенческих проявлений культурных и приведенных к положительному виду акультурных тенденций: СрБ(пкт) = сумма баллов в Б (1+…+ 24) : 24.
  3. Определяем по таблице 1 (примерных уровней гармоничности характеристик культурологического облика личности) уровни гармоничности выраженности показателей СрА(скт) и СрБ(пкт), соотнося эти средние числа с диапазонами уровней и находя “свой” уровень:

- уровень гармоничности силы культурных тенденций Гскт;
- уровень гармоничности проявлений культурных тенденций Гпкт.

  1. Определяем по табл. 2 целостный уровень гармоничности общей культуры жизнедеятельности Гокж (культурологического облика личности), учитывающий особенности двух предыдущих уровней Гскт и Гпкт, но с предпочтением уровня гармоничности проявлений культурных тенденций Гпкт.
  2.  

Таблица 1. Примерные уровни гармоничности общекультурного функционирования личности (балльные показатели)

УРОВЕНЬ

Гармоничность силы культурологических тенденций А

(Хср = 3,40 балла)

%

Гармоничность осуществления культурологических тенденций Б
(Хср = 3,25 балла)

%

Высокий

3,81 - 5,00

70,00 -100,0

3,61 - 4,50

65,01 - 87,50

Псевло-высокий

--

--

4,51 - 5,00

87,51 - 100,0

Средний

2,91 - 3,80

47,51 - 70,0

2,81 - 3,60

45,01 - 65,00

Низкий

1,00 - 2,90

0,00 - 47,50

1,00 - 2,80

0,00 - 45,00

 

Примечание: требования к уровням гармоничности поведенческих проявлений тенденций несколько ниже, чем к уровням гармоничности мотивационной силы этих склонностей, что соответствует средним данным большинства обследованных групп.

Таблица 2. Определение уровня гармоничности целостных показателей базовой личности (для методик пакета "Гармония")
(NB – определение уровня не заменяет при описании данных таблицы балльных результатов, а лишь дополняет ее)

Уровень Гскт
(по шкале А)

Уровень Гпкт
(по шкале Б)

Уровень Гокж

1

В

В

В

2

С

В

В

3

В

ПВ

ПВ

4

С

ПВ

ПВ

5

В

С

С

6

С

С

С

7

Н

В

С

8

Н

ПВ

С

9

Н

С

С

10

В

Н

Н

11

С

Н

Н

12

Н

Н

Н

Примечание: В - высокий уровень, ПВ - псевдовысокий уровень, С - средний уровень, Н - низкий уровень гармоничности результатов по методике.

Шкала перевода балльных ответов, выбранных по 5-балльной системе, в проценты

балл 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5  1,6 1,7 1,8 1,9  2,0 2,1  2,2 2,3  2,4 2,5  2,6 2,7
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

%     0,0 2,5  5  7,5 10  12,5 15 17,5 20 22,5 25 27,5 30 32,5 35 37,5 40 42,5

балл 2,8 2,9 3,0 3,1 3,2  3,3  3,4 3,5 3,6 3,7  3,8 3,9  4,0 4,1  4,2  4,3  4,4 4,5 4,6  4,7
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

%     45 47,5 50 52,5 55 57,5 60 62,5 65 67,5 70 72,5 75 77,5 80  82,5 85 87,5 90 92,5

балл 4,8 4,9  5,00
-----------------------------

%     95 97,5 100,0

Дополнительные показатели для более глубокого анализа

  1. Показатель преобладания силы культурных тенденций над силой акультурных ПрА:
  • вычисляем средние арифметические отдельно по силе культурных ( + ) и по силе акультурных ( - ) склонностей в колонке А, т.е. Ср(+)А и Ср(-)А;
  • переводим эти средние в проценты по Шкале перевода баллов в %;
  • вычисляем показатель ПрА = %Ср(+)А / %Ср(-)А и записываем его в виде пропорции Х : 1;
  • по таблице 3 определяем, что, например, соотношение 67,5% : 32,5% = 2,1 : 1 находится на среднем уровне гармоничности (для данных по А – по силе тенденций). Человеку с таким уровнем нужно давать рекомендации по повышению уровня общего культурного функционирования.

Таблица 3. Уровни гармоничности для дополнительных показателей преобладания культурных тенденций над акультурными

Уровень

гармоничности

А

Относительная сила культурных тенденций %Ср(+)А : %Ср(-)А

Б

Относительная культура тенденций, общая культура функционирования
%Ср(+)Б : %Ср(-)Б

Высокий

(от 2,33 до 7) : 1

(от 1,86 до 7) : 1

Псевдовы-сокий

(от 7,01 до 100) : 1

(от 7,01 до 100) : 1

Средний

(от 0,93 до 2,32) : 1

(от 0,82 до 1,85) : 1

Низкий

(от 0,00 до 0,92) : 1

(от 0,00 до 0,81) : 1

  1. Показатель преобладания культурных проявлений над акультурными ПрБ - подсчитывается аналогично предыдущему ПрА, но данные берутся в колонке Б: ПрБ = %Ср(+)Б : %Ср(-)Б. Также по табл. 3 определяем уровень гармоничности соотношения культурных (+) и акультурных (-) проявлений Г(+ : -)Б. Здесь соотношение 2,1 : 1 будет указывать уже на гармоничный уровень соотношения (+) и (-).
  2. Показатель противоречивости Пр между средней силой культурных тенденций Ср(+)А и средней величиной их проявлений в жизни Ср(+)Б: Пр (+А и +Б) = Ср(+)А - Ср(+)Б. Средние вычисляем по пунктам культурных склонностей (А) и их проявлений (Б): 1,3,5,7,9,11,14,16,18,20,22 и 24. Если разность находится в диапазоне 0,7 - 1,5 балла, то можно говорить о повышенной противоречивости, дисгармоничности культурного облика личности. Если она больше 1,5 баллов - то о высокой противоречивости. (Ее средний уровень у 80 студентов МГОПУ - 0,5 балла).

Средний и повышенный ее уровни могут быть стимулом к развитию личности, если человек ищет пути личностно и социально приемлемой реализации своих акультурных импульсов и пути реального проявления культурных склонностей - работает над собой, а не пускает свою жизнь на самотек. Длительная высокая противоречивость склонностей и их осуществления - почва для возникновения уныния и депрессии, отпускания себя “на все тяжкие”, для отказа от борьбы за гармоничное состояние личности, за культурное развитие своей жизнедеятельности.

Школьному психологу и педагогу

    • У клиента с высокой противоречивостью культурологического облика, или со слабой выраженностью культурных тенденций и проявлений, когда нет достаточного их преобладания над акультурными характеристиками, или с низким (средним) уровнем гармоничности общей культуры личности нужно в первую очередь поддержать уверенность в возможность дальнейшего культурного развития его жизненного процесса.
    • Стимулировать его на продолжение поисков приемлемых способов жизнедеятельности в обычных и трудных жизненных ситуациях с помощью доходчивых примеров, поощрений, демонстрации веры в его силы и возможности (полезно участие в тренингах психической саморегуляции общения, терпимости, развития деловых качеств, самовоспиатние в этих направлениях).
    • При пассивности клиента раскрывать перед ним веер возможных культурных форм выражения эмоций, отношений к себе и к окружающему, культурно-психологических личностных установок, чтобы помочь ему в выборе. Вместе разрабатывать стратегию и тактику поведения в конкретной сложной ситуации, не заменяя, однако, его самостоятельной работы и выбора. Продолжать психологическое сопровождение подопечного, отслеживая его работу над собой и оказывая, если это необходимо, повторную стимулирующую и поддерживающую помощь.

Рекомендуемая литература

Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии. /Вопр. психологии, 1997, № 5

Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения.//Вопросы психологии, 1994

Годфруа Ж. Что такое психология. Том 1. М.: Мир, 1992 (гл. 6 – с. 245, 246 – дополнение модели потребностей А. Маслоу уровнем этических и эстетических потребностей)

Головаха Е.И., Кроник А.А. Себе и другим/ “Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии”. Ред. Д.А. Леонтьев, В.Г. Щур. М.: Смысл, 1997, 336 с., с. 92-110 (Психология самосовершенствования, На пути к конструктивной психологии)

Головина Л.Л., Копылов Ю.А. Культурологические стремления и социально значимые качества личности школьников 7 – 9 лет с различным уровнем интереса к занятиям физической культурой/ Ж. “Физическая культура”, № 1 - 2000, (212 детей – методики “Культурологические тенденции” и “Самоанализ личности” О.И. Моткова)

Кабаева В.М. Формирование осознанного отношения к собственному здоровью у подростков. Автореф. канд. дисс. М., 2002 (Использовала тесты “Индекс отношения к здоровью” С.Д. Дерябо и В.А. Ясвина, “Ценностные ориентации личности” и др.)

Карандашев В.Н., Дмитрук С.В. Методика Ш. Шварца по изучению ценностных ориентаций личности. Вологда, 2002; 22 с.

Каширский Д.В. Влияние профиля образования и этапа самоопределения на становление системы ценностей в юношеском возрасте. Автореф. канд. дисс. М., 2002, 32 с. (гармоничность системы ценностей – по модиф-ой методике Фанталовой Е.Б. УСЦД – корреляции между иерархией жизненных сфер “ по значимости” и их иерархией “по доступности” показывают величину их согласованности. Интегрир. курсы “экология” и “человекознание” влияют на гармоничность… Более гармонич. … у ребят, верующих в Бога, у старшекл-ов сельских школ. Дисгармоничность выше при снижен. самооценке, повышенной тревожности, низ. уровне осмысленности жизни по СЖО и потребности в СА по САТ. Большая гарм-сть… при высокоразвитой волевой организации – внутр. локусе контроля. 17 – 21 год – нет гендерных различий в ст. гарм-сти сист. ценностей. ).

Корниенко Н.А. Эмоционально-нравственные основы развития личности. Автореф. докт. дисс. М., 1995 (Изучение ценностных ориентаций школьников и студентов Томска по методике Рокича – в трех сериях устойчивы Ц.: любовь, здоровье, наличие хор. и верных друзей, уверенность в себе, образованность, аккуратность, самоконтроль, материально-обеспеч. жизнь).

Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 1992; 16 с. (Факторы: 1- Цели в жизни. 2 - Процесс жизни – интерес и насыщенность жизни. 3 - Результативность жизни или удовл-сть самореализацией. 4 – Локус контроля-Я (Я – хозяин жизни). 5 – Локус контроля – жизнь или управляемость жизни. Общий пок-ль ОЖ – Осмысленности жизни. 20 п. – ответы по 7-балльной шкале )

Маррей Ф. Ты можешь все, что ты хочешь. England, 1997 (Клуб позитивного мышления)

Маслоу А. Психология бытия. М., 1997 (с. 213 - Ценности развития и ценности здорового регресса - диалектически связаны друг с др. С. 214 – Только самые здоровые, самые зрелые, самые развитые индивиды чаще выбирают высшие ценности… С. 216 – Высшие ценности (истина, добро красота, развитие) составляют с низшими ценностями (ради выживания) одну иерархию. С. 221 – Гл. 13. Психическое здоровье и окружение. Тест Н. Калиной САМОАЛ)

Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб: Евразия, 1997 ("Метапотребности" -с. 24 - гл. 23 - высшие ценности, потребность в совершенстве, гармонии, справедливости, красоте, правде. Присущи самоактуализирующимся людям, у которых удовлетворены " базовые потребности". Психологически здоровая, полноценно функционирующая личность. С. 313-356 - часть 8. Метамотивация.Теория метамотивации: биологические корни высших ценностей).

Миронова М.Н. Методика изучения смысловых уровней в структуре личности педагога. Калуга: Принтер, 2000; 32 с.

Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М.: Педагогика, 1991

Мотков О.И. О парадоксах процесса самоактуализации личности. / Магистр. 1995, № 6

Мотков О.И. Методика “Культурологические тенденции”, 1998 (не опубл., файл в папке “+Мотков/Методики – студентам”, каф. психологии личности ИП РГГУ; см. также в Интернете:
http://psyhology.rsuh.ru/motarticle91.htm )

Мотков О.И. Психологическая гармония. Рукопись теоретической статьи. М., 2000 (не опубл., большой список литературы; файл в папке “+Мотков/Материалы к практ. и курсовым работам”, каф. психологии личности ИП РГГУ; см. также в Интернете: http://psyhology.rsuh.ru/motarticle1.htm )

Мотков О.И. Основные понятия теории природной и гармоничной личности. (не опубл. См. в Интернете: http://psyhology.rsuh.ru/motarticle4.htm )

Мотков С.И. Ценностные ориентации московских старшеклассников в кризисном обществе/ Социальные конфликты: Экспертиза. Прогнозирование. Технологии разрешения. Вып. 12. М.: Центр конфликтологии Ин-та социологии РАН, 1997, с.167 - 180.

Мусек Я. Система ценностей посткоммунистической Европы в переходный период/ Ж. “Иностр. психология”, 1997, № 8, с. 17-22 (С. 18 – В моей модели ценности понимаются как мотивы или мотивационные цели высокого уровня обобщенности… обобщ-ые и относительно согласованные представления о высоко значимых для нас целях и событиях… Шварц и Билски, 1987 - Ц. явл-ся: 1) представлениями или убеждениями по поводу желаемых конечных состояний, которые проявляются в широком круге ситуаций; 2) управляют выбором и оценкой действий и событий и 3) упорядочены в соответствии с их относит. важностью. Ц. занимают высший уровень иерархии. … (фактор., кластерный анализ) иерархич. стр-ра Ц…. разные уровни в зависимости от степени их обощенности… 4-уровневая иерархия Ц: Макроизмерения - Дионисийские Ц. (Типы Ц. - Гедонизм, Могущество), Гедонизм ® (Ц. сред. порядка) Чувственность, Здоровье ® (Отдельные Ц) приятная жизнь, развлечения , здоровье… Могущество ® … Статус, Патриотизм, Достижения, Успех ® … репутация, деньги, власть, любовь к своей стране…Аполлонийские Ц. (Типы Ц. - Нравственность, Самореализация). Нравственность ® Традиционные, Демократические, Социальные ® честность, свобода, мир, семейное счастье; Самореализация ® Познавательные, Культурные, Самоактуализация, Духовные ® мудрость (ОМ - гармония), красота, личностный рост, вера в Бога... С. 19 - … раньше всего в жизни чел. … возникают Ц., связанные с удовлетворением чувственных и физических потребностей. На след. стадии появляются Ц., связанные с успехом, достижениями и репутацией. Позже …становятся все более значимыми Ц., регулирующие его обязанности и ответственность. И наконец, он достигает того уровня, когда все более увелич-ся направленность на Ц. внутр. жизни, духовной жизни и самотрансценденции. (В Словении, студенты- желат-сть) с 1988 по 1994… значит. рост дионисийских Ц. … аполлонийские Ц. оставались примерно на одном уровне… С. 20 - …рост индивидуализма, соперничества и национализма (Ц. статуса, чувственности, безопасности и патриотизма).1995– на 1 месте гармония с любовным партнером (ОМ – чел. стремится к гармонии на всех уровнях ценностей), 2-ом – личная независимость, 3 – хор. материальное положение, 4 – руководящая должность, 5 – уважаемое общественное положение. С 1993 по 1995 … явное снижение значимости материальных и властных Ц. у студентов.

(На Западе – Коулмен, Хьюзен, 1985) …постмодернистские смешанные ценностные ориентации… состоят из соединения традиционной мотивации достижения с ориентацией на антиавторитаризм, самоактуализацию и освоение информационных технологий.

Подросток на перекрестке эпох/ Ред. Кривцова С.В. М.: Генезис, 1997 (Тестир-ие по методикам Е.Б. Фанталовой УСЦД, “Подростки о родителях” в модиф. Л.И. Вассермана и др., шкале тревожности Спилбергера, опрснику “Одиночество” Д. Рассела и др. Программы развития планирования и распределения времени, умения ставить цели, преодоления трудностей и достижения успеха, общения и др. для подростков11-15 лет)

Потемкина О.Ф. Методы диагностики социально-психологических установок личности / Методы психол. диагностики. Вып. 1. Ред. Дружинин В.Н., Галкина Т.В. М.: ИПРАН, 1993 (группа с гармоничными ориентациями)

Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста: Учеб. пос. СПб, М., Харьков, Мн: Питер, 2000

Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994 (С. 13-14 - идеал СА человека, “полноценно функционирующий человек”, “хорошая жизнь”; Гл. 8 - “Быть тем, кто ты действительно есть”.Точка зрения на цели человека. Гл. 9 - Взгляд психотераписта на хорошую жизнь. Полноценно функционирующий человек.)

С. 213 - 214 - Иссл-ие Ч. Моррисом ценностей студентов из разных стран с использованием факторного анализа данных.Morris, C.W. Varieties of Human Value. Univ. of Chicago Press, 1956
5 типов ценностей:

  1. Предпочтение ответственного морального, воздержанного участия в жизни, при кот. ценится и сохраняется все то, что приобрел человек.
  2. Радость активных действий при преодолении препятствий. При этом с уверенностью проявляется инициатива либо в решении личных и социальных проблем, либо в преодолении препятствий в мире природы.
  3. Самодостаточная внутренняя жизнь с богатым и развитым самосознанием. Власть над людьми и вещами отрицается в пользу глубокого и доброжелательного проникновения в самого себя и других.
  4. Восприимчивость к людям и природе. Вдохновение исходит из источника вне себя, и человек живет и развивается, все время сверяясь с этим источником.
  5. Чувственные удовольствия, наслаждения. Ценятся простые удовольствия жизни, отдача себя моменту, открытость жизни без напряжения.

C. 214 - … ни одно из измерений факторов… не содержит полностью ту цель жизни, кот. выявляется в моем опыте с клиентами.
С. 215 - … люди борются за нахождение своего собственного образа жизни… Быть тем, кто ты есть
С. 216 - Вместо того, чтобы быть фасадом, как будто этот фасад - он сам, он подходит ближе к тому, чтобы быть самим собой… клиент уходит от подчиняющего его образа того, кем он “должен быть”.

Роджерс К. Творчество как усиление себя. / Вопросы психологии, 1990, № 1 (С. 165 – Очень рано наша творческость заглушается… беспощадной критикой того, что мы делаем. С. 166- Личностно-ориентир. подход (К. Роджерс) делает акцент на роли фасилитатора, кот. обладает эмпатией, конгруэнтностью, кот. открыт новому опыту и искренен, когда он слушает на глубинном личностном уровне человека или группу и этим способствует их росту. …если создать безопасный, доверительный климат, в кот. личность почувствует себя свободно настолько, что начнет исследовать свой внутренний психический мир, то в этом случае сам чел. и выберет наиболее оптимальное направление своего развития как личности)

Собчик Л.Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений. СПб: Речь, 2002 (подход к понятию “личность” - с. 5 – Более корректным является целостный подход к пониманию личности как конструкта, включающего в себя биологическую базу в качестве основы, на которой развиваются более высокие уровни человеческой психики. С. 6 – Личность – это открыта внешнему опыту саморегулирующаяся система, включающая … такие подструктуры как: мотивационная направленность, эмоциональная сфера (стиль переживания), стиль мышления (интел. спос-сти, способ восприятия, переработки и воспризведения информации), способ общения… (инд. стиль межличностного поведения). …Высшие уровни самосознания, социальная направленность и иерархия ценностей индивида форм-ся не только исключительно под влиянием социума, но зависят также от индивидуального тропизма, избирательности, неосознанного влечения, что значительно ограничивает кол-во степеней выбора конкр. человека при освоении им многообразия окруж. мира. Тесты ИТО и ДМО, со с. 32 – ИТДО –Инд.-типологич. детский опросник, 10-15 лет, 61 ?)

Фанталова Е.Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов/ Психол. ж., 1992, Т. 13, № 1 – с. 107-117 (методика УСЦД – Уровень соотношения ценности и доступности, 12 ценностей)

Фанталова Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. Самара: Бахрах, 2001, 128 с.(методики УСЦД, Семь состояний, Шкала оценки дискомфорта, Свободный выбор ценностей. С. 79 – Мысли о русском катарсисе - катарсический монолог рассказчика, исповедь, в естественных условиях, спонтанно. Собеседник – эмпатическое вслушивание)

Чирков В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека// Вопросы психологии. 1996, № 3, 116-132

Чирков В.И. Межличностные отношения, внутренняя мотивация и саморегуляция// Вопр. психологии, 1997, № 3, с.102-110

Чирков В.И., Диси Э.Л. Связи между здоровьем студентов и их жизненными стремлениями, восприятием родителей и учителей//Вопр. психологии.1999, № 3

Эфроимсон В.П. Генетика этики и эстетики. СПб.: Талисман, 1995

Юренко Т.Н. Проблемы становления психол. культуры личности педагогов в условиях образовательного комплекса/ Тезисы Всерос. н.-пр. конф. “Становление гуманитарной личности в системе развивающего вариативного образования”. Барнаул: БГПУ, май 2000 (рук-ль психол. службы гимназии № 1 г. Ангарска Иркутской обл. – использовала методику “Психол. культура личности” - данные о педагогах гимназии, работниках психол. службы и педагогах доп. образования (художественно-эстетического отделения) : 28 + 10 + 14 чел. Рез-ты до и после тренингов личностного роста– 11 чел. После тренинга - рост уровня психол. культуры на 23%, рост самооценки у всех членов группы)

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение