Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование и учебные пособия

Мотков О.И.
кандидат психол. наук,
старший научный сотрудник,
доцент Ин-та психологии им. Л.С. Выготского РГГУ,
Москва.

Изучение оценок силы признаков идеально гармоничной личности

С помощью оценки набора теоретически выделенных признаков идеальной личностной гармонии определяется “вес”, сила, значимость каждого признака разными группами испытуемых. Исследование призвано ответить на вопрос: “В какой степени тот или иной признак присущ идеально гармоничной личности, т.е. действительно отражает какой-то аспект гармоничности личности?”

Предъявляемый испытуемым список включает 20 характеристик. Он составлен на основе авторских и других исследований и подходов (Собчик Л.Н., Роджерс К., Голицын Г.А. и Петров В.М., Кондратьев Ф.В., Либин А.В., Розен Р, Митавская В.В. и др.). Испытуемым-экспертом может быть любой человек не моложе 16 лет, имеющий свое интуитивное представление о психологической гармонии.

Инструкция: У большинства людей есть какое-то свое интуитивное понимание психологической гармонии. Это понимание может быть выражено набором признаков, характеристик. Вам предлагается принять участие в определении наиболее важных, сущностных признаков гармоничности личности и ее жизни. Вы будете выступать в роли эксперта, оценивающего силу того или иного признака. Нужно оценивать не собственную гармоничность! Делается акцент на оценке силы признаков некоего собирательного образа идеально гармоничной личности.

Ориентируясь на 5-балльную Шкалу возможных оценок, Вы выбираете приемлемую для Вас оценку силы каждого признака гармоничности в предложенном списке и записываете свою оценку напротив номера соответствующего пункта. Не пропускайте ни одного признака!

Перед началом работы вверху листа ответов укажите Ваши ФИО, возраст, пол, место учебы/работы, семейное положение, образование.

ШКАЛА ВОЗМОЖНЫХ ОЦЕНОК силы признаков гармоничности личности (вариант 2)

1 - очень слабый признак гармоничности личности

2 - слабый

3 - средний

4 - сильный

5 - очень сильный признак гармоничности

Список признаков гармоничности личности и ее жизни

  1. Преобладание положительных эмоций и спокойного настроения
  2. Хорошее физическое самочувствие в целом
  3. В целом положительное представление о себе
  4. Здоровый и разнообразный образ жизни
  5. Преимущественная опора на себя в жизни, а не на внешние обстоятельства
  6. Гибкость в управлении своими эмоциями и действиями
  7. Чувство меры в своих желаниях , притязаниях и действиях
  8. Принятие двойственности Мира, наличия в нем и светлого, и темного
  9. Стремление к высоким, но не к максимальным достижениям
  10. Реалистичность представлений и желаний
  11. Умеренная выраженность черт темперамента и характера
  12. Удовлетворенность жизнью в целом
  13. Удовлетворенность отношениями в семье
  14. Удовлетворенность отношениями с друзьями
  15. Удовлетворенность отношениями на работе (в учебной группе)
  16. Открытость новому, творческая деятельность
  17. Доброжелательность
  18. Чувство красоты природы и единства с ней
  19. Преобладающая ориентация на общечеловеческие ценности поиска истины, добра, красоты и оптимального процесса жизни
  20. Умение экономно расходовать свою жизненную энергию

Напишите другие, очень важные на Ваш взгляд, признаки гармоничности личности и ее жизни, не указанные в списке ………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………………………………

Если у Вас есть оценки 2 или 3 каких-либо признаков, то, пожалуйста, письменно объясните, почему дана именно такая оценка ……………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………………………………

ОБРАБОТКА ДАННЫХ

  1. Определяется общая значимость всех признаков для испытуемого - подсчитывается среднее арифметическое по всем 20 пунктам анкеты. Таким образом определяем, насколько индивидуальное представление о гармоничной личности приближается к теоретически выделенным признакам идеально гармоничной личности. Чем выше среднее, тем ближе представления испытуемого к профессиональным представлениям психологов.
  2. Все оценки испытуемого ранжируются – первый ранг присваивается наиболее высоко оцененному признаку, второй – чуть менее оцененному и так далее в порядке уменьшения оценок. Одинаковые оценки ранжируются по стандартным правилам ранжирования: ранговые места таких оценок складываются и сумма делится на число этих мест. Получившийся средний ранг присваивается всем данным одинаковым оценкам. Таких групп одинаковых оценок может быть несколько. Всякий раз проводится процедура получения среднего ранга, который присваивается соответствующим ранговым местам.
    Первые пять рангов (1 – 5) обозначают наиболее значимые признаки идеально гармоничной личности для испытуемого, последние пять (16- 20) – наименее значимые признаки. Проводится качественный анализ иерархии оценок признаков испытуемого по их индивидуальной значимости. Фактически получаем иерархию ценностных представлений испытуемого о гармонии личности и жизни человека.
  3. Те же процедуры – вычисление общей средней и ранжирование оценок – могут быть применены и в отношении группы испытуемых. Их данные заносятся в общую таблицу. Вычисляются также общегрупповые средние по каждому признаку и по всем признакам в целом. Далее общегрупповые средние оценки ранжируются. Получаем иерархию ценностных представлений о признаках гармоничной личности всей группы. Эти общегрупповые средние и ранги данной группы можно соотносить с аналогичными данными других групп испытуемых, отличающихся от данной по полу, возрасту, образованию и др. характеристикам.

ЛИТЕРАТУРА

Голицын Г.А., Петров В.М. (принцип экономии сил)

Кондратьев Ф.В. (неврозы у спортсменов из-за несоответствия между ориентацией на максимальный успех и отсутствием внутренних возможностей, готовности, способностей для его достижения)

Либин А.В. (у лиц с гармоничным стилем - стремление к новому, изменениям, поиску более оптимальных действий и средств для достижения своих целей)

Митавская В.В. (низкий уровень общего здоровья коррелирует и со сниженными: уровнем стремления к личностному росту, автономией, гибкостью поведения , позитивностью отношений с окружающими, интересом к жизни и построением планов на будущее)

Мотков И.И. ((ОМ – Для разных предметов и ситуаций, наборов свойств м.б. разные оптимальные – гармонические – соотношения и разные диапазоны оптимальной их выраженности. Также существенно, с какой точки зрения идет оценка гармоничности соотношений – т.е. с какой т.зр. они рассматриваются. Например, м.б. общие и частные критерии оценки гармоничности соотношений – в искусстве м.б. критерии красоты, органичности (С. Эйзенштейн, пространственной пропорциональности и др.), в психологии личности – критерии здоровья всех видов, чувство внутренней согласованности с собой – принятие своих стремлений и проявлений, их + в целом самооценка, ощущение адекватности своих стремлений и поведения, хорошей согласованности, интеграции желаний друг с другом и с их осуществлением в поведении, чувство интересности и полноты (функционального разнообразия и эмоциональной насыщенности) процесса своей жизни, удовлетворенности ею, чувство хорошей самоуправляемости, своей компетентности в определенных сферах жизнедеятельности и в саморегуляции, во взаимодействии с Миром, чувство единства со своим телом, психикой, своим темпераментом и характером, склонностями и способностями; чувство согласованности с внешним Миром – социальным и природным – также их принятие в целом и позитивная оценка, ощущение адекватности своего взаимодействия с ним, чувство единства с людьми и природой, с Миром в целом, и т.п.).

Роджерс К. (важность для полноценного функционирования личности принятия себя и других, быть тем, что ты есть и позволять другим быть теми, какие они есть)

Собчик Л.Н. (неяркая, умеренная выраженность черт темперамента и характера в структуре личности говорит об их гармоничном уровне).

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение