Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование и учебные пособия

Психология > Психология личности > Методика «Ценностные ориентации »

 

Методика «Ценностные ориентации»

О.И. Мотков, кандидат психологических наук
Т.А. Огнева

Цель работы: изучение ценностей личности, их значимости и степени реализации.

Инструкция : Оцените, пожалуйста, значимость и степень осуществления возможных ценностей Вашей жизни по следующей 5-балльной шкале:

Очень низкая (1) Низкая (2) Средняя (3) Высокая (4) Очень высокая (5)

Сначала Вы оцениваете значимость характеристики, зачеркивая одну из пяти цифр, соответствующую степени ее значимости. Затем оцениваете степень ее осуществления, зачеркивая соответствующую цифру. И так – каждую характеристику. Пожалуйста, оцените все характеристики, не делая пропусков. Сохранение тайны Ваших ответов гарантируется.

Характеристика

Шкала "Значимость"

Шкала "Осуществление"

1

Хорошее материальное благополучие

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

2

Саморазвитие личности

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

3

Известность, популярность

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

4

Следование нравственным принципам

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

5

Физическая привлекательность

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

6

Теплые, заботливые отношения с людьми

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

7

Высокое социальное положение

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

8

Творчество

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

9

Роскошная жизнь

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

10

Любовь к природе

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

 

 

А

В

 

 

Б

Г

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Изучается степень значимости и осуществления 10 ценностных ориентаций. Они, в соответствии с теорией самодетерминации Э.Л. Диси и Р.М. Руаяна, разделены на внешние и внутренние ценности.

КЛЮЧ

Внешние ценности: №№ 1, 3, 5, 7, 9.

Внутренние ценности: №№ 2, 4, 6, 8, 10.

Определяются восемь показателей ценностных ориентаций испытуемого:

  • 1 – Значимость внешних ценностей (Ср А) .
  • 2 – Значимость внутренних ценностей (Ср Б) .
  • 3 – Реализация внешних ценностей (Ср В) .
  • 4 – Реализация внутренних ценностей (Ср Г) .
  • 5 – Соотношение значимости внешних и внутренних ценностей (Ср А : Ср Б).
  • 6 – Соотношение реализации внешних и внутренних ценностей (Ср В : Ср Г).
  • 7 – Соотношение значимости и реализации внешних ценностей (Ср А : Ср В).
  • 8 – Соотношение значимости и реализации внутренних ценностей (Ср Б : Ср Г).

С учетом ключа сначала подсчитываются главные показатели - средние арифметические по каждому из четырех показателей Ср А, Ср Б, Ср В, Ср Г .

Например, Значимость внешних ценностей ( показатель Ср А ) определяем по формуле:

Ср А (Средняя значимость внешних ценностей) =

= ? (сумма баллов по шкале "Значимость" по №№ 1з, 3з, 5з, 7з, 9з) / 5.

Т.е. сумму баллов по пунктам, соответствующих значимости пяти внешних ценностей, делим на 5.

Далее подсчитываем среднее по показателю Ср Б – Значимость внутренних ценностей (по шкале "Значимость" по №№ 2з,4з,6з,8з,10з), затем - средние по показателям реализации Ср В и

Ср Г (по шкале "Осуществление").

После этого можно подсчитать дополнительные показатели .

Соотношение значимости внешних и внутренних ценностей Ср А : Ср Б определяем делением средней по значимости внешних ценностей А на среднюю по значимости внутренних ценностей Б.

Данные каждого испытуемого экспериментальной группы вписываются в общую таблицу, в которую заносятся все числовые ответы по значимости и реализации всех 10 ценностных ориентаций, а также средние арифметические по главным показателям значимости и реализации внешних и внутренних ценностей.

Форма таблицы общегрупповых данных

Исп

Воз-раст

Пол

Значимость ценности (балл)

Реализация ценности (балл)

Ср

Ср

Ср

Ср

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А

Б

В

Г

1

26

Ж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

25

Ж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

30

Ж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

28

М

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

27

М

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

26

М

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сред-нее

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечания : Ср А - …; Ср Б - …; Ср В - …; Ср Г - … .

На данный момент методика имеет исследовательский, разведывательный характер. Нормативные данные собираются и обрабатываются. Поэтому уровни выраженности изучаемых показателей будут определены позже.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

При создании методики мы опирались в первую очередь на теорию самодетерминации личности Э.Л. Диси и Р.М. Руаяна. Согласно этой теории, большая выраженность внешних или внутренних ценностей связана со степенью удовлетворения базовых, существующих изначально, психологических потребностей личности:

  • - в автономии (самостоятельности и независимости),
  • - в компетентности и эффективности,
  • - в значимых межличностных отношениях.

Их удовлетворение ведет к личностному развитию и психологическому здоровью, к развитию внутренних ценностей личностного роста, привязанности и любви, служения обществу и здоровья. Положительное влияние на их развитие оказывает родительская поддержка автономности, эмоциональная вовлеченность родителей в жизнь своих детей, структурированность требований. Т.е. семья может способствовать адекватной реализации базовых потребностей детей и развитию внутренних ценностей. Более высокий уровень развития автономности и саморегуляции ребенка способствует более высокой мотивации и адаптации в школе.

Слабое удовлетворение базовых психологических потребностей ведет к развитию беспокойства, проблем с психологическим здоровьем личности, к развитию большей ориентации на внешние ценности видимого благополучия и к частичному обесцениванию внутренних ценностей. Преобладающая ориентация на внешние ценности – это своего рода проявление психологической защиты и стремления к самоутверждению в социуме. Негативно на удовлетворение базовых потребностей влияет контролирующий, эмоционально холодный, равнодушный стиль отношений родителей и учителей к детям, причем в любой культуре.

По данным кросскультурных исследований авторов теории, а также Д.Р. Коннелла, М. Линча и В.И. Чиркова, базовые психологические потребности, а также внешние и внутренние ценности, обнаруживаются у испытуемых разных культур (и в Америке, и в России, и в Китае).

Показано, что в России на жизненные ценности подростков и студентов влияют отношения с преподавателями (в США такой связи не обнаружено).

В данной методике несколько изменен состав внутренних и внешних ценностей: "служение людям" переделано в "следование нравственным принципам" (что несколько шире), вместо ценности "здоровья" (значимой для большинства людей) вставлена ценность "любви к природе. Добавлена важная, на наш взгляд, внутренняя ценность "творчество". К внешним ценностям добавлены "высокое социальное положение" (что несколько отличается от известности, так как человек с высоким социальным статусом может быть и мало известным) и "роскошная жизнь" (гиперстремление к обладанию материальными ценностями и внешними атрибутами успешной, "крутой" личности и "красивой" жизни).

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение