Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование и учебные пособия

Психология > Психология личности > Методика "Психологическая культура личности"

Т.А. Огнева,
О.И. Мотков
кандидат психологических наук

Методика "Психологическая культура личности"
(для учащихся 2 – 7 классов средней школы)

Методика предназначена для изучения особенностей психологического функционирования личности школьников начальной и средней школы (2 – 7 классов).

Психологическая культура личности – это характеристика гармоничности построения основных процессов поведения и управления ими. Она выражается, в первую очередь, в достаточно хорошей саморегуляции действий и эмоций, в конструктивности общения и конструктивном ведении различных дел, в наличии выраженных процессов самоопределения, творчества и саморазвития. В контексте данной методики речь скорее идет о культуре совершения психологических процессов, а не о культуре психологических знаний.

Методика позволяет изучать выраженность и качество шести частных видов культурно-психологических поведенческих проявлений учащихся:

1самопонимание и самопознание, наличие самоанализа своих личностных и поведенческих особенностей, в результате которого начинают лучше осознаваться свои планы, отношения и психологические особенности, образуется самооценка, реально помогающая жить, ставить осуществимые цели и задачи, направлять конкретные усилия в соответствующее своим склонностям и предпочтениям русло, быть самим собой;

2 - конструктивность общения со сверстниками, ближними и дальними людьми, помогающее продуктивному разрешению личных, деловых и общественных вопросов;

3 - хорошая саморегуляция своих эмоций, действий и мыслей - развитые умения поддерживать положительный эмоциональный тон, сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях, проявлять гибкость при решении сложных познавательных задач и в общении;

4наличие творчества – охотное освоение новых дел и игр, придумывание новых способов выполнения привычной деятельности и новых игр;

5 - самоорганизованность - достаточно реалистичное их планирование, доведение начатого дела до конца, выполнение деловых обещаний, умение распределять время на учебу и другие дела;

6 - гармонизирующее саморазвитие - наличие самозадач и деятельности по самовоспитанию своих качеств, улучшающих образ жизни, поддержание бодрости с помощью физических упражнений, умение заставить себя соблюдать ежедневную гигиену, сохранять порядок в своей комнате и т.п.

Эти шесть частных показателей составляют общий фактор – Психологическая культура личности (все вопросы методики).

Развитие психологической культуры у детей связано, по-видимому, как с действием факторов наследственности и среды, так и с собственной активностью субъекта, т.е. с постановкой развивающих самозадач и их осуществлением.

Данная методика – модификация одноименной методики О.И. Моткова (Мотков О.И. Психологическая культура личности/ Газ. “Школьный психолог”, 1999, № 15, с. 8-9; http://psychology.rsuh.ru/motkov.htm). В ней, во-первых, с учетом возрастных особенностей детей, изменены формулировки пунктов, но с сохранением их запроектированного психологического содержания. Пункты даны в виде вопросов, что упрощает их понимание. Во-вторых, для облегчения работы школьников с методикой, учитывается только реальное проявление признаков психологической культуры в поведении, без необходимости оценивать силу своих стремлений к ней (т.е. собираются данные только по шкале Б первоначальной методики).

В то же время сохранены 5-балльная шкала возможных ответов, изучаемые показатели психологической культуры, ключ и способ обработки первичных данных.

БЛАНК методики “Психологическая культура личности” (2 – 7 классы)

Инструкция: Пожалуйста, ответьте на предложенные ниже вопросы о ваших умениях общаться с другими детьми и владеть собой. Свой ответ выбирайте из пяти предложенных возможных ответов. Справа от каждого вопроса обведите кружком цифру, обозначающую выбранный Вами ответ.

1 - очень редко
2 - редко
3 - иногда
4 - часто
5 - всегда

Фамилия и имя ___________________________ Дата обследования_________________

Дата рождения___________________________ Пол__________________________

Школа №, город ___________________________ Класс ______________________

психологические умения и проявления

1

2

3

4

5

1

Всегда ли ты понимаешь, чем вызваны твои поступки?

1

2

3

4

5

2

Сочувствуешь ли ты другим детям, когда им плохо?

1

2

3

4

5

3

Умеешь ли ты отвлекаться от неприятных переживаний и переключаться на интересные и приятные занятия?

1

2

3

4

5

4

Охотно ли ты осваиваешь новые игры?

1

2

3

4

5

5

Успеваешь ли ты готовить уроки так, чтобы оставалось время для других дел?

1

2

3

4

5

6

Стараешься ли ты вести себя так, чтобы быть похожим на своих любимых героев?

1

2

3

4

5

7

Признаешь ли ты свою неправоту в споре с другими, если ты не прав?

1

2

3

4

5

8

Способен ли ты сохранять спокойствие в спорах с одноклассниками?

1

2

3

4

5

9

Умеешь ли ты сохранять выдержку в трудных ситуациях?

1

2

3

4

5

10

Умеешь ли ты придумывать игры для себя, чтобы не было скучно?

1

2

3

4

5

11

Всегда ли ты выполняешь свои обещания?

1

2

3

4

5

12

Поддерживаешь ли ты в себе бодрость с помощью физических нагрузок и других занятий?

1

2

3

4

5

13

Можешь ли ты сказать, кем хочешь стать в будущем?

1

2

3

4

5

14

Стараешься ли ты говорить так, чтобы тебя лучше понимали окружающие?

1

2

3

4

5

15

Часто ли тебе удается улучшить свое плохое настроение?

1

2

3

4

5

16

Ищешь ли ты новые приемы и способы выполнения привычной деятельности?

1

2

3

4

5

17

Часто ли тебе удается осуществлять свои намерения?

1

2

3

4

5

18

Умеешь ли ты заставить себя чистить зубы, убирать постель, держать в порядке свой стол?

1

2

3

4

5

КЛЮЧ

№№

Виды культурно-психологического поведения

Вопросы №№

I

Самопонимание и самопознание

1, 7, 13

II

Конструктивность общения

2, 8, 14

III

Психическая саморегуляция

3, 9, 15

IY

Наличие творчества

4, 10, 16

Y

Самоорганизованность

5, 11, 17

YI

Саморазвитие

6, 12, 18

VII

Психологическая культура в целом

1 - 18

Изучается степень проявления шести видов культурно-психологического поведения, составляющих психологическую культуру человека, а также ее общее проявление в целом.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

1. Вычисляем показатели проявления каждого вида культурно-психологического поведения - Ср I, Cp II, .... Сначала подсчитываем среднее арифметическое ответов о культурно-психологическом поведении вида I, затем - вида II, и так далее.

Затем вычисляем среднюю по обобщенному показателю психологической культуры в целом Ср пк - т.е. показателю итоговой степени проявления всех шести видов психологической культуры - суммируем ответы по всем вопросам и делим сумму на 18. Заносим эти средние в таблицу.

2. Определяем по таблице 1 уровни гармоничности каждого вида психологической культуры и обобщенный показатель - уровень гармоничности психологической культуры личности в целом.

Таблица 1. Примерные уровни гармоничности характеристик психологической культуры (балльные показатели)

УРОВЕНЬ

Гармоничность качеств психол. культуры

(Хср = 3,25 балла)

 

 

%

Высокий

3,61 - 4,50

65,01 - 87,50

Псевдо-высокий

4,51 - 5,00

87,51 - 100,0

Средний

2,91 - 3,60

47,51 - 65,00

Низкий

1,00 - 2,90

0,00 - 47,50

 

Шкала перевода любых балльных ответов, выбранных по 5-балльной системе, в проценты:

балл 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 1,9  2,0 2,1  2,2 2,3  2,4 2,5 2,6 2,7

%     0,0 2,5  5  7,5 10 12,5 15 17,5 20 22,5 25 27,5 30 32,5 35 37,5 40 42,5

 

балл 2,8 2,9 3,0 3,1  3,2 3,3 3,4 3,5   3,6 3,7 3,8  3,9  4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5  4,6

%     45 47,5 50 52,5 55 57,5 60 62,5 65 67,5 70 72,5 75 77,5 80 82,5 85 87,5 90

балл 4,7 4,8 4,9   5,00

%    92,5 95 97,5 100,0

Таблица 2. Средние данные групп детей младших и средних классов

Группа

I – Самопони-мание

II - Констр. общения

III – Саморе- гуляция

IV – Твор- чество

V - Самоорга-низован-ность

VI – Самораз- витие

VII –

Психол. культура

Ср

CD

Ср

CD

Ср

CD

Ср

CD

Ср

CD

Ср

CD

Ср

CD

                             
                             
                             
                             
                             
                             

Литература

1. Александровская Э.М., Пиатковски Ю. Структура личностных свойств у младших школьников и их самооценка/ "Здоровье, развитие, личность". Ред. Г.Н. Сердюковская и др. М.: Медицина 1990 - 336 с. С. 222-243

2. Григорьева Т.Г., Линская П.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Новосибирск, М., 1997

3. Детская психодиагностика и профориентация/ Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д.: Феникс 1999 - 384 с.

4. Захарова А.В. Генезис самооценки. Тула, 1998

5. Колмогорова Л.С. Диагностика психологической культуры школьников: Практ. пос. для шк. Психологов. М.: Владос-Пресс, 2002 - 360 с.

6. Крайг Г. Психология развития. СПб, 2000

7. Кривцова С.В. и др. Подросток на перекрестке эпох. М., 1997

8. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учеб. пос. М.: УРАО, 1999 - 176 с.

9. Матвеева Л.Г., Выбойщик И.В., Мякушкин Д.Е. Практическая психология для родителей, или Что я могу узнать о своем ребенке. М.: АСТ-ПРЕСС, Южно-Урал. изд-во, 1997 - 320 с.

10. Мотков О.И. Психология самопознания личности: Практ. пос. М.: Треугольник, 1993 - 96 с. (методика "Культурно-психологический потенциал")

11. Мотков О.И. Методика "Психологическая культура личности"/ Газ. "Школьный психолог", 1999, № 15, с. 8-9

12. http://psychology.rsuh.ru/motkov.htm.

13. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ Сфера, 1996 - 240 с.

14. Психология развития: Учеб./Т.М. Марютина и др. Ред. Т.Д. Марцинковская. М.: Академия. 2001 - 352 с.

15. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М., 1995

16. Юркевич В.С. Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек. М., 1986

17. Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника/ Вопр. Психологии, 1996, № 3. С. 28-34

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение