Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование и учебные пособия

Психология > Возрастная психология > Методика "Образ жизни"

 

СКАЧАТЬ

О.И. Мотков
кандидат психологических наук

Методика "Образ жизни" (для начальной школы)

Инструкция-беседа: Ребята! Вам предлагается ответить на несколько вопросов о том, насколько интересно и разнообразно вы живете, каков ваш образ жизни. Чтобы жизнь была здоровой и полной, нужно и решать задачи, учиться, и бегать и прыгать, общаться с друзьями и одноклассниками, помогать родителям делать обычные бытовые дела, иногда размышлять о "вечном" - как устроен мир, что такое жизнь и смерть, добро и зло...Важно не только жить в городе, но и общаться с природой - любить и заботиться о ней. Жить интересно, когда создаешь что-то новое. Но нужно делать и привычные дела. А еще полезно иногда побыть одному. Все это и составляет ваш образ жизни.

Отвечая на вопросы, выбирайте свой ответ из пяти возможных ответов, записанных в Шкале возможных ответов.

Шкала возможных ответов

1
2
3
4
5
-------------------------------------------------------------------------
нет скорее, нет когда как скорее да да

Например, на вопрос №10 был выбран ответ "Скорее, да". После этого напротив номера этого вопроса 10 нужно записать свой ответ цифрой, которая соответствует такому ответу, то есть нужно написать "4". По такому правилу вы будете отвечать на все вопросы.

Экспериментатору: Заготовьте заранее бланки для ответов каждого ребенка. Если ученик не понял смысла вопроса или способ работы, повторите и объясните еще раз. Не торопите детей. Важно, чтобы дети отвечали в хорошем настроении и не путались. Для создания настроения можно принести и показать пейзаж или включить спокойную музыку. В процессе работы проверяйте, как идет дело у каждого. Списывание должно быть исключено. После подсчета результатов обсудите их со всей группой. Не указывайте публично на детей с низким уровнем гармоничности образа жизни. Таким необходимо дать индивидуальные рекомендации по гармонизации их образа жизни. Интересно попросить родителей ответить на те же вопросы о своих ребятах (конечно, независимо от их ответов) и затем сравнить родительские ответы с детскими. Слишком большая разница в ответах, например, на один средний балл и более, будет свидетельствовать либо о незнании образа жизни своих детей, либо о разных критериях оценки и самооценки, либо о тенденции к завышению или к занижению самооценки. В отличие от взрослого варианта методики здесь оценивается лишь степень прямой вовлеченности ребенка в определенный вид занятий, т.е. степень реализации данной линии жизни в его каждодневной жизнедеятельности. Подразумевается, что для здорового и гармоничного образа жизни характерно наличие в определенной мере всех видов занятий, описанных в вопросах методики. Все они адаптивно необходимы.

Методику рекомендуется применять с детьми младшего школьного возраста, начиная с 8 лет, со 2 класса обычной школы. Учитываемый в вопросах период жизни обследуемого - последние полгода.

Вопросы

(Методика "Образ жизни" для начальной школы)

1. Часто ли тебе приходится о чем-то думать, решать задачи ?

2. Много ли ты двигаешься, занимаешься подвижными играми, физкультурой, танцами ?

3. У тебя много быстрых ситуативных дел, в которых сразу получаешь какой-то результат (учебные, бытовые дела, игры, уборка комнаты и т.п.) ?

4. Часто ли ты задумываешься о "вечном": как устроен Мир, для чего мы живем, что такое добро и зло, жизнь и смерть ?

5. Много ли времени ты общаешься с природой,: бываешь в лесу, парке, возишься с животными, растениями ?

6. Много ли времени ты проводишь в городской среде: дома, в школе, на улице, в магазинах и т.п. ?

7. Часто ли ты придумываешь и создаешь что-то новое: рисунки, игры, предметы, стихотворения, способы решения задач, виды одежды и т.п. ?

8. Часто ли ты делаешь что-то старым, известным образом, когда не возникает ничего нового ?

9. Много ли тебе приходится общаться с людьми, делать общие коллективные дела (в классе, с родителями, с друзьями) ?

10. Часто ли ты играешь или что-то делаешь в одиночку, без других людей ?

11. Часто ли ты общаешься с людьми противоположного пола (если ты мальчик, то с девочками, мамой или другими женщинами, тетями, если девочка - то с мальчиками, отцом, другими мужчинами) ?

12. Много ли ты общаешься с людьми своего пола (девочка - с девочками и женщинами, мальчик - с мальчиками и мужчинами) ?

Обработка результатов: Изучается степень выраженности у ребенка различных, адаптивно необходимых занятий, или линий жизни, составляющих его образ жизни, и уровень гармоничности образа жизни обследуемого.
Образ жизни - система стихийно и целенаправленно сложившихся линий жизни.
Линия жизни - устойчивый интерес к определенному виду жизнедеятельности и регулярное совершение соответствующих занятий.
Гармоничный образ жизни - система адаптивно необходимых здоровых интересов и видов жизнедеятельности, позволяющих поддерживать и развивать физическое, психическое, духовное и социальное здоровье и оптимальнее осуществлять свое жизненное предназначение. Такой образ жизни строится самим человеком или совместно с мудрым Учителем.
Оценка может варьировать от 1 до 5 баллов.
Критерий наличия линии жизни - констатируется в случае, когда оценка или самооценка
равна или превышает 3 балла. По всем вопросам максимальная сумма - 60 баллов,
минимальная - 12 баллов.

Парный показатель гармоничности образа жизни
В методике 12 вопросов соответствуют 12 адаптивно необходимым линиям жизни. Все линии представлены полярными парами, идущими одна за другой: пары вопросов №№ 1-2, 3-4, 5-6, 7-8, 9-10, 11-12. Всего рассматриваются 6 пар. Чем больше пар с обеими выраженными линиями жизни - выраженных пар - когда каждая из линий пары больше или равна 3 баллам, тем гармоничнее образ жизни ребенка, оптимальнее согласования между полярными по направленности занятиями по затратам сил и времени на них.
Подсчитываем сумму выраженных пар видов жизнедеятельности и умножаем ее на 16,7 %, (минуя таким образом деление суммы на 6 и умножение на 100 %):
Гож пар = сумма выраженных пар x 16,6 % ,
где Гож пар - показатель гармоничности образа жизни по парам линий жизни,
сумма выраженных пар - сумма пар полярных занятий, в которых оба занятия внутри каждой пары оценены на 3 и более баллов. Полученный процент соотносим с табличными интервалами уровней гармоничности образа жизни и определяем этот уровень у данного испытуемого.

Показатель гармоничности образа жизни по числу выраженных линий жизни

Подсчитываем сумму выраженных линий жизни и умножаем ее на 8,33 %:
Гож лин = сумма выраженных линий жизни x 8,33 % ,
где Гож лин - показатель гармоничности образа жизни по числу случаев выраженных линий жизни, сумма выраженных линий жизни - сумма линий, оцененных на 3 и более баллов. Максимальная сумма - 12, минимальная - 0. Полученный процент также соотносим с Таблицей примерных уровней гармоничности образа жизни младшего школьника.

Показатель гармоничности образа жизни по среднему баллу выраженности линий жизни
Сначала переводим все ответы испытуемых в "2" и "1" балла в 1,5 балла. Затем подсчитываем сумму баллов данного ребенка по всем вопросам методики и делим ее на 12, т.е. на общее число вопросов (естественно, если обследуемый ответил на все вопросы). Полученное среднее арифметическое переводим в проценты путем его умножения на 20 %:
Гож балл = (сумма баллов по всем вопросам : 12) x 20 % ,
где Гож балл - показатель гармоничности образа жизни по среднему баллу выраженности всех линий жизни ребенка, сумма баллов по всем вопросам - сумма баллов по всем вопросам методики.

Далее соотносим получившийся процент с табличными интервалами уровней гармоничности образа жизни.

Более строгим является первый показатель - Гож пар.
Однако к более реалистичным и мягким следует отнести второй и третий показатели. Показатель целостной гармоничности подсчитываем путем суммирования процентов по трем показателям и деления суммы на 3:
Гож = (Гож пар + Гож лин + Гож балл) : 3 ,
где Гож - целостный показатель гармоничности образа жизни, остальные обозначения - частные
ее показатели по числу случаев выраженных пар, по числу случаев выраженных линий жизни и по среднему баллу выраженности всех линий.

Для более быстрой обработки рекомендуется воспользоваться мягкими показателями -
Гож лин и Гож балл.
Нужно просуммировать их проценты и затем найти среднее арифметическое.

Примерные уровни гармоничности образа жизни


Уровень Гож пар   Гож лин   Гож балл   Гож
  Число выр-х пар % Число выр-х линий жизни % Интервал в баллах (при Xср.=3,06) % целостная (%)

Высокий   4,0 - 5,0    66,8 - 83,5   8,0 - 10,0   66,8 - 83,5  3,41 - 4,20  68,0 - 84,0  68,0 - 84,0

Средне-   5,1 - 6,0    83,51- 100  10,1 - 12,0   83,51 - 100  4,21 - 5,00  84,1 - 100   84,1 - 100 высокий

Средний   3,0 - 3,9    50,1 - 66,7   6,0 - 7,9    50,1 - 66,7   2,61 - 3,40  52,0 - 67,9  52,0 - 67,9

Низкий      0,0 - 2,9    0,0 - 50,0    0,0 - 5,9    0,0 - 50,0    1,50 - 2,60   0,0 - 51,9    0,0 - 51,9

Педагогу
С помощью методики можно определить слабовыраженные виды адаптивно необходимых линий жизни у учащихся, дисгармонизирующие их образ жизни.
Наличие некоторого негативизма по отношению к школе, например, может проявиться в низкой самооценке по первому вопросу об умственных занятиях.
Школьные перегрузки, дополнительные занятия могут сказаться на общении с природой и с другими детьми - оно постепенно исчезает и обедняет жизнь детей.
Преимущественная работа по готовым образцам и под чересчур бдительным оком родителей или педагогов оборачивается редукцией творческих занятий и проявлений ребенка.
Слишком большая поглощенность сиюминутными заботами , суетными занятиями приводит к тому, что уже некогда думать о духовных, "вечных" вопросах, хотя это также необходимо нашим детям, как есть и пить. Ребенок сам или с помощью мудрых взрослых может находить такие вечные опоры для своей жизни в виде развитого чувства красоты , чуда жизни, чувства уважения ко всем людям на Земле, чувства единства со всей живой и неживой природой, с небом и звездами.
Ослабленность и болезненность организма, недооценка родителями важнейшего значения физической деятельности своего ребенка, помимо остальных занятий, приводят к сокращению и без того небольших физических нагрузок.
Здесь перечислены лишь некоторые причины, обусловливающие снижение уровня гармоничности образа жизни наших детей. Если обнаружен низкий или средний уровень Г ож, то педагогу рекомендуется провести с этими школьниками беседу, в которой ярко, на примерах , показать жизненную необходимость ведения более сбалансированного и разнообразного образа жизни. Ведь ребенку в определенной мере необходимы все занятия, содержащиеся в вопросах методики. Все они несут адаптивный характер, вносят свою лепту и в общую оценку удовлетворенности своей жизнью, и в целостное ощущение своего самочувствия.
Педагог должен с помощью доходчивых примеров объяснить детям, как можно реально распределить время недели на все основные и необходимые для здоровой (и психологически, и физически) жизни занятия. Конечно, какие-то виды деятельности будут по затратам времени доминировать в этом расписании, какие-то будут осуществляться лишь один-два раза в неделю (вылазки на природу, беседы и размышления духовного плана о вечных вопросах жизни, и т.п.). Но желательно, чтобы все они присутствовали в жизни наших детей.

Хотелось бы особо отметить, что эти рекомендации одинаково важны и для самих педагогов. В идеале это они в первую очередь должны быть примерами людей, ведущих гармоничный образ жизни. Однако наши данные показывают, что таких педагогов мало, хотя резервы сил и времени у них для этого есть. Отсутствие гармоничного образа жизни - это отсутствие существенного компонента общей культуры жизнедеятельности человека. И в этом мы полностью солидарны с древними греками, поставившими вопрос выработки такой культуры в процессе обучения детей на небывалую до них высоту (например, ежедневные, помимо прочего, занятия музыкой, подвижными играми или плаванием, философией и др.).

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение