Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:
Надежные балансировочные станки в Москве.

Учебное оборудование и учебные пособия

Летний отдых > Песню, что ты дал мне, я ношу с собой!

Песню, что ты дал мне, я ношу с собой!

  Н.А. Сенченко

Давай с тобой поговорим!

Картинку загородного (пионерского) лагеря для многих из нас трудно представить без песен: под гитару у костра, в кругу под баян, просто так хором без всякого сопровождения в комнатах. Время идет, меняется музыкальная мода, что же с песней в детские каникулы? Попробуем порассуждать на эту тему.

Придется начать с общеизвестной истины: песня - с ловесно-музыкальное произведение , ( род словесно-музыкального искусства), жанр вокальной музыки. Музыка в песне представляет собой – определенный ритмо-звуковой поток - мелодия, исполняемая на определенных инструментах, в определенном ритме и с характерной интонацией. Слова из песни (которые не выбросишь) ничто иное, как образо-смысловой поток. Получается, что песня это два потока. Мы воспринимаем потоки психо-физиологически, чувственно, реагируем на красоту, наверное, у каждого есть свои психо-физиологические резонаторы, позволяющие любить или не любить ту или иную музыку. Описывая то, как человек реагирует на текст песни можно воспользоваться НЛПишным термином – «якорь». Слышимые фразы и воспринимаемые образы резонируют со взглядами, пережитыми жизненными ситуациями, актуальным эмоциональным состоянием человека, его мировосприятием слушателя. Реакция на тексты заключается в том, что человеческое сознание отзывается на ключевые символы, «якоря» заложенные в песне, которые резонируют.

Сверим наши песни , … чтобы быть ...

Один из существенных вопросов: что для чего? Обсуждая тему песни в детском лагере нельзя обойти главное – для чего, собственно, в детском оздоровительном или оздоровительно-образовательном центре нужна песня?

Песня нужна для воодушевления или побуждения, ну то это «строить и жить помогает», вызвать душевный подъем, побудить к деятельности. В лагере задача воодушевления весьма актуальна, в условиях интенсивности жизни сложно переключаться, накатывает усталость. Вообще воодушевление можно рассматривать как частный случай такой более широкой задачи как способ создания настроения или вообще работы с эмоциями ( управления эмоциями ) человека и группы.

Песню можно также считать способной повлиять на сплоченность группы , дыша в такт и проговаривая в этот момент определенные слова, педагоги и воспитанники психо-эмоционально существуют в резонансе. Можно также предположить, что когда люди часто поют – происходит медитация по поводу совместных воспоминаний.

Существует у коллективно исполняемых песен возможности коллективного внушения – воздействия приводящее, либо к появлению у человека помимо его воли и сознания определенного состояния, чувства , отношения, либо к совершению человеком поступка, непосредственно не следующего из принимаемых им норм и принципов деятельности.

Песни, которые с удовольствием поются в летних загородных центрах, становятся частью корпоративной культуры отряда или всего лагеря, а следовательно несут в себе идеологию смены или лагеря.

Ключевым в определении роли и места песни в воспитании детей в условиях лагеря является то, что песня является неотъемлемой частью мира ребенка, присутствует всегда в его жизни, приводит в его жизнь элементы музыкального мира – гитару, плеер, диски и т.д. Кроме этого песня представляет собой канал общения с подростком , скрытый, опосредованный канал, в плане влияния на человека, через который можно выходить на глубокие личностные темы в общении с подростком.

В процессе подготовки смены, при подборе песен важно, какая песенная культура уже сложилась в лагере. Какой стиль песен более предпочитаем, и какие песни не воспринимаемы вообще. Однако, важно понимать, что ребенок приезжает в лагерь со своими песнями, которые для него важны, интересны, которые он слушает там, «на большой земле». И здесь у педагога есть уникальная возможность проникновения в мир подростка путем понимания песни. Песня, как пропуск в мир индивидуальной или групповой возрастной культуры.

В связи с этим у нас возник ряд соображений, касающийся использования песни в ходе лагерной смены.

Первое соображение касается своевременности песни. То есть речь идет о том, что утром нужно исполнять утренние песни (громкие, энергетичные, ритмичные), вечером, целесообразно – вечерние (тихие, лиричные, мелодичные). Утро – песни, которые взбодрят, настроят на день, поднимут настроение. Днем – в обед, целесообразно исполнять бодрящие песни, настраивающие на какое-либо мероприятие, которые могут эффективно заполнить возникающие паузы дня «Просвистела» (группа ДДТ). Вечером возможны сложные песни, новые требующие усилия. Песни эмоционально и содержательно подводящие итоги дня их выбор зависит от того, что произошло в дне (песня, которая поддержит ребенка, поможет понять, что произошло, что дальше, или просто спокойные, любимые песни). Причем, работая с песней, нужно понимать, что некоторые песни можно петь, а некоторые целесообразно слушать. Если какая-либо песня понравилась, важно «не перекормить» ею, не стоит петь эту песню в течение дня помногу раз.

Исполняя песню в кругу можно использовать различные корпоративные традиции связанные с данной песней, которые возникли за время существования лагеря. Это могут быть какие-либо специальные движения, выкрики, присказки-добавления, изменения слов понятные этой группе ребят. За счет использования таких элементов происходит присвоение песни ребятами, так как песня измененная является продуктом творчества этой группы, а это, несомненно, приносит удовольствие и радость.

Следующее наше соображение касается соответствия песни возрасту ребят.

При разработке смены, нужно подбирать песни, прежде всего, соответствующие ведущим потребностям возраста. Подростки – испытывают потребность в общении, понимании себя, открытия собственного «я», самоутверждении. На наш взгляд, к примеру, творчество В. Цоя – вполне соответствует потребностям данного возраста. Кроме того, как показывает опыт, его песни очень востребованы подростками. Сразу оговоримся, что этот пример только один из множества возможных вариантов.

Ранняя юность – проблема собственного будущего, видение себя в будущем, самоопределение, поиск смыслов жизни, ведущая потребность – интеллектуальное, интересное общение. Творчество БГ (Борис Гребенщиков), песни «Этот поезд в огне», «Серебро Господа моего» и др., А. Макаревич «Я смысл этой жизни вижу в том…», братья Мищуки «Ах осторожно, здесь ступеньки» и множество других вариантов.

Младшие школьники – открывают для себя мир, мир человеческих отношений, здесь актуальны песни про дружбу «Радуга радуге радуйся», «Ты да я, дамы с тобой» и т.д. С взрослыми ребятами следует в меру использовать детские песни.

Важным моментом является соотношение музыкальных стилей педагога работающего с отрядом и воспитанников. Для педагога важно не противопоставить себя своим воспитанникам, не пытаться убеждать в том, что чья-то музыка лучше или хуже и что нужно слушать другую музыку и т.п.

Наше следующее соображение – соответствие песни содержанию и задачам периодов смены. Организационный ( адаптационный) период нужен, чтобы ребенок привык к лагерю, детям и взрослым, содержанию и проч. Основные задачи периода состоит в адаптации эмоциональной, содержательной, бытовой адаптации участников смены . Песни основного периода должны соответствовать динамике эмоциональных состояний и движению содержания в основной период смены, они призваны открывать многогранность содержания – делать его более емким и наполненным. Здесь могут звучать такие песни как «Как велик океан» (Гейнс и Данилов), «Лодка», «Все в наших руках» (группа «Алиса») и т.д. Решая в заключительный период смены, задачи подготовки ребят к прощанию с лагерем и друг с другом педагог вполне может использовать такие песни как: «Я буду помнить» (В. Пресняков), «Ну вот и все» (группа «Браво»), «Пора собирайтесь скорее» и т.д.

Мы убеждены, что у каждой программы смены есть такая штука как контекст (основная идея, реализуемая в символике). Поэтому очень важно, чтобы тематика исполняемых песен этому самому контексту соответствовала. Через песню, в том числе, транслируются основная идея смены, ценности. Например, в программе «Книга Героев» воспитанник имеет возможность понять и прочувствовать кто такой герой в игре и в жизни будет вполне уместна песня В. Высоцкого «Баллада о борьбе». Если это военно-спортивный лагерь, то здесь, например, вполне может звучать «Группа крови на рукаве». В спортивно-туристическом лагере – «Пора в дорогу старина – подъем пропет». В лагере актива – «Как дела старина? Сколько лет, сколько зим» (М. Леонидов), «Надежда я…» (Б. Окуджава).

Вы песен хотели, их есть у меня….

Наш многолетний опыт показывает, что жизни в лагере помогает такая особая форма как час песни. В нашем лагере эту форму называют нередко полчаса песни, потому-то не всегда возможно выделить целый час. В сокращенном варианте название этой ежедневной процедуры звучит так ПЧП (пол-часа песни). ПЧП играет в повседневности ребят и взрослых весьма существенную роль. Так как ПЧП проводиться после завтрака (зарядки, линейки, уборки территории) оперативной задачей этого мероприятия является следующее – создание эмоционального настроя на день, а вообще ПЧП позволяет поддерживать контекст смены («идеологию» по С.А. Шмакову) и управлять содержательной и эмоциональной составляющей течения лагерной жизни. Вообще на полчасе песни разучиваются и исполняются песни, идет беседа по поводу того что и как поем. Таким образом, налаживается канал общения между педагогами – организаторами программы смены и ребятами – участниками, когда общий язык песни позволяет говорить вместе (хором) и вместе эмоционально переживать те или иные события. Вовремя разученная песня может быть тем, что заставит задуматься, обеспечит психотерапевтический эффект, мобилизует и вдохновит, позволит вновь мысленно пережить прекрасные мгновения (если песня ассоциируется с позитивными воспоминаниями).

Алгоритм проведения полчаса (часа) песни примерно следующий:

  • - организация пространства общения (расположение участников, определение центра внимания, доступного для наблюдения всех присутствующих),
  • - коммуникативная атака (рассказ, легенда, причта, любимая песня, игра с эстрады),
  • - исполнение известных песен, которое важно сделать разнообразным (чередовать исполнение песен с играми с эстрады, исполнение песен можно сопровождать какими-либо движениями, пританцовывать, «запускать волну» и т.д.),
  • - разучивание новой песни,
  • - совместное исполнение любимой песни,
  • - завершение общения (анекдот, шуточная история, пожелание на новый день).

Некоторые советы бывалого организатора часа песни .

Когда человек выходит с гитарой – это всегда многообещающе. Чего публика ожидает от него? Что будет красиво, здорово, хорошо. В начале ПЧП необходимо обеспечить удобное положение во время исполнения песен (сидя в зале, стоя в кругу). Если ПЧП проводится на улице, позаботьтесь, чтобы ребята стояли не на солнцепеке. Важно, чтобы был контакт с ребятами не стоит сильно дистанцироваться от них, стоять далеко на сцене, наоборот следует максимально сократить дистанцию, чтобы ваша энергия более плотно охватывала участников процесса. Начать ПЧП следует с разговора о самочувствии, настроении, какие сны приснились и т.д.

В самом начале ПЧП важно создать позитивное эмоциональное состояние. Очень важно почувствовать – если у ребят нет настроения бодриться, и сразу петь зажигательные песни – не стоит «нажимать», петь веселые песни через силу. Однако опыт показывает, что иногда стоит мощным энергичным порывом – зажигательной песней переломить ситуацию, раскачать ребят, воодушевить. В такой тактике следует прибегать на коротких сменах, сборах (от трех до семи дней).

Выстраивая цепочку песен, нужно начинать с известных, чтобы ребята распелись, вошли во вкус. Первыми можно спеть 1-2 любимых и не очень запетых песни, затем вспомнить выученную вчера песню. Далее можно провести игру с эстрады – постепенно включая ребят во взаимодействие.

В ходе полчаса песни не всегда поют все ребята. Организатору расстраиваться по этому поводу не нужно, многим хорошо от того, что они просто слушают любимые песни (часть ребят просто не умеет и не любит петь).

Ребята очень любят петь «старые» давно известные песни. Не очень любят учить, тут нужно проявить чутье, чтобы выбрать стоящую песню. Хорошо учат те песни, которые: - хорошо проанонсированы, песни, которые сами по себе хороши - энергетичны, с интересным текстом, ритмом, музыкой, которые популярны.

Конечно, в лагере могут быть ребята, которые сами умеют и хотят сами исполнять песни под гитару на сцене и это очень хорошо. Однако у них не всегда хватает «исполнительской грамотности». Здесь ребятам стоит подсказать, что песни, которые поются хором в кругу, не стоит петь со сцены. Лучше сделать номер эксклюзивный, подобрать более выигрышную песню, порепетировать, выстроить динамику песни, чтобы она слушалась. Вообще в ходе лагерной смене, возможна организация музыкальных кружков, или кружок гитаристов, где в полной мере можно поработать, с желающими петь, подготовить музыкальный номер и т.д. Со старшими ребятами можно работать про «многоэтажность», смысловую наполненность песни.

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение