Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование и учебные пособия

Борис Куприянов

 

ФИЛОСОФИЯ ЛЕТНИХ КАНИКУЛ: ПЕДАГОГИ

 

Слова мстят за вольность в обращении с ними - не распознанные сразу, они потом ошпаривают близоруких своим смыслом.

Константин Арбенин

Еще не так давно в сознании советских подростков, советских студентов и преподавателей педагогических вузов ассоциации со словом «лето» выстраивались примерно так: пионерлагерь, пионервожатый, и …. Сегодня, по всей видимости, таких стойких ассоциаций нет, все чаще профессиональную деятельность взрослого в загородных детских центрах отдыха называют анимацией. Справедливо ли это?

МАТЕРИАЛЬНЫЙ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫЙ

ФОН НАШЕГО ВРЕМЕНИ

Вбирал мой взор весь мир, от нор до звёзд. Ого. Ага.

М.Щербаков

 

Содержание и организация летнего отдыха детей и подростков в нашей стране за последние десятилетия существенно поменялись. Конечно, попытки сформулировать те или иные тенденции грешат упрощением, и все же рискнем.

Прежде всего, нельзя не обратить внимание, на изменения материального характера – реальное количественное уменьшение объемов детского отдыха. Статические данные во многом лукавят, утверждая, что число отдохнувших детей увеличивается год от года, а главное сопоставимо с масштабами советского периода. Дело, правда, не только в статистике, за последние десять лет существенно поменялась практика организации летнего отдыха детей и подростков. На смену однородным профсоюзным системам многочисленных предприятий пришли разнообразные собственники:

- муниципалитеты, заинтересованные в максимальном объеме отдохнувших и не заинтересованные в значительных расходах,

-частные собственники, заинтересованные в получении максимальной прибыли от своих вложений,

- оставшиеся профсоюзные комитеты и администрации предприятий, которым надо и обеспечить «соцпакет» для работников и суметь не потратить много денег.

Второе явление состоит в том, что окно, из которого все (дети, родители, взрослые - организаторы летнего отдыха) смотрят на каникулярный отдых детей и подростков , да и вообще на отдых. Если прежде, в общественном представлении об отдыхе необычайным образом переплетались необходимость (почти долг) каждого советского человека восстановить свои силы для дальнейшего строительства социализма или коммунизма (это кому как повезет) со специальными практиками активного отдыха (публичными, социально нормативными, обязательно скромными), с обязательным вектором духовно-нравственного совершенствования себя для нового общества. Конечно, такое представление существовало в общественном сознании как ориентир, а в каждом индивидуальном сознании как в разной степени актуальное требование общества.

Вместо советского окна, двадцать лет назад начали прорубать другое – окно тотального потребительства. Причем, судя по всему, влияние консъюмеризма на каждого отдельного человека сильнее, чем в предыдущую эпоху. Как справедливо признают многие авторы, потребление становится своего рода зависимостью («Болезненное, заразное, передающееся внутри общества состояние пресыщения, обременённости долгами, тревоги и опустошённости, которое является результатом упрямой погони за новыми и новыми приобретениями»). [1]

Летний отдых для родителей в таких координатах не что иное, как покупка услуги, где включается индивидуальный калькулятор, на котором так или иначе подсчитывается и, в конечном счете, соотносятся две суммы:

- общая стоимость для семьи (в сопоставлении с общими доходами, семейным бюджетом),

- общий объем благ, приобретаемых родителями, через отдых детей.

Если удар по семейному бюджету прозрачен, то характер приобретаемых благ на первый взгляд не очевиден. Итак, что же получают приобретатели услуги по организации летнего отдыха и оздоровления – родители детей и подростков:

- родители избавляются от присутствия своих чад на время, могут отдохнуть от ежесуточных усилий - уделять внимание своим детям,

- родители приобретают услугу, позволяющую идентифицировать себя с определенной престижной социальной группой («в нашем кругу принято отправлять детей в лингвистический лагерь на Кипр», трудно себе представить летний отдых без поездки в «Орленок» («Океан») и проч.),

- родители получают благодарность от своих детей в виде удовлетворенности за приятно проведенное каникулярное время,

- родители приобретают для своих детей некий воспитательный (образовательный более ощутим) результат, новые знания и умения, новый опыт и т.д.

Обобщая взгляд современного родителя на летний отдых своего ребенка можно утверждать, что такое отношение индивидуализировано, ориентировано на престиж, эмоционально значимо в момент удачной покупки, в значительной степени подвержено ситуации: «Мы заплатили, а вы – обеспечивайте!». А если покупатель не очень хорошо понимает, что он хочет купить, тогда может возникнуть эффект обманутого ожидания, взаимные претензии, конфликты и даже судебные тяжбы. Чего уж точно нет в новом окне, выходящем на летний отдых детей, так это обязательной для всех духовно-нравственной работы над собой.

В ответ на то, что значительное число материально благополучных родителей припадают к окну потребления, среди организаторов летнего отдыха возникает концепция « Клиенто-ориентированной педагогики каникул ». Такой подход связан с позиционированием родителей как клиентов лиц, использующих услуги. Отсюда принципиальными становятся:

- уточнение условий договора о продажи услуги (что продается, на каких условиях, какие риски оговариваются), так защищаются и продавцы (организаторы), и покупатели (родители) не очень прозрачной услуги,

- стремление продавца сделать так, чтобы покупатель был готов купить услугу еще раз, заплатить дороже, (у родителей и детей должны быть положительный образ купленной услуги), готовность продавца идти навстречу пожеланиям клиентов, вносить коррективы в содержание и организацию программу отдыха, постоянно получать от клиента обратную связь, гибко реагировать, предугадывать и формировать ожидания клиента.

Вот в этих условиях понятие «вожатый» то тут то там заменяют на понятие «аниматор».

ФИГУРА ПЕРВАЯ – АНИМАТОР, И ЕЕ ПЯТЬ ГРАНЕЙ

Ах, Арлекино, Арлекино! Нужно быть смешным для всех!

Арлекино, Арлекино, Есть одна награда - смех.

Б.Баркас

Первое, что приходит в голову, когда слышится анимация – детские мультики, ожившие картинки. Действительно одно из значений этого латинского слова «оживление» (стимулирование активности, интенсивности действий), зато второе значение – «одушевление», «одухотворение» (содействие пробуждению души). Видимо на этих двух китах и располагается аниматорская работа (профессиональная деятельность аниматора). Обзор различных источников, попытка сопоставить разные контексты и описания приводят к пяти граням деятельности аниматора в загородном детском лагере:

- анимация как предоставление развлекательных услуг,

- анимация как формирование сетей общественной самоорганизации,

- анимация как индивидуальная психолого-педагогическая помощь,

- анимация как стимулирование изобретательской активности,

- анимация как рекламно-просветительская деятельность.

Использования понятия «грань» (грани), кажется подходящим по той причине, что в каждом отдельном случае, аниматор может осуществлять свою работу в рамках нескольких граней.

Вообще, как это часто случается, за новым словом пришло лишь уточнение, модификация ранее существующих сущностей. Другими словами, элементы того, что называют анимацией существовали и прежде, просто они соответствовали другому времени и не создавали того целого образа, который сегодня возникает в голове у каждого, кто слышит слово «анимация». Итак, что же было ранее?

С некоторыми оговорками с понятием анимация сопоставимо словосочетание «социально-культурная деятельность». Так, в версии С.В. Лаврецовой, социально-культурная деятельность обеспечивает в наибольшей степени реализацию воспитательных возможностей сообщества (семьи, например) за счет организации любительских занятий в свободное время, повышения культуры межличностных отношений между участниками сообщества, вписывание данного сообщества как активного субъекта в более широкую общность (семья в микрорайоне), конструирование особых обстоятельств совместного бытия (праздников) . Другими словами, в такой социально-культурной деятельности просматриваются практически все грани анимации.

Остановимся на грани « Анимация как предоставление развлекательных услуг ». Здесь важно уточнить сущность развлечения - занятия, времяпрепровождение, доставляющее удовольствие . Особенно заслуживает внимание следующее обстоятельство: тот, кого развлекают, ребенок, предвкушающий развлечение отказывается от активной позиции, он довольствуется положением объекта, который получает удовольствие в результате воздействия на него субъекта – того, кто развлечение организует. Для сравнения возьмем прямо противоположную ситуацию – созидание. Здесь ребенок берет на себя роль субъекта и начинает производить воздействия на некий объект, с тем, чтобы сделать этот объект более удобным, красивым, качественным. Созидать можно широкий перечень объектов: собственное тело (тренировать), природные ландшафты (строить), технические устройства(конструировать), растения (выращивать).

С другой стороны, развлечение может незаметно переходить в созидание. Так многие широко известные методики, построенные на использовании игры, когда мотивация включения в игру, приводит к самосовершенствованию, разработке оригинальных идей и т.д. и т.п. Развлечение может быть построено как приключение (О.В. Миновская), тогда благодаря инобытийности приключение развлекает, а с другой стороны заставляет преодолевать себя, преодолевая препятствия, восходить к осознанию духовно-нравственных проблем человеческого бытия.

Еще один немало важный момент в плане грани анимации как предоставления развлекательных услуг состоит в том, каков субъективный образ происходящего. Другими словами как ребенок – участник смены в загородном детском центре воспринимает обстоятельства услуги. Если родитель заказал развлекательную услугу для своего ребенка, то отношения родитель – аниматор строятся в организационно- экономическом плане, а отношения с ребенком – как между организатором занятий и участником этих занятий. Психологические риски могут возникнуть, если в сознании ребенка будет оформлена такая диспозиция: «Мы (наша семья) – Вам (аниматору) заплатила, теперь, давайте развлекайте меня!». При таких ожиданиях вести любую деятельность, в том числе анимационную весьма затруднительно.

Принципиально иная сторона анимации (« формирование сетей общественной самоорганизации » ) в детском загородном детском оздоровительном центре может быть построено на основе скандинавской концепции социокультурной анимации. История возникновения этих идей может в несколько упрощенном виде сформулирована так.

Социальные службы скандинавским стран столкнулись с тем, что обратная сторона реализации либеральных ценностей, стремление каждого человека к свободе и активная защита своей «свободности» привели к яркому и явному одиночеству. Кризис семьи в свою очередь - к тому, что социальные связи человека ограничивались коллегами по работе, где они во многом формализованы и ритуализированы. Стоит человеку потерять работу, и он остается совершенно один на один со своими проблемами. Попросить соль по-русски у соседа зачастую не прилично, как минимум не принято. Именно поэтому в недрах служб социальной работы родилась модель вовлечения соседей в некоторую общность, стимулирования лидерства, формирования сетей общественной самооганизации, активизацию неформальных институтов помощи, развитию социальной ответственности в сообществе.

При таком подходе анимация в детском загородном лагере может быть представлена следующим образом – взрослый постепенно формирует клубное сообщество, содействует развитию у участников временного подросткового коллектива готовности к самоорганизации. По большому счету похожий опыт описан и даже исследован (работы Н.П. Аникеевой, М.Р.Мирошкиной, наших аспиранток Н.М.Филипповой и О.В. Шевердиной) . Аниматор в данном случае содействует воспитаннику в освоении компетенций самостоятельно решать собственные проблемы в непосредственном социальном окружении, в сообществе аниматоры содействуют преодолению проблемы общественной пассивности, стимулируют активность подростков при решении своих проблем и улучшении качества собственной жизни. Именно здесь на первый план выходит ответственность участника лагерной смены (программы) за свое время, свои занятия и проч. Представляется, что в подобном контексте решается задачи организации коллективной жизнедеятельности в рамках известной практики «Робинзонад» . Здесь путем поддержки самоорганизации формируется быт и коллективная жизнедеятельность группы детей, находящихся вне урбанистической среды.

Вот выдержка из статьи Натальи Касицыной: В принципе - в палаточном лагере "Робинзонада" возможно все, кроме нарушения "Правил проживания". Их всего шесть и они соблюдаются и участниками, и инструкторами, поскольку они вполне обоснованы и являются условием безопасности жизни, достаточно однозначны, легко поддерживаются и усваиваются.


Из "Правил...": "Если не уверен в правильности своего поступка - посоветуйся с инструктором, особенно, если есть угроза безопасности, твоей и твоих товарищей. Лагерь "Робинзонада" - территория, свободная от вредных привычек! О плохом самочувствии немедленно сообщи своему инструктору. Покидай территорию лагеря только по договоренности со своим инструктором, строго соблюдай контрольные сроки возвращения". Еще два правила - о сохранении экологической чистоты и правила купания.

Вот и все! Дальше - полная свобода! Нет заранее утвержденных мероприятий, плана работы, режима дня .

Анимация в загородном детском центре может выступать как индивидуальная психолого - педагогическая помощь. В нашей практике такую работу осуществляла психологическая служба, созданная в летнем лагере. Идея психологической службы была реализована известными отечественными психологами – Львом Ильичем Уманским и Анатолием Николаевичем Лутошкиным в лагере комсомольского актива «Комсорг». В истории «Комсорга», авторских лагерей Костромской области накопилось немало интересных приемов анимации как психолого-педагогической помощи подросткам в ситуациях неудач, переживаний из-за межличностных проблем и т.д. в качестве иллюстрации можно привести такую форму как «Дневничок настроения». После изобретения его А.Н.Лутошкиным прошло много лет, в конце 90-х в лагере «Кентавр» психологическая служба – аниматоры ежедневно переписывались со многими подростками, при необходимости встречались, обсуждали проблемы и противоречия повседневности лагерной жизни. При всей прогрессивности и важности этого сценария, он хорош как дополнение к целостной жизнедеятельности временного детско-подросткового коллектива.

Четвертая грань - анимация как стимулирование изобретательской активности воспитанников. Этот опыт международный (Бельгия, Канада, Испания, Франция), и если верить публикациям состоит в организации несложных, но забавных химических, физических, биологических опытов. Научно-техническое творчество семи - четырнадцати летних детей и подростков обеспечивает приобщение к конструированию и моделированию. Аналогом может выступить деятельность взрослого, который вместе с воспитанниками читает журналы «Юный техник», «Техника молодежи» и проч. единственной проблемой для такой анимации является материальная база значительной части детских оздоровительных центров. Вот как формулируется предназначение аниматора при четвертом сценарии: «оживить перед ребятами законы природы, которые изучает наука». Четвертая грань кажется самой современной, именно она так красива в эпоху нано технологий, однако и он вряд ли станет массовым, хотя….

Заключительная грань анимации в загородном детском центре может быть сформулирован исходя из начального понимания этого слова. Как свидетельствует справочная литература «Термин "анимация" появился впервые в начале ХХ в. во Франции в связи с введением закона о создании различных ассоциаций и трактовался как деятельность, направленная на то, чтобы провоцировать и усиливать живой интерес к культуре, художественному творчеству». Здесь анимация представляет собой своеобразный синтез социальной рекламы и просветительства в вопросах художественного творчества. И вновь, сомневаюсь, что и этот вариант анимации обеспечит реализацию возможностей загородного детского центра в сфере отдыха, оздоровления и развития детей в период каникул.

 

ФИГУРА ВТОРАЯ – ВОЖАТЫЙ И ЕГО МИФОЛОГИЯ

И каждый час, и каждую минуту
О чьих-то судьбах вечная забота.
Кусочек сердца отдавать кому-то
Такая, брат, у нас с тобой работа.

В.Беляков

Участвуя как в одном психологическом семинаре в качестве преподавателя, ведущего мастер класса, я услышал в свой адрес следующее замечание: «Ты не плохой работник, но слишком уж пионер – вожатый». Видимо, такая оценка должна была меня обидеть или, по крайней мере, привести к тому, что бы задумался о самопрезентации и стиле работы, а может и о содержании. Что же так напрягло коллег – психологов?

Вообще, «Вожатый» – «вожак» – тот, кто ведет за собой, другими словами, «лидер» - человек, авторитетный, наиболее полно выражающий интересы и потребности группы, формулирующий наиболее актуальные для коллектива задачи, инициативы (Е.А. Аркин). В тоже время, ведущий за собой является носителем особой идеи (идей), ценностей.

Наиболее ярко фигура вожатого проявилась в эпоху зарождения скаутинга. С одной стороны, авторитет взрослого (скаут-мастера) базировался на умелости взрослого в целом ряде занятий, в тоже время ценностная система скаутинга держалось именно на взрослом. Пионерские отряды в начале своей истории также получили взрослого, только в иной ипостаси - проводника политической идеологии. Формально летний пионерский лагерь представлял собой иной способ существования все той же пионерской организации, поэтому вожатый (пионервожатый) формально должен быть звеном в цепи передачи социального опыта: октябренок – пионер – комсомолец – коммунист.

Но, реальность, была богаче любой, самой замечательной схемы. Реальный пионервожатый в большинстве был ребячьим комиссаром не в плане идеологии, а в плане идейности – стремлении к духовно-нравственным ценностям, к красивой мечте, к романтике «души прекрасных порывов».

Здесь не говориться о тех из вожатых, кто без души относился к своей работе, потому что дело состояло для этих людей не в содержании их работы, а в их отношении к своим обязанностям. Не стоит отрицать наличие теневой стороны вожатской жизни, той, которая проходила без участия детей. Просто в данном случае мы говорим о вожатом как человеке, прежде всего исполнявшем свои служебные обязанности.

Вожатская практика, конечно, та, которую мне удавалось видеть, была нередко связана с самоотверженным служением детям. Такая самоотверженность вожатого (вожака), который заботиться о группе и каждом ее представителе, подпитывалась своеобразной мифологией. Мифология самоотверженности вожатого находила свое выражение в вожатских песнях, там все время звучала тема борьбы. Таков культурный тип вожатого – самоотверженный борец за детей и за идею. Мифология, скорее всего, играла двоякую роль: для одних - приводя к циничному внешнему проявлению лояльности и фактическому нарушению норм, для других выступая рамкой не всегда достижимой, он чрезвычайно желательной.

В последние десятилетия само слово «вожатый» стали все чаще заменять словосочетанием «педагог- организатор». То есть вместо того, который ведет, появился тот, что организуя (коллективную жизнедеятельность), будет учить и воспитывать. Так из общего пространства, где благодаря детской организации смешивались официальные (нормативно-правовые) значения и непосредственно детские. Самое интересное, что в обыденном сознании слово «вожатый» осталось и продолжает формировать ожидания родителей и детей о работе взрослого в детском лагере.

Вернемся к проблеме выбора.

Конечно, пионервожатый как проводник политической идеологии в современных детско-подростковых детских коллективах совершенно не нужен, однако в своих наиболее высокопрофессиональных проявлениях аниматор восходит к тому уровню идейности, который так ценился и ценится в вожатом. «Вожатый» как более эмоциональная (в какой степени экстатическая культурная форма), противостоит более рациональной разумной, нормативной и нормальной культурной форме анимации. Может вожатый более культуросообразен для нашей страны? Благодаря мифологии, вожатый является в высокой степени обоснованным, а аниматор пока нет. Опора аниматора на естественные возможности детско-взрослых сообществ, выращивание самоорганизации весьма напоминают лучшие образцы вожатского дела. И тут со всей яркостью возникает вопрос: «Вести или вызывать к жизни внутренние силы «ведения»?» ответ на этот вопрос зависит от позиции отвечающего. Либерал скажет: «Не вести, ни в каком случае, только стимулировать самодвижение!», а государственник возразит: «А почему не вести, не принуждать, а побуждать к патриотическим чувствам, гражданскому опыту, духовным эталонам и т.д.». Анимация как индивидуальная помощь была составляющей работы не такого большого числа вожатых и все же. Наряду с помогающими практиками, вожатый мог быть вооружен и способами активизировать детское изобретательство, просвещать по различным культуроведческим проблемам.

Чего может быть, в значительной мере, внешне не достает аниматору, так это заботы о жизни и здоровье детей. Вожатый, ведущий группу, заботиться обо всех и о каждом.

Итак, выбор за непосредственным руководителем детского загородного центра.

Лаврецова , С.В. Социально-культурная деятельность как средство оптимизации семейного досуга : автореф. дис. ... кандидата педагогических наук/ Лаврецова С.В. - Спб, 2007. - 19 с.

Ожегов С . И., Шведова Н Толковый словарь русского языка 1997

Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Кн. для учителя / Н. П. Аникеева. - М. : Просвещение, 1987. - 143с.; Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе / Н. П. Аникеева. - М.: Просвещение, 1983. - 94 с.;

Мирошкина М.Р. Социальное становление молодежи в клубе по месту жительства: Автореф. дисс. …докт пед. наук.- Ярославль, 2008.- 52с.

Филиппова Н.М. П едагогическое обеспечение общественной самоорганизации учащейся молодежи: Автореф. дисс. …канд. пед. наук.- Кострома, 2007-24 с.

Шевердина О.В. Педагогические условия формирования опыта самопрезентации подростка во временных детских объединениях Автореф. дисс. …канд. пед. наук.- Кострома, 2006.- 24с.

Касицына Н. "Робинзонада": хозяин острова или хозяин себе?

http://www.camps.ru/association/children/science/science-teacher/234-robinzonada-khozjain-ostrova-ili-khozjain-sebe.html

Касицына Н. "Робинзонада": хозяин острова или хозяин себе?

Искусство оживлять камни и воду// Первое сентября – 2002.- № 42.- С.6 - http://ps.1september.ru/articlef.php?ID=200204206

Здесь лидер рассматривается в отечественной научной традиции как лидер группы.

Аркин Е.А. Об изучении детского коллектива. - М.: "Новая Москва", 1927. -57с.

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение