Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:
меню кафе грузинская кухня

Учебное оборудование и учебные пособия

Летний отдых

ВРЕМЯ ВОСПИТАНИЯ: поиск предположений

Борис Куприянов 

Ах время, время, temp и tempo, cyte и time,

Мы не считаем, не считаем, не считаем...

Его транжирим так и сяк, пока источник не иссяк,

Г.Васильев, А.Иващенко

Обогащение представлений о воспитании идет сегодня в различных направлениях, одно из них - общая концептуализация. В рамках концептуализации наших знаний о воспитании объектом внимания становятся ключевые конструкты миропонимания: человек, культура, общество, бытие, пространство, время, ряд других. Думается, что исследования в контексте концептуализации, обеспечат реальное приращение знаний о воспитательных практиках.

В анналах отечественной психолого-педагогической литературы имеется удивительная по содержательности работа А.Г. Кирпичника и В.П. Ижицкого «Летние объединения старшеклассников», посвященная временным юношеским коллективам. Временный детско-подростковый коллектив в качестве объекта изучения привлекает обнаженностью и выпуклостью временной составляющей жизнедеятельности, как воспитательного сообщества, так и воспитанника. И хотя, авторы этой брошюры не ставили задачи исследования времени, пройдя по их стопам, приоткроем некоторые завесы познания. Чрезвычайно много для понимания проблемы дала нам также статья И.Н.Хуснутдиновой, также посвященная временному детскому коллективу в летние каникулы.

Вообще, в словарях время трактуется как «длительность (продолжительность) бытия, последовательность существования; продолжение случаев, событий», «форма последовательной смены явлений, состояний материи» в интересующем нас плане время выступает как:

  • - период отдыха – каникулы,
  • - отрезок жизнедеятельности – лагерная смена,
  • - последовательность явлений в течение суток – круглосуточность.

Наряду с пространством время образует «форму – формулу» существования личности и группы:

  • - пространственно-временная координата бытия - ребенок и временный детский коллектив находятся «в каникулы за городом», в необычное время в необычном месте,
  • - пространственно-временная ограниченность бытия – ребенок и временный детский коллектив существуют в этих обстоятельствах изолировано по территории (забор лагеря) и сроком лагерной смены,
  • - пространственно-временная константа бытия – ребенок и временный детский коллектив находятся, не перемещаясь и круглосуточно в этом составе.

Целостность конструкции, по всей видимости обеспечивается нелинейными взаимосвязями: [время – пространство] - [личность – коллектив]. И выделение времени создаст риск существенного искажения наших представлений и все же, попытаемся.

НЕСБЫТОЧНЫЕ ОЖИДАНИЯ

До свиданья лето, до свидания

На тебя напрасно я надеялась.

Л. Дербенев

Координатная характеристика времени – «каникулы» - создает специфические ожидания у ребенка.

Ожидания инобытийности – общественное сознание – коллективный взрослый транслирует ребенку, что сами по себе каникулы (отрезок времени) изменят существование: «Будут каникулы – отдохнешь!». С другой стороны ребенок знает, что каникулы отменяют целый ряд обязательств, связанных с учебно-познавательной деятельностью. А если учесть, что ребенок зачастую не имеет личностных смыслов в исполнении школьных обязательств, то по сути дела каникулы, это не что иное, как окончание срока школьного заключения, перерыв в мучениях, дидактическом и контр-дидактическом насилии. И здесь возникает дилемма школьника не готовность к свободе, то есть всю четверть несвобода – принуждение – насилие и тут на тебе - свобода! По В.С.Высоцкому: «Мне вчера дали свободу, что я с ней делать буду?». Главная проблема в том, что в каникулы у ребенка появляется возможность субъектности в распоряжении собственным временем. А так как опыта самоорганизации мало, отсюда незанятый (неорганизованный) ребенок становится потенциально опасен. И общество вновь создает институты структурирования детского времени. Чудовищной, издевательской, по сути является практика организации летнего чтения. Ребенок ждет от каникул отдыха от учебного труда, а вместо этого его летнее время нагружается. Создается впечатление , что мало кто проверяет гигиеническую состоятельность списков домашнего чтения на лето. А в ситуации полного насаждения того, что нужно прочитать, каникулы оказываются безнадежно испорченными.

Другой аспект ожидания инобытийности состоит в том, что рутина и однообразие учебного года должны смениться яркостью, разнообразием, праздничностью. Это становится очень похожим на ожидание карнавала, весь год жители Италии терпели скуку, ограничения, однообразие, чтобы в период карнавала «оторваться», броситься в объятья низменной карнавальной культуры. И вот наступают летние каникулы и для подростка ничего необычного, принципиально нового, не происходит. Такое положение дел стимулирует самого ребенка найти приключение, реализовать несбывшееся ожидание.

Третий аспект ожидания инобытийности – надежда на реализацию мечты, грандиозных планов. Возможности заняться особенным делом, оказаться в особом сообществе, в особом статусе, в особом месте. Однако без помощи взрослых мечты подростков, да и юношей часто оказываются не сбыточными. Отсюда разочарование и обида на взрослых, эффект обманутого ожидания.

Четвертый аспект ожидания инобытийности – смена работы на отдых. Само по себе представление об отдыхе неоднозначно (от ничего не делания до смены видов работы), отсюда предположим, что сущность отдыха в произвольной регуляции интенсивности и содержания собственных занятий. высокая степени произвольности свидетельствует о состоянии отдыха, низкий уровень произвольности - о работе. Именно поэтому школьники, оказавшись на летних каникулах, так болезненно воспринимают стремление взрослых регламентировать их жизнедеятельность. Взрослые же нередко забывают об каникулярных ожиданиях ребенка, либо умывают руки (полагая, что это и их отдых от школьной учебы детей), либо пытаются действовать также как и в течение учебных четвертей.

Таким образом, получается, что «время каникул» в сознании детей и взрослых серьезно нагружено социокультурными значениями - означено, однако означенность зачастую на деле оборачивается иллюзией. Существует и другой знаковый временной отрезок воспитания - ожидание Нового года (Рождества), в который происходят похожие эффекты. Наше российское государство всегда пыталось диктовать народу образы времени: вводились и вводятся государственные праздники.

Попробуем сделать несколько выводов .

Воспитание представляет собой сезонное явление (от «сезон» - франц . saison - от лат. satio родительный падеж sationis - сеяние, время сева ; съезды для зимних потех, балов, театров; срок купанья, питья целительных вод и пр) . Сезонность воспитания означает, объективную обусловленность природно-климатическими циклами, соответствующими повседневными и событийными социокультурными практиками. Сезоны воспитания предполагают периоды учебного труда и каникулярного отдыха, которые должны принципиально отличаться по характеру жизнедеятельности. Природосообразность и культуросообразность времени воспитания требует от всех взрослых (педагогов, родителей, руководителей образовательных учреждений) адекватности. В противном случае воспитательные практики становятся менее эффективными. Но самое главное получается в том, что дети как более доверчивые следуют за социокультурными значениями времени, а взрослые, отражая всю относительность социокультурных значений, экономят ресурсы и разрушают воспитательные практики в их ценностно-смысловом ядре.

Результативность и эффективность воспитательных практик обусловлена программированием на основе понимания культурных параметров времени, поэтому воспитательные практики должны быть:

- своевременны, то есть соответствовать традиционной культуре годового цикла жизнедеятельности населения,

- подготовлены специальными ситуациями пробного опережающего существования (профилактика эффекта обманутого ожидания, стимулирования самоорганизации детьми собственной жизнедеятельности),

- построены как чередование и гармонизация (работы – отдыха, напряженности - расслабленности, долженствования – свободы, праздника - будней).

ОТ ЗАБОРА ДО ОТЪЕЗДА

Лето - это маленькая жизнь...

О. Митяев

Следующая тема – кратковременность жизнедеятельности. Здесь многое уже исследовано: ограниченность лагерной смены делает жизнь детско-подросткового летнего объединения интенсивной, предполагает четко обозначенные социальными психологами подъемы и спады группового настроения, изменения в структуре межличностных отношений и т.п.

Для подростка ограниченность времени лагерной смены величайшее благо свободы экспериментирования. Лагерная смена это целый мир, маленькая жизнь, предоставляющая право и возможность пробовать, совершать глупости в ситуации облегченных последствий – отсутствия «хвоста памяти» (никто не вспомнит, где и как ты ошибся). Идея М.И.Рожкова о социальных пробах представляется чрезвычайно подходящей для понимания возможностей детского загородного лагеря. Отсюда возникает искушение сделать эти социальные пробы сознательными, упорядоченными.

Лет пятнадцать тому назад, будучи сторонником деятельностного подхода и благоговейным поклонником организационно-деятельностных игр, я был твердо убежден в том, что для обеспечения активности подростка - участника лагерной смены совершенно необходимо помочь ему самоопределиться на предстоящую смену, спроектировать и спланировать свое участие в коллективной жизнедеятельности. Мы со всей максималистской дури молодых экспериментаторов разрабатывали и внедряли процедуры проблематизации и содействия самоопределению, проектированию и планированию и при всех наших усилиях результаты были более чем скромные. И вот однажды мы додумались, разделив смену на две серии, где в первой части участники осваивают коллективную жизнедеятельность в потоке времени, затем в краткий период отдыха и рефлексии смотрят на только что прожитое со стороны и тут уже могут самоопределяться, проектировать и планировать. Так появились двухсерийные смены с рефлексивной остановкой по середине. Тут вдруг стало понятно, какие мы гениальные. Дело в том, что задолго до двухсерийности была придумана модель «Маятник», согласно которой достижение целенаправленного участия подростка в коллективной жизнедеятельности следует только после многократного повторения фаз поверхностно-эмоционального, относительно упорядоченного, осознанного участия в коллективной жизнедеятельности.

Однако лагерь лагерем, а есть и другие воспитательные сообщества. Обратим свой взор на учреждение дополнительного образования детей способом организации времени воспитания здесь является так называемая «программа дополнительного образования», которая предусматривает многолетний цикл восхождения воспитанника к той или иной сфере социокультурных практик (художественное творчество, ремесло, естественно-научное исследование и т.п.). Такая программа включает несколько ступеней: восхождение от новичка до опытного исполнителя, от отдельного опыта до создания шедевра. На каждом из этапов программы предусматривается изменение социального статуса участника в коллективе, продвижение может сопровождаться инициациями (испытаниями и посвящениями). Участвуя в жизнедеятельности внешкольного объединения, подростки видят, что «старички» выпускаются, уходят, приходят «новички». Естественный процесс встреч и расставаний, из которых состоит жизнь.

В дополнительной образовательной программе могут быть рассчитаны вехи: участие в городском конкурсе, в региональных соревнованиях, Всероссийском фестивале. Получается, чем дольше по времени ребенок участвует в программе, тем на более высокий статус презентации своих достижений претендует.

С другой стороны программный цикл в системе дополнительного образования связан с индивидуальной успешностью ребенка в осваиваемой сфере занятий, поэтому возможно появление юных талантов, которые выходят на знаковые позиции (например, Всероссийский конкурс) вместе со старичками. Для этих одаренных скорость программы выше.

Время школьного воспитания менее структурировано, особенно в больших городских школах, для младших перспектива трех и более лет непонятна, не охватываема детским взором.

Однако есть хорошо программируемое время школьного воспитания – годовой цикл жизнедеятельности школы. Широко известен конструкт «восемь ключевых дел года» (В.А. Караковский), здесь налицо драматургия года, включающая завязку, развитие, кульминацию, одну, две или больше, развязку и финал. Вернемся на мгновение к внешкольным учреждениям, скажем в музыкальной школе годовой цикл предполагает две кульминации: серия новогодних концертов – выступлений (аттестация за полугодие) и апрель-май – отчетные мероприятия за год.

И вновь обобщим. В целях повышения результативности и эффективности воспитательных практик программирование логически законченного периода существования воспитательного коллектива должно:

- исходить из зависимости - чем длительнее время существования группы, тем в большей степени воспитанник должен быть защищен от публично обозреваемых ошибок;

- строиться по схеме цикла, производного от суммы циклов коллективной динамики, развития коллективных занятий, статуса личности в группе,

- актуализировать субъектность воспитанника путем создания условий для планирования им своего участия в коллективной жизнедеятельности на основе только что полученного опыта, в специально отведенное время с низкой интенсивностью занятий.

ДНЕМ И НОЧЬЮ

Утро-вечер, утро-вечер день и ночь.

Стрелки, цифры, циферблаты - сутки прочь.

Ю.Левитанский

Ночь уходит, день приходит,

Всё проходит, всё проходит...

М.Щербаков

Ключевая особенность временной составляющей жизнедеятельности ребенка в летнем лагере ее круглосуточность. Для обычного ребенка жизнь в учебном году делиться между разными ситуациями: дом + школа + занятия по интересам + улица. В условиях загородного лагеря - первичное временное объединение это и формальное и неформальное сообщество, в котором ребенок находится.

Сутки проживания ребенка в условиях загородного лагеря представляют собой цикл, начинающийся с подъема, постепенного восхождения от сна к бодроствованию и в конце вечера вновь - от бодроствования ко сну. Суточный цикл разделен на части, при этом приемы пищи самые удобные вехи: утро (до завтрака), утро-день (от завтрака до обеда), день (от обеда до полдника), день-вечер (от полдника до ужина), вечер (после ужина). В каждый из этих период есть свой темпо-ритм:

наиболее интенсивный - утро-день и день-вечер,

наименее интенсивный – день,

восходящий – нисходящий – утро и вечер.

Одной из проблем жизнедеятельности ребенка в лагере является эффект временной принудительности. Это обстоятельство, отмеченное А.Г. Кирпичником, В. П. Ижицким обусловлено тем, что у каждого человека имеются внутренние ритмы жизни (биоритмы), их воздействие на соматическое и психологическое состояние человека весьма значительно, именно внутренние ритмы определяют возможность саморегуляции. В разной степени участники лагерной смены способны адаптироваться к внешним ритмам – ритму лагеря и временного коллектива, отличаются возможности и пределы саморегуляции, «ускоренный темп деятельности могут создавать у школьников психологическое напряжение». Представим, что приехавший лагерь подросток ярко выраженный «жаворонок», то есть последние часы лагерного дня, он засыпает, проявляет недовольство вечерними кругами, анализом дня и проч.

Кроме физиологически целесообразной организации времени, важным представляется содержательность времяпрепровождения. Наиболее наполненным содержанием, как правило, являются интенсивные периоды и в определенной степени нисходящий(вечер). В это время проходят содержательные занятия, мероприятия внутри первичного коллектива и за его пределами. Логика выстраивается от объявления утром плана на день (незадолго после сна) и заканчивается анализом дня на вечернем кругу перед сном.

Характерной чертой бытия воспитанников в лагере является публичность (М.В.Воропаев, Б.В.Куприянов) – максимальная открытость для внешнего наблюдения приватных процессов и процедур. Публичность также можно определить как пространственно-временнную характеристику жизнедеятельности человека – круглосуточное пребывание в группе и обстоятельства реализации индивидуальных потребностей без обеспечения достаточной приватности. Преодоление публичности связано с передачей части времени в «зону неупорядоченности».

Однако ситуация временного коллектива не исчерпывает всей временной константы воспитания. Нахождение ребенка в школе – это тоже своего рода целостный цикл, начинающийся с входа, знакомства с встречающими взрослыми, дежурными и заканчивающейся прощанием. По аналогии с лагерем напрашивается структура школьного дня как отдельное педагогическое явление, в условиях популярности идеи «Школа полного дня» размышления о целостной и педагогически целесообразной конструкции становятся актуальными. В этом случае уместно деление на периоды со своим темпо-ритмом.

Подведем итоги размышления.

Результативность и эффективность воспитания обусловлены соблюдением гигиенически целесообразного цикла привычной жизни и выстроенными на его основе циклами отдыха и бодроствования, логики содержательного развития коллективной жизнедеятельности.

В НАШЕЙ ШХУНЕ СДЕЛАЛИ КАФЕ

 

Течет шампанское рекою, и взор туманится слегка.

И все как-будто под рукою, и все как-будто на века.

Б.Ш.Окуджава

Еще одна временная рамка воспитания связана с жизнедеятельностью воспитательного сообщества: школы, педагогического отряда, факультета и т.п. Наверное, можно объяснить временной параметр через цикличность развития воспитательной системы образовательного учреждения. То есть само по себе пространство воспитания тоже существует во временных рамках, следуя цикличной логике: зарождение системы, развитие, старение, возрождение. В этом смысле весьма интересно как эта временная рамка накладывается на воспитание. Весьма примечательно было выступление С.П. Афанасьева на конференции, посвященной истпедовскому юбилею, докладчик доказывал, что после ухода со сцены основателей факультета, потом А.Н. Лутошкина и Л.И. Уманского наступила эпоха расцвета – период, когда воспитательная система историко-педагогического факультета Костромского пединситута была системой с преобладанием самоорганизации, самоуправления и саморегуляции. Этот парадокс весьма примечателен, вот только ощутить эту временную координату воспитательного мира, в котором существуешь практически не возможно. Это время воспитания можно зафиксировать пост фактум рефлексивно – ретроспективно.

МОЕ ПОКОЛЕНИЕ СМОТРИТ ВНИЗ

Я сам из тех, кто спрятался за дверью ,

Кто мог идти, но дальше не идёт

Кто мог сказать, но только молча ждёт...

К. Никольский

 

Уже заканчивая текст, подумалось, что из рассмотрения совершенно выпала такая важная характеристика времени как эпохи, осознания себя в качестве важной части своего поколения. В данном случае поколение следует понимать в символическом аспекте – как современников той или иной эпохи жизни страны, общества, цивилизации. В советские времена деление на поколения, кажется, чуть ли не навязывалось: «довоенное», «послевоенное», «шестидесятники», «семидесятники». Может дело в неудобстве сокращений («девяностники», «десятники»), а может проблема в утрате важной части временной идентичности. Как наивно и в чем-то притягательно звучат слова: «Следующее поколение будет жить при коммунизме!». Дело, конечно, не в коммунизме, а в оптимистической временной идентификации. В отождествлении себя с поколением победителей, строителей, созидателей. Правда здесь возникает опасность идеологического манипулирования, кодирования.

 

НУ, ВОТ И ВСЕ, ДРУЖОК…

Легко метать мгновений бисер, Безбожно нарушать режим, И не зависеть, не зависеть, От маятников и пружин, Швырять секунды понапрасну На ерунду, на дребедень, Терять минуты ежечасно, Сорить часами каждый день !  

Г.Васильев, А.Иващенко

Итак, наступило время общих выводов. На основе положений, вычитанных у замечательных авторов, собственных наблюдений сформулируем несколько предположений.

Время воспитания раскладывается на несколько явлений:

- время как социокультурное обстоятельство воспитания,

- временная продолжительность и структура воспитательного процесса,

- временная структура единицы воспитания (ситуация, сутки, посещения образовательного учреждения).

Время, как социокультурное обстоятельство воспитания, задает такую характеристику как сезонность. Объективно в основе сезонности воспитания природно-климатические особенности и возникшие в их связи народные традиции (занятия и праздники). Сезоны воспитания отличаются по целостному образу (набору значений) – совокупности социальных ожиданий воспитателей и воспитанников, наиболее ярко выражены два противоположных типа: «сезоны учебы» и «сезоны каникул». Сезон каникул воспринимается как инобытийный по отношению сезону учебы. Поэтому наиболее болезненно, когда социальные ожидания детей не оправдываются вследствие не готовности воспитателей к обеспечению детских ожиданий. Российское государство на протяжении веков по идеологическим соображениям пыталось регулировать образы различных вех и периодов календарного года.

Время как продолжительность воспитания – реализуется через программный и годовой циклы жизнедеятельности. Каждый цикл жизнедеятельности обладает драматургией: от завязки до кульминации и финала. В разных воспитательных организациях количество кульминаций в программном и годовом циклах может существенно различаться. Существует относительно устойчивый сценарий продвижения во времени программы воспитания для большинства детей, однако у каждого воспитанника свой темп движения в рамках программы воспитания (смена социальных статусов в воспитательном коллективе).

Время как обстоятельство воспитания оказывает существенное влияние на временную структуру воспитания: последовательность событий годового цикла обусловлена сезонностью воспитания.

Чем короче время существования детско-подросткового коллектива, тем более свободен ребенок от последствий публично обозреваемых ошибок. Отсюда становятся понятными достоинства практики сводных отрядов (А.С.Макаренко).

В целевом аспекте воспитания детей, подростков и молодежи время представляется в виде необходимого объекта управления, развитие самостоятельности, целеустремленности, ответственности личности немыслимо сегодня без компетентности в сфере планирования и организации собственного времени.

Участие ребенка в жизнедеятельности воспитательных организаций (школа, учреждение дополнительного образования детей, общественная организация) может также измеряться обычным временем пребывания, скажем в обычной школе с 8 до 13-30. Время пребывания детей может быть зафиксировано как совершенно определенный формат, причем, внутри обладающей особой структурой: адаптация, основные мероприятия (уроки, занятия), завершение – прощание со сверстниками и взрослыми. Одно из важнейших требований к организации времени единицы жизнедеятельности воспитанника – гигиеническая состоятельность.

Весьма любопытными направлениями исследованиями времени воспитания являются связанное с типологическим временем воспитания возрастной когорты – поколения ( «Эпоха моего поколения») и временем - периодом развития воспитательной организации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1 . Воропаев, М. В. Социальное воспитание в военизированных учебных заведениях [Текст]/ М. В. Воропаев; науч. ред. А. В. Мудрик. – М.: Academia, 2009. - 343 с.

2. Кирпичник, А.Г. Летние объединения старшеклассников[Текст]/ А.Г.Кирпичник, В.П. Ижицкий. - М.: Знание, 1984. - 80 с.

3. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов[Текст] / А.В. Мудрик // Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

4. Хуснутдинова И.Н. О педагогическом содержании понятия «летний отдых» [Текст] / И.Н. Хуснутдинова // Развитие личности - 2000 .- №1. – С. 45-51.

 

Идея подсказана член-корр. РАО, д.п.н., профессором А.В. Мудриком

Большой энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. – 656 с.

Даль В.И. Толковый словарь русского языка: соврем. написание / В.И. Даль. – М.: Астрель: АСТ, 2003. – 759 с.

Эту идею я читал или слышал от Михаила Владимировича Воропаева.

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение