СТУПЕНЬ 2 - ПЕРВЫЙ ЭТАП СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ИЛИ ВТОРОЙ ЭТАП БАЗОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Основные характеристики
Содержание образования на этом этапе обычно нацелено на завершение базового образования , которое начинается на ступени 1 МСКО . Во многих , если не в большинстве стран , педагогическая задача заключается в том , чтобы заложить фундамент для обучения в течение всей жизни человека и развития его личности , на основе чего страны могут систематически и далее расширять возможности образования . Программы на этой ступени обычно характеризуются большей предметной ориентацией при специализации преподавателей , и чаще всего несколько преподавателей проводят занятия по своим специальным предметам . На этой ступени завершается приобретение базовых навыков .
Окончание этой ступени часто совпадает с завершением обязательного школьного образования там , где оно существует .
Критерии классификации
Для определения этого уровня применяются следующие критерии :
Основные критерии
- начало преподавания по предметам с использованием более квалифицированных учителей , чем на ступени 1;
- полное завершение приобретения базовых навыков и формирования основ для обучения в течение всей жизни .
Вспомогательные критерии
- поступление после 6 лет начального образования ;
- окончание этой ступени наступает примерно через 9 лет обучения в школе с момента начального образования ;
- окончание этой ступени зачастую совпадает с окончанием обязательного образования в странах , в которых оно существует ;
- часто в начале этой ступени разные учителя начинают проводить занятия по своим специальным предметам .
Дополнительные параметры
Для описания этой ступени необходимы два дополнительных параметра :
- вид последующего образования или занятия ;
- ориентация программы .
Вид последующего образования или занятия
Программы ступени 2 МСКО можно подразделить в соответствии с предназначением , для которых эти программы подготовлены , что приводит к следующим различиям :
• МСКО 2 А : программы , предназначенные обеспечить прямой доступ к ступени 3 в такой последовательности , которая в конечном итоге приведет к высшему образованию , т . е . к поступлению на ступень МСКО 3 А или 3 В ;
• МСКО 2 В : программы , предназначенные обеспечить прямой доступ к ступени 3 С ;
• МСКО 2 С : программы , в первую очередь предназначенные обеспечить прямой доступ на рынок труда по окончании этой ступени ( которые иногда именуются “ заключительными ” программами ).
Ориентация программ
Этот второй дополнительный параметр подразделяет программы на три категории :
Общее образование - Основная задача этого образования подвести участников к более глубокому пониманию предмета или группы предметов , особенно ( но необязательно ) в целях подготовки участников к дальнейшему ( дополнительному ) образованию на этой же или более высокой ступени . Успешное завершение этих программ может давать участникам квалификации , пользующиеся спросом на рынке труда . Эти программы в основном проводятся на базе школы . К этой категории следует относить программы с общей ориентацией , а не концентрирующиеся на конкретной специализации .
Допрофессиональное или дотехническое образование - Это образование в основном нацелено на знакомство участников с миром труда и их подготовку для поступления на программы профессионального и технического обучения . Успешное завершение таких программ еще не ведет к соответствующим профессиональным и техническим квалификациям , пользующимся спросом на рынке труда . Чтобы программа считалась допрофессиональной или дотехнической , по крайней мере 20% ее содержания должно быть профессионально - техническим . Этот минимум необходим для обеспечения того , чтобы профессиональный или технический предмет был не одним единственным среди многих других .
Профессиональное или техническое образование - Это образование в основном нацелено на то , чтобы участники приобрели практические навыки , “ ноу - хау ” и суждения , необходимые для работы по конкретной специальности или профессии или роду занятий либо профессий .
Успешное завершение таких программ ведет к приобретению пользующихся спросом на рынке труда профессиональных квалификаций , признаваемых компетентными органами страны , в которой они приобретены ( например министерство просвещения , ассоциации предпринимателей и т . д .). Программы в этой категории можно подразделить на два типа :
- ориентированные в первую очередь на теорию ;
- ориентированные в первую очередь на практику .
Также включает :
В странах , где начальное образование является частью “ базового образования ”, второй этап “ базового образования ” должен включаться в ступень 2. Если “ базовое образование ” официально не делится на два этапа , то в ступень 2 включаются годы после шестого года обучения .
Эта ступень включает программы образования для детей с особыми потребностями и все образование взрослых , которое по содержанию аналогично образованию , предоставляемому на этой ступени , например , образование __________ , которое дает взрослым базовые навыки , необходимые для дальнейшего обучения .
|