Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование и учебные пособия

20.01.2005 г.

О введении предшкольного образования
(рабочие материалы Министерства образования и науки РФ)

Обеспечение доступности качественного образования

Необходимость выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения свидетельствует о целесообразности введения «предшкольного образования»; создания условий для обеспечения доступности дополнительного образования детей, ориентированного на формирование успешности ребенка, развитие его индивидуальных способностей.

В настоящее время уровень охвата детей дошкольными учреждениями составляет в среднем 59%. При этом, только 55% детей 5-летнего возраста посещают детские сады. Доля детей, обучающихся в системе дополнительного образования, составляет 38,5 от общей численности детей школьного возраста.

Исходя из проблемы выравнивания стартовых возможностей детей их разных социальных групп и слоев населения, целесообразно апробировать следующую структуру общего образования:

1. «Предшкольное образование» (1 год).
2. Начальная школа (4 года).
3. Основная школа (5 лет).
4. Профильная школа, лицей, гимназия (2 года).

В течение всего периода организации обучения в общеобразовательной школе учащимся должны предоставляться услуги дополнительного образования.

«Предшкольное образование» не носит обязательного характера и может быть рекомендовано гражданам как эффективный способ выравнивания стартовых возможностей детей, идущих в первый класс начальной школы. В основе «предшкольного образования» должны лежать игровые формы и методы обучения. При этом занятия целесообразно проводить главным образом на базе сети учреждений дошкольного образования.

Профильное обучение главным образом должно быть сориентировано на расширение возможностей выбора учащимися индивидуальных образовательных траекторий. Предстоит отработать механизмы, позволяющие учащимся сочетать обучение в различных учебных заведениях – не только общеобразовательных, но и заочных, очно-заочных школах, учреждениях дополнительного образования и пр.

С целью сохранения здоровья детей следует рассмотреть различные варианты снижения нагрузки учащихся. Учитывая, что аудиторная нагрузка учащихся в России выше, чем, например, в европейских странах на 10–15%, целесообразно апробировать снижение недельной нагрузки учебного плана при соответствующем увеличении уровня оплаты педагогического часа учителя (за счет уменьшения нормы часов на ставку заработной платы). При этом индивидуализация занятий учащихся и расширение для них возможностей выбора образовательных программ могут финансироваться из дополнительных источников как бюджетных, так и внебюджетных.

Отдельным ориентиром в структуре преобразования должен стать комплекс мер, обеспечивающих заполнение высвобожденного времени при сокращении учебной нагрузки для учащихся малокомплектных сельских школ, специализированных образовательных учреждений и других учебных заведений, а также их финансирование. Большее распространение должны получить лучшие образцы организации работы школ полного дня для нуждающихся в этом семей.

Процесс интеграции системы общего образования с дополнительным и предшкольным образованием позволит усилить воспитательную составляющую образовательного процесса, значительно повысить социальный и культурный потенциал детей, у которых по разным причинам нет условий для нормального развития в семье. Это также позволит не навязывать обучающимся в процессе воспитания определенные ценности и нормы деятельности, а создать условия для свободного самоопределения граждан относительно разделяемых ими ценностных ориентиров. При этом следует поддерживать участие в воспитании обучающихся различных общественных организаций и объединений. Конструктивное сотрудничество образовательных учреждений и общественных организаций должно стать основой не только формирования общечеловеческих ценностей у молодого поколения, но и способом, обеспечивающим участие образования в строительстве гражданского общества.

Интеграция общего и дополнительного образования должна позволить более эффективно решать ряд серьезных социальных задач. В этой связи также следует особое внимание уделить развитию русского языка как языка общенационального единения и консолидации общества. – разработать и внести законодательные изменения по структуре стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
– разработать и апробировать стандарты общего образования на основе новой структуры;
– отработать различные механизмы финансирования дополнительного образования учащихся общеобразовательных учреждений;
– распространить методические рекомендации по организации работы школ полного дня;
– апробировать различные модели организации общего образования с учетом введения «предшкольного образования» детей с 5–6 лет.

Обоснование предшкольного образования
Стратегический план по переводу детей над предшкольное образование с 5 лет
(в рамках изменения ФЗ РФ «Об образовании» с 01.01.05 г.)

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение